Поэзия Людмилы Иоффе
Я ларец открыл волшебный
Полный чудных жемчугов:
Самых искренних и светлых
Романтических стихов!
(Этот волшебный ларец со стихами Людмилы Иоффе можно найти на «прозе.ру»).
Предисловие
Эта статья необычная, она не столько научная, сколько импрессионистичная. Потому что писать о романтичной поэзии скучным научным стилем у меня не получается.
1. "Гори во Славу Бога!"
Поэзия Людмилы Иоффе это восторженная романтическая Поэма о Жизни. Она соткана из тысяч стихотворений, прославляющих чудеса нашего земного и небесного бытия. Самым светлым из этих чудес является искренняя вера. Стихотворение «Гори, свеча моя, гори!» являет нам прекрасный храм души, в котором горит живая свеча веры. Она горит во славу Бога так же светло и чудно как и в первые века христианства, напоминая всем людям о их истинном предназначении:
Гори, свеча моя, гори! Гори во Славу Бога!
Без Света этого темна, как ночь, моя дорога.
Как часто ходим мы во тьме, куда, не зная сами.
Зажги свечу свою в Душе! Свечу под Небесами!
И Бог услышит и поймет, и путь укажет верный,
и обретешь друзей в пути по Духу, во Вселенной!
(22.09.2015)
***
А если что пойдёт не так и если заблудился,
Бывает всякое подчас - с дороги может сбился,
Свеча в душе освЕтит путь и ярче разгорится
И сердце помощь обретя, ровнее будет биться...
Гори свеча моя, гори! Гори во славу Бога!
Без Света Этого темна, как ночь моя дорога...
(18. 10. 2023)
Читая такие стихи, начинаешь глубже проникать в смысл евангельских слов: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Тысячи других стихотворений Людмилы Иоффе как живые лучики этой Свечи несут веру, надежду, любовь, нежность, ласку, утешение и радость. Каждый из них наполнен своей неповторимой музыкой, а все вместе они складываются в романтичную симфонию Жизни. Они живут в необозримом пространстве, проникая в сердца других людей, утешая и радуя их, а вместе с ними живёт в них и их автор. Из этих сердец как из живых страниц складывается её неповторимая книга, о которой хочется сказать стихами:
Волшебная книга из тысяч
живых романтичных страниц
Наполнена Верой, Любовью,
Надеждой и пением птиц...
2. "Твой мир открыт для пенья райских птиц!"
Хотите услышать пение этих райских птиц? Прочитайте стихотворение «Мир райских птиц!» и оно научит Вас их слушать:
Когда ты ждёшь, надеешься и веришь,
Мечтаешь и любовь свою хранишь!
Ты, обязательно, чуть-чуть мудреешь,
И Бога за Любовь благодаришь!!!
Ведь это Бог дает тебе надежду!
И ты становишься терпимей и добрей,
И воцаряется Весна в душе, как прежде!
Ты Любишь всех на свете! Всех людей!
А, полюбив весь мир, ты расцветаешь,
Твоя душа открыта без границ,
Ведь Бог - Любовь! Ты это знаешь?!
Твой мир открыт для пенья райских птиц!
Стихотворение исходит от сердца, так что это явно чувствуешь. Любовь к каждому отдельному человеку как песня райской птицы! Какое удивительное сравнение, скрытое в внутри стихотворения как загадка. А вопрос, который звучит прямо из Эдема и обращён именно к тебе:
"Ведь Бог - Любовь! Ты это знаешь?!"
И какое продолжение:
"Твой мир открыт для пенья райских птиц!"
То есть для любви к каждому!
3. "Рай - состояние нашей Души!"
Что же тогда в нашей жизни тот рай, в котором поют эти чудесные птицы? В стихотворении «Дарите Любовь!» мы находим ответ:
А, Рай - состояние нашей Души!
Чем больше любви, доброты - тем богаче!
Желай людям счастья, на помощь спеши,
Люби своих ближних, любимых - тем паче!
Эти слова звучат как гимн самой Любви, спешащей творить добрые дела, и призывающей всех последовать её примеру! После таких стихов ощущаешь в душе желание дарить свою любовь всем нуждающимся в ней!
Какой великолепный небесный подарок читателям! Такие стихи хочется перечитывать!
4. "Дарить себя - вот Дар большой!"
А вот и жизненное кредо этого поэта от Бога:
Что держит человека на Земле?! - Любовь!
Любовь - Она всему начало!
Так повелел нам наш Отец,
Другого в жизни не искала...
Любовь во всём и ко всему:
К природе, музыке, любимым
К родителям! К родной земле...
Лишь так становишься единым
Ты с этим миром и с собой
И всё идёт само-собой...
Проходит время, ты взрослеешь
Умом и сердцем и душой,
Живёшь и любишь, коль умеешь
Дарить себя - вот Дар большой!
Тогда, становишься счастливым,
Ты любишь жизнь, она - тебя
И мир становится красивым,
Ведь это счастье - жить любя!
(«Жить, любя»!)
Восхищение вызывает то, как автор образует единое целое со своим произведением. У неё это получается так просто и легко как дыхание. Когда читаешь такие стихи на лице сама собой появляется улыбка и а в душе возникает ликующая радость. И потом вдыхаешь полной грудью и как в детстве хочется жить дальше. Это волшебное воздействие поэзии Людмилы Иоффе и её души, светящейся в ней ...
5. Заветные сказки о любви
А какие волшебные прочтения любимых произведений можно найти в этой Симфонической поэме о Любви! Вот мои самые любимые. Первое о Кае и Герде из «Снежной королевы»:
<...>
Влюблённые сердца стремятся к своей цели,
Как в шторм и бурю не сдаются корабли...
Или в метель, как преданная Герда босиком,
Без устали искала сердцем Кая,
Нашла, своей любовью растопила в сердце лёд,
Чтоб счастье обрести потерянного Рая...
(«Параллели»)
Какая рифма в конце : «Кая» - «Рая»!
А вот стихотворение о стойком оловянном солдатике:
Оловянный солдатик стойкий...
Ты, из сказки пришёл невольно,
Рассказать о своей любви,
Как бывает на сердце больно,
Когда выхода сердцу нету
И сгустились чёрные краски.
Тяжела жизнь и нет просвета,
Так бывает в житейской сказке.
Ты, всё выдержал стойко, отважно,
Не согнулся и не сломался
И остался верен мечте своей,
Ты, расплавился, но не сдался!
Ты, сгорел от любви, не согнулся.
Капля олова - в виде сердца,
От тебя осталась на память,
Но, любви не закрылась дверца...
Нигде так поэтично не воспета стойкость и восхитительное благородство этого молчаливого рыцаря без страха и упрёка. Оловянная капля сердца, в котором любви не закрылась дверца, - это потрясающе! Читая эти стихи, ты наконец догадываешься, что именно в эту дверцу и пархнула танцовщица, чтобы там остаться навсегда!
А какой другой поэт смог так глубоко и трогательно выразить печаль безответной любви Русалочки:
Ах, русалочка милая, сердце наполнилось
Грустью незбыточной, что не дано,
Чувству любви расцвести и исполниться,
Море.... и небо....Не суждено...
Это так сильно! Чувтвуешь как способно грустить сердце! Печаль безграничная и глубокая как море и небо! Я так остро чувствую это заключительное четверостишие стихотворения "Русалочка", как если бы моё сердце ступало босыми ногами по острым ракушкам или по ножам.
