Чем наполнена пустота?
Такие мысли занимали весь день девушку- манекена белого цвета в фиолетовом парике, которая с интересом провожала неподвижными глазами с длинными накладными ресницами натуральную голубую ель, окутанную гирляндами с разноцветными лампочками. Семеро мужчин с суровыми смуглыми лицами в рабочих комбинезонах несли ее вдоль по улице, периодически что-то выкрикивая и сплевывая. В конце улицы они забросили голубую ель в кузов большого грузовика, отряхнули руки, синхронно сплюнули и начали оживленную беседу. Из-за толстого стекла витрины и большого расстояния невозможно было разобрать слова. Но это не огорчило девушку-манекена, уже рождались новые мысли, которые переключили ее внимание. Летают ли собаки во сне? А почему бы и нет, ведь люди летают во сне, хотя крыльев не имеют, некоторые даже на самолете не летали ни разу в жизни. Но ведь летают, летают над городами, лесами, полями, морями, даже над горами. Кто-то отрывается от земли всего на несколько сантиметров, но все равно летает. А чем собаки хуже? Они ведь прыгают в реальной жизни очень хорошо, а значит какое-то время пребывают в полете, следовательно ощущение полета или парения им знакомо.
Вдруг размышления манекена прервала сменяющаяся реклама на билборде. «Новый формат чебурека покорил всю страну». Информация о каком-то знаковом событии, видимо, оказалась на рекламном щите. Значимость данной информации была непонятна девушке-манекену. Раньше она из Галерии Кауфхоф в Штутгарте ежедневно наблюдала, как кипит жизнь на Кенигштрассе. То джаз-бэнд какой-нибудь своей интерпретацией стандартов привлекал внимание сотен прохожих, то юный штрассенкинд с лицом ангела в лохмотьях собирал вокруг себя сострадательных женщин пожилого возраста в жемчужных ожерельях и золотых серьгах с бриллиантами. Они постоянно недоумевали, как могут дети из благополучных семей в высокоразвитой стране жить на улице, влачить голодное существование. Людей сложно понять, они редко понимают себя сами. А ведь если они не в состоянии понять себя, как они могут понимать окружающий мир? Девушка-манекен никогда не хотела стать человеком. Таких, как она, привезенных когда-то из Германии в состоянии бывшей в употреблении, как только сместился государственный вектор в сторону иных дружественных стран, весёлые охранники торгового центра стали называть « политическими».
Тхить Куанг Дык был вьетнамским буддийским монахом, он вошел в историю, став символом борьбы за равенство и свободу совести. Этот человек принес себя в жертву, совершив акт самосожжения на площади в Сайгоне. Сей подвиг изменил Вьетнам навсегда и заставил мир иначе смотреть на режимы, ущемляющие права людей на свободу.
Тхить Куанг Дык родился в деревне Хойкхань, что во вьетнамской провинции Кханьхоа. Призвание к буддийскому монашеству мальчик почувствовал в семилетнем возрасте. Именно тогда он начал изучать философию этого учения и священные тексты. Дядя мальчика по материнской линии был монахом и Тхить Куанг Дыку он помог сделать первые шаги в буддизме. В пятнадцатилетнем возрасте юноша принял первый монашеский обет, но лишь спустя пять лет стал монахом. После посвящения молодой человек выбрал сложный путь, поселившись в горах на три года, он стал отшельником. Через несколько лет на месте своего отшельничества Тхить Куанг Дык с другими монахами построил пагоду. Позже он решает стать странствующим проповедником, чтобы посетить даже отдаленные уголки Вьетнама. Спустя несколько лет странствий монах поселился в пагоде возле города под названием Нячанг и стал знаменитым духовным деятелем. Тхить Куанг Дык многое делал для духовной и общественной жизни провинции Кханьхоа. Он способствовал строительству десяти храмов, учил дружелюбное местное население грамоте, письму и буддийским канонам.
