Новгород

«Это именно такая страна, которую должен открыть и действительно открывает для себя каждый краевед. У входа в страну надпись: «Равнодушным вход воспрещен»
В. Бианки.

Путешествуя по России, я открыл в себе удивительное свойство: я воспринимаю себя частью великой, красивой, необъятной родины. Причём, по каким-то необъяснимым причинам, бывшие республики Советского союза тоже обласканы моей любовью, и воспринимаются подсознательно если не что-то единое, то как очень близкие, братские народы. В моем сознании масштаб Родины простирается далеко за её границы. Что это? «Фантомные боли» рождённого в СССР? Или упорные факты существующей действительности, подтверждающие историческую, традиционную, культурную и экономическую связь, которые дают право любить Киргизию той же любовью, что и Сибирь? (корни народов-то одни).
Я объясняю себе этот феномен просто: Любовь – это высшая форма познания. У любви есть свойство, присущее только ей: прозревать неповторимость любимого. Моё чувство любви к Родине приходит через новые знания о ней, понимание близости связей народов, общие исторические сюжеты.

Опустим нюансы, есть разные интерпретации знатоков, но округлим до целого: Новгород являлся первой столицей Руси. Новгородская Республика простиралась от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Только представь: ты спускаешься с Мурманской области в Карелию, далее через Вологодскую в Ленинградскую, потом через Новгородскую в Псковскую области - это всё, и даже больше, было землями Новгородской Республики.

Ментальность современных Новгородцев до сих пор определяется исторической ролью республики в средние века. Всё такие же свободолюбивые, самодостаточные в принятии решений, глубоко чтящие самоидентификацию, предприимчивые и бережно хранящие традиции, самобытную культуру своей малой родины. Примером тому «Ильменский жемчуг» - словарик говора жителей деревни Коростынь и окрестных деревень юго-западного Приильменья.

Новгородцы не только имели собственный говор, но и внешне отличались от остального населения русских княжеств. За триста лет татаро-монгольского владычества вольно или невольно все испытало влияние Орды: обычаи, кухня, язык и одежда. Но Великий Новгород эта участь не постигла. Гущеедами прозвали их за постное кушанье во время поста, приготовляемого из обожжённого ячменя, сваренного в простой воде.

В Новгородском музее хранится икона «Молящиеся Новгородцы». Люди изображены на ней вполне конкретные, и даже подписаны. Причем фигуры смертных такого же размера, что и святых в верхнем ряду! Такой дерзости себе никто на Руси не позволял. Лишь в западноевропейской религиозной живописи можно найти примеры соседства людей и святых на одном полотне. Приглядитесь! У новгородцев в средневековье была манера заплетать волосы и бороды в косы. Фландрский рыцарь Ланнуа, посетивший этот город в 1413 году, писал: "...женщины носят волоса, заплетённые в две косы, висящие сзади на спине, а мужчины - одну косу".

Славься земля Новгородская! Славься «Страна Див»! Я перечитал тебя снова учебником шестого класса и познакомился, факультативно пройдя главные дороги и достопримечательности, полюбив твою историю и познав в ней себя. Как это замечательно, что моя Родина состоит из таких самобытных мест, таких разных и таких похожих! Ведь это разнообразие не дает потухнуть моему интересу к родной земле и приумножает чувство гордости за своё отечество!

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии