Егерь
Каждый, кто охотился на копытных животных командой в Центральной России вам скажет, что удачливость охоты очень сильно зависит от егеря, который организует и проводит такую охоту. Как правило, в егеря идут люди, живущие на территории охотничьих угодий. Редко хорошими егерями бывают те, кто приезжает на охоту из города на время проведения охоты. Местные егеря в большинстве своём хорошо знают свои угодья, потому как существенную часть своего времени проводят в лесу, как зимой, так и летом. Как правило, это увлечённые люди, хорошо знающие своё ремесло. Хотя некоторые из них склонны к приёму алкоголя и порой в излишних количествах. Но как бы пьяны они не были, они, за редким исключением, стоят на страже природы и не дают вольничать браконьерам. Своих зверей они знают, знают их повадки и места обитания. Поэтому в каждой конкретной обстановке егерь по-разному может организовать охоту: и выставить, или не выставить зверя на выстрел. Опытные охотники знают это и стараются с егерями дружить. Такая дружба, зачастую, перерастает в обоюдную и надолго. Об одном из таких уважаемых егерей этот рассказ.
Этот выезд на охоту на копытных для команды одного из московских оборонных предприятий был обычным. На дворе стоял декабрь, но было не очень холодно – градусов 10 ниже нуля. Единственное, что можно отметить – в числе членов команды в этот раз не было руководителей предприятия и поэтому обстановка среди участников поездки была более раскрепощённой. Как всегда, выехали вечером в пятницу на автомашине УРАЛ высокой проходимости с тёплым КУНГом. И уже к восьми вечера прибыли на базу, а именно, к отдельно стоящей избе на краю деревни. Но изба оказалось запертой на замок. Решили ехать в соседнюю деревню к егерю Егорычу; благо Алексей Сидоров, он же капитан команды, знал его и знал где тот живёт. Примерно через пятнадцать минут машина остановилась у дома егеря и Сидоров, постучавшись в дверь, вошёл в избу. Ему навстречу вышла жена егеря: невысокая худощавая женщина лет пятидесяти по внешнему виду. Алексей поздоровался и объяснил цель своего приезда. Женщина в сердцах стала говорить, показывая рукой на место за занавеской:
- Вон там лежит этот паразит! Ходил к куму резать свинью, там нажрался сам, как свинья и теперь, не раздевшись, лежит на кровати! Вот полюбуйтесь!
Сидоров отодвинул занавеску и убедился, что Егорыч действительно там. Тот лежал поверх одеяла в одежде и смачно храпел. Рядом на полу валялись бушлат и валенки. Сидоров потрогал Егорыча за плечо, сначала легко, потом потряс сразу за оба плеча; тот никак не отреагировал.
- Бесполезно, теперь, дай бог, к утру проспится, - прокомментировала обстановку жена, стоящая рядом.
- И чего делать? Мы же на охоту приехали, а без него нам в лес выходить нельзя, - заговорил Сидоров, обращаясь к жене Егорыча.
- Вот вам ключ от базы, я там сегодня печь протопила и убралась, и даже баню немного подтопила. Если захотите ею попользоваться, то нужно ещё часок подтопить. Дрова сухие лежат в предбаннике. Если не хватит всем места на нарах, можно расположиться на печке или на раскладушках. Две раскладушки стоят в сенях сразу за входной дверью. Найдёте. Ну, а утром приезжайте снова за этим паразитом, надеюсь, он проспится, - предложила та.
Сидоров поблагодарил женщину, забрал ключ, извинился за беспокойство и вышел. Курящие охотники стояли возле машины, и весело разговаривали. Услышав от Сидорова обстановку, решили ехать на базу, а утром снова вернуться за егерем. С шутками и прибаутками поехали в избу, возле которой уже были ранее.
Изба была просторной и состояла из холодных сеней и двух комнат: в первой комнате находилась, условно, кухня с умывальником, а во второй - стояли нары в два яруса. Большая русская печь была посредине избы - сразу в обеих комнатах. На нарах лежали матрасы и постельные принадлежности на десять человек. Вдоль одной из стен стоял длинный стол с лавками.
