В ореоле детства

Тыелга всегда была дорога моей душе своеобразной природой: сверху горы с сосновыми лесами, снизу речка Тыелга в пышных ольшаниках и черемушниках.
А вдоль речки масса разрезов, начиная от посёлка, кончая чуть ли не под самой Новоандреевкой. Раздолье было полное: купайся и загорай, ходи по ягоды или по грибы, лови рыбу хоть чуть ли не у самого поселка, хоть на третьем или четвертом разрезе. А если не ловится озерная рыба, остается ещё река Миасс около Новоандреевки, где наловить пескарей ничего не стоило. Их можно было ловить трехлитровой банкой, с вставленной в горловину воронкой из куска толи. Хлеб, накрошенный в банку привлекал пескарей внутрь банки, откуда они потом выбраться не могли. Вытащил банку из реки и у тебя три-четыре упитанных пескаря... Тут же ставишь снова и опять улов!.. Хорошо было проводить каникулы в Тыелге не только нам, тыелгинским пацанам, но тем ребятам, которые приезжали из города Миасс, а были и те, кто приезжал к нам из Челябинска. Я дружил в одним таким мальчишкой. Звали его Саша Сысо. Красивый, рослый, улыбчивый. Он приезжал к Звонарёвым, которые жили по соседству от нас. Мы с Сашей ходили рыбачить. Он заводной был, и очень хотел поймать крупную рыбу. Когда трофейная рыба попадалась мне, он обижался. Но быстро отходил. А вот Володя Горбунов рыбачить не очень любил, хотя и ходил со мной несколько раз. Он приезжал из Миасса к бабушке - к моей учительнице Клавдии Степановне Желницкой. Мы с Володей увлекались книгами, которые он брал у бабушки и давал мне почитать. А я сам копил хорошие книги и тоже давал Володе. Когда мы повзрослели, то вместе стали ходить в походы в горы или на озёра. Тут он уже приезжал с девушкой Светланой, впоследствии ставшей его женой. Два года назад, когда я ездил в Миасс, я был у Горбуновых в гостях. Володя несколько раз на своей машине возил меня по Миассу, по моим памятным местам, а когда мы сидели втроем в их доме, Володя предложил мне спеть нашу любимую походную песню барда Ю. Кукина: «Горы далекие, горы туманные», которую я почти забыл, а Володя помнил её замечательно!  Оказалось, что он до старости остался верен горам, походным песням и купанию в озере Тургояк при любой погоде.
Из Миасса также приезжал такой небольшой рыжий паренёк, которого за малый рост все называли Коля-маля. Занятный парень, умный, добрый. Тоже любил рыбалку. Однажды мы оба ехали из города на автобусе, идущему через Новоандреевку в город Карабаш. Сошли с автобуса и пошли в Тыелгу пешком. Шли с ним, разговаривали о том, о сём. Коля-маля интересно рассказывал о городских мальчишках, о драках, о секциях бокса. Насколько я помню, он приезжал в гости к маме Люды Дубровиной. Видимо, они были родственниками.
В детстве я дружил с Мишей Седовым, отличным мальчишкой, хорошим товарищем, с которым мы и в школе одинаково хорошо учились, и рыбу ловить любили вместе. Когда я лежал в тыелгинской больнице, Миша приходил навещать меня и приносил учебники, где отмечал задания, которые я должен был выполнять, чтобы не отстать от одноклассников. Мы вместе читали книги, делясь прочитанными и доставая самые популярные произведения у других ребят. Вместе ходили в клубную библиотеку, богатую интересными книгами. У Миши был двоюродный брат, Лёня Дёмин, живший в Миассе, который тоже приезжал летом к Седовым.  Жил Лёня в посёлке Мелентьевка, недалеко от уральского автозавода. Мать Лёни работала на этом заводе в цехе шасси. Это название я запомнил со слов Лёни. Вообще, от него я услышал много интересных слов и выражений, в частности и такие названия, как кузнечно-прессовый цех, кузовной цех, главный конвейер. В этих словах было что-то необычное, грохочущее, пахнущее железом и мазутом. 
Лёня Дёмин нашими привычными развлечениями не увлекался, но мастерски рассказывал свежие городские анекдоты, которые он знал в большом количестве, чем успешно веселил тыелгинскую молодёжь. Он умел артистично подражать взрослым и смешить окружающих, умел отбивать чечётку. Он показывал, как надо чистить ботинки о заднюю часть штанин, как надевать кепку на голову, ловко подброшенную вверх и пойманную головой. Он показывал карточные фокусы, которые никто не мог разгадать. Словом, он был артистом-самоучкой, которому стоило бы поступать в театральное или цирковое училище, которых, к сожалению, не было на тысячу вёрст вокруг. Лёня Дёмин был старше нас с Мишей года на четыре. И вот однажды он приехал в Тыелгу не в начале лета, как обычно, а в самом конце. Как выяснилось, он приехал попрощаться с нами перед его отправкой на службу в армию. А мы с Мишей Седовым уже закончили 7 класс и считали себя вполне взрослыми людьми. Леня по случаю призыва купил 3 бутылки красного вина, закуски, сигарет и позвал нас с Мишей на Динамидку. Мы с выпивкой расположились на небольшой полянке около родника, от него начинался крутой подъём в гору, если ехать в сторону Индаштов напрямик. Леня шутил, смешил нас, угощал вином, а через день он уехал в Миасс. После этой встречи я уже не виделся с ним. Миша мне говорил, что он вернулся со службы, женился и стал работать на автозаводе. Позднее я и самого Мишу Седова видел редко, пока он вовсе не исчез. И я уже писал о нем, что его убили наши земляки-тыелгинцы, как и Миша, осевшие на Машгордке. Всегда уход Миши Седова вызывает у меня огромное сожаление, потому что лучшие детские годы я провёл в тесной дружбе с ним.
.
Сергей Каратов
11 февраля 2024 г.


Рецензии
Дай Бог , чтобы друзья по жизни оставались с нами ...)

Татьяна Егиян   19.02.2024 08:24     Заявить о нарушении