6. «О, трижды романтичный Мастер!» Роман о силе женской любви.
А вот, на мой взгляд, самое лучшее прочтение «Мастера и Маргариты». Читая его понимаешь, что в этом романе сокрыта жемчужина. Людмиле Иоффе удалось показать её как на ладони:
«Женщина! Маргарита! Смелая, стойкая, не одолимая!
Душу свою за мастера, отдала, не боясь, за любимого!
Страшные испытания, прошла, чтоб спасти своё счастье,
Была королевой у Волонда, кровью сочась, сквозь пальцы...
Всё одолела, всё вынесла! И получила в награду!
Хоть, ничего не просила! Мастера! Сердца отраду!»
Благодаря этому стихотворению я вдруг понял, что в мировой литературе нет подобной женщины! Ради неё и был создан роман. Людмила показала это так кратко, ясно и поэтично, что возникает радостное чувство будто из самого романа был пущен этот жемчужный солнечный зайчик.
А как же Мастер? Вот другое стихотворение, посвящённое ему:
"О, трижды романтичный Мастер"...
Как страстно - о писателе-поэте!
Хотя он сам в себя давно не верит,
Не верит ни во что на белом свете...
Он даже разуверился в любви
Той женщины, которую любил безумно.
Давно погас огонь в его крови,
Всё в его жизни стало неразумно...
Всё потеряло смысл и цену жизни,
Он больше думал о прощальной тризне
И как уйдёт и унесёт своё
Ненужное и жалкое творенье,
В которое вложил так много сил
В небытие уйдёт... Придёт забвенье,
Свечу свою он грубо загасил...
Но нет! Такое не случится,
Вмешается судьба под именем Любовь
И с помощью её жизнь возродится
В пустой душе и слабом сердце вновь...
Любовь...Она его согреет, приголубит
Даст силу веры в самого себя
И он как раньше , снова жизнь полюбит,
Заполнив пустоту! Надеясь и любя...
(«О, трижды романтичный Мастер!»)
Это стихотворение гармонично дополняет первое. Так искренно и глубоко о Мастере могла сказать только любящая его Маргарита!
Третье стихотворение гармонично завершает этот цикл стихотворений, посвящённых великому роману.
Это монолог самой Маргариты! В этом нет никакого сомнения! Маргарита рассказывает Мастеру об их первой встрече и о любви, которая «нагрянула внезапно и поразила словно гром!» Её речь льётся плавно и восторженно! Это слова, вырвавшиеся из глубины любящего сердца, обращены к утраченному и вновь обретённому возлюбленному! От них невозможно оторваться! Она так долго хотела сказать это Мастеру и вот она, наконец, радостно говорит ему о самом дорогом, что есть у неё в жизни:
"Я вышла с Жёлтыми цветами тебе навстречу, дорогой
Тоска стояла за плечами, я потеряла свой покой...
В моей душе печаль царила, печаль несбывшихся надежд
О, как же пусто, грустно было. я шла судьбе на перерез!
В моих глазах давно потухших вдруг загорелся огонёк
Тебя увидела, любимый, ты шёл поникший, одинок...
На зов души, тебя пронзивший, ты встрепенулся, подошёл
Немного грустно улыбнулся, цветы увидев...Хорошо...
Мы встретились с тобой глазами :"Вам нравятся мои цветы?!"
"Не знаю я, да нет,пожалуй. Мне розы нравятся" - ответил ты.
Букет цветов был тут же брошен, а ты поднял его с земли,
Его я бросила по новой и мы вдвоём с тобой пошли...
Любовь нагрянула внезапно и поразила словно гром!
Душой мы стали неразлучны и обрели любовь и дом,
В котором мы с тобой встречались и предавались там любви
И своим счастьем упивались и насладиться не могли...
Ты был писателем, поэтом, тебя никто не признавал...
Писал о Понтии Пилате ...Душой и сердцем изнывал,
Что ты не понят и осмеян... "Зачем такую тему взял"?!
Но, ты был ею одержимый, как скульптор ты её ваял!
А я романом восхищалась! Его с тобой читали вслух,
Он стал мне дорог и понятен, я полюбила его. Вдруг,
Мы стали жить его судьбою, он стал нам дорог на двоих!
Тебя я Мастером считала и ненавидела других,
Которые не понимали глобальность темы и творца!
Которые не принимали - от простака до "мудреца"..."
Этот монолог, как и «Письмо Татьяны к Онегину» - гармоничное целое! Здесь нельзя выбросить ни одного слова, поэтому я привёл его целиком!
Читаю в полном изумленьи
«и начитаться не могу»!
При этом Маргарита ни слова не говорит о том, на какие испытания она пошла ради этой любви, что претерпела ради своего возлюбленного!
И Мастер понимает, что истинная поэзия, о которой он грезил всю свою жизнь, это Любовь! Что подвигом своей любви его возлюбленная создала истинный шедевр, с которым не сравнится никакой другой! Что всей своей жизнью она ответила на его вопрос, который он, может быть и сам того не понимая, поставил в своём романе: «Что есть Любовь?»
Все три стихотворения образуют восхитительный триптих! В моём представлении он неотделим от романа, он гармонично связан с ним!
7. Тема романтичной Любви
Тема романтичной любви, наверное самая выразительная в поэзии Людмилы Иофе. Это видно уже по предыдущим стихам, посящённым любимым сказкам и роману "Мастер и Маргарита". А вот один из её романсов о встрече и расставании двух влюблённых в стихотворении "Lara Fabian - Quedate":
За объятье нежное с тобой,
Отдала бы всё, любимый мой,
Даже за мгновение, за миг,
Чтобы успокоить сердца крик...
Наши взгляды вспыхнули огнём,
На перроне, встретившись вдвоём,
Словно мир перевернулся вдруг,
Никого не видели вокруг...
Хоть толпа народа, суета кругом,
В сердце вдруг ударил гулко гром,
Мы спешили к разным полюсам,
Но, столкнувшись, взмыли к небесам..
Встретились две птицы, две души,
О, продлись мгновенье! Не спеши...
Её поезд уезжал на юг,
А его - в другую сторону. На душе испуг,
Боль в глазах застыла и мечта,
Ведь случилась встреча неспроста,
Загорелось сердце пламенем в груди,
Что же будет с нами?!Что же впереди?!
Потерять на век?! Не пережить!
Как же дальше с этой болью жить?!...
(На песню -Lara Fabian -Quedate)
Столько искреннего чувства и такая яркая эмоциональная образность: "Словно мир перевернулся вдруг", "В сердце вдруг ударил гулко гром". Стихи очень трепетные и мелодичные. В конце стихотворения сердце готово разорваться на части...
А вот одна из самых прекрасных и радостных пасторалей мировой поэзии, песенка под названием "Лодочка":
А наша лодочка качается
На нежной голубой волне
И песня в сердце разливается
О нас с тобой. Мы как во сне...
В прекрасном сне, где всюду лилии
Плывут вдоль берегов любви,
Нам хорошо! В душе - идиллия...
Поют повсюду соловьи...
О чём же эти песни дивные,
Что соловьи поют вокруг,
Похожи на баллады длинные,
Они поют о нас, мой друг...
