Предупреждение человечеству и тревога за судьбу РФ

Друзья!

Из Сети.
"4 февраля  2024 года  в рамках лектория Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов состоялась лекция «Е.П.Блаватская - основательница Теософского общества».
В 2021-2022 годах в программе лектория был прочитан цикл из пяти лекций, посвященных нашей великой соотечественнице Елене Петровне Блаватской. Ее великая миссия состояла в изменении и расширении сознания и мировоззрения человечества.
Предлагаемая шестая лекция, которая фактически является заключительной, посвящена деятельности Елены Петровны Блаватской по созданию Теософского Общества, задачей которого стало преображение сознания людей, образование будущего ядра Всеобщего братства человечества без различия расы, национальности, пола или вероисповедания. Эта многогранная задача настолько выходила за рамки, принятые в социуме того времени, что носила воистину революционный характер.
Великие Учителя передали через Елену Петровну Блаватскую сокровенное знание, опубликованное в таких её фундаментальных трудах, как «Разоблаченная Изида», «Тайная доктрина» и целом ряде других работ. Эти труды Е.П.Блаватской, а также ее просветительская деятельность, безусловно, способствовали сдвигу сознания тех людей, которые были способны воспринять эти неортодоксальные идеи, связанные с наступлением Новой эпохи.
Однако несмотря на прошедшие более 130 лет после ухода Е.П.Блаватской, её подвижническая просветительская деятельность пока еще не была по достоинству оценена на её родине. Поэтому цикл лекций, созданный по инициативе Международного Центра Рерихов, является данью уважения и почитания Елены Петровны Блаватской, великой русской женщины, философа, просветителя, знатока древних языков и религиозных культов, писательницы и путешественницы.
Лектор: Татьяна Салиховна Расулова, профессор Государственной консерватории Узбекистана, кандидат философских наук,(г.Ташкент)"https://icr.su/.
...Други!
Молодцы узбеки,отвергнувшие пресловутый поповский "сатанизм " Блаватской и Рерихов- этот заржавевший тормоз на пути космической эволюции человечества.
Вл.Назаров
*************
1.В серии «Жизнь замечательных людей» издана книга Л.В.Шапошниковой о Николае Константиновиче Рерихе

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874-1947), всемирно известного деятеля русской и мировой культуры, вся жизнь которого была направлена на служение человечеству. К этой юбилейной дате в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) вышла в свет книга Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», которая представляет собой первую часть трилогии «Великое путешествие».
Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015) - выдающийся ученый, писатель, востоковед, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, многолетний руководитель общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве и вице-президент Международного Центра Рерихов. В своей книге она увлекательно и подробно рассказывает о жизни и творчестве замечательного русского художника, ученого и философа, начиная от его становления как живописца до реализации многочисленных устремлений, направленных на служение человечеству. Широкая культурно-просветительная деятельность, знаменитый Пакт Мира, ЦентральноАзиатская экспедиция - эти и многие другие страницы жизненного пути удивительного человека, подарившего своим потомкам мир Культуры и Красоты, откроются перед читателями.
Многогранная личность Н.К.Рериха поражает нас своей мудростью и человечностью, а гуманистические идеи, содержащиеся в его творческом наследии, находят все больший отклик в сердцах наших современников, размышляющих о месте человека в этом мире.
https://icr.su/
**************
2.Лекция «Живопись Николая Рериха. Философия в красках» в Казани

В Казани начался юбилейный год семьи Рерихов. 20 января 2024 года Галерея современного искусства ГМИИ Республики Татарстан пригласила горожан на лекцию «Живопись Николая Рериха. Философия в красках», посвященную творчеству великого русского художника. Так в наступившем году продолжил свою работу лекторий «Держава Рериха». Его организатор - Татарстанское рериховское культурное объединение. Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ, Казань) и Международного Центра Рерихов (Москва).
Благодаря масштабным проектам, посвященным юбилею Николая Константиновича Рериха, имя Мастера все чаще стало появляться в СМИ. Это, безусловно, вызвало интерес к его личности и творчеству, поэтому лекционный зал галереи, несмотря на метель, третий день бушевавшую в городе, был полон. Отрадно, что, помимо завсегдатаев на мероприятие пришло много новых посетителей, в том числе молодежь.
