Зов тотема

Сегодня была особенная ночь – ночь инициации. Это был праздник всех племён. Разжигали костры, били в бубны, играли на флейтах, танцевали, готовили и угощали вкусностями. Ночь инициации праздновали во вторую луну ежегодно. Пожалуй, это было главное событие, к которому племена готовились весь год.  В такую ночь девушки и парни, достигшие восемнадцатилетия показывали принадлежность тотему своего племени.  Юные представители племён чероки, нутка, команчи, кайова, арапахо и многие другие состязались между собой в силе, ловкости, скорости, логике, храбрости, интуиции.  Каждое племя имело свой тотем - животное-предок. Такое животное было покровителем рода. Инициация молодого поколения со своим тотемом укрепляла связь с родом, делала сильнее физически и духовно. Только после обряда инициации разрешалось вступать в брак, участвовать в сборах и предлагать решения. Племя чероки имело своим покровителем орла – это были независимые люди, многие из которых получили образование. Нутка – имело тотем совы. Самые лучшие и тихие ночные охотники – это нутка. Кайова, с тотемом медведя, славились недюжинной силой. Арапахо покровительствовал бык. Арапахо – самые спокойные и дружелюбные, до той поры, пока их не тронут враги. А тронут – уноси ноги, пока цел!

У каждого костра были вбиты тотемные столбы. Кими стояла возле столба с медведем. Смотрела, как девушки и парни, старше её на год принимали участие в обряде инициации, как старейшина рисовал им на лбу охрой символ племени и произносил благословения полного принятия в род. Кими в следующем году предстоял тот же обряд. Она горда была быть принадлежной к роду кайова и тотему медведя. Несомненно. Всё же… Она надеялась найти и узнать свой настоящий тотем.

Четырнадцать лет назад, мужчины из кайова на охоте нашли трёхлетнюю девочку. Малышка сидела на листьях, плакала и, оборачиваясь, смотрела на бурную реку. Никаких вещей рядом с ней не было, родителей тоже. На земле, возле девочки был начертан знак – галочка с кругом в середине. Охотники взяли девочку на руки, пытались успокоить, долго ходили вокруг, в надежде отыскать мать, но, не найдя, вернулись домой вместе с потерявшейся. Так девочка стала одной из кайова. Про знак, который видели охотники возле малышки, никто ничего не знал. «Кими» - говорили о знаке и происхождении девочки, что означало – тайна. С тех самых пор Кими и стало её новым именем. 

Когда праздник закончился, Кими вернулась в вигвам к Найре – одинокой пожилой женщине, которая приняла к себе Кими и воспитала как родную дочь. Кими очень любила свою приёмную мать. Найра – это был кладезь мудростей, сказок, легенд, историй, а, самое главное, бесконечной доброты.  Когда Кими вернулась, Найра уже спала. Девушка попила воды, взяла своё одеяло и устроилась для отхода ко сну. Только лишь девушка стала засыпать, как что-то внутри разбудило её и заставило сердце биться чаще. Какой-то внутренний зов подтолкнул Кими встать и выйти на улицу. Она надела меховую накидку, взяла копьё – мало ли какого зверя встретишь, и пошла вперёд, опираясь на интуитивный компас.

Кими не знала, куда приведут её ноги. Она слушала только своё неизведанное чувство. Такое часто случалось с ней. Ещё с малых лет Кими днём или ночью могла уйти в неизвестном направлении, будто звал её кто-то. Каждый раз оказывалось, что кому-то нужна её помощь. Бабочка запутается в ловце снов – Кими приходит и высвобождает крылатую пленницу. Собаку бревно придавит в лесу – Кими среди ночи оправляется выручать четвероногого бедолагу. Заблудится ребёнок из соседнего племени – сердце Кими за несколько миль почувствует плачь. Что же в этот раз? Кому нужна её помощь?

Чувство заставило Кими прибавить шаг. Она пошла быстро. Потом ещё быстрее. Побежала. Стук сердца не давал отдыха, пришлось разогнаться. Ещё и ещё… Нога зацепила бревно. Кими запнулась и упала, ударилась головой и потеряла сознание. Прошло достаточно много времени, уже рассвело, когда она очнулась. С удивлением Кими обнаружила, что лежала на широких листьях. Потрогала голову – на затылке было что-то мокрое. «Кровь», – подумала девушка. Но это была не кровь. Запах от рук явно указывал на сок алоэ. Рана на ноге была завязана лианой и к ней приложен разделанный повдоль лист того же растения. Кто-то позаботился о Кими. Кто же это мог быть? Она оглянулась, но никого не увидела. Однако, на одежде девушка заметила длинные волокна меха неизвестного животного. Кими рассмотрела мех – он был серо-белого цвета с мерцающим фиолетовым отливом. Странно. Такого меха Кими никогда не видела.

