Я памятник себе воздвиг?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастет народная тропа...
А.С. Пушкин

Кому не памятны эти строки?
Их слышал и помнит каждый из моих современников. Мы- это люди родившиеся в датах 19...гг.
   Но если по тропе не ступает нога человека, она забывает о своём назначении. Она покрывается травой забвения.
Об этом замечательно написано у киргизского писателя Ч. Айтматова в романе "И дольше века длится день"

" Не случайно вспоминается Едигею одна легенда. В незапамятные времена хозяйничали в Сары-Озеках пришельцы - кочевники жуаньжуаны. Изуверским способом лишали они пленников рассудка, памяти, превращая в безвольных, неприхотливых и предданнейших хозяевам рабов-манкуртов.
Где они? Утонули, по преданию, всем племенем при переходе через зимнюю Волгу.
Такова участь всех не праведных, за чужой счёт живущих.
Сабиджан, по словам Едигея, современный манкурт. А манкурт лишён памяти, лишён воспоминаний.
Манкурт был единственным в своём роде исключением- ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению.

Он не ведал таких страстей, и поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.

Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение.

Все помыслы сводились к утолению чрева, других забот он не знал.
Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно."
   Чингиз Айтматов.  "Буранный полустанок"
И дольше века длится день. Роман.

Почему мне вспомнились строки этого романа, некогда очень популярного у читателей?
А поводом стала публикация на одном из пабликов во ВКонтакте. (Питер|Инструкция по применению)
10 февраля 2023г

"В Санкт-Петербурге у памятника Пушкину на площади Искусств установили плакат-напоминание:
За 2022 год украинские власти санкционировали снос 30 памятников А.С.Пушкину".Авторы акции хотят повысить интерес к отмене русской культуры за границей.
КУЛЬТУРА вне политики.

 Грустная статистика. Ещё печальней рассуждения под публикацией. Рассуждают наши современники.
 Мысль примерно такая:

А нам какая разница?

 Это меня более всего  потрясло.
Я не пошла на странички комментаторов. Это явно молодые и не все понимающие в жизни люди.
 Но их реплики дают нам сигнал: не все так хорошо, "прекрасная маркиза"!
Значит и среди нашей молодёжи есть те, кто не знает и не помнит своей истории? Их, несомненно, очень немного. Но и маленький камешек внутри ботинка мешает ходьбе!

Снова хочу вернуться к тексту Айтматова:
"... Понятие " манкуртизм" прочно утвердилось в нашем сознании как символ забвения своего прошлого, своих корней -- символ забвения себя. Выходить на встречу с грядущим мы имеем право, только усвоив прошлое.
Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего".

 Эти слова очень созвучны нашему времени на всех просторах бывшего СССР.
Не всё из прошлого надо тащить в настоящее.
   Но пренебрегать памятью и культурой, ставшей мировым достоянием, всё равно, что подрубать корни дерева, плодами которого питаешься.

С благодарностью к Александру Городницкому размещаю его стихи

Дорога к Пушкину идёт издалека.
Тропининский портрет, где с перстнями рука,
В убогой комнатке, напоминавшей келью.
Отец мой вырезал его из «Огонька»
И над моей повесил колыбелью.
В мерцании передвоенных лет
Мне видится тот пушкинский портрет,
Его нередко вспоминаю снова.
Он пережил мороз и артобстрел,
И вместе с нашей комнатой сгорел
Голодною зимой сорок второго.
И весело позднее было мне,
Когда, уроки школьные украсив,
Он снова появился на стене
В нетопленом послевоенном класce.
Мне Пушкин стал подобьем панацей.
Его лицо забуду я едва ли,
От радостного в парке, где Лицей,
До горестного на Тверском бульваре.
Я шёл всю жизнь за Пушкиным по следу,
Запоминая каждую деталь,
От лицеистов дружеской беседы
До слов предсмертных, что услышал Даль.
У края замерзающих морей
Я думаю, свою встречая осень,
Что он меня и старше, и мудрей,
Скончавшийся в неполных тридцать восемь.
Гранит науки с юности грызя,
Не торопясь писать начальству оды,
Я от него усвоил, что нельзя
Зависеть от властей и от народа.
Отплавав в океане много дней,
Перестрадавший от любовной боли,
Я осознал значительно поздней,
Что счастья нет, но есть покой и воля.
О, чтение, утеха стариков,
Услышавших в окне вороний гомон!
Мой Пушкин, вероятно, не таков,
Каким он представляется другому.
И не беда, что для него я жид,
Как он писал, и это не смертельно,
Поскольку Пушкин всем принадлежит,
И каждому принадлежит отдельно.
Не потому ли, на исходе лет,
О прожитых годах не сожалея,
Смотрю я вновь на пушкинский портрет,
И в комнате становится светлее.

P.S.
Да, памятники в каком- то смысле "идолы". Их можно сбросить, разрушить.воздвигнуть другого.
 Но Пушкин- это ДУХ. Если он с нами, низвергнуть его нельзя!

Уже после публикации текста, мне попалась цитата:
" Нельзя прощать тем, которые в ответ на русскую ласку способны клеветать на русский характер, мазать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и не довольствуясь современниками, издеваться над гробами отцов"
А. С. Пушкин.

Поэт сумел сам себя защитить


Рецензии
Те, кто сейчас на Украине, накинув уздеску на народ, ведёт его на убой, попутно сметая памятники, не о народе, не о культуре думают. У них в глазах вместо хрусталиков - барыши. Им не стыдно. Сдыдно потом будет внукам признаться, что это проделки их дедушек.
Феликс Довжик.

Феликс Довжик   15.03.2024 15:58     Заявить о нарушении
"Когда паны дерутся, у холопов лбы трещат"- эта поговорка очень характеризует ситуацию.
А каким будет сознание внуков,- бабушка надвое сказала. Внуки дедов, прошедших горнило ВОВ рушат памятники не только Пушкину. Но и великим полководцем, и простым защитникам.
Уж если Екатерина Великая в Одессе оказалась виноватой..

Что можно добавить?
Надежды юношей питают. И нас с Вами.

С уважением,
Галина.

Галина Санарова   15.03.2024 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.