Савал 8гл

 Взяв под руку Марьяну, Демьян повел девушку обратной дорогой, у небольшого обрыва к реке, шли босыми ногами по примятому подорожнику, смешанных рудельках, всматриваясь за полосой в окойме нависли черные тучи как огромные черные крылья ниспускали стену воды бросая на землю толщу ударов грома. Гроза разыгралась снова миная Савал. Как будто нечистая отгоняла своим оком такой необходимый колхозникам дождь. Бывает так, упадет пару капель с неба, собьет пыль, а за полями разыграется целая стихия. Наберет река воды, а после та несется грудными пенными гребешками по течению, заворачивается в заворот и не один. Так и вся рыба куда-то уходит.  Оттого Демьян всегда спешил, несся порыбачить чтобы успеть поймать плотву аль жереха, а если повезет то аж бурого сазана с аршин.
Хотя только скажи, у Демьяна все будет!
"Батю надо предупредить. Наконец-то, гроза разыгралась".-подумал парень отмалчиваясь стараясь скрыть смущение глядя как близь бушует стихия. Ветер прижимал к земле траву, холод пробирал до костей. Ранее, до приезда новосельцев, Демьян как только завидит грозу, скорее бежит за вершами, опарой и ведром,летит скорее к речке, а там уже станет где-то под песочным яром, протянет руки с вершком и рыба сама прыгает в плетневу. Снова мавки помогают.
 А теперь уже не так.
   Сердитый на самого себя, кузнецкий сын подумать не мог, что вчерашний паренек окажется девицей. Не признал в вагоне. "Что уж теперь, выгонять?"-думал он покусывая нижнюю губу, прогоняя с головы дурные мысли, придумывал как девицу пристроить боясь, что предадут самосуду Евдокии, а там впишется сам Фелька. Уж сердобольно он глядел на полуживую, отощалую девчонку в дранной одеже вспоминая нахрапистые руки Фельки. Итак ясно что тот шарил своими клешнями под рубахой у девицы. Демьяна еще три раз передернуло, лютовал он да так, что не заметил как больно сжал руку Марьяши. А как увидел как страдает бедная девчонка, тут же подобрел. Затягивая на себе рубаху, стала вести себя совсем отрешенно едва держится на тонюсеньких палочках, что ножками нарекаются. От волнения Демьян совсем взмок. Глотая слюну кадык парня бегал то верх, то вниз. Стыдливо опустив взгляд вниз, он и не знал, как пояснить отцу и матери, что вчерашний мальчонка - девица. Хоть бы попусту не лютовали. Ну а не менее положеное, как дальше если то что он увидел никак не выходило из головы. Если только не женится, да малы еще, а ниже живота уже ерзало.
 -Отпусти, дай помереть спокойно,- стенала Марьяна глядя в даль синими как васильки глазами.- Я готова.
-Успеешь еще,- буркнул Демьян нахмурив брови.- Что вы все туда рветесь. Думаешь там есть что? Скольких мы захоронили за тот час и ни у одного нет креста. Нет у нас часовенки, сгорела прошлым летом. А Ефим уж давненько от веры отбился.
-Нет сил совсем. Нет сил.
-Вон изба уже, дотянем. Придем, покормлю. Дадим одежи девичьи, а там и мать твою отогреем.А дальше решать будем. Меня Демьян зовут, а тебя как звать-то?
- Марьяна...
Из всех сил выдавила девушка и упала от бессилия на земь.
-Марьяна!Марьяна! - бросился Демьян к девушке, приводя ее в чувства, больно шлепал по щекам, но девушка медленно уходила. 
Твердою стеной обрушился дождь землю, внезапный шквалистый ветер рвал землю, рвал напополам дичку, что росла у обрыва. Демьян хотел подхватить Марьяну, да бежать скорее домой, как земля тот час ушла из-под его ног и оборвался песочный выступ и обоих понесло к реке. Демьян тут же уцепился за крючковатые корни старой дикой черемухи, но его словно нечистая силою уносила вниз. Тогда парень подхватил Марьяну под руку,а другой взялся гребсти песок под себя набрасывая под ноги больше тверди чтобы хотя бы устоять. Ветер все не утихал, нарочно сорил глаза. Тогда Демьян обхватил большими ручищами Марьяну, прижался к песку лицом, стал ждать пока не стихнет ненастье. Небо вовсе потемнело. Днем стало как ночью - совсем не видать что сверху. Исцарапаный до крови да весь да в песке, Демьян всеми силами хватался за тонкие корни черемухи.
Савал.
Будто ветром дуло женский голос Демьян точно слышал как нечисть под ветреную бурю  беснуется на реке.
- Большому черту-большая яма!Вот тебе и тихий омут!- удивился Демьян.- Теперь ясно чего я тут.
"Савал, иди к нам".
 Раздалось несколько голосов в унисон, будто в завывающем ветру стонали мужчины и женщины.
Демьян хотел перекрестится, хоть и сам не крещенный, как сзади послышался девичий тонкий голосок.
- Что же ты не крещенный в веру веруешь!
-Не потому что не верую, я не крещенный, а от того что люди языками окликали меня змеенышем.От того, что, вон, весь хутор при мне то рыдать собирается, то про свои грехи вспоминают.Тут же молются, да поздно уж. Бояться меня. Матушка не выходит за калитку - тож боится людей. Ее попрекают, мол, родила уродца.
-Да, и не зря. Мать твоя, ребеночка свого похоронила, а чужого украла. Ей за калитку, ой, как нельзя, потому и не выходит.
-Нет. Брешешь! Меня мать бросила, подкинула под калитку и ушла, а мать моя, голубушка, выкормила, отец уму учит. Чтоб не разгильдяем был!Кузнецом как он по роду пошел!
-Не бросала мать твоя, кровинушку свою, а на бережку оставила, на солнышке погреться, а та от горя топиться пришла. Вот тебя на бережку и нашла. А как выйдет Наталья за калитку, мавки ее в воду и унесут.За такое никакая мать не простит. Савалом тебя нарекла, хозяином реки будешь.
- Какой еще Савал? Демьяном от роду меня кличат! Сын кузнецкий я, Савиного роду. Зачем пришла, душу тревожишь?
- Мать твоя передала, что на девицу твою, что ты от меня прячешь, магичили. Колдовали на нее и на мать. Опоили обоих, вот помрет девица уж скоро.
- Кто сделал?- обозлился Демьян.- Да что вам всем не имется!
-Знамо кто, мать твоя, Наталка. Заговорила молоко коровье, мелу добавила чтоб высохла за ночь, вот обе и помрут. Гляди, вон, уже готовенькая. А матушка ее и померла бы утром.
-Помоги!Не дай Марьянке помереть!Не за что ей там быть.
-Помогу. Вот только судьба у девицы, ой, какая не простая. Нареченая это твоя, обреченная. Сколько ей предстоит пережить...А с тебя должок!
-Проси чего хочешь! Помоги Марьяне!
-Гляди, с тебя слово!А наше слово, речное слово - клятва!
-Клянусь!
-Гляди, нарушишь,мигом твою нареченую заберем!- пугала мавка, мигом подкинула вверх Демьяна и Марью, выбросила на сушу.
Демьян как очнулся, а грозы как и не было. Дичка целая, обрыв еще держится на добром слове, над головой как всегда тучи да и только. Повернув голову, парень увидел как за миг изменилась его Марьяна. Хороша какая красавица, лицо как ясный день в солнечную погоду - растревожила сердце и душу Демьяна. Щеки румяные, глазки большие, как василечки синие, бровки тонкие как шнурочки,фигурка полная, а волосы цвета иссиня-черный - как у всех по роду Дорогомысла, мягкой волной спадают до самого пояса.

