Обыкновенный рассказ

          В тот поселок, где жил Севка, я приехал по работе. Это сейчас я работаю писателем, а тогда писать я только начинал, а основным местом моей работы был крупный агропромышленный холдинг. Оттуда меня, Ильина Сергея и Рощина Алексея и направили настраивать новое оборудование на молочных фермах в Севкином поселке.
          Наш начальник, Егор Петрович, вызвал нас к себе и сказал: «Ну что, баламуты, поедете настраивать заграничное оборудование на новых российских фермах».
          «А почему Родина доверяет именно нам?» - спросил его тогда Алексей.
          «Потому что у вас самая веселая бригада» - недовольно ответил Егор Петрович и уткнулся в свои бумаги.
          «Что, и премия будет?» - снова спросил Алексей.
          «Там посмотрим» - сказал Егор Петрович, выдал нам командировочное удостоверение и снова уткнулся в свои бумаги.
          К вечеру добравшись до райцентра, мы остановились в небольшой гостинице, там переночевали и утром поехали на фермы.
          Фермы были новенькие, только что сданные подрядчиком. Зашел я внутрь и сердце мое забилось, как у ребенка: как же здесь чисто, светло и просторно; в каких замечательных условиях будут работать наши сотрудники и жить наши коровки. Какое замечательное молоко у них будет! Жаль, что такие фермы сейчас не в каждой деревне и селе!
          Внутри приятно пахло сеном. Кормушки были набиты им до краев и несколько коров, уже начинающих обживать свои стойла, довольно жевали. Остальные кормушки пока ждали своих новых хозяев, которые до вечера были на пастбище. Надо сказать, что по своей работе, я достаточно поездил по всяким фермам. Был и на старых, и на новых. И знаете, что я заметил? Что не только людям приятно работать в новых и чистых стенах. Все - и люди, и животные - на таких фермах выглядят счастливее. Это сразу ощущаешь. Заходишь в старый коровник, а там темно и пахнет неприятно. И люди недовольные. Часто ругаются между собой и на животных. И животные выглядят несчастными. Жуют свое сено с грустными глазами и жалобно мычат. Другое дело в новом коровнике! Люди работают с удовольствием и охотой. Не раз мне приходилось наблюдать живой огонек в их глазах! А вместо ругательств я всегда здесь слышал смех и шутки. И у животных здесь глаза другие. Ясные какие-то. Как у людей, когда у них все хорошо. Нет, животные все понимают. И горе, и ласку, не меньше, чем мы. Налаживая оборудование с раннего утра и до позднего вечера, не раз мне приходилось наблюдать, как животные с неохотой уходят из новых коровников (прямо гнать их отсюда приходится) и как легко они возвращаются обратно.
          Вот и на эту ферму приехали мы спозаранку. С коллегами мы давно уяснили, что любят деревенские того, кто так же рано, как они, на работу приходит. Всегда, во всех деревнях и селах, где мы работали, смотрели на нас местные жители с уважением. Ты же инженер! В их глазах почти, что профессор! И разговаривали почтительно. И с вопросами-расспросами не лезли, в работе не докучали. Ждали, пока все настроим, а потом их обучим. Но вот если ты на работу будешь к обеду приходить, тут половина их уважения сразу теряется. В их глазах ты уже лентяй! А лентяев они не любят.
          Зашли мы на ферму. Все с нами почтительно поздоровались. И мы с таким же почтением всех поприветствовали, и каждый принялся за свое дело. Мы с Алексеем "управление фермой" и доильное оборудование пошли настраивать, а Сергей проверять приборы отопления и водоснабжения (герметичность всяких датчиков и прочее).
          Спустя какое-то время, настройку мы завершили. Теперь надо бы проверить. Вышли мы из комнаты управления в светлый чистый зал, чтобы попросить кого-то из доярок привести корову для пробного доения, и тут я познакомился с Севкой.
          Это был сын местной доярки, черноволосый зеленоглазый мальчонка одиннадцати лет. Идем мы по залу в поисках доярки, а он вилами махает, кормушки набивает сеном.
          - Это какой же большой работник! - весело сказал Сергей.
          Севка остановился, серьезно и оценивающе посмотрел на него и дальше вилами замахал, дескать, видали мы тут уже таких шутников.
          - Коров-то не боишься? - не унимался Сергей.
