Тот, кто совершил для меня чудо

Вместо предисловия - данный текст написан специальным образом так, что любой читающий, если в процессе чтения ищет: - где во мне то, о чём здесь написано? Как соединиться со ступенью автора так, чтобы самому увидеть то, о чём он пишет?
То в результате приходит к просьбе в сердце, об изменении того, что оно просит.
Главное - выяснения. А сам текст не несёт знаний и, по сути, читается фоном. Как музыка в автомобиле...


(Рабаш)/Статьи


Что означает благословение: «Тот, кто совершил для меня чудо на этом месте» в духовной работе

Статья 15, 1991 г.

Наши мудрецы сказали о человеке, с которым произошло чудо, и он спасся ото льва. Сказал ему Рава: «Всякий раз, когда ты будешь приходить туда, благословляй: «Благословен тот, кто совершил для меня чудо на этом месте»». И следует понять это в отношении духовной работы - чему нас это должно научить.

Известно, что целью творения является Его желание насладить Свои создания. Для этой цели Творец создал в творениях желание и стремление получать удовольствие и наслаждение. А иначе, если нет хисарона наслаждаться, то и не может человек получать удовольствие. Ведь так мы видим в природе, что если нет у человека хисарона к чему-то, он не способен этим насладиться. Например, если человек не голоден, он не может получать удовольствие от еды, и тому подобное. Поэтому, мы видим и говорим о том, что Творец создал в нашей природе желание получать удовольствие и наслаждение.

И нечего спрашивать, почему Творец сотворил именно такую природу, как сказали мудрецы: «Человек может спросить о том, что было до сотворения мира. Ответ на это дается в Писании: «Со дня, когда Всесильный создал человека на земле»». Это означает, что не могут спрашивать ничего о том, почему, когда Творец создавал мир, Он сотворил именно такую природу, как мы её видим. Разве не мог создать другую природу. И об этом мы не спрашиваем, а изучаем по принципу «из действий Твоих познаю я Тебя». То есть, из тех действий, которые мы наблюдаем, мы начинаем познавать, а не раньше.

И также мы видим вторую природу, в которой ветвь желает уподобиться своему корню. То есть, корнем творений является Творец со свойством отдачи, а не получения. Подобно этому, когда человек вкушает "хлеб милости", он стыдится, и это называется на языке книги Зоар "хлеб стыда". И согласно этой природе получалось бы, что когда человек получает от Творца в его получающие келим, которые противоположны свойству Творца отдавать, он чувствовал бы дискомфорт. И из-за этого произошло исправление, называемое "сокращение и скрытие". То есть, пока нижний не уподобится по свойствам с "желанием отдачи", человек находится в неведении и скрытии от святости. И об этом тоже не спрашивают – почему создал Творец природу стыда и почему сотворил так, что ветвь желает уподобиться своему корню. А всё это потому, что не положено спрашивать о том, что было до акта творения.

Кли творений – это желание получать наслаждение. А до того, как было создано желание получать, нам еще не о чем говорить. И это кли мы относим к Творцу, то есть нам не нужно работать над этим кли. А каждый созданный человек, если не испортил кли, то это кли совершенно. Это значит, везде, где желание получать видит, что есть место, откуда можно получить наслаждение, оно немедленно туда бежит.

Тогда как кли, которое называется желанием отдавать, вызвано тем, что человек желает достичь подобия по форме с Творцом. А поскольку это кли мы относим к творениям, то есть человек должен сделать это кли, потому что творение желает подобия по форме, поэтому на человека возложено это сделать. И это, как сказал мой отец и учитель о стихе: «Который создал Творец, чтобы делать». Это значит, что Он создал кли, называемое желанием получать. А "делать" относится к творениям, и они должны сделать кли, называемое желанием отдавать. И оно не существует со стороны природы, созданной Творцом. А Он начал творение в качестве желания получать, а вы, то есть творения, должны сделать желание отдавать.
Поэтому, когда человек должен работать ради отдачи – это иная природа, чем та, с которой человек был создан.

Поэтому все, что человек должен делать в работе Творца, должно быть направлено на создание кли, и это действие противоположно тому кли, с которым был создан человек. А когда человек начинает входить в работу на отдачу, то еще не ощущает, насколько его желание получать мешает ему в работе на отдачу. И это является исправлением, – то, что человек не видит истины, – меру зла, которая есть в нем. Ведь, несомненно, если он увидит свое зло, то убежит от работы, даже не захочет начинать эту работу. Поэтому говорит Рамбам, что сначала необходимо приучить человека к "ло лишма", пока не накопит знания и не поумнеет, и тогда откроют ему суть "лишма", называемое "ради отдачи".