Команда, прибывших охотников, была слаженная и уже через пятнадцать, двадцать минут все занесли вещи и оружие, распределили спальные места и накрыли стол. В команде было девять человек и мест всем хватило. Уселись за стол.
Первым за столом заговорил Юрий Петрович. Это был сравнительно новый человек в команде, но он сразу поставил себя так, как будто он превосходит всех и по опыту охоты, и по житейскому опыту. Хотя ему ещё не было и пятидесяти лет, а в команде были люди постарше. И большинство не стало у него оспаривать такое положение, даже среди руководителей предприятия. На самом деле это был эрудированный инженер и опытный охотник, что проявлялось постоянно в его действиях и поступках. Он пришёл на предприятие год назад и работал в должности заместителя начальника отдела полигонных испытаний, а ранее работал в министерстве и занимал должность заместителя начальника главного производственного управления. По-видимому, оттуда к нему пришла привычка управлять везде. На предприятие его перевели после того, как он что-то не так доложил министру. Кроме организаторских способностей Петрович имел и очень мощное личное обаяние. Рост у него был выше среднего, правильные черты лица и голубые глаза делали его привлекательным. Он всегда был спокоен и сдержан, правильно говорил, имел тонкое чувство юмора, сам любил пошутить, а кроме того, у него был прекрасный голос, и на охотничьих привалах он часто пел популярные песни. В общем он был душой компании, поэтому было естественно, что, когда все уселись за стол, он заговорил первым:
- Друзья, база хорошая, в избе тепло, настроение нормальное, хотя егеря явно не хватает, потому что после третьей рюмки мы обязательно заговорим о завтрашней охоте. Я думаю, что мы к этому вопросу ещё вернёмся, а пока давайте выпьем, закусим и отключимся от повседневных забот. Вперёд!
Сидящие за столом, одобрительно заговорили, чокнулись рюмками, выпили и стали закусывать. Ели с удовольствием. Потом выпили ещё. Загалдели и стали, перебивая друг друга, говорить различные тосты и предложения. Потом опять заговорил Петрович – все немного затихли и стали слушать.
- Я думаю, что надо поехать и привести егеря, хоть и пьяного, сюда на базу. Потому что завтра на это может уйти много времени, а в лес нужно выехать, как только рассветёт.
Все молчали. Первым заговорил Сидоров:
- Петрович прав. Егеря нужно привезти сюда. Правда уже поздно – почти десять часов. Его жена, наверное, уже спит. Как с этим быть?
- Коли так, нечего время тянуть. Я готов вместе с водителем съездить и постараться решить этот вопрос, - предложил Ковалёв: молодой инженер, но уже опытный охотник.
- Веселовский, ты ещё более-менее трезвый? Поехали, - обратился он к водителю.
Костя, так звали водителя, заулыбался, встал из-за стола и спокойно ответил:
- Поехали.
Многие также встали из-за стола, стали одеваться, чтобы проводить ребят, а заодно и покурить на улице. Через несколько минут УРАЛ, неуклюже покачиваясь на неровной дороге, отъехал от базы.
Дом егеря нашли быстро. В окнах света не было. По-видимому, жена егеря уже легла спать. Ковалёв подошёл к крайнему от входа окну и постучал по стеклу. Через пару минут в избе загорелся свет и к стеклу прильнуло женское лицо. Через окно Ковалёв громко сказал, что они к егерю Ивану Егоровичу. Через несколько минут жена егеря открыла входную дверь и пригласила ребят в дом. Сергей стал объяснять женщине, что они приехали за егерем и хотят забрать его на базу.
- Да и вам будет спокойнее, а то мы с раннего утра начнём вас будоражить поскольку в лес надо выехать пораньше, пока совсем не рассвело. А за него не беспокойтесь, мы его напрягать не будем. В машине будет отдыхать. Главное, чтобы он был с нами, - продолжил он свои объяснения.
Женщина спокойно его выслушала и согласилась.
- Берите. Только, как вы его заберёте. Он не лёгкий, а сам вряд ли пойдёт.
- Ничего. Мы его аккуратненько донесём.