О том, что на душе - идиллия
И мы на лодочке вдвоём,
Вдоль берегов плывём, где лилии
И эту песенку поём...
А наша лодочка качается
На нежной голубой волне,
Пусть эта песня не кончается,
Как в ярком и красивом сне...
О том, что на душе - идиллия
И мы на лодочке вдвоём.
Вдоль берегов плывём, где лилии
И эту песенку поём....
("Лодочка")
Эта песня соткана из любви! Самой романтичной! В этой идиллии как в волшебной реке можно плыть бесконечно «вдоль берегов любви», «где всюду лилии»!
«Поют повсюду соловьи...»
Это так тонко и изящно! Чувствуешь себя в Золотом веке! В Эдеме!
Невозможно передать всю бесконечную прелесть этой песни! Не случайно она не кончается!
Мы услышали две песни о любви, но любовь в поэзии Людмилы Иоффе и сама поёт свою песню "лучшую в мире", Песню Песней!
Это чувство волшебно!
В сердце сказкой живёт,
Ведь любовь вдохновенно
Свою песню поёт !
Песня - лучшая в мире!
Нет прекрасней её!
И в восторженной Лире
Бьётся сердце моё...
("31 Марта!")
8. «Лесная фея» или прекрасное мгновенье
Стихотворение "Лесная фея" редкой романтической красоты, в котором страсть передана романтично, изящно и возвышенно:
Она обожгла его терпким запахом хвои
И в миг оказались они, как - будто бы двое
На целой планете людей остались одни,
А в сердце зажглись, запылали любви огни...
Она покорила его сиянием глаз глубиной,
Губами горячими тихо шептала: "Люблю, родной"
В этой страсти не только слияние мужчины и женщины, но и соединение человека с природой. Это первое. Найдено гениальное сравнение, от которого рождается истинный восторг:
А тело послушное его мягким и сильным рукам,
Слилось с его телом, как-будто по швам...
Это второе...
А третье - это Прекрасное мгновенье, которое остановилось:
И замерли двое, единою плотью застыли,
Что было вокруг не видели, всё позабыли,
Сердца в унисон их стучали и стали единым целым,
И наконец завершающий небесный штрих:
Ангел накрыл их своим крылом нежным и белым...
Дыхание перехватывает от этого Прекрасного мгновенья так волшебно описанного в стихотворении. Вот этого мне не хватало у романтиков! Оно идеально выражает слова Гёте «Остановись, мгновенье , ты прекрасно!»
Только Женщина, поэт от Бога сумела это выразить так живо, восхитительно и вдохновенно!
9. «В одном Ключе»
Стихотворение «В ключе» - песня о любви и безграничном счастье двух романтичных душ, живущих «на одной волне»! Как две волшебные скрипки они пребывают «В одном Ключе, на яркой ноте»!
В одном Ключе, на яркой ноте,
Мы можем вместе пребывать,
И как две волшебные птицы они способны
Красиво, радостно, в полёте,
За гранью призрачной летать....
За гранью идеального мира, недоступного для других, в котором царит истинная любовь, прекрасная как песня:
И слушать дивной песни звуки,
Перекликаясь в Небесах,
(радостно и восторжено)
И конечно же как истинные романтики
И протянув навстречу руки,
Растаять с музыкой в мечтах...
То есть в своих мечтах растаять от блаженства как тает от него и сама мелодия любви!
Лучше о двух родственных романтичных душах, влюблённых друг в друга, и не напишешь! Я изумляюсь красотой образов, символикой и мелодичностью стихотворения! И высотой его полёта!
Это третий полёт, который меня так восхитил после лермонтовского ангела, несущего в своих объятьях младую душу:
«По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;»
(«Ангел»)
И после полёта двух родственных душ Вячеслава Иванова:
«Мы — два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!»
(«Любовь»)
Так, невзирая на времена и расстояния, эти три стихотворения соединились для меня в прекрасный трилистник: «Ангел», «Любовь» и «В одном Ключе!»
10. Песня «Прольётся Свет». Великая сила женской любви.
На авторской странице Людмилы Иоффе в самом низу размещена песня «Прольётся Свет», которую она исполняет сама. Для меня эта песня стала настоящим откровением! В ней раскрывается вся сила женской любви, которую я не могу сравнить ни с чем! В ней такая бездонная глубина и потрясающая вера в Любовь!
Она начинается полётом души в безграничных просторах космоса:
В мерцании планет
Лечу к тебе, мой друг,
Над голубой землёй,
Чтоб сомкнулся круг.
Я не привожу здесь всю эту песню, потому что хочу, чтобы вы сами послушали её!
11. "Даже звёзды..."
Стихотворение "Даже звёзды..." Это откровение о великой силе любви, которая чудесным образом преодолевает все расстояния и превращает даже серьёзные преграды в соединяющие мосты!
«Нас навечно связало море,
Хоть оно разделяет нас,»
Горы как и моря тоже не могут разделить влюблённые сердца:
Нас с тобой разделяют горы,
Всё так странно бывает подчас...
Но, душою я всё понимаю,
Ведь для чувства преграды нет!
Иногда, я от счастья летаю,
Когда сердце слышит привет...
В третьем катрене раскрывается это чудо Любви:
И как в песне любимой поётся:
"Даже если живу без тебя"...
Твоё сердце с моим рядом бьётся
И в моём расцветает любя...
Я не знаю, где ещё это Чудо описано так восхитительно! Эти слова являются украшением всей любовной лирики, потому что в них раскрыта великая тайна любви!
Они звучат не только как нежный отклик на слова песни Юрия Антонова, но и ответ женского сердца на все вызовы этого мира, пытающегося разлучить влюблёных.
То есть любовь превыше моря и его девятых валов! Она превыше всех Эверестов и даже безмерно высоких звёзд! Потому что она Божественна! Она дышит где хочет! И там, где она дышит
«Твоё сердце с моим рядом бьётся
И в моём расцветает любя...»
В заключительном катрене лирическая героиня возвращается к морю и раскрывает тайну того, как оно навечно связывает любящие души:
Алым парусом светлой надежды,
Что живёт и не гаснет в мечтах,
Сердце верит и ждёт , как прежде
Свой корабль... в Алых парусах...
Любовь живёт надеждой и романтичной мечтой «Алым парусом светлой надежды»! И эта мечта притягиват к себе «корабль... в Алых парусах», который является символом любовного Счастья!
12. "О, Музыка! Ты - чудо"
Как видно из предыдущих стихов и песен, любовь гармонично связана с музыкой. Об этой связи А.С. Пушкин очень красиво и мудро сказал:
"Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия..."
Поэтому от темы любви мы переходим к теме музыки. Музыкальные поэтические прочтения Вивальди, Баха, Шуберта, Шопена наполняют поэзию Людмилы Иоффе как поющие волны. Они идут одна за одной как в одном из стихотворений имена великих композиторов:
Моцарт! Бетховен! Россини! Верди!
Стравинский! Брамс! Адам! Чайковский! Пуччини!
("Эхо веков")
Имя Россини звучит как светящиеся на солнце морские брызги над волнами, а Пуччини как бурлящие пеной морские пучины. И они рифмуются в этом перечислении...
Стихотворении "Разговор" - это страстное признание в любви к Музыке! Такое же прекрасное как Она сама:
О, музыка прекрасная! О, как ты хороша!