И следует знать, что то, что человек находится во власти желания получать для себя, называется "египетским изгнанием". Потому что когда он входит в эту работу, постепенно ему раскрывают свыше меру власти его зла над ним, как сказано: «И застонали сыны Исраэля от работы». То есть, когда они начали выполнять работу на отдачу, они увидели, что не способны делать эту работу, потому что египтяне властвовали над ними. И они увидели тогда, что они не способны сами выйти из египетского изгнания, а только Творец может их вывести. И это называется чудом. Ибо все, что человек не может сделать своими силами, а только благодаря помощи свыше, называется чудом. И это чудо выхода из Египта.

И следует знать, что когда человек хочет достичь слияния с Творцом, у него есть подъемы и падения. И порядок таков, что во время падения, когда человек приходит в состояние отчаяния, иногда он «сожалеет обо всем, в чем прилагал бескорыстные усилия», что означает «раскаивается в прошлых [благих делах]» и хочет вообще убежать от работы Творца. И вдруг он получает пробуждение свыше и получает жизненные силы и устремление для работы, и забывает, что когда-то у него было падение, а он доволен подъемом, и тогда человек не может насладиться от подъема больше, чем насколько находился под властью зла во время падения.

Следует знать, что изгнание, когда человек ощущает, что он находится в изгнании, измеряется не самим изгнанием, а ощущением зла и страданий, которое он испытывает от того, что находится в изгнании. И тогда, когда он страдает от того, что пребывает под властью поработителей, когда вынужден делать все, что они требуют от него, и у него нет никакой возможности сделать то, что он хочет, а он вынужден служить и реализовывать все, что народы мира, находящиеся в теле человека, требуют, и у него нет никаких сил изменить им – в соответствии с мерой страданий, которые он ощущает и хочет сбежать от них, в этой мере он может насладиться освобождением.

И как мы видим по тому, что сказано о рабе-еврее: «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой - выйдет на свободу без выкупа». И, разумеется, раб должен быть рад тому, что выходит на свободу, и уже может собой распоряжаться, и над ним нет никакого господина. В любом случае мы видим, что Тора говорит: «А если заявит раб: я люблю господина своего, и жену свою, и детей своих, не выйду я на свободу». Мы видим, что существует такая реальность, когда человек хочет остаться рабом. И вместе с тем, сказано: «И помни, что рабом был ты в Египте».

Это значит, что быть рабом плохо, и все равно есть иногда такое, что человек хочет остаться рабом. Если так, то почему сказано: «И помни, что рабом был ты в Египте»10? А кто говорит, что быть рабом так уж плохо? Но ведь есть люди, которые хотят быть рабами, как сказано выше, что раб сказал, что любит своего хозяина. Но изгнание – это согласно страданиям и боли, которые ощущаются в изгнании. В этой мере можем получить радость от освобождения. И это как свет и кли, то есть переносимые страдания от чего-либо – это келим, в которые можем получить свет, если освободимся от страданий.

Поэтому в египетском изгнании, говорит Писание: «И помни, что рабом был ты в Египте»10, – это означает, что быть рабом настолько плохо, что в Египте народ Исраэля ощущал страдания. Поэтому говорится – помни, то есть необходимо помнить страдания, которые перенесли там. И тогда есть место для радости при освобождении из Египта.

А о том, что было в Египте, говорит Писание: «И также услышал Я стенание сынов Исраэля, которых египтяне порабощают, – и вспомнил Я союз Мой». Получается, что в Египте, когда были рабами, как сказано «рабами были у Фараона в Египте», поскольку испытывали страдания, и также говорится, что «и застонали сыны Исраэля от работы»6, поэтому нам дана заповедь помнить о Египте, как сказано: «Чтобы помнил ты день твоего исхода из Египта во все дни жизни твоей».

Из сказанного получается, согласно правилу, что «нет света без кли, и нет наполнения без хисарона». Поэтому, хотя мы уже и вышли из Египта, но мы должны радоваться освобождению из Египта. Поэтому на нас возложено помнить египетское изгнание, то есть помнить и представлять себе, как народ Исраэля страдал в египетском изгнании. Тогда мы сможем насладиться также и сегодня освобождением из Египта.

Иначе мы не сможем радоваться освобождению из Египта по вышеуказанной причине, ведь страдания называются келим для получения радости. Поэтому мы видим, что еврейский раб не хочет выходить на свободу. И не стоит спрашивать, как может быть такое, что кто-то не желать выйти на волю. А ответом служит, как сказано выше то, что поскольку он не ощущает страдания в положении раба, поэтому не желает выйти на свободу. Как объясняется причина этого в сказанном: «Я люблю господина своего, и жену свою, и детей своих, не выйду я на свободу». Однако относительно египетского изгнания сказано: «Чтобы помнил ты день исхода твоего из Египта», потому что страдали там, как сказано: «И застонали сыны Исраэля от работы».

