The Beatles. Yesterday - из книги Ian McDonald

[59] Yesterday (Lennon-McCartney)

McCartney: вокал, акустическая гитара; Tony Gilbert, Sydney Sax – скрипки; Keneth Essex - виолончель; Francisco Gabarro – альт.

Записано: 14, 17 июня 1965 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Norman Smith
Дата выхода в Великобритании: 6 августа 1965 года (LP: Help)
Дата выхода в США: 13 сентября 1965 года ( А-сторона сингла/Act Naturally)

По словам Дж. Мартина, Маккартни написал “Yesterday” в январе 1964 года в номере гостиницы «George V» в Париже (т.е. как раз во время стадии написания и подготовки альбома «A Hard Day’s Night»)(1). Если допустить, что это так, то это означало бы, что эта знаменитая композиция, занявшая свое место в Книге Рекрдов Гиннесса, как песня, на которую больше всего было выпущено кавер-версий, не вошла в два альбома Битлз и была придержана до самой последней стадии записи третьего, чтобы в конце концов ее посчитали достойной для записи. По всем признакам, версия Дж. Мартина маловероятна. Но правдой остается тот факт, что Маккартни в течение нескольких месяцев проявлял явную неуверенность по поводу этой композиции, исполняя ее для друзей и вопрошая: – «Это чья-то мелодия, или это я ее написал?», не в состоянии поверить в то, что этой мелодии не существовало, по меньшей мере в течение одного поколения.(2)

Именно обстоятельство написания данной композиции было основной причиной его долгих колебаний. Однажды он проснулся с готовой мелодией в голове, и тут же, сев за пианино, подобрал аккорды. По сути, композиция “Yesterday” в полностью готовом виде просто напросто свалилась с неба. Позже Пол вспоминал: «Иногда, когда ты пытаешся написать песню, получается так, что к тебе сразу приходит вся ее суть – будто яйцо было снесено – ни убавить, ни прибавить – все в нем идеально» (3). Хоть и не единственная песня Битлз, которая родилась на свет подобным квази-медиумическим образом  (см. также [69] ‘Nowhere Man’, [88] ‘Yellow Submarine’, [123] ‘Across the Universe’), “Yesterday” тем не менее, остается самым сверхъестественным примером этого типа вдохновения во всем каталоге Битлз. (Не то чтобы легенда о ее музыкальной безупречности была полностью оправдана – бридж явно получил менее качественное вдохновение, чем куплет и припев).   
    
Маккартни исполнил “Yesterday” под аккомпанимент акустической гитары Epiphone Texan вечером 14-го июня, через два часа после записи раздирающего связки вокала для припева [58] ‘I’m Down’. ( Ни один современный продюсер не позволит исполнителю рисковать надорванным голосом при записи требующего напряжения трека, чтобы потом перейти к работе над акустической балладой --- но по словам самого Маккартни, он был безмерно счастлив работать не покладая рук). Партитура для струнного квартета, как первый значительный вклад Дж. Мартина в дискографию Битлз, была исполнена и записана тремя днями позже, во время послеобеденной сессии 17-го июня, перед записью [60b] ‘Act Naturally’ (4). Маккартни скептически отнесся к партии струнных, заявив, что он не хочет оказаться в таком же положении «как Монтовани» (5). Даже после того, как Дж. Мартин дал Полу послушать некоторые записи квартета, последний все же был неприклонен: в партии струнных не должно было быть вибрато (6). Прекрасно понимая, что музыканты квартета расценят данное требование, как весьма неестественное, Мартин отвлек внимание Маккартни тем, что попросил его лично проконтролировать аранжировку. В результате, Маккартни добавил новую фразу для виолончели в 4 такте бриджа (1:25 – 1:27) и устойчивую высокую ноту ля для скрипки в последнем куплете (7). В своем окончательном варианте трек, несмотря на мелкие огрехи записи (8), поразил ясностью и строгой чистотой, полностью заслуживая похвалу, обрушившуюся на него. В США песня была выпущена как А-сторона сингла бросив вызов обычному неприятию «высокой культуры», заняв первую строчку хит-парада и продержалась там в течении месяца.

Композиция “Yesterday” с ее быстрыми гармоническими сдвигами, тоскующими большими нонами и неодинаковой длительностью фраз, была подвергнута пристальному анализу музыковедов больше, чем любая другая песня Битлз (9). Однако значимость “Yesterday”, во всяком случае, в том, что касалось развития Битлз как группы, заключалась не столько в ее музыкальных достоинствах, сколько в том факте, что Дж. Мартин открыл для них мир возможностей классической аранжировки, о котором они и не подозревали. Пройдет год прежде чем, ограниченные необходимостью постоянных гастролей, Битлз начнут с успехом использовать данное открытие. 
   

1) Lewisohn, Sessions, стр.59

2) По версии музыковеда Spenser Lee Маккартни «приснилась» композиция “Answer Me, My Love”, знаменитость к которой пришла в 1954 году благодаря версии, исполненной Nat King Cole. Примичательно то, что не только слова этой песни очень похожи, но и общий контур мелодии очень схож с “Yesterday”, особенно ноты с увеличенной длительностью, когда мелодия на мгновение зависает, чтобы тут же разрешиться . Судя по всему, эта композиция как раз и послужила подсознательным вдохновением для  написания “Yesterday” и вполне вероятно, что Пол слышал ее в исполнении своего отца.

3) Яйца были у Маккартни на уме в более широком смысле, а не только в том, что касалось лишь самой композиции (возможно первое, что он сделал после ее написания – это позавтракал яичницей). В первые дни существования песни, название ее было закодировано под «Яичница» и вторая строчка рифмовалась с ‘eggs’ (‘Oh, my baby, how I love your legs’).

4)“Yesterday” звучит в фа мажоре, но скорее всего была сыграна на гитаре в ми мажоре с каподастром на первом ладу

5) Аннунцио Монтовани  -- музыкант и дирижер в жанре классической музыки, который был знаменит особым «каскадным» стилем аранжировки партий струнных инструментов.

6) Возможно, что Маккартни хотел избежать повторения весьма нарочитой и показной партии струнных записанных на треке ‘As Tears Go By’, который стал хитом 1964 года в исполнении Mariann Faithfull. Изначально он предложил “Yesterday” именно ей – она была замужем за его другом John Dunbar – но ее компания звукозаписи слишком долго думала, и в конце концов “Yesterday” стала хитом в Великобритании в исполнении «поющего контролера» Matt Monro.

7) Маккартни скорее всего попросил добавить скрипичную гармонию к его голосу во втором бридже. И еще одиним вкладом в аранжировку (на этот раз случайным) оказалась нисходящая фраза виолончели в конце первого бриджа, которую Дж. Мартин позаимствовал из приукрашенного исполнителем повтора в бридже.

8) Альт заметно спешит в куплет и припеве; остаточные следы вокального трека «сквозят» в последних двух тактах бриджа (0:54-0:58). 

9) См. например книгу “Twilight of the Gods” написанную Wilfred Meller, или эссе “The Lennon-McCartney Songs” подготовленное Deryck Cooke (перепечатанное изданием Vindications в 1980). Композитор Peter Maxwell Davies говорил, что “Yesterday” является его любимой песней Битлз «потому что она демонстрирует душевную шедрость в мелодиях Пола Маккартни и их образцовое и инстиктивное техническое совершенство (интервью опубликовано изданием Independent 7 июня 1990 года).


Рецензии