          Но Севка усердно работал и больше не обращал на него никакого внимания.
         Мы с Алексеем весело смотрели на Сергея, дескать, что, утерся?!
          - Ладно, где тут взрослые? - серьезно сказал Сергей.
          - А вам кого надо? - дельно спросил Севка.
          - Доярка нам нужна. Оборудование хотим испробовать, - ответил Сергей.
          - А, так я мамку сейчас позову, - бойко сказал Севка, бросил вилы и стрелой полетел через новенькую галерею в соседний зал.
          Мы с коллегами весело переглянулись. Сергей проводил Севку взглядом, посмотрел на меня и кивнул головой в сторону галереи, дескать: «Каков, а!» Алексей уселся на стожок еще не раскиданного по кормушкам сена. Сергей пошел по залу на всякий случай осмотреть трубы. А я просто встал, опершись локтем на ограждение стойла.
          Спустя несколько минут Севка вышел из галереи вместе с молодой красивой женщиной.
          - Вот, мамка моя, - отрапортовал Севка.
          - Марина, - представилась женщина.
          Марину мы уже встречали утром, когда пришли на ферму. И сразу обратили на нее внимание, поскольку она отличалась от других доярок.
          - Какая красивая у тебя мамка! – сразу же выдал Сергей.
          Марина, и вправду, была очень красивая. Чистая рабочая роба, казалось, была сшита прямо по ее стройной фигуре. Из-под синей косынки, какие носили все работницы фермы, выбивалась прядь пшеничных волос. Марина смотрела на нас чистыми карими глазами. А губки и носик ее были настолько аккуратны, что я сразу подумал, что ее хоть сейчас можно фотографировать для обложки журнала «Работница». Настолько Марина показалась мне фотогеничной и я искренне пожалел, что сейчас этот прекрасный журнал несколько сменил свое амплуа. А ведь есть еще женщины в русских селеньях! Но о них сейчас почти никто не знает.
          - У нас и папка сильный, - в этот момент ответил Севка Сергею.
          Сергей сделал серьезную гримасу и посмотрел на Севку, и мы все рассмеялись. Севка смотрел на нас с непониманием.
          - Тебя как хоть звать-то? – спросил Сергей.
          - Севка!
          - А полностью это как?
          - Савелий.
          - А я думал, Севастьян! – и Сергей протянул Севке руку для рукопожатия.
          Севка серьезно посмотрел на Сергея, но руку пожал.
          - А что? Тоже подходит, - сказал Сергей и всех нас по очереди представил Марине с сыном.
          Мы объяснили Марине задачу и она пошла за коровой. Сергей остался ждать ее, а мы с Алексеем направились в комнату «управления стадом».
          - Хочешь с нами? – спросил я Севку.
          - А можно? – и глаза Севки заблестели.
          «Пойдем» - махнул я ему рукой вместо слов.
          Через несколько минут Сергей с Мариной все уладили и он тоже зашел к нам в комнату.
          - Сначала сами попробуем, потом вам растолкуем, - крикнул Сергей Марине с порога.
          - Ну что, запускаем? – спросил Алексей.
          - Нравится? – обратился Сергей к стоящему неподалеку Севке.
          Севка кивнул.
          - Это тебе не ракету в космос запускать. Здесь все сложнее, - и Сергей весело подмигнул мне.
          Спустя час и испытания и обучение были завершены, и мы стали собирать свои вещи. Севка все это время был с нами рядом и внимательно следил за происходящим.
          - А вы теперь уедете? – спросил он в тот момент, когда Алексей складывал свой ноутбук.
          - Завтра еще раз все проверим, убедимся, что все хорошо и тогда уедем, - ответил я.
          - Будешь скучать, Себастьян? – спросил Сергей, набирая номер офиса, чтобы отчитаться о работе.
          Севка снова серьезно посмотрел на него.
          - А что? Тоже подходит, - сказал Сергей и отошел в сторону, так как ему ответили.
          - Что, скучно здесь тебе? – спросил я.
          - Нет. Наоборот, интересно. Все новое.
          - Да я не про ферму. Я про деревню.
          - Почему же скучно? Когда в деревне скучать-то?
          - А почему же ты на ферме торчишь? Каникулы же!
          - А я только до обеда здесь. Мамке помогаю. А потом занимаюсь, чем хочу.
          - А чего помогаешь? Нужда какая? – спросил Алексей.