*****
За столом, у второго окошка, сидели отец и мать. Оба тяжело молчали, уплетали деревянными ложками ароматную кашу из сечки в глиняных тарелках выкрашенных глазурью бурого цвета. Во дворе послышался лай собаки Ушки, а после кто-то постучал в окно.
-Проходи скорее, поди гостю мы рады!- раздался басистый голос кузнеца Савина, признав сына, отец продолжал уплетать ложку за ложкой, ну а мать Наталья быстренько вскочила, закрутилась у печи накидывая третью миску каши как вдруг.
- Бать, разрешите...
Первым вошел парень тряся кудрявой головой, выпучил зеленые глаза на родителей, из-за спины показал молодую гостью в мужской одежи.
-К чему разговор, добрый гость всегда в пору,- ответил Савин подзывая рукой ко столу.- А ну-ка, Наталья, дай нам самую добрую миску, самую добрую ложку и самую вкусную кашу! И самую горячую лепешку! Мал наш гость, да удал, а человека по разговору узнаем.
Басисто расхохотался Савин поглаживая тяжелой ручищей кудрявую бороду, разглядывая  Марьяну добрыми, веселыми глазами про себя отметил, что парнишка ведет себя как-то сжато. Укутался весь, обхватил себя руками, боится. Демьян ни слова, резво бросился в сени, где в забытом старом пропыленном сундуке, что стоял в дальнем углу,хранились детские одежи. Ныряя в сундук, он нашел материные кофты и сарафаны, когда она в девичестве на праздники разгуливала. Красная сапожковая рубашка, черная сарафанная понева,стертые из коженцов телячьи поршни сшитые покойным дедом Васюткой и молодецкий белый платок.
   Схватив охапку вещей, он сунул их Марьяне, приказал быстренько одягнуть пока мать не начала шпынять  туда-сюда, а отец быстро ее вразумит. Марьяна быстро оделась, на голенькие ноги натянула поршни где в дырке показался большой палец. Покрыла голову белым платочком, подвязав узел сзади, демонстративно накинул на правое плечо только что сплетенную косу.
- Девица!-ахнула Наталья схватилась за сердце крестясь.- Не уж две девицы!В моем!
-А то ты мама не знала,- буркнул Демьян бросив на мать осужденный взгляд, от чего Наталья забегала глазками, щурясь на недавно отбеленным известью стены, про себя отметив, что откосы уж потемнели за месяц. Надо будет заняться.
- Каков хозяин-таков и дом,- добавил Демьян радуясь отцовскому решению, пригласил Марьяну за стол.


Рецензии