Ты -Вечность! Ты Божественно красива!
Язык Твой дивный, чудный, неземной...
Тебе дана неведомая сила!
О, счастье быть наедине с Тобой!
И ещё одно объяснение в любви к музыке:
О, Музыка! Ты - чудо, радость, грусть,
Всё сразу, словно жизнь, её капризы,
Твоё значенье описать я не берусь,
Загадочен твой лик, как образ Моны Лизы,
Непредсказуема, прекрасна и таинственна!
Ты действуешь на наши души и сердца,
Материя твоя волшебная, единственная,
Подобна магнетизму, таинству Творца!
О, кто тебя придумал?! Точно - гений!
Кто первым был?! Быть может, - соловей?!
Концерт услышали его произведений!
А может Первым музыкантом был Орфей?!
("О, Музыка! Ты - чудо")
Это стихотворение меня поразило своим сравнением музыки с ликом Моны Лизы и с таинством Творца! По поводу стиха "Загадочен твой лик, как образ Моны Лизы" я думаю с моей стороны не лишним будет упомянуть, что Джоконда смотрит на нас, слушая лютню, потому что Леонардо да Винчи, когда ему позировала Мона Лиза, специально приглашал лютниста. Так что выражение её лица действительно таинственно являет лик музыки! И ещё в этом стихотворении очень изящно сказано о таинственных истоках музыки. И в этом оно гармонично перекликается со стихотворением «Рождение поэзии» (1915-1916) Вячеслава Иванова:
Когда над землею невинной
Сиял первозданный эфир,
Слил шепоты мира в единый
Отгул мусикийский — Зефир.
Под миртами слушала Ева:
Меж миртовых пел он ветвей;
А с тихого райского древа
Уж вторил ему соловей.
Вслед за рождением музыки появляется на свет и поэзия:
И в перси восторженной девы
Наитье гармоний сошло,
И девственных гимнов напевы
Эдем огласили светло.
(Вячеслав Иванов «Рождение поэзии», 1915-1916)
„Отгул мусикийский“ Зефира, пение соловья и девственные гимны праматери человечества соединяются в единую трёхголосную фугу, наполнившую Эдем. Так хочется, чтобы она никогда не прекращалась... В поэзии Людмилы Иоффе поэзии эта фуга превратилась в настоящую Симфонию, которуя я с восхищением слушаю!
До нас не дошли "девственных гимнов напевы" первой девы, которые "Эдем огласили светло", но в тихотворении «Как-будто!» на мой взгляд один из них так восхитительно передан, что я не могу сдержать своего восторга! Бывают редкие мгновенья, когда поэзия становится божественно красивой. Это стихотворение как раз такой редчайший случай! В нём такое умиротворение, пронизанное Любовью, что хочется восторженно воскликнуть вместе с Фаустом: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!»
Я наслаждаюсь тишиной...
Лишь соловьиный свист порой
Доносится из далека,
Как дуновенье ветерка...
Так хорошо, в душе покой...
Как будто Божию Рукой
Меня в блаженство погрузила -
Любви, Божественная Сила...
В этом шедевре царит нежнейшее и тончайшее веяние благодати! Это так ощутимо!!! Это невероятно красиво передано восхитительными сравнениями и волшебной звукописью!
Это тоньше чем гётевское «Горные вершины спят во тьме ночной» и фетовское:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Даже «Лунная ночь» Йозефа фон Эйхендорфа уступает по нежности этому веянию!
В нём таинственно отразилась женская душа! Вечная Женственность во всей её внутренней гармонии!!!
Такое стихотворние могла написать только Женщина, поэт от Бога!
Я умолкаю, чтобы не нарушить той гармонии, которая царит в этом небесном творении!
13. «Сапфировое небо первозданное» Людмиилы Иоффе
Из предыдущего стихотворения видно, что любовь к музыке тесным образом связана с любовью к природе. Поэтому красота природы - следующаяя тема, которой посвящена поэзия Людмилы Иоффе. И тут мы начинаем с неба. Есть Небо Лермонтова, Толстого, Достоевского, о которых я писал ранее, и есть «Сапфировое небо первозданное» Людмиилы Иоффе:
Сапфировое небо первозданное,
когда ещё нет ни одной звезды на нём,
глубокое, бездонное, бескрайнее,
как хочется проникнуть в эту тайну в "голубом".
Что скрыто за сапфировыми бликами...
ну почему так небо манит нас собой..?
Божественное и необычайное,
в котором вертится наш грешный Шар Земной.
(14.10.2015)
В таком волшебном небе хочется утонуть.
Лунное небо в стихотворении "Луна купается в снегу" превращается у Людмилы в сказочный небесный пейзаж:
Луна купается в снегу
На фантастичном берегу,
Из облаков в ночной тиши
На звёздном небе. Ни души
Со мною рядом...Я - одна
Любуюсь сказкой из окна....
А лунный свет волнует взор -
Волшебный сказочный простор...
Причудлив дивный небосвод,
Луна... и звёздный хоровод...
Красота стихов невероятная! Второй такой восхитительной луны я не знаю! Это какая-то небесная Диана-охотница, украдкой купающаяся в небесных снегах. Читателю передаётся взволнованное восхищение лирической героини.
"Серпик серебристый - в небе - голубом" в стихотворении "Полный грёз" такой же волшебно-романтический, "лучистый" :
Серпик серебристый - в небе - голубом,
Молодой, лучистый - над моим окном,
Одинок, прекрасен, Он пока - без звёзд,
Сказочно-волшебный месяц полный грёз....
Я стою, любуюсь, глаз не оторвать,
Красотой земною... Хочется летать,
Там, где звёзды светят, серебром - луна,
Красота небесная - дивная страна....
Уходить не хочется, небо всё темней...
Месяц ярче светится без огней,
Появились звёздочки в небе высоко,
Трудно мне покинуть это волшебство....
Наконец, над всеми своими читателями Людмила Иоффе простирает "Прекрасное небо влюблённости", такое единственное и неповторимое:
<...>
Как облака причудливы в картинах!
На тёмном небе, глаз не отвести!
И, звёзды яркие на синем балдахине....
А, если ты влюблён! То небо всё цвести
Начнёт в твоих глазах такою красотою!
Что сердце будет видеть всё в цветах,
Из ярких облаков Божественной Рукою
Написанную, на Любви холстах!
Такие стихи недостаточно читать глазами. Чтобы насладиться их прелестью нужно читать их вслух.
14. "Водопад"
Стихотворение "Водопад" для истинного ценителя поэзии - настоящее упоение!
В начале стихотворения водопад чудесным образом оживает в глазах восхищённой зрительницы:
«Какое чудо - водопад в горах!
Он как живой струится и бежит...
Ты им любуешься и радуешься. Ах!
И взор твой с восхищением следит
За этим чудом редкой красоты,
Ведь он живой, он дышит и поёт,»
Здесь звукопись слилась со светописью во всём разнообразии этих звуков и отблесков, наполняющих стихи:
«чу», «пад», «ор», «жив», «стру - ится», «жит», «ся», «ся», «ищ», «чу» «красо».
А как этот водопад эмоционально окрашен! Но самое главное «он дышит и поёт»! Романтичная лирическая героиня словно угадывает в звучании водопада отдельные слова его чудесной песни и у неё рождается догадка, что он «неистово» спешит встретиться с кем-то:
«Спешит сбежать с отвесной высоты
Его в низу как - будто кто-то ждёт...»