Затем два года Дык странствовал по Камбодже, изучая буддийские тексты и общаясь с монахами. Что помогло ему значительно усовершенствовать уровень знаний, монах решил заниматься изучением древних текстов, становится главой Ассоциации буддийских исследований во Вьетнаме.
Вьетнам является буддийской страной. Во времена Тхить Куанг Дыка, жившего в основном в первой половине двадцатого века, девяносто процентов населения исповедовали буддизм. Но колониальные французские власти активно насаждали католичество. Агрессивную французскую политику продолжил Нго Динь Зьем – президент-католик независимого Вьетнама.
В пятидесятых годах двадцатого века глава государства начал активно бороться с коммунистической идеологией. К сожалению, также ненавистны правителю были и буддисты. Вьетнам превратился при Зьеме в государство, где приверженцы традиционной религии стали людьми второго сорта. Буддистам был закрыт путь в органы управления, для них усилили налоговые обязательства, буддистов обделяли при распределении земельных участков. В стране стали появляться нелегальные вооруженные формирования, которыми руководили ревностные католики. Которые даже насильно обращали крестьян в христианство, уничтожали буддийские святыни, а также древние рукописи. Среди буддистов появились и добровольные отступники.
Вьетнамцы не выдерживали давления и становились католиками ради безопасности своих семей, чтобы получать материальные выгоды, продвижения по государственной и военной службе. Законы, созданные правительством Нго Динь Зьема, вскоре помогли католической церкви стать основным землевладельцем страны.
В мае тысяча девятьсот шестьдесят третьего года был переломный момент в противостоянии агрессивной католической власти и буддистов. Тогда правительство официально запретило празднование дня рождения Будды и торжественный вынос буддийского флага в городе Хюэ. Но приверженцы традиционной веры обошли все полицейские кордоны и демонстративно принесли флаг к зданию правительственной радиостанции в городе.
В ответ на это действующие власти дали войскам приказ стрелять в толпу. Мирное шествие буддистов, в котором принимали участие не только взрослые, но и дети, расстреляли в упор из винтовок и пулемета. В тот ужасный день погибли девять человек и несколько десятков буддистов получили ранения.
Десятого июня тысяча девятьсот шестьдесят третьего года журналистов иностранных агентств, которые работали в Сайгоне, известили, что на следующий день на площади возле посольства Камбоджи произойдет очень важное событие. Но деталей его никто не раскрывал, поэтому многие журналисты не отнеслись к обращению серьезно. Одиннадцатого июня некоторые из них все же пришли на площадь.
Перед зданием посольства уже с раннего утра стояла толпа буддийских монахов, которая постепенно росла. Насчитывалось триста пятьдесят мужчин в монашеских одеяниях, возможно их было и более пятиста. В руках буддийских монахов были плакаты на вьетнамском и французском языках, надписи призывали прекратить давление на буддистов Вьетнама.
Акция разворачивалась недалеко от Президентского дворца, но подступы к нему заранее перекрыла полиция. Тхить Куанг Дык приехал на площадь перед зданием посольства Камбоджи на автомобиле. Он сначала произнес речь, в которой призвал президента Нго Динь Зьема к милосердию и терпимости. Монах закончил свое обращение,сел на землю и начал перебирать четки. Один из его спутников-буддийских монахов принес канистру с бензином и облил сидящего. После чего Тхить Куанг Дык сам чиркнул спичкой и вспыхнул мгновенно. Площадь перед посольством наполнилась криками ужаса и рыданиями. Но смелый горящий монах не издал ни звука, он не пошевелился.
К горящему Дыку подбежал один из полицейских, присутствующих на акции, в слезах упал перед полыхающим на колени. Журналисты сделали ужасные кадры горящего заживо Тхить Куанг Дыка, которые явились свидетельством самопожертвования волевого человека. Некоторые присутствующие на акции самосожжения горожане утверждали, что видели в небе над площадью лик плачущего Будды. Когда пламя угасло, монахи забрали останки своего духовного наставника. После проведения всех необходимых буддийских церемоний они были кремированы девятнадцатого июня тысяча девятьсот шестьдесят третьего года. Прах Тхить Куанг Дыка, в присутствии четырехсот монахов из разных уголков Вьетнама и Камбоджи был захоронен на буддийском кладбище возле Сайгона.