Копьё лежало неподалёку. Опираясь на него и, хромая, девушка направилась в деревню. Подходя к своему вигваму, она прибавила шаг, потому что знала, что Найра вся извелась по поводу долгого отсутствия Кими. Не успев подойти ко входу, услышала плачь и причитания. Завидев знакомую фигуру, Найра бросилась на встречу: «Жива! Жива моя девочка!». Обнимая названную мать, девушка рассказывала о своих ночных приключениях. Спустя час разговоры женщин стихли, обе улеглись на своих гамаках и выспались, умиротворённые благополучным завершением происшествия.

Всю неделю Кими не давали покоя недавние события. Голова не отдыхала от вопросов и раздумий: «Кто меня звал той ночью? Кто спас и перевязал раны? Чей мех я видела на одежде?» Найра всё замечала. Настолько она была чутка к своей приёмной дочери, что читала её мысли и переживала вместе с ней. Не выдержав, она обратилась к Кими:

-  Дочка, я вижу, как то, что произошло неделю назад, не даёт тебе покоя. Если у тебя нет покоя – то и у меня не будет. Я знаю, кто может тебе помочь. Это Мэвэкуа или Большая Мама, как все её называют. Она приедет послезавтра на совет племени. Большая Мама доброжелательна к кайова, ведь её сын взял в жёны одну из наших. Большая Мама каждый год приезжает, чтобы обсудить главные вопросы и благословить семена белого киноа. Не будет урожая без благословения Большой мамы. Вот уже тридцать лет так. Большая Мама - одна из немногих оставшихся на земле племени квакиутли с тотемом оленя. Их связь с духами очень сильна. Недаром рога оленя возвышаются к небу. Квакиутли знают многое. Если спросишь у одного из них – жди ответа на свои вопросы. После совета племени подойди к Большой Маме. Спроси о своём. Только не называй её Большой Мамой! Прогонит! Только Мэвэкуа! Поняла, дочка?

- Спасибо, мама Найра!  - у Кими появилась надежда на то, что она найдёт разгадку недавнему таинственному происшествию.

Прошло полтора дня и наступило время совета племени. Еле сдержавшись от нетерпения, Кими подошла к Большой Маме. Отдав почтительный поклон и жест левой рукой от груди и лба, означавшим особое уважение, Кими рассказала о своём приключении старой Мэвэкуа. Сильнее всего её интересовал мех животного, доселе ей неизвестного.

- Среди животных, которых я знаю - а знаю я всех на Великой Земле, кто жил и сейчас живёт - таких нет. Ясно только одно – ты важна и близка ему, иначе не заботился бы он о тебе и не оставил в живых. Раз так, тебе нужно разгадать эту тайну. Но придётся идти на край Великой Земли. Оттуда редко кто возвращается. Но я знаю – ты вернешься. Там, в Долине Духов есть пещера. В этой пещере странники находят ответы. Озеро Правды покажет то, о чём спрашиваешь.

- Благодарю, Мэвэкуа!  - Кими ещё не знала, пойдёт ли она в Долину Духов, но то, что сказала Большая Мама уже поразило её. Про пещеру с Озером Правды она слышала впервые. Когда Кими пришла домой, первым делом рассказала Найре о разговоре с Большой Мамой.

- Дочка, если почтенная Мэвэкуа сказала, что ты вернешься, значит так и будет.

Через день Кими, получив благословение от Найры, отправилась на край Великой Земли к Долине Духов. Путь предстоял не близкий - двадцать суток сквозь тёмные леса секвойи, бурные реки и пустынные поля, заросшие кактусами. Кими, привыкшей добывать пищу на охоте, не боявшейся лесов, знающей повадки животных и умеющей защищаться от хищников, не пугало долгое путешествие. Больше всего ей хотелось узнать не только о правде странных обстоятельств в ночь инициации, но и то, к какому племени она принадлежит, каков его тотем. О знаке, начертанном рядом с маленькой Кими, когда её нашли в лесу. Кто и где её настоящие родители.