И она вступает в разговор с водопадом, задавая ему свой вопрос:
«Кто ждёт тебя, волшебный водопад,
Что ты так быстро и неистово бежишь?!
Быть может ,кто-то, очень тебе рад!
И ты так звонко и отчаянно спешишь...»
И конечно же она получает от него ответ. Но не сообщает его нам! Это её тайна, от которой стихотворнение становится ещё прекраснее!
И так всё в этом произведении вдохновенно и гармонично звучит, что водопад становится самым прекрасным образом влюблённого, спешащего на свидание! Так что это стихотворение могло бы украсить собой «Песню Песней» и все поэмы о любви. Однако само по себе вне всякого контекста оно ещё прекраснее! Оно рождает необъяснимую радость и восторг в душе! Оно какое-то универсальное. В нём надежда, ожидание встречи и восторг!
15. «Я бегу через детство» Стихи о детстве
Особое место в творчестве Людмилы занимают стихи о детстве. В них как нигде щедро разлито сияние детского счастья!
"Я бегу через детство"
Я бегу через детство к тебе,
По зелёной траве босиком...
На поляне нежнейших цветов,
Я украшусь цветочным венком,
Что сплету из цветов полевых!
Их прекраснее нет для меня!
Лучше всяких роскошных духов,
Запах детства и светлого дня!
Чистоты, простоты и любви,
Ко всему,то что есть на земле,
Я бегу по тропинке к тебе,
Мой прекрасный и радостно мне!
Фридерик Шопен - "Счастье"
Музыка Шопена и это стихотворение образуют одно целое, гармоничное как само Счастье! Я это Счастье так явно пережил, читая эти стихи, что они стали частью меня как и стихотворение «Я летаю!»:
«Запах свежескошенной травы... От него душа моя хмелеет. Как хочу я в детство, на простор, в первозданный лес, от счастья, млея. Земляника манит под кустом, запахом божественным и нежным, и ромашки в белом и простом одеяньи,шелестят одеждой. Райская картина! Тишина... Только пенье птиц,да звук кукушки. Изумрудна!В радужных цветах, солнцем освещенная опушка. И тропинка... Заведет куда, извиваясь светлой гибкой змейкой... может - в сказку, где живет Яга, ну, а может... просто в никуда. Ели темно-синие вокруг, стройные, высокие, прямые. Где-то дятел стукает, тук-тук и от счастья сердце цепенеет. Счастье! Счастье! Счастье!!! Красота!!! Я смеюсь, кружась под облаками! А потом-нырну в траву, замру,распластаюсь, разведя руками. В небо посмотрю, зажмурю глаз, солнечными бликами играя,словно вижу Чудо в первый раз! Господи! Всевышний! Я летаю!»
Создаётся впечатление, что в душе Людмилы живёт эта маленькая девочка, трогательная чудесная и романтичная! В этом стихотворении она раскрылась так ярко, как нигде! Благодаря ей можно увидеть Природу глазами ребёнка, испытать от этого настоящий детский восторг и непередаваемое Счастье! Хочется погружаться в него вновь и вновь и никуда из него уходить. Остаться подольше! И летать вместе с маленькой лирической героиней!
«В небо посмотрю, зажмурю глаз, солнечными бликами играя,словно вижу Чудо в первый раз! Господи! Всевышний! Я летаю!»
Это самая искреняя и чистая детская молитва!!! Какой божественный подарок!
Стихотворение Людмилы Иоффе «Моей маме!» в свою очередь трогает до глубины души! В нём столько любви и красоты одновременно, что в сердце возникает радостный восторг!
«Чудесный лес красивый подмосковный! Мы с мамой там любили побродить... Я любовалась женской красотою, хотелось мне на маму походить... Прекрасные красивые глаза, цвет васильков, -глубокие, большие, а в них горит любовь и доброта, и ум, и нежность, и души порывы. И лес подчеркивает эту красоту. На фоне леса-мама-словно фея! Распущенные волосы до пояса скользят и обрамляют стан её,лелея. Я - юная. Я маму-обожаю! Она ещё могла прекрасно петь! Идём по лесу, песни распеваем... Как мне хотелось на неё смотреть!!! Так и смотрела бы всегда, не отрываясь, на мамину красу и доброту!!!О, мама, милая, любимая, родная! Любовь к тебе на веки пронесу!»
Лес и мама как фея в нём с огромными глазами цвета васильков и маленькая дочка этой феи! Вся в маму! Восхитительно!
Какая изящная лирическая пластика:
«Распущенные волосы до пояса скользят и обрамляют стан её, лелея.»
Это стихотворение властно берёт в свой лесной плен. так же как и «Речка-счастья»:
Казалось бы простой речной пейзаж! Но сколько в нём жизни, любви и красоты:
«Речка, под названием Сестра, хрусталем воды своей манила, до чего ж прозрачною была, красотой своей с ума сводила! Вдоль воды-кувшинок хоровод источает запах нежный, влажный. Смотришь и кораблик-лилия плывет, он живой,а вовсе не бумажный! Желтый яркий,солнечный песок обрамляет речку, как картину. А вдали - колышется лесок, где бушуют заросли малины.»
Я не могу вспомнить в мировой поэзии такого же эмоционально яркого пейзажа! Он властно притягивает к себе и берёт душу в свои ласковые объятия, полные хрустальной живой воды, кувшинок и бушующих вдали зарослей малины! А эта лилия, как белоснежный живой кораблик, плывущая в струящихся водах реки!
Неожиданно приходит озарение: «Речка, под названием Сестра» в этом стиховорении это наша таинственная старшая Сестра - Природа! Мы с ней в самом тесном неразрывном родстве, которое открывается лишь детям и истинным поэтам. И такими поэтами конечно же в первую очередь являются рыбаки! В стихотворении их двое папа и маленька дочка, с детства умеющая оценить всю красоту окружающего её мира:
«Я, малышка, со своим отцом, утром спозаранку-на рыбалку! Он ловил налимов и гальцов,их за жабры надевал на палку. Это-сказка! Это чудный сон! Мы втроем-отец, и я, и речка.»
Маленькая королева увенчивает эту романтическую картину великолепного природного Царства:
«Я, как королева! Вот мой трон - золотой песок прозрачной речки! Счастье бесконечное в глазах! Смех и радость! День чудесный ярок!»
Это великолепная кульминация! Её стремительно сменяет радостное возвращение домой:
«Ждет нас дома мама-друг родной! Мы несем кувшинки ей в подарок!»
И конечно же мама оценит и улов и эти кувшинки, источающие запах реки! Какая волшебная идиллия, полная детской восторженной радости!
Для истинных ценителей поэзии это стихотворение бесценный дар. Оно как живой солнечный зайчик, посланный из детства, в котором мы были так безмерно счастливы!
Стихи Людмилы Иоффе о детстве просто волшебные. В них столько хрустальной чистоты, искренней детской радости и любви, что сердце читателя не просто радуется, но поёт от счастья вместе с поэтом. Эти стихи щедро дарят людям детстово! Возвращают им утраченный рай! Это бесценный подарок! Что может быть дороже его! Перечитывая эти стихи вновь и вновь, я вдруг понял, что в поэзии Людмилы живёт настоящий гений Детства! А в стихотворении "Трава - по пояс!" этот гений так трогательно явил себя в траве по пояс, что восхищённая душа не может оторваться от этой чудесной картины:
Я вспомнила раннее детство,
когда мне-по пояс трава!
