3. Мамай-царь у реки Мечи

  3. Мамай-царь у реки Мечи
  Перед нами цветёт долина Красивой Мечи, стоит деревня Иншаковка, а за рекой расположен Красный холм, исторический, ныне совсем забытый. Его точный адрес прописан в «Задонщине»: «У Дона стоят татары…, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти…». Понятно сразу: точка, показанная у Дона и у Мечи, может быть только в устье Мечи. С северной стороны границей холму служит пересохшая речка Бруслановка. Царь Мамай поднялся к устью Мечи по Столповой дороге от Алмыша (Донецка), а Бахта-Мохаммед, его преследователь, посланный ханом Тохтамышем, остановился у Задонска.
  Князь Дмитрий пришёл из Березуя по Дрысинской дороге 7 сентября и построил полки в устье нижней Непрядвы-Перехвалки. И не подумайте, что Мамай успел проскакать 90 км из устья Мечи до верхней Непрядвы, потом бился на нечаевском поле 3 часа, а в заключение программы 8 сентября, наголову разбитый, прилетел в лагерь на Красном холме. Прикиньте и попросите на это неделю.
  Что было реально? Сложите расстояния: 10 летописных вёрст до Непрядвы-Перехвалки, которое покрыли полки, плюс столько же обратно, и те же 3 часа – получится норма одного светового дня.
  Откуда появилась Перехвалка-Нимряд-Непрядва? Из Булгарских летописей. И уж коли на неё идеально ложатся все прочие параметры, не извольте сомневаться!
  Как известно, союзники Мамая схитрили – не пришли. Пришлось утром 8 сентября выступить против Дмитрия Московского в одиночку. Только свой Багун прискакал с Кузьминой гати из-под Тамбова, переправился через лебедянский Гусин брод и врубился в сражение. По его следам подошёл Эдигей и рубил мамаевцев в пользу Тохтамыша.
  Хорошо известное в древности место холма, и в наше время опоясано большими реками и глубокими оврагами. В момент битвы здесь была просторная площадка природной крепости до пяти км в диаметре. Тут тебе и водопой, и пастбища в пойме рек, и дрова в Бруслановском лесе. Не трудно понять: на месте шатра Мамая стоит Никитская церковь села Тютчево, а село названо в честь отважного посла Захария. Однако местные жители утверждают: церковь поставлена в память воеводы, погибшего при штурме Красного холма.
  И даже теперь:
Сварог светородный жжёт мои оконца,
Речек суетливых зажигает донца.
Отражаясь в шлеме Воина-Никиты,
Храм сияет светом Куликовской битвы.
  Холм бывает «красным» только по языческим показателям. Тысячу лет, вплоть до 1380 года, на нём базировался мифологический стражник Чур с командой, сформированной из реальных скульптурных персонажей, спрятанных внутри Красного буерака, и из половецких чурбан;в, выставленных на кургане Волотова Могила.
  Именно в этом мистическом месте у Чурова брода Фома Кацибей сидел в дозоре и наблюдал за Мамаем, и смотрел на ночном небе видения:
  «В ту же ночь некий муж, по имени Фома Кацибей, разбойник, поставлен был в охранение великим князем на реке на Чурове: за мужество его доверили охрану от поганых. Его исправляя, бог удостоил его в ночь эту видеть видение дивное».
  Мы смотрим устье Красивой Мечи, заросшее лозинками. На левом берегу Дона видим село Большое Попово и сахарный завод. Я стою в Удриках, на точке кургана Волотова Могила.
  Абсолютно достоверное место кургана отмечено в КБЧ от 1627 года: «На устье Мечи, на высокой стороне, курган Волотова Могила». По показаниям краеведа Алексея Норцова от 1903 года: «На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку. По преданию, Волотова Могила – место погребения Кунама».   
  Волотову Могилу раскопали археологи сразу же после визита краеведа, а её истуканов утопил барин Пальчиков веком ранее. Сегодня мы наблюдаем 20-метровый кратер раскопа, пустую могилу половецкого князя да несколько ямок от каменных баб.
  Здесь царит матриархат. С вершины Красного холма языческим парадом командует мама-Макошь, которая «вся огнём сияя», в образе Жар-Птицы парит над Русью, и всё видит с высоких небес.
  Летопись, описывающая боевой путь ростовской дружины, отмечает, что «дошли, наконец, и до Красного холма». А легенды передали: гнали татар до Мечи-реки и рубили немилосердно, иные в реке утонули, а кои на другой берег попали, от ужаса окаменели. И нате вам, пожалуйста! Окаменевшие кони и люди до сей поры лежат в буераке и стояли истуканами на кургане. Это их замочил в Красивой Мече барин Пальчиков.

  Смотрите фильм «Мамай-царь у реки Мечи» - 3. Мамай у реки Мечи https://dzen.ru/video/watch/65c84dddeb6c534cc4e7a2ea
  Очень подробно, с указанием источников, эпизод стояния Мамая разобран в главе «Красный холм» http://kamenny-con.narod.ru/index/krasnyi_kholm/0-16
  В четвёртой части цикла «Свет забытой Непрядвы» покажу фильм Сергея Филатова «4. Красный холм».
  Николай СКУРАТОВ, февраль 2024.


Рецензии