          - Жалко мне ее, - ответил Севка. – Она у меня вон какая красивая. А за тяжелой работой разве долго красоту сохранишь. Вот и помогаю, чтобы подольше красивой оставалась. А нужды у нас никакой нет. Мы неплохо живем. Мне, как каникулы начались, даже велосипед купили. За то, что школу хорошо закончил.
          - Значит, в деревне сейчас жить можно? В город не хочешь? – спросил вошедший Сергей.
          - В нашем поселке можно. Сейчас, как новую ферму построили, есть где работать. Но это не везде, ведь, так. Мы вот тоже уже уезжать собирались. Да хорошо, не успели.
          - Значит, нравится тебе в деревне? – спросил я.
          Севка кивнул.
          - Наш поселок большой. Народ есть еще. А вот соседние – которые вымерли почти, одни старики остались, которые вымирают, молодежь потихоньку уезжает. Я вот вырасту, заведующим фермой стану, - добавил он.
          Несмотря на свой небольшой возраст, Севка рассуждал довольно по-взрослому. Это мне очень понравилось. Да и Севка мне сразу понравился – добрый симпатичный мальчуган.
          - Дело хорошее, - сказал Сергей Севке. – Ладно, мужики, нам велено в соседнее Новодрожкино съездить. Там оборудование проверить надо.
          Севка вопросительно посмотрел на меня.
           Хочешь с нами? – сказал я.
          Севка снова кивнул.
          - А мамка-то отпустит, Селиван? – после того, как Севка его проигнорировал при встрече, Сергей, видимо, так мстил ему.
          - Что, тоже подходит? – сказал Севка, серьезно взглянув Сергею прямо в глаза.
          - А то, - улыбнулся Сергей.
          - Я сейчас у мамки спрошу, - и Севка выбежал из комнаты управления стадом.
          - Чего дразнишь мальчишку? – спросил Алексей.
          - Ладно, больше не буду. Хороший парень, - ответил Сергей.
          Мы сложили оставшиеся вещи, и вышли в зал.
          - Жди, ты же ему предложил с нами поехать, - сказал Сергей, и они с Алексеем пошли в машину.
          Я остался на месте и оглядывал ферму. Под ее новеньким потолком уже обосновались воробьи. Они громко и весело щебетали, перелетая с одной балки на другую. Ферма постепенно обживалась всеми ее постоянными обитателями. Скоро здесь появятся и голуби, и тогда ферма заживет полной жизнью. Через несколько минут Севка с мамой снова появились их галереи. По красивым карим глазам Марины я понял, что она была взволнована.
          - Вы его не слушайте! Чего удумал? – выпалила она с ходу. – Ему делать нечего, вот и пристает к вам. А вы приехали не с ним нянчиться. Он так-то с отцом то на тракторе, то на комбайне катается. А сегодня проспал. Вот и пристал к вам.
          Я посмотрел на Севку и в его глазах разглядел обиду на слова матери. Дескать, он нам тут рассказывал, как ее жалеет, а она, может и для того, чтобы не отпускать никуда, выставила его каким-то бездельником.
          «Понял, Севка, не права твоя мамка» - подумал я.
          - Если Вы не боитесь его отпускать с незнакомыми людьми, то нам он не помешает, - сказал я.
          - Какие же вы незнакомые? На одном предприятии работаем, - по-деревенски доверчиво ответила Марина.
          - Ну, тогда пойдем, Севка! Вечером доставим его целым и невредимым.
          И Севка, весело махнув матери рукой, посеменил рядом.
          Сергей с Алексеем сидели в машине. Я открыл заднюю дверь и Севка юрко забрался на заднее сиденье нашего служебного «Патриота».
          - Ну что, отпустили такого помощника? – весело сказал Сергей. – Кто мамке-то помогать будет?
          Севка по-детски напряженно задумался. Наверное, воспринял слова Сергея всерьез и сейчас решал – может, действительно, стоит остаться?
          - Ничего, один раз можно! – поддержал Севку Алексей и наш «Патриот» тронулся с места.
          - Короткую дорогу покажешь? – спросил у Севки Сергей.
          - Покажу, - радостно и с готовностью сказал Севка. – Тут если по полям ехать, правда, короче будет.
          И Севка посмотрел на меня.