Ромашки, склоняясь в поклоне,
негромко шептали слова...
Этот гений такой прелестный, что даже ромашки радостно открывают этому милому ангелочку свои самые заветные мысли и мечты:
О чём же, они, рассказали...
О том, как прекрасна земля,
как долго они тосковали
по солнцу, по лету,дождям.
Про то,как оденутся в платья,
в свой белый и нежный наряд!
И кто-то, сорвёт их, на счастье!
Веночек сплетёт,просто так.
Где ещё открылся пленительный «ромашковый рай», так трогательно и трепетно как в этих трёх катренах! Где ещё он поведал детской душе так доверчиво о самом своём сокровенном!
Мечты рамашек гармонично переплетаются с мечтами ребёнка в одно гармоничное целое, в один «букет»:
Я слушала их и мечтала,
как выросту, стану большой,
а после, ромашки срывала.
Букет собирала домой!
И вот этот чудесный букет из ромашек, будто осуществив их мечту, девочка приносит любимой маме:
Там милая мама хлопочет!
Готовит, стирает и ждёт.
А дочка,букет ей приносит,
на счастье!!! И сердце поёт!!!
Тут сердце поёт и у дочки и у мамы и у всех читателей!!! Потому что это невероятно трогательно!!! Это просто свято для каждой человеческой души!!!
В стихах Людмилы Иоффе о детстве чистая детская любовь, сказка, музыка и природа сливаются в одно гармоничное целое, прекраснее которого нет ничего на свете!
16. «Не грусти, печаль не вечна!» «Учиться радоваться надо у детей».
В поэзии Людмилы Иоффе столько любви, мудрого оптимизма и жизнелюбия, что она является целебным источником для многих душ, нуждающихся в чудотворном глотке живой воды!
Стихотворение «Не грусти!» один из таких глотков! Первая половина стихотворения ласково утешает всех разочаровавшихся в жизни:
Пускай обманут ты надеждою пустой,
Пока ты верил, радовался жизни.
Так продолжай и не грусти. друг мой.
Жизнь хороша! Ошибки учат жизни.
Проходит время....Будешь ты здоров!
И снова в небе солнце ярко светит!
А во второй его половине раскрывается великая премудрость, которая учит нас уподобляться детям в самом главном: в умении искренно верить и радоваться!
Эта великая истина в стихотворении отлита в совершенную форму:
Учиться радоваться надо у детей,
Пытаться быть в душе, как дети.
Они обиды долго не хранят,
Поскольку верят в лучшее на свете.
Для них всегда цветёт Эдемский сад!
Ведь Царство Божье это дети!»
Восхищает непреходящая красота этих стихов! От предпоследнего стиха веет райской благодатью:
Для них всегда цветёт Эдемский сад!
А заключительный стих, увенчивающий стихотоврение, звучит как чудесное озарение:
Ведь Царство Божье это дети!
Это озарение приводит в восторг и звучит как настоящее откровение! Это лучшее, что было сказано о детях!
Как будто чудесный Ангел, обняв меня своим крылом, утешил и поведал великую истину, от которой на сердце стало так светло и радостно!
17. "Твоё присутствие, мой Бог, во мне, Во всех мечтаниях, в стремленье к Свету..."
Особенное восприятие мира, пронизанное божественным присутствием, расрывается в стихотворении "Всё это - Ты!":
О, если б не было, Тебя, мой Бог, на свете,
Кто был бы мне опорой в жизни?!
О, если бы не Ты! Твоё участье!
Кто дал бы мне дышать?!
И созерцать, всё чудо это:-
Любить, творить и иногда, летать
и верить в счастье...
Всё - Ты! Твоё присутствие, мой Бог, во мне,
Во всех мечтаниях, в стремленье к Свету,
Искать друзей по духу во Вселенной,
И восхищаться красотой рассвета....
Всё это Ты, мой Бог, всё - Ты!
И облака, и небо и цветы,
И радостные птицы в поднебесье,
И солнце яркое, стихи и песни....
Всё это - Ты....
Это восторженный гимн Богу, исходящий из глубины души, достоин эпохи Ренессанса. В этой песне особая внутренняя мелодика, полная чистоты и искренности. Божественное "Ты" отражается во всём благодаря звуку "Т". "Твоё присуТсТвие": "на свеТе", "во всех мечТаниях, в стремленье к СвеТу", "учасТье", "дышаТь", "созерцаТь", "любиТь, ТвориТь, леТаТь и вериТь в счасТье". "Всё это Ты": "и цвеТы", "и радосТные пТицы", "и сТихи"...
18. "О, нежность женская" или Вечная Женственность
Особое место в творчестве Людмилы занимает стихотворение, посвящённое "Аве Мария" Шуберта:
О нежность женская, о чудо красоты твоей души,
Способная преодолеть, любые тяготы, невзгоды,
Страдать, любить, прощать и созидать! В тиши,
Всё вынести,с надеждой ожидать благие всходы...
Добра, любви и красоты,посеянной душой твоей прекрасной,
В надежде чистой и простой с глазами ясными тепла,
Твоё присутствие покой наш охраняет страстно,
Какое Чудо, Свет и Счастье, на ЗЕмлю Ты с Небес сошла...
Шуберт - Аве Мария!
В этих святых стихах не только слышится "Аве Мария" Шуберта, но и и видится "Сикстинская Мадонна" Рафаэля... И кажется лучше и искреннее нельзя сказать о Деве Марии. В своём стихотворении Людмила показывает, что нежность это основное свойство любви, всепобеждающая, всепрощающая нежность, без которой любовь не может быть любовью. Женская нежность открывает нам божественную нежность Любви. Поэтому таинственнная Вечная Женственность, о которой так вдохновенно писали И.В. Гёте и В.С. Соловьёв – это Нежность! Для меня это стало потрясающим открытием. Это так по-детски просто и восхитительно! Без той нежности, которую Людмила Иоффе умеет так щедро дарить в своих стихах, я бы не смог это почувствовать и познать. Это божественный подарок!
19. Драгоценные камни в поэзи Людмилы Иоффе
Особое место в стихотворениях Людмилы Иоффе о природе играют драгоценные камни. Мировая поэзия изобилует сравнениями с изумрудами, алмазами, бриллиантами, топазами, жемчугами, но в памяти остаются лишь такие образы, в которых от сравнения или метафоры выигрывает не только то, что сравнивается с камнем, но и сам камень. Как у Лермонтова:
Под ни Казбек как грань алмаза
Красою вечною сиял!
Здесь от сравнения выигрывает не только Казбек, но и алмаз. Они вместе сливаются в нечто восхитительное, что выглядит прекаснее горы и алмаза! Единство двух начал становится прекраснее их в отдельности. В этом настоящее чудо поэзии!
В умении находить или создавать такие чудеса проявляется истинное мастерство поэта.
В поэзии Людмилы Иоффе я нашёл несколько таких поэтических шедевров. Один из них в стихотворении «Рубины!»
Октябрь, понедельник за окном...