Лекцию прочитала Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, руководитель отдела развития Международного Центра Рерихов.
Николай Константинович Рерих - один из ярчайших представителей Серебряного века. Подобно титанам Возрождения, он обладал разносторонними способностями и дарованиями, оставив свой след в мировой культуре как мыслитель, как ученый-археолог, как выдающийся путешественник, побывавший в труднодоступных местах Центральной Азии. Не случайно в Индии, где Рерих прожил долгие годы, его называют Махариши - великий мудрец. Он известен также как культурный и общественный деятель, как создатель первого Международного договора в защиту культурных ценностей - Пакта Рериха. Но, пожалуй, наиболее всего он прославился своим художественным талантом. По подсчетам специалистов за свою жизнь Мастер создал около 7 тысяч живописных полотен. Конечно, в рамках одной лекции невозможно охватить все грани его художественного гения. Любовь Владиславовна постаралась раскрыть вехи становления Николая Рериха как творческой личности, обратила внимание на некоторые особенности его живописи и темы, которые он освещал в своих произведениях.
Многочисленные полотна Мастера погружают зрителя в далекое прошлое, представляют величественные образы духовных Учителей разных времен и народов, переосмысливают древние легенды, передают восхищение мощью Гималайских гор, но все его произведения объединяют три философские категории, принятые еще в античности, - Истины, Добра и Красоты. Красота для Николая Рериха - это не просто совершенство форм и цвета, она непосредственно связана с высшим духовным миром и обладает мощной преображающей силой. Красоту мыслитель воспринимал как духовную энергию, изливающуюся в наш плотный мир через творческий процесс, побуждающую человека к созиданию, настраивающую его душу на лад вечных ценностей жизни. Прекрасное в его понимании то же самое, что и «Святое», и проявляет себя не только в гармонии природы и искусства, но и в человеческих поступках, чувствах и мыслях, т.е. в понимании Рериха Красота неотделима от Добра и Истины. Святой подвижник, независимо от его национальности, вероисповедания или рода занятий, был для него высшим проявлением Красоты, а пример его духовного подвига вдохновлял художника на собственное совершенствование. Николай Рерих считал, что преображение жизни Добром и Красотой как раз и является целью всех земных путей человека.
Эта особенность творчества Мастера делает его произведения духовно насыщенными, открывая нашему сердцу целый новый мир, мудрый, преображенный, который современник Николая Рериха, известный русский писатель Леонид Андреев очень точно назвал «Державой Рериха».
Ростки этого чудесного мира проявились у Николая Константиновича еще в детстве. Окружающая жизнь и природа будили в чуткой душе мальчика зовущие образы. Он заглядывался на проплывающие по небу облака, мечтал о стране высоких гор и, увлекаясь археологией, был очарован картинами далекого прошлого. Так формировался богатый внутренний мир юного художника, который впоследствии сложил его творческую индивидуальность и обусловил уникальность его художественного дара.
В 1893 году Николай Рерих поступает в Императорскую Академию художеств и встречает своего наставника, выдающегося пейзажиста А.И.Куинджи. В это время Н.К.Рерих серьезно увлекся исторической живописью. Рождается целый цикл картин «Начало Руси. Славяне». Причем он никогда не изображал прошлое ради прошлого. Он обращал внимание на стремление древних к красоте и связь с Высшим, которая была присуща искусству старины, выделял в истории «строительные», созидательные моменты и переосмысливал их с точки зрения настоящего и будущего. Н.К.Рерих утверждал: «Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем».
Стремясь отражать высокие идеи в своем творчестве, Рерих ищет их наиболее яркое художественное выражение. Его интересует проблема декоративности, он тщательно изучает итальянские примитивы, древнерусскую и восточную живопись, ее композиционные приемы и связанное с ними применение «чистых» цветов.
Постепенно в творчестве Н.К.Рериха появляются произведения, не понятные многим его современникам, в которых читаются символы иной духовной реальности, нашедшей свое отражение в древних легендах и сказаниях. Здесь проявилась еще одна особенность творчества Николая Рериха - его умение не просто обращаться к традициям сакрального искусства разных народов, но и глубоко переосмысливать их символы.