          - А ну-ка, Алексей, возьми штурмана вперед, - я помог Севке перебраться на переднее сиденье.
          Севка уселся на краешек сиденья и оперся руками на панель.
          - По этой дороге надо ехать, - и Севка ткнул пальцем вперед.
          - Как скажешь, - улыбнулся Сергей.
          От фермы мы выехали на окраину деревни и резко повернули направо, как велел Севка.
          - Вот тут прабабкин дом стоял, - Севка ткнул пальцем в остатки дома, заросшего бурьяном. Крыши на нем давно не было, а от стен осталась только добрая гнилая половина. За домом располагался одичавший сад, в котором, почти по нижние ветки заросшие травой, росли яблони и вишни. Отвыкнув от человеческих рук, они уже давно не давали плодов. А, если вдруг в какой год и вырастали на яблоньках несколько яблок, то были они маленькими и кислыми. Даже саду нужно внимание! А что про человека говорить? Даже такого маленького. И я посмотрел на счастливого Севку.
          - Видел прабабку-то? – спросил Алексей.
          - Нет, - покачал головой Севка. – Она умерла, когда я еще не родился. Мама мне про нее рассказывала. Говорила, что она прадеда до конца жизни с войны ждала.
          - А прадед погиб, получается? – серьезно спросил Сергей.
          - Пропал без вести. Правда, я не знаю, что это значит. Но так мамка рассказывала. Наша соседка говорит, что мамка в прабабку такая красивая. У нас от них с прадедом одна фотография осталась. Где-то в столе лежит. Папка ее в прошлом году на палочку крепил, и мы с ней по поселку на 9 Мая ходили. В Бессмертном полку. А потом опять в стол убрали.
          - А в этом году, что не ходили? – опять поинтересовался Сергей.
          - В этом году я болел сильно. Папка вечером мороженое привез. А оно такое вкусное оказалось. Так мне понравилось. Папка с мамкой своим мороженым со мной поделились, а к вечеру у меня горло заболело, и температура поднялась. Все 9 Мая я в постели провалялся. Поэтому мы и не пошли никуда. И фотографии, поэтому, не доставали.
          - Ну, ничего, в следующем году обязательно пойдете, - поддержал Алексей.
          - Только мороженое накануне не ешь, - Сергей посмотрел на Севку с доброй улыбкой.
          Севка это почувствовал и впервые улыбнулся Сергею в ответ.
          - А вот в этом месте мы с папкой купаемся, когда с поля домой едем, - Севка ткнул на небольшой спуск к реке.
          За время нашего разговора мы уже успели отъехать от деревни и теперь ехали по полю.
          - Вы мамку не слушайте. Я с утра ей всегда помогаю, иначе меня отец с собой не берет. А, когда он обедать приезжает, иногда уезжаю с ним. Но это не всегда бывает. Не всегда у него возможность есть дома пообедать. Особенно, когда посевная или уборочная. Или когда совсем далеко от дома уезжает.
          - А он у тебя кто же? – спросил Сергей.
          - Он у меня и на тракторе и на комбайне работает. Наш управляющий, Константин Михайлович, говорит, что когда он осенью на пенсию уйдет, папку на его место поставят. А он вместо отца на тракторе ездить будет.
          - О, какой папка у тебя! – весело сказал Сергей. – Мамку-то вон какую тебе выбрал…
          - Папка у меня самый лучший! Ему в городе предлагали остаться, а он ни в какую!
          - И ты, конечно, в него?! – не унимался Сергей.
          - Конечно! Мне тоже никакой город не нужен! Что мне там делать, когда здесь столько дел?!
          Алексей молча улыбался. А я слушал Севку и думал: какая же все таки у него замечательная семья. И отец работящий, и правильно сына воспитывает. И мама красавица. И любовь и мир в их семье. И дай Бог, Севка, чтобы у вас всегда так было!
          - Мамка-то с папкой друг друга любят? – все не успокаивался Сергей.
          - Еще как, - и Севка ревниво поглядел на него.
          - Да отстань ты от пацана! Чего прицепился? Не обращай на него внимания, Севка, он не всерьез, - сказал я.
          - Конечно, не всерьез, - и Сергей подмигнул Севке.
          Севка расслабился, и второй раз улыбнулся в ответ.
