Со счёта опять улетела не оговоренная с нею сумма
Да-да, подарки ей на день рождения, годовщины знакомства и свадьбы, на Новый год, 8-е Марта, милые приятные пустячки и цветы без повода стали для молодой жены настоящей проблемой. Не потому, что молодой муж забывает о них или скупится. Нет. Не забывает и не скупится. Помнит, покупает, заказывает, устраивает, старается удивить и порадовать, на любимой жёнушке не экономит. Но!
Поженившись, они сразу открыли общий счёт, на который переводят свои зарплаты. А поскольку хотят ребёнка, решили накопить на всё необходимое для него, поменять машину на более «семейную», создать «подушку безопасности», ну, и откладывать на отпуск – хочется же поездить, мир посмотреть. Так что на ежемесячные расходы, включая квартплату, уговорились оставлять 25 тысяч, остальное не трогать.
И так, сообща и в полном согласии, они вместе покупали, заказывали, планировали, на чём-то экономили, что-то необязательное, но приятное себе позволяли, радовались, что укладываются в назначенную самим себе сумму.
И вот сидит молодая рачительная хозяйка на работе, и вдруг её телефон издаёт задорный свист, сопровождающий сообщение о том, что со счёта улетела незапланированная, не оговоренная с нею сумма.
Куда улетела? А, вот: цветочный магазин, одёжный, обувной, магазин подарков, косметики, доставка еды, кафе. Зачем? Почему? А посоветоваться, предупредить? Договаривались же! Что это значит?..
Пишет мужу: в чём дело? Что за расходы? Муж лаконично отвечает: скоро узнаешь. Сюрприз. И подмигивающий смайлик.
Жена до конца дня как на иголках, раздираемая догадками и тревожными предположениями: что за сюрпризы такие за неделю до получки на полторы тысячи/две семьсот/три пятьсот(!..)/триста двадцать (?..) рублей?
Вечером всё разъясняется: любящий, внимательный муж купил ей цветы, подарок, милый пустячок, заказал столик в кафе.
Но того очарования, которое было в досвадебные времена, уже нет, поскольку она знает, сколько это стоило, успела попереживать из-за потраченной суммы, критически оценивает соотношение цены и качества сюрприза и вообще считает, что эти деньги можно (и нужно!) было потратить гораздо рациональнее.
Она пытается, конечно, скрыть своё возмущение/разочарование/раздражение, делает вид, что довольна и благодарна, но не очень успешно.
Муж видит, что не угодил, не понимает, в чём виноват, у него тоже портится настроение. Деньги потрачены, удовольствия ноль. Обоим.
Несколько дней отношения между ними натянутые, каждый чувствует себя одновременно и обиженным, и виноватым. Потом, конечно, всё налаживается.
Но вот приближается очередной праздник, жена мечтает о каком-то подарке, даже даёт намёк мужу и в очередной раз вздрагивает, видя, как со свистом со счёта улетает очередная сумма. И всегда эта сумма больше или меньше её ожиданий. Радость от подарка омрачается мыслями о том, что муж на нём сэкономил или, наоборот, был неоправданно расточителен.
И вообще, получается, что подарки оплачиваются из общего семейного бюджета, то есть, и из её денег тоже?
В сердцах она сменила звук на телефоне. Теперь вместо бодрого свиста списание денег на то, чтобы её порадовать, стало сопровождаться гнусным кваканьем.
Молодую жену мучило ощущение какой-то неправильности. Разве так должны выглядеть подарки и сюрпризы от любимого мужа? Она уже чувствовала, что начинает ненавидеть праздники.
Вот, например, она сама не доставляет мужу таких поводов для неприятных размышлений. (Хотя неизвестно, размышлял бы он вообще об этом). У неё зарплата состоит из двух частей – большая часть, оклад, идёт на карточку, меньшая, премиальная, выдаётся наличными. Они с мужем сразу решили, что эта часть будет оставаться у неё на руках, так сказать, «на шпильки». Часть, хоть и меньшая, да не такая уж маленькая. Ей хватало и на «шпильки», и на подарки мужу, и небольшой запасец наличных всегда был в кошельке.
Муж не был ленивым, брал подработки, часто выходил работать в выходные и праздничные дни, получал премии, но всё это его бухгалтерия приплюсовывала к зарплате и всё вместе переводила на карточку. Таким образом, хоть его ежемесячный доход и был побольше, чем у жены, но всё уходило в общую казну, свободных наличных хотя бы «на помазок» у него не оставалось.
Он привык везде расплачиваться карточкой, и отсутствие наличных в кармане его не смущало. Если шли куда-то, где предполагались какие-то развлечения, аттракционы, уличные угощения, то снимали нужную сумму со счёта.
Иногда жена подкидывала мужу немножко «мелочи», и оба чувствовали при этом неловкость. Как будто заботливая мама подсовывает тайком от папы великовозрастному оболтусу деньжат на кино с девушкой.
Молодая женщина, для которой денежные взаимоотношения в семье превратились в очень неприятную проблему, несмотря на то, что муж всю зарплату до копеечки отдавал в общий котёл, пришла с этим вопросом к своей маме.
