Варлаамо-Хутынский монастырь

«Учреждением сей императорской Российской академии предоставлено усовершить и возвеличить Слово наше…»

Нельзя недооценивать роль «слова» в жизни любого государства. Великая Персия, сейчас бы разговаривала на арабском (как это делает её не менее древний сосед Багдад) и исповедовала бы ислам суннитского толка, если бы не Фердуси. А ведь он был поэтом! Вот вам и филолог, а это вопрос государственного суверенитета!

11 октября 1783г. императрицей Екатериной II подписан указ об учреждении Российской академии. Всего через полтора месяца после учреждения академии, на её заседании была предложена новая буква русского языка — «Ё», уже только ради этого стоило учреждать эту организацию. Позже она была ликвидирована Николаем 1. Сейчас аж целых три структуры претендуют на роль возродившейся академии, ряды одной из которых я пополнил, став действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р.Державина.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» А. С. Пушкин
Гавриил Романович Державин — русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи стоял у истоков создания Российской Академии и был её членом. Прах мастодонта русской словесности покоится в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре. В своём путешествии по Новгородчине я просто не мог не посетить это святое место для любого православного, и не отдать дань уважения памяти «вершине русского классицизма».

Соблюдя все меры предосторожности, дабы не повторить ошибок Ивана Васильевича III, я приехал в белокаменный монастырь. Когда-то великий князь, так же, как и я, прибыл сюда поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
Конечно, обожжённые праведным огнём артефакты мне не довелось увидеть, зато прикупить в лавке монастырских продуктов и положить букет на могилу Гавриила Романовича получилось!

«В нача;ле бы;ло Сло;во» — первая строка Евангелия от Иоанна. Я покидал Варлаамо-Хутынский монастырь и размышлял, как символично, что русский поэт эпохи Просвещения Державин, внесший так много в развитие русской словесности нашел покой именно в православной обители, так же, как и он, ставившей «Слово» в начало мироздания.

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии