Как российская богема становится гнилью

Газета "Наше время"
Дата публикации: 9 февраля 2024 г.


Талант и злодейство – вещи вполне себе совместные


АРТИСТИЧЕСКИЕ ПРОСТИТУТКИ
Сегодня я хочу поговорить о  предателях и последую примеру коллег из других СМИ: буду давать сноску на иноагентов одной звёздочкой, а на экстремистов-террористов – двумя (в том числе – на экстремистские и террористические организации).
Увы, таких предателей много, имя им – легион. Придётся ограничиться лишь отдельными личностями.

В 1934 году журнал «Под знаменем марксизма» назвал Льва Троцкого «политической проституткой». Нынче к политическим можно добавить «артистических проституток». Это актёры, которые охотно снимались в патриотических фильмах, кормились с руки российской власти. Но затем «переобулись в воздухе».

 Один из них – Артур Смольянинов**: многие помнят его по картине «Девятая рота», где он сыграл десантника Лютого – единственного оставшегося в живых после жестокого боя с превосходящими силами душманов. Более того, Смольянинов** до сих пор находится в базе экстремистского сайта «Миротворец»** за поддержку воссоединения Крыма с Россией, а также за участие в съёмках фильма «Калашников» и сериала «Крым».

Но в 2022 году актёр вдруг стал раздавать интервью украинским блогерам, выступая с критикой военной операции. Выразил готовность воевать против России. А когда узнал, что Сослан Федаров, с которым он снимался в «Девятой роте», участвует в спецоперации, заявил: «Стрелял бы я в него? Безо всякого сомнения!». В другом интервью высказался ещё более определённо: «Мне нас...ать, что останется от России, даже если одна область, а всё остальное превратится в радиоактивный пепел!». И после этого сбежал в Латвию.

Внесён в список террористов и экстремистов.

Или другой персонаж – актёр Анатолий Пашинин**. Этот гражданин Украины почему-то не признан террористом-экстремистом, но вполне соответствует, поэтому ставлю две звёздочки.

Судьба Пашинина** повторяет судьбу Смольянинова**. Актёр снялся в картине «Грозовые ворота», сыграл старлея Доронина – командира роты, вступившей в неравный бой с чеченскими боевиками. В конце командир вызывает огонь на себя, боевики уничтожены. Почти всё подразделение погибает, в живых остаются 23 бойца. Как видите, сюжет напоминает «Девятую роту».
Дальнейшие события схожи с приключениями Смольянинова**. Карьера Пашинина** тоже шла в гору: съёмки в фильмах «Адмиралъ», «Мы из будущего», других успешных проектах. Но артист ударился в политику. Стал публично поливать грязью Россию и россиян, поддержал Евромайдан и укатил в 2014 году на родину, отправился воевать в Донбасс. Называл себя бешеным клоуном и анархистом. Заявлял, что кайфует от убийств и от попадания управляемой ракеты в автомобиль с людьми. Как и Смольянинов**, стал «троллить» Михаила Пореченкова, с которым снялся в «Грозовых воротах»: фоткался на фоне его портрета, из которого сделал мишень. Впрочем, бывший сослуживец Пашинина** сообщил, что героизм актёра был показушным: «герой» продержался на передовой не более двух месяцев.

Не задалась и актёрская карьера. Пашинин** обнищал. И бросился хаять уже соплеменников: мол, настоящих украинцев в стране не осталось, а выборы 2019 года, на которых победил «коллега по цеху» Владимир Зеленский, актёр назвал овощной лавкой, где кроме гнилых овощей нечего выбирать. В конце концов договорился до того, что Украина – «колония папуасов», и выдал печальный афоризм: «Когда спешишь на помощь украинцам, забудь, увы, про честь».

Хохлопатриоты объявили актёра агентом Кремля. Дальнейшая его судьба неизвестна.

ПОМОГИТЕ ДЕЗЕРТИРАМ!
Пока у нас шла речь об актёрах десятого уровня. Однако яростных оппозиционеров немало и среди представителей российской богемы, достигших вершин известности и популярности: Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Андрей Макаревич*, Борис Гребенщиков*, Борис Акунин*, Людмила Улицкая*, Земфира* и проч. О некоторых из них хотелось бы поговорить особо.

Вечный вопрос: может ли талантливый человек быть негодяем?  Разумеется, мы сразу вспомним пушкинскую трагедию «Моцарт и Сальери», где Моцарт, размышляя о слухах, что драматург Бомарше кого-то отравил, решительно их отвергает, говоря Сальери:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные.

Никого из перечисленных выше деятелей российской богемы к гениям я не причисляю. Хотя Ахеджакова останется для меня прекрасной актрисой («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», другие работы). Хаматова как актриса – героиня не моего романа. Но отдаю ей должное как общественному деятелю, учредительнице благотворительного фонда «Подари жизнь», помогающего детям, страдающим от онкологических и онкогематологических заболеваний. Впрочем, народных артисток РФ Ахеджакову и Хаматову, а также народную артистку СССР Пугачёву никто пока не признал иноагентами. Хотя та же Ахеджакова на уголовную статью вполне себе наговорила.

А как быть с Борисом Акуниным*, книги которого взахлёб читала чуть ли не вся Россия?