Мама сказала, что у них такой проблемы не было. Зарплату они получали на руки наличными, у отца всегда была возможность подработать, зарплату вместе с прогрессивкой, отпускными и тринадцатой зарплатой он отдавал ей, а уж подработки, сверхурочные – это его. И не было принято на все праздники дарить подарки, букеты и заказывать столики в ресторанах. И выбора такого не было. И такого разброса цен. Поэтому, если она хотела на день рождения или на Новый год отрез на платье, туфли-лодочки, фен или сумочку, то говорила заранее, и он, накопив нужную сумму, вёл её в магазин, и они вместе покупали. И так, по мелочи и без повода, тоже дарил. То, бывало коробку зефира в шоколаде, то косынку красивую, то билеты в театр, то духи. Зашёл в «Галантерею» за лезвиями и мылом для бритья, видит – духи, женщины берут, хвалят, говорят, польские, дефицит. Он и взял. А прятать, ждать праздника – это он не умел. Сразу и отдал. Мамины глаза затуманились приятными воспоминаниями.
Дочь задала этот вопрос и своей тёте, маминой младшей сестре. У тёти было примерно так же: муж работал дальнобойщиком, потом водителем на персональной машине, возможностей и подработать, и достать дефицит у него было много. А всю зарплату – святое дело! – до копеечки жене. К тому же, у тётки была особенность: она терпеть не могла срезанных цветов, особенно теперешних – то подкрашенных, то проткнутых проволокой, то вставленных в пенопласт, с сеточкой на бутоне, как на голове у стиляги. Но зато она обожала дачу, и дача их утопала в живых цветах. Поэтому она сразу сказала: если цветы, то только в виде саженцев, черенков, семян или в горшке.
Хорошо тётиному мужу. А она-то, их молодая племянница, обожает букеты, особенно дизайнерские.
Сейчас и он, и папа на пенсии, но оба подрабатывают, и проблем с подарками своим жёнам у них нет.
Тогда юная родственница обратила свой пытливый взор на меня и в моём лице нашла понимание своей проблемы.
Мой первый муж тоже гордо отдавал мне всю зарплату. Весьма скромную, никак не соответствующую тому времени, что он проводил на работе. Никаких приработков у него не было. Он «занимался наукой» и считал неприличным на ней «наживаться». Хотя другие в его НИИ, на подобных же должностях, как-то умудрялись: что-то совмещали, что-то публиковали, имели дополнительно половину или хотя бы четверть ставки.
Мой оказался не таким. Зарплату свою считал очень хорошей, что сколько стоит, не знал и не интересовался и так, в счастливом неведении, был передан из заботливых маминых рук в не менее заботливые, трудолюбивые и экономные мои.
Он считал, что говорить о размерах зарплаты неприлично, главное, что преисполняло его мужской гордостью и награждало спокойной совестью – это то, что он приносил домой и вручал мне свою зарплату до копейки. Буквально – с выгребанием из карманов даже мелочи.
Сложивши передо мной на столе кучку бумажных денег и монет, он вытягивал из неё одну бумажку и откладывал в сторону: это я должен отдать, занимал на работе, купил две нужные книги. Вытягивал ещё одну: скидываются сотруднице на день рождения. И ещё одну: потерял где-то кожаную перчатку на меху, надо срочно купить новые. И ещё: через три месяца оформлять подписку на год, надо заранее отложить, а выписывал он себе журналов на сумму, сильно превышающую его месячную зарплату. Ну, так это же на целый год, и главное, необходимое по работе, ну, и несколько для души. А вот это – и он с хитрым выражением лица выуживал ещё одну бумажку немаленького достоинства – это кое-кому на подарок!
И, распределив таким разумным способом свою зарплату, уже отданную в семейный бюджет, он, довольный, с чистой совестью забирал отодвинутые в сторонку деньги, необходимость которых честно объяснил, и оставлял меня с сильно поредевшей кучкой оставшихся.
Надо сказать, что всё время нашей совместной жизни заботливая мама снабжала его единым проездным билетом, деньгами на обед на работе и сигаретами. А то бы оставшаяся на жизнь кучка денег не то что поредела ещё больше – она бы вообще облысела.
Так что я свою молодую родственницу ох как понимала. Помочь только не могла. Я-то в своё время решила вопрос радикально – развелась с бескорыстным служителем науки, сгрузив его обратно в истосковавшиеся мамины руки. Не из-за журналов и подарков, конечно, но этот аспект сыграл немаловажную роль.
Но родственница моя разводиться не хочет. Мы посоветовали ей разрешить мужу оставлять какую-то часть заработка себе. Негоже взрослому мужчине не иметь ни копейки своих денег и брать у жены ей же на подарок.
Тут как раз её мужа перевели на другую должность, где плюс к окладу выплачивался определённый процент, причём сумма эта не была постоянной. Он стал получать этот процент на руки.
Казалось бы – всё наладилось. Семейным бюджетом распоряжаются совместно. Все подарки и сюрпризы - из личных денег. Кваканье телефона оказалось не таким уж гнусным, скорее, смешным. Как и хотела, молодая жена не знает теперь, где, за сколько, по акции, со скидкой или нет, купил муж цветы, подарки, заказал столик или угощение на дом. Это просто знаки внимания от любимого мужа. И ни слова о деньгах! Но!
Теперь её мучают мысли – а сколько у него этих «личных» денег? Праздники-то не каждый месяц. Сколько у него накопилось? Подарки не такие уж дорогие. В прошлый раз совсем скромный был. Мало заработал? Или?.. Или тратит на кого-то ещё?.. Как узнать? Как проконтролировать? Как тут быть спокойной??.
27.11.2021
Свидетельство о публикации №224021101150