Антиваксерские высказывания митр Евгения

Антиваксерские и конспирологические высказывания митрополита Екатеринбуржского Евгения

   Недавно прошла такая новость. На ТК Спас митрополит Екатеринбуржский Кирилл высказался против вакцин и эпидемиологических предохранительных мер.

https://news.mail.ru/politics/59715985/
https://www.kommersant.ru/doc/6495512
https://www.ural.kp.ru/online/news/5664646/
https://vk.com/wall-20169232_652078

    В этой статье я напомню откуда происходит это лжеучение, кем распространяется, и, самое главное, каково православное отношение к нему.
=====================
  Самое распространенное псевдоправославное учение сегодня, которое пытается подменить собою православную веру --  это антиглобализм. Им увлекаются и верят в него даже люди образованные: доц. О. Четверикова, проф. В. Ю. Катасонов, Ю. Пронько, реж. Никита Михалков; так и облеченные саном: прот. А. Ткачев, прот. В. Гелеван, а теперь вот и митр. Екатеринбуржский Евгений.
  Антиглобализм черпает свою философскую идеологию из антиутопий и научной фантастики, а значит, не имеет никакого отношения к православию; даже несмотря на то, что антиглобалисты часто ссылаются на Откровение Иоанна. Это лжеучение вобрало в себя из антиутопий веру в теории заговора, вакцинофобию, цифрофобию, технофобию, веру в тайное мировое правительство и др.
  Высказывания митр. Евгения о предохранительных мерах против эпидемий и пандемий противоречат заповедям Иисуса Христа, как и святым отцам. Но подвели его к этому, как я полагаю, ТК Спас и его ведущие, которые вот уже 4 года или более пропагандируют и распространяют лжеучение антиглобализм, считая его православным. И грех более на ведущих ТК Спас за это, чем на митр. Евгении. Я говорю о Романе Голованове прежде всего, который очень активно распространяет эту философскую идеологию антиглобализм, пытаясь из уст священства выловить какие-нибудь подтверждения этой теории, и А. Б. Шафран, придерживающаяся той же идеологии.
   Откуда сам митрополит черпает антиваксерские идеи? Вот он говорит, что предохранительные меры нужны "для того, чтобы включиться в некую систему поклонения некому хозяину, некому Властителю, тому, в чьих руках будет вакцина". https://vk.com/video-53911449_456274085  Это пересказ антиутопии Е. Замятина "Мы" с его «Благодетелем», проэцируемый на вакцины, как некие биологические средства по управлению людьми. Все это подается под соусом теории заговора, свойственной антиутопиям. Только причем тут религия?
   Антиутопии -- это человеческая выдумка. Они не имеют никакого отношения ни к Священному Писанию, ни к Преданию. Писали их обычные люди со своей философией, со своим взглядом на мир, а не святые отцы. Они не имеют никакой ценности для верующего человека и вредны, поскольку создают свою философию, диктуют свой взгляд на государство и общество, медицину, религию --- чуждый христианству. Бога в антиутопиях либо нет, либо Он описывается как безличностное Начало. Понятие борьбы с внешними вещами (с чипами, вакцинами, номерами и т.д.) для спасения души, характерное для антиглобализма, -- в корне противоречит христианской аскетике.
   Более подробно православное отношение к антиутопиям и научной фантастике можно прочитать в книге иером. Серафим Роуз "Православие и религия будущего".
    Приведу лишь один пример, что митрополит Евгений не прав насчет предохранительных мер против эпидемий, пандемий. Понятно, что его антиглобализму научили не православные люди.
   Святитель Филарет Московский, когда подходила эпидемия холеры к Москве, приказал соблюдать все медицинские меры. Вот он говорит:

Распоряжение от 26 сентября в отношении монастырей: «При повсеместном употреблении предосторожностей против заразительной болезни, нужным признается Московским монастырям особенно поставить во внимание следующее: 1) Объявленные от гражданского начальства предохранительные средства употреблять неупустительно;"
   По распоряжению митр. Филарета «назначены духовные особы к содействию членам соединенного совета о предохранении от болезни", и им, в частности, поручено:
"как самим непосредственно, так, и чрез прочее местное духовенство внушать обывателям, чтобы не предавалась унынию и малодушию, которые сколь не сообразны с духом истинного христианства, столько же вредны для предающихся сим чувствованиям, но с упованием на Бога и с преданностью во святую волю Его тщательно и верно употребляли опытами указанные предохранительные средства и пособия по руководству попечительного правительства,
   Cвященнику церкви Калитнического кладбища Иоанну Яковлеву митрополит предписывает: "2) Обывателям внушать, что предписываемые начальством предохранительные средства от заразительной болезни употреблять должно послушливо и верно; и что кто нарушением сих мер внесет в селение заразу, тот будет виновен в бедствии своих собратий, и согрешит против любви к ближнему, и против заповеди послушания."
    К семинариям митрополит пишет: "4. Принять все предохранительные средства, известные в настоящее время, и предписания врача исполнять со всею точностию."
   Там же упоминается множество других мер, перенесенных митрополитом Филаретом на учебные заведения, монастыри и др.