Всё отцвело, лишь яркие рябины,
Пленяют красотой и сочные рубины,
Горят приветно, перед зимним сном...
Гроздья рябины буквально преображаются через сравнение их с рубинами, а рубины через эпитет «сочные» буквально оживают. При это «рябины» и «рубины», великолепно рифмуясь в стихотворении, приобретают ещё большую прелесть. Они созвучны, и сливаются в одно неразрывное целое не только в образном отношении но и в звучании! Это большая редкость!
В стихотворении «Ну вот и середина Октября!» в свою очередь очень гармонично рифмуются уже драгоценные камни «рубины» и «аквамарины»:
«Лишь красные рябин рубины
Алеют ярко средь листвы цветной
И неба тёмного горят аквамарины
Треть Осени венчая красотой земной...»
Метафора «красные рябин рубины» в цветовом отношении великолепно смотрится на фоне другой «И неба тёмного горят аквамарины».
Во второй метафоре небо образует с аквамаринами одно восхитительное целое, от которого трудно отораваться взором! Это редкий случай когда два драгоценных камня в стихотворении так выигрывают от их сочетания!
В стихотворении «Слушая, Pink Floyd!» поэт создал восхитительный «портрет» земли, в котором ключевое место занимет «неба бриллиант»:
"Гладят горы облака, стелется туман,
Реки бурные текут. Сочные луга...
И вулканы и моря, горные хребты,
Замки дивные, озёра, райские цветы,
И каньёны, острова, неба бриллиант,
Лес, невиданной красы, яростный закат.."
Небо благодаря этой метафоре становится необыкновенно прозрачным и сверкающим, а бриллиант бесконечно огромным, царственным, великолепным! Так рождается это чудесное неразрывное сочетание!
В стихотворении «Сапфировое небо первозданное» небо представлено в окружении двух эпитетов «сапфировое» и «первозданное». Они создают один из самых неповторимых и прекрасных образов неба в мировой поэзии! Сапфир в свою очередь обрёл в этом сочетании свою особенное величие и неповторимость:
«Сапфировое небо первозданное,
когда ещё нет ни одной звезды на нём,
глубокое, бездонное, бескрайнее,
как хочется проникнуть в эту тайну в "голубом".
Что скрыто за сапфировыми бликами...
ну почему так небо манит нас собой...?
Божественное и необычайное,
в котором вертится наш грешный Шар Земной.»
Другие эпитеты(«глубокое, бездонное, бескрайнее» «Божественное и необычайное») ещё больше усиливают впечатление!
Наконец, сапфир привносит в небо тайну: «Что скрыто за сапфировыми бликами...».
Однако спустимся на землю. В стихотворении «Я летаю!»: эпитет «изумрудный» буквально оживает! Потому что он приходит как детское открытие «Изумрудна!» Сколько в нём непередаваемого восторга и восхищения!
«Райская картина! Тишина...
Только пенье птиц, да звук кукушки.
Изумрудна! В радужных цветах,
солнцем освещенная опушка.»
Эпитет образует отдельное предложение! Он эмоцирнально загорается и светится детской радостью! Это ново и восхитительно! Наконец, в «изумрудной опушке» есть что-то сказочное, и это сказочное и раскрывается дальше:
«И тропинка... Заведет куда,
извиваясь светлой гибкой змейкой...
может - в сказку, где живет Яга,
ну, а может... просто в никуда.
Восторг, зародившийся в этом эпитете, нарастает дальше и переходит в счастливое ликование:
«Ели темно-синие вокруг,
стройные, высокие, прямые.
Где-то дятел стукает, тук-тук
и от счастья сердце цепенеет.
Счастье! Счастье! Счастье!!! Красота!!!
Я смеюсь, кружась под облаками!
А потом-нырну в траву, замру,
распластаюсь, разведя руками.
В небо посмотрю, зажмурю глаз,
солнечными бликами играя,
словно вижу Чудо в первый раз!
Господи! Всевышний! Я летаю!»
20. Весна в поэзии Людмилы Иоффе
В поэзии Людмилы Иоффе, посвящённым временам года, слышатся отзвуки Вивальди, Баха, Шуберта Шопена... Чайковского! Какое восхитительное сравнение первого дня весны с подснежником!
«Ну, вот и первый день весны
Настал. Он робкий, календарный
Пробудит радостные сны...
Он, как подснежник первозданный,
Что пробивается на свет,
Своей неброской красотою,
Он шлёт нам солнечный привет
И поздравляет нас с Весною...»
(«Поздравление!»)
И эпитет невероятно красивый «Он, как подснежник первозданный»! В этих стихах органично живут лучшие традиции классической русской поэзии (Тютчева, Фета, Есенина) И вместе с тем они неповторимые! Так красиво и трогательно о первом дне Весны ещё никто не писал!
У Весны есть много великолепных портретов! В стихах, в живописи и в музыке. Но мне особенно пришёлся по душе тот который раскрывается в стихотворении «Благодать земная!», потому что он весь пронизан трогательной любовью к Весне! В этом стихотворении Весна воспевается сердцем, которое зорко видит, внимательно слышит и чувствует то, что оно так сильно любит:
О, как прекрасно! Сердце чувствует - Весна!
Она проснулась, оживила душу...
И пробудила всё от затяжного сна
И сердце жаждет с упоеньем слушать,
Как просыпается от спячки всё вокруг!
Как птицы радостно поют, не умолкая
И Солнышко приветливо, мой друг,
При этом в стихотворении сами собой рождаются самые точные слова для этого потрясающего Чуда:
«Какая наступает благодать земная!»
И затем эта «благодать земная» раскрывается во всём своём великолепии:
От неба чистого, его голубизны,
От светлых дней, что удлинились, явно
В душе и сердце расцветают сны,
В природе просыпается всё плавно..
Пройдёт немного, оживут деревья,
Напоенные соками земли,
Раскроются листочки, нежные, как перья
И запоют от счастья соловьи!
Это и стихи и музыка и танец. Потому что, читая стихотворение вслух, улавливаешь его необыкновенную мелодичность и в какой то момент чувствуешь, как лирическая героиня в стихотворении, улыбаясь, плавно кружится от радоти под голубым небом! Словно сама Весна! Это кружение плавное и нежное, как полёт! И от этого кружащегося танца на душе становится радостно и счастливо! Так что у читателей невольно вырываются восторженные слова: «Какая красота!» (Сергей Лунёв). А мне хочется восхищённо воскликнуть:
«Какая же ты Необыкновенная!
Как поцелуй небес,
Весна Священная!»
21. «Заполярье!» Безграничная радость Юности!
В творчестве Людмилы Иофе есть и удивительные стихи в прозе. Я приведу здесь мои самые любимые, в которых сама Юность, кружась, танцует среди вечных снегов:
«Когда-то давно я была с родителями в краю необыкновенной красоты, в Заполярье, Тюменьской области (Ямало Ненецком национальном округе), посёлке Нумги, в нефтеразведочной экспедиции. Край этот забыть невозможно! И сколько там было потрясающих людей, сколько дружбы, счастья и радости!
Я была там только одну зиму, но это было такое счастье! Белое безмолвие...
Горящие бриллианты чистейшего, первозданного снега, под ослепительно ярким солнцем! Мороз- тридцать градусов, но ни ветерка, от этого- совсем не холодно, только бодрость и безмерная радость лёгкости и чистоты!