Среди таких необычных картин, созданных с 1905 по 1911 год, особенно выделяются три произведения. Первое называется «Сокровище Ангелов» (1905), второе - «Владыки нездешние» (1907) и третье - «Книга Голубиная» (1911). Центральными образами этих произведений были Камень, Святые мудрецы и Книга. Ведущий рериховед, известный философ, историк и востоковед Л.В.Шапошникова писала: «Учитель, Книга и Камень составили смысл и содержание творчества и деятельности всей жизни Николая Константиновича Рериха». Действительно, о каких бы картинах Н.К.Рериха ни шла речь, их сюжеты в той или иной мере связаны с этими тремя краеугольными темами его творчества.
Новым витком в творческой биографии художника становится Восток. Величайшие художественные достижения, наибольшая духовная углубленность его искусства раскрылись именно здесь. Индия занимает в жизни и творчестве Николая Рериха особое место. Свои мысли и чувства Николай Рерих передал в тысячах полотен. Его не перестают восхищать Гималаи. На полотнах Мастера они как бы теряют свою земную природу, и мы видим их в ореоле небесной славы. Кажется, будто художник рассматривает их с высоты, «взглядом из беспредельности». Сияющие дали вершин, нежнейшие переливы красок, изысканная игра света и цвета, музыкальная ритмичность горных хребтов и непередаваемая мощь и величие. Каждая картина искрится, как драгоценный камень. Созерцая вершины на полотнах Рериха, мы видим не только горные пики, но и символы духовного восхождения человека.
В самом конце 1923 года Рерихи прибыли в Восточные Гималаи, откуда началась знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция. В их жизни она сыграла огромную роль. На ее маршруте Николай Константинович создал более 500 полотен, этюдов, рисунков, в том числе три знаменательные серии картин. Цикл «Его страна» связан с легендами о таинственной Шамбале - Заповедной стране мудрецов, скрытой где-то в сердце Гималаев. Серия «Знамена Востока», посвящена Великим Учителям человечества. В серии «Майтрейя», появившейся в 1925 году, нашла свое яркое воплощение важная тема творчества Николая Константиновича - тема Будущего нашей планеты. В основе сюжета этого цикла лежит пророчество о приходе на Землю грядущего Будды - Майтрейи. Считается, что после этого в мире воцарится эпоха справедливости. Картины серии наполнены символами близости этого Великого события, ожиданием и верой народов Центральной Азии в лучшее будущее.
Начало 30-х годов XX века в жизни художника отмечено интенсивной международной деятельностью по продвижению идеи охраны культурных ценностей и формированием всемирного общественного движения за принятие соответствующего договора - Пакта Рериха. Картины с изображением Знамени Мира, отличительного знака Пакта, передающие идею необходимости спасения наследия прошлого ради будущего, духовного единения народов, роли женского начала в этом процессе, следуют одна за другой. Параллельно Николай Константинович Рерих обращается к образу Преподобного Сергия Радонежского. На полотнах Мастера Святой Сергий предстает как строитель русской духовной культуры и хранитель России.
В эти годы Николай Рерих особенно чутко воспринимает все происходящее в мире. Его сердце предчувствует беды и грядущие военные катаклизмы. Эти предвидения отразились на его полотнах, которые впоследствии назовут пророческими. Таких серий у Николая Рериха несколько, они появились как перед Первой, так и перед Второй мировой войной как предупреждение человечеству. Тревога за судьбу России, вера в ее непобедимость, в невероятную стойкость и самопожертвование русского народа зазвучали мощным набатом в его картинах времен Великой Отечественной войны.
Художественное творчество Николая Рериха - совершенно особое явление в мировой культуре. Секрет притягательности его произведений в их философской глубине и смысловой насыщенности, в богатстве сюжетов и разнообразии красочных сочетаний, в духовной неисчерпаемости личности самого Мастера. Любое произведение художника - это запечатленная в прекрасных образах глубокая мудрость философского Учения Живой Этики. Утверждая общечеловеческие идеалы добра и красоты, Мастер приоткрывает перед нами двери в высшую духовную реальность. В силу своей вневременности и человечности творчество Николая Рериха всегда будет актуальным, а личность самого художника не перестанет вдохновлять грядущие поколения.