Из сказанного поймем то, что мы спрашивали, что означает в духовной работе то, что человек должен сказать «благословение в том месте, где для него произошло чудо». А дело в том, как сказано выше, что когда человек начинает продвигаться в работе на отдачу, то человек проходит состояния подъемов и падений. Подъем – это когда человек после того, как находился под властью желания получать, и был вынужден удовлетворять все его прихоти, и человек хотел превозмочь его и не слушать его голоса, но желание получать было сильнее его, и человек испытывал  страдания от того, что он далек от Творца.

А после этого он получил пробуждение свыше и начал снова ощущать небольшое возвышение в святости. И человек хочет тогда отмениться перед Творцом «как свеча перед факелом», и тогда он наслаждается состоянием подъема. Но человек не способен еще вынести из состояния подъема продвижение в работе, поскольку не ценит приближение, которое получил сейчас от Творца, потому что у него нет келим. То есть, во время подъема он уже забыл, что у него было когда-то падение. И хотя он сейчас и чувствует, что близок к Творцу, и ценит это, но немедленно забывает. И поэтому у него уже нет кли, то есть потребности, чтобы мог ценить это, как сказано: «Преимущество света из тьмы». Поэтому у него нет продвижения, которое должно быть благодаря подъему.

Поэтому во время подъема он должен вспомнить и сказать, что в том месте, где у него сейчас происходит подъем, у него было падение; и Творец спас его и поднял со дна преисподней, и вызволил из состояния смерти, которая называется «отдалением от Творца»; и он удостоился в некоторой степени приблизиться к Творцу, что называется «прилепиться в какой-то мере к Источнику жизни».

И человек должен воздать благословение благодарности Творцу, что благодаря тому, что он вошел сейчас в состояние, в котором у него были  страдания, а сейчас он, благодаря Творцу, находится в хорошем состоянии духа и наслаждается тем, что Творец приблизил его, то он обрел новые келим хисарона, которые может наполнить состоянием подъема, в котором он находится сейчас.

Получается, что он притягивает свет радости в новые келим, которые обрел сейчас, благодаря тому, что увидел чудо, которое с ним произошло – что Творец спас его. Поэтому, когда он смотрит на страдания, это как будто сейчас он страдает, и сейчас он наполняет их наслаждением.

Получается, что благодаря тому, что он представляет себе состояние падения, это дает ему то, что тот подъем, который он получил сейчас, распространится в новых келим, согласно правилу «нет света без кли». Поэтому во время подъема, когда начинает думать о состоянии падения, которое было у него, страдания падения считаются келим, в которых может распространиться свет подъема.

И это подобно тому, что сказано выше об изгнании и освобождении. То есть согласно мере страданий, ощущаемых в изгнании, он может насладиться от освобождения. То есть изгнание – это келим для освобождения. Это значит, что освобождение не может его наполнить больше, чем согласно тем келим, которые он обрел в изгнании. И это означает в работе, что человек представляет себе состояние падения, это означает, как сказали мудрецы, что человек должен сказать благословение: «Благословен тот, кто совершил для меня чудо на этом месте».

И в том, как представлять себе страдания, есть много вариантов. Возьмем, например, человека, который хочет встать утром, и который завел будильник. Но когда будильник звонит, тело не желает вставать, и ощущает страдания, если встанет сейчас с кровати, и все равно он нехотя превозмогает себя и приходит в дом собраний. А когда он видит, что там есть люди, которые сидят и учатся, то получает желание и стремление участвовать в уроках, обретает радость и приподнятое настроение, и тогда он забывает, каким образом встал с кровати и пришел в дом учения. И если человек хочет обрести новые келим, в которых бы пребывала радость, то он должен представлять себе, как он вставал с кровати, то есть какое желание у него было тогда, и какое настроение у него есть сейчас. И тогда он может сказать: «Благословен тот, кто совершил для меня чудо на этом месте». То есть, как Творец дал ему сейчас приблизиться к Себе. И благодаря этому он получает новые келим, в которых распространится радость от того, что Творец приблизил его к себе, как сказано выше.

И так человек должен приучать себя ко всему – проводить сравнение между временем страданий и временем наслаждений, и благословлять за чудо, что Он вытащил его из страданий в состояние наслаждения. И благодаря этому у него будет возможность воздать благодарность Творцу и получить наслаждение в новых келим, которые прибавились у него сейчас, когда он сравнивает эти два периода времени между собой. И благодаря этому человек может продвигаться в работе.