          «А вот здесь мне папка первый раз на комбайне давал попробовать… А вот здесь когда-то пасека была… Но это давно еще было, до моего рождения… Тут мой дед работал… Говорят, мед у него был слаще башкирского…» - и так до самого Новодрожкино Севка рассказывал, что и как было и есть в его родных местах.
          В Новодрожкино мы были спустя сорок минут.
          Деревня эта здорово отличалась от поселка, где жил, Севка. Домов здесь было гораздо меньше. И ферма была старая, видевшая последний ремонт, наверное, еще в девяностые. Наше начальство пока так и не решило, что с ней делать: закрывать или ремонтировать. Но пока держалось поголовье, и коровы давали неплохое молоко, держалась и ферма.
          Мы пошли обследовать оборудование. По телефону Сергею объяснили, что в Новодрожкино проблема с насосом на водокачке. Водокачка располагалась на берегу небольшого пруда, подход к которому к середине лета зарос густой травой. Купаться в пруду то ли было нельзя, то ли было некому. Так как в траве попадались репейник и крапива, мы подняли руки вверх и начали продираться к водокачке. Я, Сергей и Севка. Севка шел последним. Алексея мы отправили на ферму, чтобы в нужный момент он включил насос.
          Севке мы предлагали остаться в машине, но он не согласился. Не за этим он ехал в Новодрожкино, чтобы на месте сидеть! И с Алексеем он идти не захотел. Выбрал то, что труднее. Видно, отцовский у него характер.
          Добравшись до водокачки, по рации мы дали Алексею команду включить насос. Через две минуты насос зажужжал, и из места соединения насоса с трубой хлынула струя воды, окатив нас всех с ног до головы.
          - Вырубай! - прокричал в рацию Сергей.
          Насос перестал гудеть, и струя тут же ослабла, лишь еще несколько раз плюнув теплой водой в нашу сторону.
          - Ну как, малой, досталось? – спросил Сергей у Севки.
          - Немного, - сказал он, вытирая рукой мокрую челку.
          - Такая у нас работа, - улыбнулся Сергей и, снова поднеся рацию к губам, сказал, - Здесь прокладку менять надо. Сечет, как Ниагарский водопад.
          - Понял, - сказал на другом конце Алексей.
          - Надо посмотреть, есть у нас такая, - и Сергей кивнул в сторону машины.
          Снова подняв руки вверх, мы пошли обратно. В этот раз Севка шел первый.
          - Ай, ай, ай, - вдруг закричал он.
          - Что такое? – спросил я.
          - Пчела! – кричал Севка и махал руками.
          - Где? – крикнул я и начал вертеть головой в поисках невидимого врага.
          - Руками не махай, - крикнул Сергей, и, огибая нас по траве, так как шел последним, бросился к Севке.
          Сергей снял свою кепку и, подбежав к Севке и закрыв его одной рукой, второй начал размахивать в стороны, крепко сжимая в ней кепку.
          Вдруг Сергей застонал. Я понял, что пчела достигла свей цели. Сергей рукой закрыл правую сторону лица и опустился на корточки.
          - Севка, там в машине в багажнике вода! – крикнул я.
          - Он не откроет, - простонал Сергей.
          - Открою, - крикнул Севка и бросился к машине.
          Не прошло и минуты, как он вернулся с бутылкой воды.
          Я снял с себя футболку, намочил ее край и, убрав руку Сергея от лица, приложил к щеке. Сергей перехватил у меня футболку и принялся промокать ей ужаленное место.
          - Вот зараза! Севка, ты на нее наступил, что ль? – сказал он и кивнул мне, чтобы я еще раз намочил футболку.
          Севка стоял в недоумении. По его взгляду я понял, что в душе его сейчас творится что-то неладное. Ему так жалко было Сергея, что, готов поклясться, если бы это сейчас было возможно, он бы, не задумываясь, сам согласился получить этот укус. Мне показалось, что он вот-вот заплачет, так как губы его слегка подрагивали.
          - Не расстраивайся! Думаешь, первый раз нас пчелы кусают, - сказал я и увидел, как Сергей поднялся и посмотрел на Севку уцелевшим глазом.
          Он тоже все сразу понял.
          - Ерунда все это! Вот когда корова лягает, вот это да, - сказал он и добавил. – Хорошо, это бывает гораздо реже, чем пчелы жалят.
          Я посмотрел на Севку и улыбнулся. Севка натужно улыбнулся в ответ.