Лекция вызвала живой интерес слушателей. Прозвучало много вопросов, связанных с творчеством Николая Константиновича Рериха и судьбой рериховского наследия в России.
https://icr.su/
***************
3.Круглый стол «Великая дочь России. К 145-летию со дня рождения Е.И.Рерих»

Уважаемые коллеги, сотрудники и единомышленники!
Дорогие друзья!
12 февраля 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, выдающегося культурного деятеля современности - мыслителя, писателя, общественного деятеля.
Международный Центр Рерихов посвящает этому событию Круглый стол «Великая дочь России», который пройдет в онлайн-формате.
Творческое наследие Е.И.Рерих представляет собой особое и уникальное явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Учения Живой Этики, посвященные разнообразным вопросам космической эволюции земного человечества и роли человека в этой эволюции, ее литературное и эпистолярное творчество заложили прочный фундамент многих духовно-культурных процессов, развитие которых мы наблюдаем в ХХ и начале ХХI века. Представление об одухотворенном космосе, которое человечество имело еще в древние времена, сегодня получает свое научное обоснование. Философские идеи Живой Этики о материи, сознании, энергии, высших мирах, духовной природе человека и многом другом дают целостный подход к изучению природы и человека и сегодня реализуют себя через науку.
Е.И.Рерих стала первой европейской женщиной, прошедшей маршрут в 25 тысяч километров по землям Центральной Азии в составе экспедиции Н.К.Рериха, включая труднодоступные и малоисследованные горные и пустынные районы, где ее работа по созданию Живой Этики не прекращалась.
Е.И.Рерих была президентом-основателем Гималайского института научных исследований «Урусвати», утверждая новую методологию научного знания. Она принимала самое деятельное участие в продвижении идей Пакта Рериха по сохранению культурных ценностей человечества, дав пример объединения международной общественности вокруг всемирной идеи «Мир через Культуру». Ее мысли, чувства, слова о России, ради которой все Рерихи претерпевали неимоверные трудности и лишения, проводя разнообразную культурную работу во многих странах мира, заслуживают самого пристального нашего внимания и изучения.
Охватить все сделанное Е.И.Рерих, глубоко осознать уникальность ее трудов и деяний - для этого требуются столь же обширные знания, какими она обладала, не меньшая духовная высота и самоотверженность созидательных действий.
Приглашаем вас принять участие в работе Круглого стола, который состоится 12 февраля 2024 года в 11:00 (московское время).
https://icr.su/
*****************
4.30 января 2024 года исполняется 31 год со дня ухода из жизни всемирно известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Как известно, он передал сохраненное им наследие Рерихов в Россию для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Под руководством известного ученого-индолога Людмилы Васильевны Шапошниковой, доверенного лица Святослава Николаевича Рериха, такой Музей был создан в Москве в усадьбе Лопухиных. Этот уникальный культурный и научный центр проработал в течение многих лет, проводя культурно-просветительскую деятельность на благо России.
В 2017 году Государственный музей Востока осуществил силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных, где размещался общественный Музей имени Н.К. Рериха. Министерство культуры незаконно изъяло все фонды общественного Музея, принадлежащие Международному Центру Рерихов.
Вся эта трагическая история странным образом повторяет события, которые произошли в США в 1935 году, когда вследствие предательства части сотрудников Рерихов был захвачен общественный Музей Николая Рериха в Нью-Йорке со всем его имуществом.
Темой Круглого стола 30 января 2024 года стали слова Николая Константиновича Рериха, которые он произнес в 1942 году: «Разрушение музея есть разрушение страны». В чем заключались причины, побудившие великого художника это сказать? В какой степени его слова касаются современной России? Эти важные и актуальные вопросы и будут обсуждаться на Круглом столе.
https://icr.su/
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 февраля 2024 года


Рецензии