Свидетели самосожжения смелого монаха утверждали, что сердце Тхить Куанг Дыка пламя не тронуло. Его извлекли перед кремацией и поместили в сосуд. Реликвию после доставили в пагоду Кса Лой – крупнейший храм Сайгона. Монаха, пожертвовавшего собой ради веры, признали бодхисаттвой – достигшим просветления.
Фотографии горящего Тхить Куанг Дыка облетели весь мир. Их опубликовали самые известные издания четырех континентов. Акцию обсуждали простые люди, политики, монархи и президенты. Самосожжение монаха вызвало сильный международный резонанс и волну обвинений в адрес президента Нго Динь Зьема. Джон Кеннеди сказал:» Никогда газетная фотография не вызывала столь сильного волнения по всему миру». Работа фотографа Малькольма Брауна была удостоена Пулитцеровской премии. Глава Вьетнама под давлением мировой общественности был вынужден объявить о реабилитации буддистов и прекращении гонений.
Тем не менее заявленные изменения так и не были претворены в жизнь, что отрицательно сказалось на политической ситуации в стране. Протестное движение продолжалось, и Зьем принял решение об использовании сил особого назначения республиканской армии, которые контролировал брат президента, Нго Динь Ню. Военные атаковали буддийские пагоды в разных частях страны и захватили сердце Дыка, унеся жизни части протестующих и причинив ущерб их имуществу. Но это уже были последние конвульсии режима агрессии и ненависти. В конце тысяча девятьсот шестьдесят третьего года произошел переворот, в результате которого тиран был убит. Таким образом, после смерти монаха режим продержался менее полугода. Примеру Тхить Куанг Дыка позднее не раз следовали другие монахи и простые люди. Это происходило в разное время в разных странах мира. Так протестовали против оккупации Тибета Китаем, войны во Вьетнаме, а также против других репрессий.
Сейчас в городе Хошимине, бывшем Сайгоне, стоит памятник Тхить Куанг Дыку. Возле него всегда много цветов и жертвенных подношений. Для большинства вьетнамцев монах – святой, принявший мученическую смерть ради того, чтобы они имели свободу выбора. Буддийское учение о взаимозависимом возникновении фактически утверждает, что в мире сансары всё обусловлено, и что нет ни одного явления, которое, обусловливая другое явление, не было бы обусловлено каким-то третьим. Не существует ни абсолютных причин, ни абсолютных следствий. Любая причина является одновременно следствием, и, наоборот, любое следствие — причиной. Всё относительное или зависимое является нереальным. Во взаимообусловленном мире нет ни самостоятельных сущностей, ни первопричины, на которые можно было бы опереться; именно поэтому, мир пуст, и пустота тоже пуста. Существует различие между пониманием пустоты в двух основных философских школах махаяны — мадхьямаке и йогачаре. С точки зрения мадхьямаки, пустота — это взаимообусловленность, относительность, иллюзорность, отсутствие самостоятельной сущности всех явлений. Природа реальности (дхармата) и абсолютная истина непостижимы всеми известными способами познания. Философы йогачары соглашались с Нагарджуной в том, что все элементы опыта (дхармы) в действительности относительны, пусты (шунья). Но йогачарины не были согласны с тем, что пустота есть единственная реальность, считая это слишком нигилистическим. С точки зрения йогачары, пустота — это пустота реальности вне сознания; в опыте даны не объекты, а только представления о них, и реальность полностью зависит от сознания.
Все меняется и одновременно остается неизменным. Все возможно в искусственно-интеллектуальной цифровой жизни.
Свидетельство о публикации №224021101204
Зубарев Владимир 13.06.2025 10:35 Заявить о нарушении
Роман Котчик 14.06.2025 14:34 Заявить о нарушении