Недавно Акунина* разыграли известные пранкеры Вован и Лексус. На вопрос, как он относится к атакам на Крым, Москву, Белгород и другие наши города украинских беспилотников, «писатель земли русской» ответил: «А как иначе? В конце концов, до тупых людей какие-то простые вещи доходят наиболее ясным и прямым образом… Это не вызывает протеста ни у кого из нас, мы очень хорошо это понимаем... вы имеете право абсолютно на всё».

Дальше – больше: «Сделайте программу помощи дезертирам из русской армии. Люди, которые добровольно переходят со стороны зла на сторону добра, будут получать поддержку… У нас есть Русский добровольческий корпус**, вот было бы хорошо привлекать больше россиян, солдат русской армии».

И таких «обличителей» среди известных деятелей культуры немало. Я не говорю о писателях Людмиле Улицкой*, Дмитрии Глуховском*, каком-нибудь режиссёре Иване Вырыпаеве* и прочих. Эти для меня всегда были никто и фамилии их никак. Но за Макаревича* обидно. Некоторые его песни мне по душе – «Синяя птица», «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» и т.д. Алла Борисовна Пугачёва, несмотря ни на что, была потрясающей певицей, это яркое явление в нашей культуре. Мне всегда нравились песни Александра Вертинского в исполнении Бориса Гребенщикова*. Да мало ли… Надо быть осторожнее, когда размахиваешь шашкой.

Напомню, что одним из создателей и продюсеров ставшего культовым сериала «Сваты» был Владимир Зеленский. А некоторые актёры, которые сыграли в сериале (например, Анна Кошмал – «Женя Ковалёва»), выступают против российской спецоперации на Украине. И что, «Сватов» запретить? Да они в режиме нон-стоп идут по нашему ТВ!

Увы, талант и злодейство оказались вещами вполне совместными…


НЕ КАТАЙСЯ НА ПЕРИЛАХ
Читатель, который «в теме», спросит: отчего я обхожу вниманием фигуру одного из самых известных русофобов – Дмитрия Быкова*? Придётся ответить словами Груздева Шарапову из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Вы ж наповал меня бьёте этим вопросом»! Дело в том, что нас с Димой* связывали добрые, дружеские отношения. Хотя политические взгляды у нас противоположные. Он восторженно принял книгу моих шуточных поэтических «переводов» мировой классики на блатной жаргон, которые я издал под псевдонимом Фима Жиганец, свёл меня с московским издателем, и тот предложил выпустить сборник блатных песен с комментариями. Так на свет появился мой четырёхтомник очерков об уголовно-арестантском песенном фольклоре. Разумеется, я Быкову* благодарен.

Кроме того, я убеждён, что циклы лекций о литературе, которые он читал – отличный пример просветительства. Да, нередко я был с ним не согласен – в оценке творчества Сергея Довлатова, Владимира Высоцкого, булгаковского романа «Мастер и Маргарита»… Однако лекции были замечательные.

Как-то я зашёл на сайт Быкова и прочёл его ответ на вопрос, как он относится к пародиям Фимы Жиганца: «Я вообще Жиганца (Сидорова) очень люблю. Я с ним знаком хорошо. И рискну сказать, что он мой друг. И я до некоторой степени даже участвовал в выходе его книжки в издательстве «ПРОЗАиК» про блатную феню и блатную песню. То, что он делает – это очень интересно. Кроме того, он прекрасный поэт, прекрасный знаток фольклора и прекрасный знаток творчества Варлама Шаламова». 
Недавно я встретил в сети цитату из Быкова*: «Если я о ком-то молчу, этого человека в литературе не существует». Отрадно, что я всё-таки в литературе существую.

Однако – «Платон мне друг, но истина – больший друг». Долго я не решался писать о Дмитрии* неприятные слова. Однако дольше отмалчиваться не могу. Посмотрел беседу Быкова* с пранкерами Вованом и Лексусом (они обращались к нему от лица руководителя офиса президента Украины). Дима*, зачем ты опускаешься до примитивного холуяжа? Что ни слово, то пёрл: «Я вас понимаю. Я жду не дождусь того дня, когда Мариуполь будет взят. Я очень внимательно слежу за этим направлением. Конечно, когда убивают русских, мне обидно. Но претензий к вам у меня нет, как у меня нет претензий к Израилю насчёт Газы».

А вот это, по поводу биографии Зеленского, которую ты сочинил: «Если бы у вас издали книжку, мы бы весь гонорар пустили бы на дроны»? Ты совсем больной? А впрочем… Разве не ты ещё в 2014 году, сравнивал Россию с болотом: «Вы знаете, что в болоте труп может сохраняться неразложившимся веками. Так оно у нас и происходит. Проточной воды, конечно, нет… Вы ничего с этим болотом не сделаете… Другое дело, что это болото в известный момент может скопить в себе критическое количество метана. И просто рвануть. Может случиться торфяной пожар… Сейчас метана в России страшное количество. Сейчас действительно очень взрывчатая страна. Взрывоопасная… Ну, естественно, в этих условиях взрывчатость повышается. Мы можем вполне доиграться до того, что России просто не будет».

Ну, помечтай. Мечтать не вредно.

В детстве я прочитал забавный стишок:

Дружба дружбой,

А на перилах кататься не нужно.

 Не нужно, Дима*. Перила могут не выдержать.

 *Признан(а) в России иноагентом.
**Признан(а) в России террористом (экстремистом), террористической (экстремистской) организацией.


Рецензии