Вместе с Костей они приподняли Егорыча и посадили на кровати. Тот сидел, но не просыпался, только что-то начал бормотать. Надели ему на ноги валенки, повязали шарф, одели бушлат с тёплой поддёвкой и меховую шапку. Жена передала Косте ещё и теплые меховые рукавицы. Потом они с двух сторон взяли его под руки, приподняли над полом и понесли на улицу к машине. Жена шла рядом и поправляла валенки, которые постоянно стремились свалиться с его ног. С трудом, уже втроём, затащили его в кабину машины и, извинившись перед хозяйкой за беспокойство, уехали на базу.
На базе, усилиями нескольких человек, перенесли Егорыча в избу, раздели и уложили на раскладушку, поставленную возле печки в первой комнате. Егорыч не просыпался. Валенки поставили рядом. Выключили в этой комнате свет. Потом с шутками и смехом снова уселись за стол и продолжили трапезу в соседней комнате. Основная тема разговора крутилась около персоны Егорыча. Часам к двенадцати ночи основная масса команды поползла на нары на отдых. Четверо из команды остались за столом и решили сыграть партийку в преферанс. Основным закопёрщик в этом опять был Юрий Петрович. В преферанс он играл мастерски. Правда и остальные тоже играли неплохо. Играли сочинку, двадцатку. Больших игр не было, поэтому к двум часам ночи они ещё не закончили игру. В этот момент в соседней комнате на раскладушке заворочался Егорыч. Он сел, спустив ноги на пол и стал огладываться вокруг. Но поскольку в комнате было темно, то он не мог понять, где он находится.
- Где я? – промолвил он, обращаясь в пустоту.
- В гробу, - негромко, но протяжно отозвался на этот вопрос Сидоров, который играл в преферанс. Остальные молчали, тихо улыбаясь.
- Ну правда, где я? – опять заговорил Егорыч.
- В гробу, - опять таким же тоном повторил Сидоров. Егорыч какое-то время молчал. Сидящие за столом тоже молчали, еле сдерживая себя, чтобы не рассмеяться.
- А, понял, я на базе! – вдруг радостно заговорил Егорыч. - Только как я сюда попал?
Сидящие за столом, не выдержали и стали смеяться. Через минуту к ним в комнату вошёл, покачиваясь, Егорыч.
- Вы кто? – рассеянным взглядом, окидывая сидящих за столом, спросил он.
- Мы на охоту к вам приехали из Москвы, - за всех спокойно ответил Сидоров.
- Понятно, завтра поговорим, - промолвил Егорыч, развернулся и пошёл к раскладушке. Там надел валенки, подошёл к ведру с водой, зачерпнул полную кружку и всё выпил до дна. Потом вышел на улицу по нужде, вернулся в избу, лёг на раскладушку и вновь уснул, негромко похрапывая.
Мужики немного ещё посидели и тоже решили ложиться спать, так и не доиграв партию. Вставать решили не позже семи часов, чтобы в восемь быть готовыми к выезду в лес. За Егорыча уже не беспокоились.
Просыпаться и вставать некоторые охотники стали ещё раньше запланированного подъёма в семь часов. В основном это были курильщики. По-видимому, их топтание и разговоры разбудили и Егорыча. Тот тоже встал, стал их расспрашивать о событиях вчерашнего дня. Выслушав произошедшее, несколько раз извинился и заверил, что охоту проведёт как надо.
- Не беспокойтесь, зверя выставлю, - уверенно сказал он уже капитану команды Сидорову, который тоже уже был на ногах.
- Алексей, ты вот что, заполни пока ведомость на всех охотников, дай всем расписаться, а я пройду прямо сейчас и проверю тут небольшой загон недалеко от базы. Небо уже просветлело следы я увижу. Крутится у меня там бык 4-х леток, но он хитрый и чуткий, чуть что летит, сломя голову. Попробуем его взять. Вчера он приходил, я утром видел его следы. А вы оперативно завтракайте и будьте готовы с рассветом выйти в лес, - начал отдавать указания Егорыч.
- А может перекусишь и немного опохмелишься, - предложил Сидоров.