И это, как сказал мой отец и учитель: «Не важно, что человек получает от Творца – нечто большое или совсем незначительное. А важно, насколько человек благодарит Творца. И в мере благодарности человека, открывается то, что ему дал Творец». Поэтому человеку надо [всегда] стараться благодарить, то есть ценить подарок Творца, чтобы смог приблизиться к Творцу. Поэтому, когда человек смотрит во время подъема, в каком состоянии он был в момент падения, то есть какое ощущение у него было во время падения, он уже может оценить «преимущество света из тьмы»14. И у него уже есть новые келим для получения радости, и благодарить Творца. И об этом сказано, что человек должен благословлять: «Благословен тот, кто совершил для меня чудо на этом месте»1, то есть когда пребывает сейчас во время подъема, так как невозможен подъем, если не было прежде состояния падения.

Но как может быть падение, если человек прежде не был в состоянии подъема и упал оттуда. Ответ в том, что, как правило, каждый человек думает, что у него все в порядке. То есть, что человек не видит, что он хуже всех окружающих его людей. Поэтому он плывет по течению жизни. То есть, немного учится, немного молится, немного дает пожертвований и занимается добрыми делами и прочее. И главная забота человека заключается в том, как достойно зарабатывать, и чтобы была приличная квартира и обстановка, и т.п.

Потому что он чувствует себя, если он установил для себя порядок [взаимоотношений] с Творцом, сколько времени он должен работать ради Него, и если он исполняет всё установленное, что он обязался делать в духовном, он ощущает себя человеком совершенным, и ему уже позволено заботиться об улучшении своего материального положения. И человек всегда видит, сколько бы он ни старался, чтобы его материальное было в совершенстве, он всегда видит, что он  находится в недостатке относительно других. И это означает, что человек пребывает в совершенном состоянии.

Но когда начинает работать на отдачу, то приходит в состояние падения. Поскольку видит, насколько он далек от того, что называется «ради небес». Получается, что он спустился относительно прежнего состояния, когда думал, что должен только выполнять Тору и заповеди, а на намерение ради отдачи он не обращал внимания. Затем он получает пробуждение свыше и начинает отменять себя перед Творцом «как свеча перед факелом», и забывает о состоянии падения, которое у него было. И тогда должен человек, теперь, когда находится во время подъема, может сказать: «Благословен тот, кто совершил для меня чудо на этом месте»1. То есть раньше он был в состоянии, как будто у него произошла дорожная авария, и он оставался без сознания относительно духовной жизни. То есть он совершенно забыл, что необходимо работать ради отдачи, и потом Творец ему помог, и он восстал из мертвых, то есть у него снова появилась связь с Творцом. И благодаря этой картине он может обрести новые келим, чтобы смог получить свет радости от того, что Творец помог ему.
Но нужно знать, что когда человек просит у Творца, чтобы Он приблизил его к Своей работе, то есть, чтобы выполнял духовную работу ради небес, и человек думает, что Творец не слышит его молитву, а он уже много раз молился, и как будто бы Творец, страшно подумать, не слышит его молитву, об этом сказал мой отец и учитель, что человек должен верить, что то, что он сейчас молится Творцу, пусть не говорит, что он пробудился сам вознести молитву, чтобы Творец приблизил его. А прежде, чем человек идет молиться, Творец уже ответил на его молитву. Это значит, что человек должен ценить то, что он может сейчас молиться Творцу, ведь это значит, что у него есть связь с Творцом, и это очень важно, и нужно получать радость от того, что Творец дал ему желание и стремление молиться Ему.

И сказанным выше следует объяснить сказанное мудрецами: «Рабби Шимон бар Йохай говорит: приди и увидь, насколько милы Исраэль Творцу, ведь во всяком месте, куда бы они ни были изгнаны, Шхина [пребывает] с ними». И следует объяснить, что понятие «изгнание Исраэля» означает, что свойство «Исраэль» в человеке отдалилось от Творца. Иначе говоря, человек испытывает страдания от того, что его свойство Исраэль, т.е. желание Яшар-Эль (прямо к Творцу), т.е. то, что человек должен делать всё во имя небес, это желание находится у него в изгнании, под властью желаний народов мира. И он сожалеет об этом.

И возникает вопрос, почему именно сейчас он чувствует, что отдалён от Творца, ведь перед этим он чувствовал, что далек от того, чтобы купить  более просторную квартиру или более красивую мебель и т.п. И вдруг получает страдания от другой удалённости, т.е. от того, что он далек  от Творца. А ответ в том, что "Шхина пребывает с ними", то есть это Шхина дала ему это ощущение, что он далек от Творца.

И это, как сказано выше, что прежде, чем человек возносит молитву Творцу, Творец дает ему желание и стремление молиться.


Рецензии