   Но современные расколькники пошли еще дальше. Они предлагают идею, что приближается время антихристово, что нужно от чего-нибудь отказываться, "опережая" время. Так они продвигают свои не православные идеи антилгобализма в массы. Во времена эпидемии холеры в Москве было нечто похожее. И вот что делал святитель Филарет:

«Самым верным образом, – писал святитель от 24 октября, – до сведения моего дошло, что в подгородном селе Сандырях99, где устроен карантин, и в окрестностях раскольники, превратно толкуя распоряжения начальства, сделанные для предохранения народа от заразительной болезни, внушают простым, будто настало время Антихристово, будто карантинный билет есть печать или знамение Антихристово, и прочими таковыми внушениями стараются отвратить народ от Церкви. Болезненно, между прочим, слышать, что раскольники, рассевая лжеучение, в подкрепление своих мнений, недостоинство православных священников стараются доказать тем, что они ничему не учат в настоящее время. Коломенскому и прочему духовенству надлежит всемерно стараться как о том, чтобы успехи лжеучения остановить, так и о том, чтобы не подавать повода к обличению себя в недостатке благочестивой ревности, вредном православию, выгодном расколу и, следственно, тяжко осудительном для духовенства. Надлежит духовенству, в простых и вразумительных поучениях при Богослужении и, кроме того, при всех благоприятных случаях, в собеседовании домашнем, внушать народу, что настоящее Божие посещение многих мест опасностью от заразительной болезни и самою болезнью послано для временного наказания грехов наших, для возбуждения нас к молитве, покаянию, укреплению в вере, исправлению жития, и таким образом для предохранения нас от осуждения вечного. И так должен каждый обратиться к сим средствам временного и вечного спасения: к молитве, к покаянию, к вере в Бога и Господа нашего Иисуса Христа, к исправлению жития, а не влаятися и скитатися всяким ветром учения, во лжи человеческой, в коварстве казней мщения, к горшему осуждению за неверность пред Богом и Его Церковью. Губительная болезнь была и при благочестивом царе Давиде: но сие не означало того, будто Бог оставил Церковь свою. И в отечестве нашем была заразительная болезнь в 1771 году, и тогда употреблялись карантинные предосторожности100, по необходимости причинявшие некоторое затруднение народу: всякий видит, что то не было Антихристово время; ибо время бедствия, но благости Божией, прошло, и никакого Антихриста не явилось: подобным образом всякий рассудить может и о настоящем времени. Святая вера, в настоящее посещение Божие, не только ничем не стесняется, но и получает новую силу, по действию провидения Божия, которое и наказания обращает в благодеяния, и зло в добро. В Москве и, по сведениям, повсюду в других местах святые храмы необыкновенно наполнены молящимися, кающимися, приобщающимися Святых Таин: не благодать ли Христова внушает сии спасительные действия? Следственно не Христос ли царствует? В Москве и из раскола в сие время обращаются к Церкви более обыкновенного. Что касается до карантинных предосторожностей, их приняли в Москве и сами раскольники того и другого толка, и поповщина, и безпоповщина, и больницу для пользования от холеры учредили, и врача от начальства приняли101: следственно, и сами раскольники не видят тут никакого знамения Антихристова. Таковые и сим подобные внушения, смотря по ближайшим местным сведениям и по усмотрению потребности, духовенство должно делать со всевозможным тщанием, предлагая что можно и прилично в церковных поучениях; чего в церковных поучениях представить неудобно, то дополнительно изъясняя в благочестивых собеседованиях, кроме Богослужения. По сему должным признается учинить следующее: 1. Вышеписанное предписать к исполнению всем Коломенским, а из уездных Благочинным и священникам тех сел, куда, по примечанию (Коломенского) Духовного правления, вышеозначенные толки раскольников могли достигнуть. 2. Как в селе Сандырях священник неученый: то подкрепить его советами, неблагонамеренным внушениям раскольников здравыми наставлениями противодействовать, и православных от совращения остеречь поручается присутствующему Духовного правления Богоявленскому священнику Никите102, который, смотря по обстоятельствам, может в Сандырях проповедовать при Богослужении и, кроме того, беседовать с православными, где и как удобным окажется; в случае же невозможности выйти из города, войдет с Сандыревским священником в письменные сношения, и о последующем донесет мне. 3. Как благочинный Архангельский священник Петр о вышеозначенных толках и умыслах раскольников, при столь важных обстоятельствах времени, мне не донес: то ему, в присутствии Духовного правления, объявить, что начальство сим не может быть довольно, и подтвердить, чтобы он, по вверенному его смотрению, был бдительнее. 4. Как в дошедшем до меня сведении упоминается и о том, что простодушные из православных в некоторых местах идут к раскольникам и принимают от них таинства: то благочинному Архангельскому разведать о сем и обстоятельно донести мне, между прочим, о том, кто и где из раскольнических наставников преподавал таинства православным. 5 Для поспешности исполнения, подлинное сие определение послать в Коломенское Духовное правление с тем, чтобы в консисторию оно представило для сведения список при репорте»103."

  Святитель Феофан Затворник по сути говорит, что в явлении антихриста есть воля Божия. А значит, борьба с антихристом есть борьба с волей Божией. Но этого раскольники никак не поймут.
 "Сему пришествию Господа, по Апостолу, будет предшествовать явление антихриста, в котором Бог попустит раскрыться злу во всей широте и силе, чтоб обнаружились и сами себя обличили те, которые суть его части. Таким образом, после того или вместе с тем, как Божиих всех уже выдаст род человеческий и больше их ожидать нечего, и не Божии все выступят на лицо, сбросив личину; тогда жатва будет готова. ... В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут."

(св. Феофан Затворник. Толкование Второго Послания Апостола Павла к Солунянам. 2:6-12)



Рецензии