- Нет, потом, когда вернусь, - отказался Егорыч и вышел из избы.
Многие слышали разговор капитана с егерем и без всяких указаний стали оперативно готовить завтрак, разбудив остальных. Изба наполнилась шумом, разговорами, вознёй людей, готовящихся к выходу в лес. Команда была опытная и через полчаса, закончив приготовления к охоте, все стали усаживаться за стол, чтобы позавтракать и попить чаю. Чайник не ставили, чаю, с избытком было в привезённых термосах. За окошком стало светать. К этому моменту в избу вошёл Егорыч, у порога снял шапку, потом прошёл в комнату, где за столом сидела команда и присел на лавку. От головы Егорыча шёл пар, лицо было красным и на нём были видны капельки растаявшего снега. Все замолчали и смотрели в его сторону.
- Есть. Бык в загоне. От избы пойдём пешком. Через полчасика нужно выступать. Вы, как, готовы? – доложил и спросил Егорыч, обращаясь сразу ко всем.
- Да, готовы, - загалдели, сидящие за столом.
- В ведомости по технике безопасности все расписались? – вновь спросил он, теперь уже, глядя в сторону Сидорова.
- Да, все, - ответил тот.
- Хорошо, ну пейте чай и выходите на улицу, - добавил егерь.
- Егорыч, ты не против, если мы по чуть-чуть примем алкоголя для поправки глаза, - усмехаясь, спросил Егорыча Юрий Петрович.
- Я не против, смотрите сами, - ответил тот.
Сидящие за столом, стали разливать водку, грамм по пятьдесят. Сидоров в гранёный стакан налил чуть более половины и поставил его перед Егорычем. Юрий Петрович, как всегда, встал за столом и начал говорить тост, описывая сложившуюся обстановку. Егорыч немного послушал его, потом взял в руку стакан и, перебив Петровича, со словами: «Я терпеть больше не могу», - быстро выпил содержимое стакана. Петрович отреагировал моментально:
- Кто ещё больше терпеть не может могут выпить, - и с этими словами сам решительно выпил свою дозу.
Все засмеялись и выпили. Немного закусили и стали выходить из-за стола. Егорыч выпил ещё кружку чаю с бутербродом, которые ему с уважением передал Олег – один из членов команды. Из избы вышли, когда уже на улице почти рассвело. Сразу за деревней клином начинался лес. Егорыч, показывая рукой в сторону леса, начал давать указания по организации охоты:
- Так, мужики, со мной в загон пойдут трое. Загонщики должны шуметь посильнее. Бык хитрый выгнать его непросто. В загоне будут зайцы. Можете их стрелять.
Стрелки должны стать по левой стороне клина. Там идет небольшая полоска деревьев примерно в сотне метров от основного леса. Зверь будет вам хорошо виден. Идите по моим утренним следам – они хорошо заметны. Снег не глубокий можно идти без лыж. Нужно перекрыть небольшой участок – метров триста. А дальше там поле. Бык в поле не пойдёт. Тронемся одновременно. Номера расставить успеете, так как загонщикам идти придётся побольше.
Сидоров определил трёх человек в загон. Они отошли в сторону и стали за спину егеря.
- Ну, с богом, - пожелал Егорыч и первым двинулся в направлении леса.
Стрелки гуськом также пошли в сторону леса, ориентируясь по утренним следам егеря. Всё шло так, как тот планировал. Через полчаса номера стояли на своих местах, а чуть позже загонщики начали шуметь. Иногда в загоне раздавались выстрелы. У видимой кромки леса было тихо. Но когда голоса загонщиков стали звучать совсем рядом из леса на махах выскочил лось. Это был крупный самец с ветвистыми рогами. Он быстро мчался примерно на середину цепи стрелков, а конкретно на Лосева. Тот с командой выезжал на такую охоту много раз, но добыть зверя ему пока не приходилось. Лосеву было чуть за пятьдесят, он прекрасно стрелял из ружья, был призёр Московского чемпионата по стендовой стрельбе.