          - Дай посмотрю, - обратился я к Сергею.
          Сергей убрал от щеки мокрую футболку. Оказалось, что ему повезло - он вовремя успел смахнуть пчелу, и жало впилось в щеку совсем неглубоко. Я аккуратно зацепил его двумя ногтями и выдернул.
          - Видал, - показал я жало Севке, и бросил в траву.
          Севка только закивал в ответ.
          Когда мы вернулись к машине, Алексей был уже около нее и искал в ящике с инструментами прокладку.
          - Нет у нас такой, - сказал он и обернулся к нам. – А это еще что?
          - Недовольная лягушка, - сказал я.
          Алексей с недоумением смотрел на нас.
          - Да эта водокачка от безнадзорности так заросла травой, что местные лягушки решили, что она теперь принадлежит им. А тут мы появились. Ну, лягушкам, конечно, это не понравилось. Ну, вот Сереге и досталось.
          В воздухе повисла пауза.
          - Это не лягушка. Это пчела его ужалила, - через пару секунд раздался тихий недоуменный голос Севки.
          Мы втроем весело рассмеялись. Севка с таким же недоумением смотрел на нас с десяток секунд, а потом сам начал смеяться.
          На обратном пути мы остановились на том самом месте у реки, где Севка купались с отцом.
          Солнце стояло высоко в зените. Было жарко. За время своих странствий мы не только вспотели, но и покрылись пылью, летевшей из-под колес нашего «Патриота». Поэтому, раздевшись, мы, трое взрослых, прямо как дети, плюхнулись с разбегу в свежую речную воду. Приятная прохлада сразу же окутала тело. Севка все стоял на берегу.
          - Ну, давай, малой, твое же место! – прокричал Сергей.
          И Севка, подражая нам, с ором бросился в воду. Он вынырнул и так же, как на водокачке, стал вытирать рукой мокрую челку.
          - Только вон туда детям плавать нельзя. Там сом живет, который утащить может. Это мне папка рассказывал, - и Севка показал пальцем вправо, где дно реки резко уходило в глубину.
          - Правильно все твой папка говорит, - сказал я и мы, переглянувшись с Сергеем и Алексеем, улыбнулись так, чтобы Севка не заметил.
          Я посмотрел на Севку и подумал: когда-то и нас так же учили отцы; нам казалось, пугали; теперь-то понимаю, учили.
          Минут через двадцать мы выбрались на берег. Алексей достал из машины большое полотенце и накрыл им Севку.
          - Не надо, я не мерзну, - глядя снизу на Алексея, сказал Севка слегка посиневшими губами.
          - Это от назойливых слепней и оводов, - улыбнулся Алексей.
          - А, - только и ответил Севка и посильнее обернулся полотенцем.
          Мы стояли и сушились на солнце. Худенький Севка, завернутый в полотенце и слегка подрагивающий. Крепкий Сергей, с опухшей половиной лица. И мы с Алексеем, по очереди прыгающие то на одной, то на другой ноге, чтобы вылить уз ушей попавшую при нырянии воду. Слепни и оводы, правда, не давали покоя. Особенно, они облюбовали Сергея, и без того уже пострадавшего от пчелы. Отбиваясь от них, Сергей злился и ругался: «Мало мне пчелы, тут еще эти кусачие мухи!» Севка смотрел на него, и я видел, что он снова испытывает чувство вины за то, что Сергей получил предназначавшийся ему укус.
          - Знаешь, Севка, я ведь рассказы пишу!? - сказал я и посмотрел ему в глаза.
          Видно было, что Севка мне не поверил, так как вопросительно обвел взглядом Сергея с Алексеем.
          Но, Сергей и Алексей согласно кивнули, глядя на него.
          - Знаешь, что это такое?
          - Конечно! Мы школе их проходим. Да и дома я тоже читаю.
          - А я думал, в телефоне сидишь!? - сказал Сергей.
          - Не, в телефоне мне не нравится. Что это такое - сиди и сиди себе и без движения и без развития!?
          - Папка подсказал? – с улыбкой спросил Сергей.
          Севка кивнул.
          - Правильный у тебя папка. Привет ему от меня передавай, - сказал Сергей.
          - Передам, - ответил Севка и снова уставился на меня.
          - А хочешь, я про тебя рассказ напишу? – сказал я, глядя в маленькие доверчивые глаза.