За раздумьями Кими не заметила, как стемнело. В ночном лесу, дабы отпугнуть хищников и согреться, Кими развела костёр. Из мешка девушка достала еду, приготовленную Найрой. Поев, Кими начала укладываться спать, завернувшись в меховую накидку. Но, как это часто бывало, сердце предчувтсвенно стало биться. Кими открыла глаза и увидела перед собой очертания дикого зверя. Кими рефлекторно схватила копьё и направила в сторону животного. Зверь был похож на волка, но крупнее в три раза. Густой мех его имел серо-белый оттенок с фиолетовым мерцающим отблеском. На лбу волка явно вырисовывался знакомый знак – галочка с кругом посередине. Зверь смотрел на Кими и склонил голову перед ней, будто приветствовал. Кими не выпускала копья. Огромный волк лёг перед девушкой на землю прямо под ноги. Кими слышала его дыхание и ровное биение сердца. Только тогда она ослабила руки и опустила копьё. Посмотрев в глаза волку, Кими разглядела преданность, какая бывает только у верных собак. Почувствовав себя в безопасности, Кими осмелилась погладить большого волка. Животное выпустило язык от удовольствия и перевернулось на спину. Такие повадки не свойственны волкам. Его мех был именно тем самым мехом, который Кими обнаружила на своей одежде в ночь инициации после потери сознания. Завеса тайны начала приоткрываться Кими. С этим волком девушка чувствовала какую-то связь. Уткнувшись в холку волка, Кими незаметно уснула, раздумывая о последних событиях.

Со следующего утра и в дальнейшем пути волк сопровождал девушку до самой Долины Духов. С ним Кими легче было преодолеть сложности. Взобравшись на волка, Кими переправлялась через реки, вместе перепрыгивали овраги. К тому же, находясь под защитой такого крупного хищника, другие звери были не страшны.

Долина Духов встретила путников ветрами. Дойдя до пещеры, Кими остановилась, а волк скулил, сновал возле входа и не хотел заходить. Если даже зверь остерегается, значит тут и впрямь опасно. Но, помня о цели долгого путешествия, Кими решительно вошла в пещеру. Пещера была большая. Внутри, в самой её вершине, виднелось отверстие, сквозь которое хорошо поступал свет. В центре пещеры находилось небольшое круглое озеро. Хотя, озером этот водоём было назвать трудно.

Кими подошла к воде. Её поверхность была настолько гладкая и ровная, что напоминала зеркало, в котором Кими увидела своё отражение. Через несколько секунд возле своего появилось отражение волка. Кими оглянулась, чтобы потрепать своего нового четвероного друга, но никого не увидела. К изображениям на воде присоединились какие-то люди, двое из которых – мужчина и женщина - вышли вперёд.

Женщина заговорила с ней:
- Кими, здравствуй! Нас зовут Тэмея и Нокоу. Мы – твои родители. А эти люди – твой род. Нас нет среди живых. Мы умерли от болезни, принесённой с Большой Земли. Мерцающий волк спас тебя – одну единственную, не заражённую болезнью. Мерцающий волк – наш давний предок и покровитель рода Пауни. Наш род славился помощью всему живому – птицам, рыбам, насекомым, людям. Знак рода – галочка с кругом посредине — это человек с поднятыми руками. Он означает превосходство и победу человека над несчастьями. Несмотря ни на что, мы преодолевали расстояния, слыша сердцем крик о помощи, спасали тех, кто попал в беду.  Волк всегда сопровождал нас в добрых делах. Теперь он охраняет тебя. Знай, твои предки любят и заботятся о тебе, как могут, даже по ту сторону жизни.

Кими не верила своим ушам и глазам и плакала. Её сердце разрывалось на части. Она наконец-то узнала о том, кто она, кто её родители, из какого она племени. Ей не хотелось уходить, возвращаться назад, она хотела навсегда остаться здесь, со своими предками. Кими протянула руку к воде, желая дотронуться до матери. Но в туже секунду по воде пошли круги, и видение на глади воды растворилось. В слезах Кими выбежала из пещеры и обняла волка – единственного её кровного родственника и своего защитника. Вот кто охранял её всю жизнь и призывал невидимым зовом помогать всему живому во всякое время суток.

Обратно в свою деревню Кими вернулась другим человеком. Той, которая знает своё племя, той, которая обрела защиту и силу рода. К тому же, вернулась она не одна. Нет, мерцающий волк не стал заходить в деревню, дабы не пугать жителей, но был всегда рядом, когда Кими отправлялась по зову сердца на помощь другим. Теперь Кими была уверена в том, что обряд инициации на будущий год она будет проводить сама, возле своего костра и тотемного столба с вырезанным на нём мерцающим волком. Одна, посвящая саму себя и благословляя на продолжение рода Пауни – рода, помогающего другим днём и ночью.


Рецензии
Да, без силы рода и своего племени человек слаб и одинок.
Всего доброго!

Наталья Караева   20.04.2024 13:17     Заявить о нарушении
Наталья, благодарю!

Наталья Педяш   20.04.2024 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.