Быстро набегающий зверь, создавая вокруг себя облако снега, по-видимому, испугал Лосева и тот сошёл со своего номера, прячась за сосну, стоящую рядом. Лось увидел это движение, резко развернулся и помчался с ещё большей скоростью вдоль номеров в сторону поля. Поняв свою оплошность, Лосев стал стрелять в зверя, до которого было метров семьдесят. Вторым выстрелом он попал ему в переднюю ногу. Но лось продолжал бежать, правда немного уменьшив скорость и припадая на раненую ногу. Поскольку он бежал вдоль линии стрелков, то по нему начали палить все, кто мог. Эта коллективная стрельба сделала своё дело – лось упал, не успев выбежать в поле. Загонщики вышли из леса и направились к лежащему в поле зверю. Туда же потянулись и стрелки. Пришёл и егерь.
- Ну, что. Бык крупный. Может быть вашей машиной притащить его на базу и там разделать, - предложил Егорыч.
- Конечно, - загалдели мужики.
- Веселовский, дуй за машиной, - отдал распоряжение Сидоров.
- Да понял я, уже иду, - смеясь ответил тот. С ним в сторону базы пошли почти все, в том числе, и егерь. У лося остались двое. На кровях решили выпить на базе.
Примерно через час УРАЛ вернулся на базу, волоча за собой на тросе добытого зверя. Шумной толпой команда приступила к разделке зверя. Здесь же на улице организовали небольшой стол с выпивкой и закуской. Каждый рассказывал, что он делал, в этот небольшой промежуток времени. Практически все высказывали насмешки в сторону Лосева. Тот отмалчивался. Время незаметно перевалило за полдень.
- Мужики, вы как, остаётесь ночевать на базе или сегодня уедите? - спросил Егорыч после выпитой со всеми рюмки.
- Если остаётесь, то я разогрею баню, - добавил он.
Все согласились остаться, а завтра с утра выехать домой. Егорыч ушёл топить баню. Мужики разделали лося, разрубили его на части, выделив долю егерю. Поскольку фактического добытчика зверя установить было непросто, то голову с рогами решили разыграть. Она досталась Юрию Петровичу. Ноги лося разделили между собой загонщики. Потом все разложили добычу по своим рюкзакам и занялись подготовкой обеденного стола, и захода в баню. Двое пошли готовить печёнку. У всех было приподнятое настроение, слышались шутки и смех. Чувствовалось, что люди отдыхают.
- Баня будет готова часа через полтора, доложил Егорыч, - присоединяясь к отдыхающим охотникам.
Постепенно все перебазировались в избу, где обед, перерастающий в ужин, уже продолжался за столом. Потом гурьбой пошли в баню. Баня была просторная - мойка и парная отдельно. Горячая вода была в металлической бочке и нагревалась теплом банной печки. Когда первые вошли в парную, то термометр на стене показывал 90 градусов. Было жарко. Пахло запаренными берёзовыми вениками. В первый заход в парной было шесть человек. Места хватало всем. С ними зашёл туда и Егорыч. Он сразу забрался на верхнюю полку. Чувствовалось, что он любитель бани. Некоторые стали потихоньку выходить в предбанник и там обливаться водой. Егорыч же сразу из парной выбежал на улицу и стал валяться в снегу. Он громко фыркал. От его тела шёл пар. За ним выбежали в снег и все остальные. На снегу резвились, обсыпая себя и товарищей, горстями пушистого снега. Холода не чувствовалось. Потом опять же гурьбой помчались снова в парную. Отдыхали. Там в парной Егорыч приблизился к Сидорову и спросил:
- Алексей, это ты вчера говорил, что я в гробу?
- Я, - смеясь, ответил тот.
- Ну вот видишь, туда мне рановато. Здесь ещё покуролесим! – также улыбаясь, произнёс Егорыч.
- Да ты не обижайся. Я ведь пошутил, - стал оправдываться Алексей.
- А я не шучу! Ну ладно, скажи, как тебе сегодняшняя охота? – спросил Егорыч.
- Спасибо, тебе. Всё отлично! Ты прекрасный егерь и человек! - ответил тот.
Такое мнение о егере было и у всей команды.
январь 2024 года
Свидетельство о публикации №224021101745