088 Гора Синай, или Гора Моисея Египет

Раздел 6 АФРИКА


088 Гора Синай, или Гора Моисея (Египет)

Синай (Джабал-Муса) — гора высотой 2285 м на Синайском полуострове, занимающем юго-западную оконечность Азии. Находится на территории Египта. Гора Синай — священное место в иудаизме, христианстве и исламе. Она является символом Ветхого Завета Библии, в то время как гора Сион в Израиле является символом Нового Завета. На Синае, согласно Библии, Бог дал вождю еврейского народа пророку Моисею скрижали Завета (две каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей) и Тору (собрание законов и постановлений). В окрестностях горы расположены монастырь Святой Екатерины, православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, православный храм Святой Троицы, православная часовня Богородицы, мечеть. Под скалой есть небольшая пещера, где трижды в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. Гора — центр паломничества.

В Библии гора упоминается под разными именами — Синай, гора Божья, гора Божья Хорев (Хорив), гора Хорев, Паран (Фаран). Этимология названия Синай не ясна, Наиболее вероятно — «скалистый», «утесистый». Хорев, предположительно, означает «сухость». Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. «Поэтому, с точки зрения иудаизма, нет никакого смысла в почитании этой горы, а тем более — в почитании горы на Синайском полуострове, на территории современного Египта, куда обычно водят туристические экскурсии» (Сайт «Иудаизм и евреи», https://toldot.ru/). Христиане же и мусульмане почитают гору Моисея (Джабал-Муса). Богословы и историки предлагали иные варианты расположения святой горы: Сербал и Тур (Джебель-Тур-Сина) в Египте; Хар-Карком в Израиле; Джабал ал-Лауз в Саудовской Аравии и т.д.

О координатах горы Синай, происхождении ее названия, чудесах на ней явленных Моисею и еще двум или трем миллионам бежавших из египетского плена евреям, о сошествии на гору Бога, также как и о точном времени исхода библеисты и ученые в жарких спорах сломали немало копий и наломали дров. Одни исследователи уверяют, что все события, изложенные в Священном Писании, были на самом деле, слово в слово. Другие проводят скрупулезные расчеты и доказывают несостоятельность и противоречивость исторических и географических фактов. Третьи настаивают на том, что повествование об исходе имеет богословское и символическое, а не историческое значение. Посему вынесем полемику за скобки и посмотрим, что говорит об этом событии сама Библия (без указания книг и глав), поскольку любые ее толкования вторичны.

В первый раз Моисей пришел к горе, когда пас овец своего тестя. Увидев терновый куст, горевший огнем и не сгоравший («неопалимую купину»), Моисей услышал слова Бога, который велел ему вместе с братом Аароном идти в Египет и вывести из египетского плена всех евреев. После многих мытарств Моисей вывел на свободу 600 тыс. мужчин, не считая женщин и детей. С Божьей помощью вождь провел народ по Чермному (Красному) морю как посуху и утопил в нем фараоново войско. На третий месяц беглецы пришли к горе Синай. Бог повелел Моисею сказать всем: «Если вы будете слушать Меня и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом, царством священников, святым народом». Услышав это, народ сказал: «Всё, что сказал Господь, исполним». На третий день Синайская гора заколебалась, покрылась густым облаком, в котором заблистали молнии, загремел гром и раздался трубный звук. Моисей привел к горе людей и провел вокруг нее черту, за которую нельзя было переступать под страхом смерти. Господь сошел на вершину горы и громогласно изрек собравшимся Свои заповеди, а потом одному лишь Моисею изложил свод церковных, гражданских и нравственных законов. Сошедши с горы, вождь пересказал всё, что говорил ему Господь, и записал это в книгу. Затем Моисей возвел на гору Аарона, его сыновей и 70 старейшин и показал им место явления Божия. В посте и молитве Моисей провел 40 дней на горе, после чего получил от Бога повеление по устройству Богослужения и две каменные скрижали завета, на которых с обеих сторон написаны были перстом Бoжиим десять заповедей, которые перед этим Господь изрек вслух народу. Евреи же, подумав, что Моисей не вернется к ним, потребовали у Аарона сделать им бога, который повел бы их далее. Аарон, зная их жадность, велел принести к нему всё золото, что было у них. Принесли. Тогда Аарон отлил из него золотого тельца, которому все стали поклоняться, как богу Израиля. Разгневался Бог, видя это, хотел истребить идолопоклонников, но Моисей умолил Его пощадить народ. Сойдя с горы, пророк в гневе разбил скрижали, сжег тельца в огне, стер в порошок и, бросив в поток, напоил всех израильтян этой водою. После этого по приказу Моисея были убиты 3 тыс. зачинщиков идолопоклонства, а сам он вновь взошел на гору, где молился Богу и вновь постился 40 дней. Господь откликнулся на мольбы пророка и повелел ему вести израильтян в Землю обетованную. Перед походом Моисею надлежало вытесать новые две каменные скрижали и с ними взойти на гору. В третий раз пробыл Моисей на горе у Господа, и вновь постился 40 дней, после чего Бог во второй раз написал на скрижалях десять заповедей. Так был восстановлен завет с Богом. Спустился Моисей с горы с сияющим лицом и скрижалями. Перед тем, как покинуть гору Синай, евреи поставили Богу походный храм — скинию (палатку) и принесли пожертвования. Пересчитав, по повелению Божию, мужчин 20 лет и старше, годных для войны — их оказалось «603550 человек, кроме колена Левиина», Моисей на втором году по исходе евреев из Египта повел израильтян от Синая. Всего водил пророк свой народ по пустыне 40 лет, прежде чем они пришли в Землю обетованную. Сам же он лишь увидел ее и умер. Было праведнику 120 лет.

Почему так долго блуждали израильтяне? Библия отвечает: неблагодарными были, своенравными и нетерпеливыми. «40 лет еврейский народ скитался по пустыне… исключительно из-за своего маловерия, капризности и нежелания претерпевать какие-то временные неудобства… Всё то поколение евреев, которые так роптали на Бога и не желали слушаться, погибло в пустыне. В Землю обетованную под предводительством Иисуса Навина входил уже новый род — рожденный в пустыне. Рожденный свободным…» (https://zen.yandex.ru/zagadki_biblii).

Идея завета между Богом и еврейским народом, заключенного на горе Синай, присуща только вероисповеданию Израиля и неизвестна никакой другой древней вере. Эта религия требует полной преданности народа Богу. Нарушение завета влечет суровые наказания, что и испытало на себе целое поколение израильтян.


Рецензии