Жили-были. Глава 3. Гуси-лебеди

(Продолжение. Начало - http://proza.ru/2024/01/10/258)

Двор был у  нас поистине замечательный: даже затрудняюсь с какого угла следует начать его описание. Наверное, надо с наиболее ярких картинок, запавших в душу.  Вспоминается небольшое стадо бабушкиных гусей, наводивших панику на малолетних обитателей и  гостей. Слово "погнали" наиболее полно описывает кадр гусей, распустивших серые свои крылья и несущихся по двору с гоготом словно палубные штурмовики на взлёт. Одно воспоминание влечёт за собой другое: все три снохи, Светлана и сама бабушка по осени перед ужином находятся на веранде общипывают гусей. Наверное, тех же самых, которые шибко нас пугали.

Ещё вспоминается огромный серый кот, который прибился к нашему двору и смотрел то ли на мир, то ли на нас одним глазом. Вместо второго зияла кровавая глазница. Как-то в выходной ранним летом женская часть семейства готовила окрошку под сиренью, которая притулилась под окнами дедовой половины дома. Кот сидел на заваленке и явно не разделял всеобщего оживления.  Видать дед и баба решили избавиться от этого страшилища. Дядя Николай, отслуживший, как все братья, срочную в Советской Армии, работал в спецсвязи - сопровождал почту,которая  следовала в районы необъятной Кокчетавской области.  Вот ему-то и было поручено вывезти  одноглазого туда, где Макар телят не пас.

 Через  месяц кот благополучно вернулся в пункт постоянного базирования. К сожалению автора, достоверного фото гусей и кота не сохранилось. При случае я попрошу братьев Юрия и Евгения найти фото отца, где дядя Коля под палящими лучами солнца в районе Кушки - он служил срочную танкистом. Глядя на фото с танками, я был горд за любимого дядьку.

Судя, по тому, что в детской памяти моей, то и дело, всплывают яркие картинки, перекрёсток, на котором был расположен наш дом, пользовался большой популярностью. Дело в том,что почти напротив была чебуречная, в которой мужики выпивали и иногда закусывали. Случались и потасовки. В густой траве на газоне, примыкавшем   к нашему двору, я нашел самый настоящий бандитский нож, который отец отдал милиционерам.

Кто только к нам не заходил попить водички или  спросить о чём-нибудь -  по нашей стороне улицы, ведущей к озеру, была автостанция. Каждое лето мама "вывозила" меня и брата Саню к себе на родину в Алма-Ату. Перед этим я, лежа на пузе, "проворачивал", как на Флоте говорят, потайные закоулки и укромные местечки под диваном, куда неизменно закатывались монеты. Однажды мелочи набралось изрядно, и я побежал к бабушке и дедушке похвастать своей добычей. А дальше было так: пока я и мама были на половине бабушки, звякнула щеколда ворот - отчётливо были слышны шаги злодея по ступенькам в квартиру и обратно, а также  прощальное звяканье щеколды. Вор унес мамины отпускные, лежавшие в сумке.

- Ничего, на мои проживём! - думал я.

Сумка мамы была оранжевой с большим клапаном! Однажды  мне было поручено купить два килограмма сахара. Продовольственный магазин располагался чуть дальше кинотеатра: каждый раз проходя мимо огромных щитов, я изучал текущий "репертуар" кинотеатра "Дружба". В тот памятный вечер мне не хватило упаковочной бумаги для сахара.  Продавщица развела руками, но  под чарами мальца - дескать, тётенька, сыпьте песок  прямо в сумку - мама разрешила, отгрузила товар. "Клиент всегда прав!" Наверное, это был 1965-ый год...

Прошло несколько лет. Кокчетав понемногу хорошел. Наша семья, произвела обмен и  переехала в автогородок в четырёхэтажку на улице Боровской, где я пошел в третий класс. Дедушка и бабушка жили по-прежнему адресу. Через несколько лет рядом с домом деда установили памятник Чокану Валиханову. Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865) - великий казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также офицер разведывательного управления Главного штаба Российской армии, правнук знаменитого хана Аблая. Мне, почему-то, кажется, что он чем-то сильно похож на Лермонтова. Не правда ли?! Фактически они даже не современники, так как Лермонтова (1814 - 1841) можно отнести к более старшему поколению, хотя прожил он на 3 года меньше Чокана Валиханова. А что их объединяет? Пожалуй то, что оба были офицерами Российской армии.


(Продолжение  http://proza.ru/2024/01/11/199)               


Рецензии