          - А это как? – удивился Севка.
          - Буквами, - засмеялся Сергей.
          Севка с непроходивим удивлением посмотрел на него и снова повернулся ко мне.
          - Ну, рассказы обычно о ком-то известном или необыкновенном пишут?
          - Почему же обязательно об известном или необыкновенном?
          - А что, можно и об обыкновенном человеке рассказ написать?
          - Можно и об обыкновенном.
          Севка недоверчиво смотрел на меня.
          - Мы, например, перед каникулами в школе читали о пионерах-героях. Вот они известные. Кто немцев убивал, кто их технику жег. А я ничем и не прославился.
          - Да необязательно чем-то прославиться, чтобы попасть в рассказ! Достаточно просто быть хорошим обыкновенным человеком. Понимаешь?
          И Севка утвердительно кивнул, хотя было понятно, что пока, в силу возраста, он еще не понимает, о чем это я.
          - А о чем же ты напишешь? – все еще не веря мне, неуверенно спросил он. – Мне же надо сначала что-то сделать!?
          - А ты уже все сделал. И рассказ у меня уже есть.
          Севка смотрел на меня, приоткрыв рот.
          - Ладно, давай так: ты мне даешь свое согласие, а я про тебя пишу рассказ? По рукам?
          Севка согласно и доверчиво кивнул и хлопнул по протянутой ему руке.
          - А как же ты его назовешь?
          - А ты бы как хотел?
          - «Мой новый друг Севка»! – сказал Алексей.
          - Или «Севка – будущий председатель»! – засмеялся Сергей, поглаживая распухшую щеку.
          - Нет, - возразил Севка. – С друзьями каждый день видишься. А вы завтра уезжаете и неизвестно, когда мы еще увидимся. Может быть, больше и никогда. И председателем стану я или нет, еще неизвестно. Так что все это не совсем правда. А рассказ должен быть правдивым!
          - Верно, - сказал я. – Так как его назвать?
          - Не знаю… Пусть это будет обыкновенный рассказ про обыкновенного человека.
          - Договорились, - и я лукаво улыбнулся.
          Вернулись мы в Севкин поселок к пяти вечера. Доярки ждали коров к вечерней дойке. Они сидели в тенечке, на лавочке у стены фермы, и щелкали семечки.
          Видно было, что Марина по-матерински ждала нас, так как, как только мы подъехали, сразу же бросилась к машине.
          - Мама, привет! – Севка обнял мать, и она погладила его по голове и поцеловала в макушку.
          - Не сильно он вам докучал? Ой, а что это у Вас? – и Марина указала на распухшую щеку Сергея.
          - Мама, это не недовольная лягушка! Это он меня от пчелы спас!
          - Вот как знала, что не надо было тебя отпускать. Только хлопот людям доставил! – Марина растерянно и одновременно с жалостью смотрела на Сергея. – Стойте, а что за недовольная лягушка?
           И мы втроем – я, Сергей и Алексей – рассмеялись. Спустя пару секунд с нами хохотал и Севка. А Марина так же растерянно смотрела на нас.
          - Да не берите в голову, обещали же доставить Вашего сорванца в целости, - сказал я, глядя в чистые карие глаза Марины.
          В конце недели нас снова вызвал Егор Петрович, наш начальник.
          - Так, парни, за успешное внедрение иноземных технологий управления в отечественные фермы вам решено выдать премию. Получите в бухгалтерии у Марии Максимовны.
          - А премия на троих? – спросил Сергей.
          - Не понял? – и Егор Петрович вопросительно посмотрел на него. – А тебе на скольких надо?
          - Так нас же четверо было, - улыбнулся Сергей.
          - Как четверо? - не понял Егор Петрович. – Вот же ваше командировочное удостоверение. Ильин, Новоскатов и Рощин. Все верно?
         Улыбаясь, мы втроем согласно кивнули.
          - Так кто четвертый?
          - Золотой помощник, - улыбнулся Сергей и тронул еще опухшую щеку.
          - Не понял, - снова сказал Егор Петрович.
          - Да скинемся потом. В Новодрожкино все равно кому-то ехать, - сказал Алексей поочередно глядя на нас, и, согласно кивнув,  мы вышли из кабинета.
          - Баламуты, - пробурчал Егор Петрович нам вслед и снова уткнулся в свои бумаги.
                2024


Рецензии