5 великих картин и 5 великих художников. Часть 0

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы расскажем вам о пяти великих картинах и пяти великих художниках. Не каждый великий художник написал великую картину. Но все великие картины написаны великими художниками.
Время наивысшего расцвета живописи приходится на период с нач. XVI в. и до второй пол. XVII в. Хронологически первой в ряду великих картин стоит портрет Моны Лизы кисти великого итальянца Леонардо да Винчи. Но Леонардо мы не включаем в число пяти великих живописцев.
Первым мы поставим Рафаэля Санти, а вторым -- Тициана Вечеллио, хотя он и не создал произведения, которое могло бы сравниться с Джокондой или Афинской школой и таило бы в себе величайшую загадку.
Далее мы расскажем про Рембрандта Ван Рейна и Диего Веласкеса. Оба они написали великие картины -- "Ночной дозор" и "Менины". Эти полотна также окутаны тайнами. "Что же там происходит?" -- спрашивают себя зрители.
Пятым великим художником назовём Яна Вермеера. Хотя Вермеер Дельфтский также не написал великой картины.
И под конец мы порассуждаем о том, кого можно назвать шестым великим художником, и какое произведение -- шестая великая картина.
Хочу сразу предупредить: это не будет Сезанн или Гойя, это не "Крик", не "Поцелуй" и не "Черный квадрат". Шестая картина нарушит нашу хронологию, но не так сильно...
Конечно, не так просто говорить о великих произведениях и художниках, о которых так много написано и рассказано до тебя. И вы можете задаться вопросом, а зачем, к чему вообще это делать? Наш ответ: потому что они не оставляют наше воображение и память, будоражат наш ум, нам не спится и по-прежнему хочется найти ответы и отгадать загадки, которые великие художники, в том числе и нам, задали. Хочется предложить свои отгадки, обменяться предположениями. К счастью, с годами это не становится менее животрепещущим и интересным. Вопросы понимания того, что в действительности является ценным, что считать мастерством в художественным мире, каковы критерии – становятся только актуальнее и важнее.

...Одно время меня привлекали в качестве переводчика для российских VIP групп, ездивших в Европу. Благодаря этим проектам мне удалось кое-что повидать на этом свете. У нас с друзьями принято после поездок обмениваться друг с другом художественными отчётами о том, с чем удалось познакомиться. К сожалению, мы их не хранили (и не храним новые). Но многое по случаю всплывает в памяти.
"Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга" - таково, как известно, оригинальное название картины Рембрандта, которую потомки окрестили "Ночным дозором".
Картина находится в Рейксмузее (Rijksmuseum), и в своё время, будучи в Амстердаме, я имела счастье видеть эту картину воочию. Правда, признаться, тогда за счастье я это не сочла, а скорее, была даже несколько разочарована. Однако, хотя казалось, что впечатления картина не произвела, она запомнилась. В ней было много самой жизни.
Пару лет спустя я была с группой туристов в Мадриде. На один день мы поехали тогда в Толедо – напомню - один из старейших в Европе городок, в XVI веке бывший столицей Испании – кстати, восхитительно сказочный, невероятным образом сумевший сохраниться и дарящий возможность погружения в средневековую реальность. Здесь в небольшой церкви Сан-Томе (Iglesia de Santo Tom;) с подковообразными арочными окнами находится шедевр Эль Греко "Погребение графа Оргаса". Я расплакалась от избытка чувств, когда её увидела. И была не удивлена, когда потом прочла, что Сальвадор Дали упал в обморок, когда первый раз увидел эту картину.
На обратном пути наш испанец- экскурсовод привёл нас в ювелирный магазинчик. Я выбрала себе небольшую изящную брошь, покрытую ювелирной эмалью, выполненную в а-ля средневековом стиле. "Выдастся ли когда-нибудь случай купить такую вещицу, - подумала я, - по такому случаю можно и затянуть немного поясок". Я подошла к кассе последней, после того как расплатились все члены нашей группы. Хозяин магазинчика не взял с меня денег – сказал, что ему приятно подарить мне эту брошь. Видимо, наши VIP экскурсанты его порадовали. Надеюсь, благосклонный читатель простит мне это небольшое отступление как приятное для меня воспоминание.
Много позже, анализируя эти две картины, я, удивившись сама себе, пришла к тому, что признала художественное первенство за Ночным дозором.


Рецензии
"Конечно, не так просто говорить о великих произведениях и художниках, о которых так много написано и рассказано до тебя. И вы можете задаться вопросом, а зачем, к чему вообще это делать?..
Вопросы понимания того, что в действительности является ценным, что считать мастерством в художественным мире, каковы критерии – становятся только актуальнее и важнее".

А значит, нужна возможность обсуждать эти вопросы в более широкой и интересной аудитории, нужно искать и предлагать. Создавать среду, в которой на них можно будет отвечать. Такой средой и стали этот сайт и страница О. Киповской. А у нас с вами есть возможность принимать в этом участие. Правда, находятся многие на этот счет и сомнения... Вот скажите, вам интересно общаться с художниками и ценителями красоты? Почему?

Микеланджело Буонарроти -- великий скульптор, но он, помимо своих гениальных скульптур, создал Сикстинскую капеллу (потолок и "Страшный суд"). Это великие произведения монументальной живописи. Оксана, будете ли Вы говорить и о них тоже?

Елена Троянская Третья   12.02.2024 14:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Всё так.
Да, о Сикстинской капелле, конечно, говорить буду. После Моны Лизы. Надеюсь, получится интересно и неожиданно ))

Оксана Киповская   12.02.2024 19:41   Заявить о нарушении