Работала я там в детсаду,музыкальным работником, еще и в школе( дети соскучились по живой музыке). Боже мой!Как же мы полюбили друг друга : дети и я, тоже, почти,
дети...
Вечером, когда всех детей забирали домой, я оставалась абсолютно одна в детском саду, за окнами уже было темно. Рояль и я..... Потом, я находила пластинки,
старые, особенно, мне нравилась-"Голубые города". Ложилась на пол на ковёр и занималась гимнастикой, под романтичную музыку "Голубых городов"....Свет не включала, он был у меня в душе и необыкновенная романтика дальних дорог и городов!
Нежное счастье....бесконечно милой юности...
Когда становилось совсем темно, я шла домой и меня встречала моя собака Манга, необыкновенной красоты и преданности, породистая лайка, серо-белого окраса, с прекрасными и чистыми глазами. Как гордо она несла мои рукавички в своих белоснежных зубах!
А в выходные дни,я любила вечером ходить на замёрзшую на несколько метров Обь, с собаками, благо, их там было много , щедро угощала их сливочным печеньем, а сама,
танцевала под чудным "чёрным" небом с мириадами ярчайших ,крупных звёзд и пела...
Собаки преданно охраняли моё счастье тишины и слияния с моим любимым небом.....
Посвящается моим родителям, уникальным людям....
Светлая память.....»
Господи, как это красиво!
И «Горящие бриллианты чистейшего, первозданного снега, под ослепительно ярким солнцем!»
И «замёрзшая на несколько метров Обь».....
И эти милые дети, «которые соскучились по живой музыке» в этом «белом безмолвии»....
И «Манга, необыкновенной красоты и преданности, породистая лайка, с прекрасными и чистыми глазами» гордо несущая «рукавички в своих белоснежных зубах!»
И на фоне этой величественной первозданной природы восхитительная гамма самых светлых чувств:
«Мороз- тридцать градусов, но ни ветерка, от этого- совсем не холодно, только бодрость и безмерная радость лёгкости и чистоты!»
«Как же мы полюбили друг друга : дети и я, тоже, почти дитя»
Всё это гармонично складывется в невероятно романтичный и эмоциональный фильм-автопортрет на фоне первозданной Природы! Как внешний, так и внутрений, задушевный:
«Вечером, когда всех детей забирали домой, я оставалась абсолютно одна в детском саду, за окнами уже было темно. Рояль и я..... Потом, я находила пластинки,
старые, особенно, мне нравилась-"Голубые города". Ложилась на пол на ковёр и занималась гимнастикой, под романтичную музыку "Голубых городов"....Свет не включала, он был у меня в душе и необыкновенная романтика дальних дорог и городов!»
Это внутренний свет в душе, солнце в груди, окончательно покоряет!
Наконец, увенчивает этот восхитительный образ Юности танец и пение на промёзшей почти до дна Оби «под чудным "чёрным" небом с мириадами ярчайших ,крупных звёзд»!
В этом стихотворении в прозе великолепный пейзаж, живой сюжет и восхитительный автопортрет слились в одно неразрывное целое, полное первозданной радости и любви! Здесь какой то восторженный образ Юности, прикоснувшейся к Вечности, так ярко представленной в природе Заполярья!
А как осеняет эту картину светлый образ родителей!
Я как будто увидел невероятно яркий сон о Юности! И он так властно покорил меня, что я продолжаю смотреть его дальше и не хочу просыпаться!
Я могу бесконечно писать об этом шедевре!!!
22. «Девочка, девушка, женщина»
Стихотворение «Девочка, девушка, женщина» настоящий поэтический перл, посвящённый Женщине! Нигде я не встречал такого изящного поэтического описания женщины в трёх главных периодах её жизни: детстве, юности и зрелости!
Это утончённое миниатюрное стихотворение я бы сравнил с лучшими ювелирными изделиями Бенвенуто Челлини:
«Милая девочка - куколки, бантики...Возраст лелейный - хрупкий цветок!
Девушка - юная, стройная, нежная, тонкая, гибкая, пламя, восторг!
Женщина - мудрая, милая, добрая, страстная, сильная - "роза ветров"!
Чувства глубокие, нежность бескрайняя, море любви..... без берегов !»
И девочка, и девушка и женщина блистательно выточены в слове!
Выразительные средства эпитеты и сравнения в высшей степени гармоничны! Они дышат вдохновением!
Ещё это стихотворение походит на распускающийся цветок: вначале является маленький бутончик: «Возраст лелейный - хрупкий цветок» , затем этот бутончик начинает пламенно распускаться: «Девушка - юная, стройная, нежная, тонкая, гибкая, пламя, восторг!» и, наконец, этот цветок предстаёт во всей своей потрясающей красоте, блистая на весь мир своими восхитительными лепестками как море своми волнами:
«Женщина - мудрая, милая, добрая, страстная, сильная - "роза ветров"!
Чувства глубокие, нежность бескрайняя, море любви..... без берегов !»
Всё стихотворение звучит как Музыка!
Это самый прекрасный гимн женщине известный мне!
23. "Кто любит стихи, тот любит поэтов".
В стихотворении «Поэзия сердца!» есть удивительные слова:
"Кто любит стихи, тот любит поэтов" -
Недавно, услышала истину эту,
Мне так по душе эта фраза пришлась!
Поэзия сердца - загадка и власть.
«Поэзия сердца» Людмилы Иоффе именно такая Загадка. Она имеет удивительную власть над всяким живым сердцем, способным любить и воспринимать Прекрасное!
В эту поэзию и её автора просто невозможно не влюбиться!
Любят поэтов! А, как не любить!?
С ними светлее и радостней жить!
И погрустить, и поплакать - всё можно,
И, помечтать... Но, забыть - невозможно,
Тех,что затронули душу стихами,
Тех, кто любимы, возлюблены нами,
Сердцем горячим своим обожгли,
Вечным огнём, что пылает в крови!
(«Поэзия сердца!»)
24. «Сердце поэта»
Сердце поэта... Какое оно? «Горячее» и «обжигающее», «кричащее болью и радостью». Чем оно живёт? Вечным огнём вдохновения, пылающим в крови:
Сердце поэта стучит по-другому,
Ночью проснётся ударами грома,
Сердцем горячим строки пришли,
И, за перо, словно волны нашли
И, поглотили... Теперь, не до сна,
В сердце сиренью бушует Весна!
И, лишь под утро, отхлынули волны,
Сердце поэта, строками наполнив...
Жить, чтоб любить, созерцать и творить!
Любят поэтов! А, как не любить?!
Болью и радостью сердце кричит,
Неравнодушное, гулко стучит...
(«Поэзия сердца!»)
Читая эти вдохновенные строки сам на мгновение становишься поэтом! И тебе самому уже становится «не до сна» потому что, «В сердце сиренью бушует Весна!» Весна не календарная, а внутреняя, душевная, творческая, бесконечно влюблённая в жизнь!
Сердце поэта горит как костёр, как огненный Цветок не на словах, а на деле! Поэтому и стихи его несут этот огонь! Стихотворение "Живой огонь" об этом:
Я люблю смотреть на огонь,
Как в камине он разгорается,
Как ярчайший красный цветок,
Незаметно вдруг распускается,
Лепестками яркими вверх,
А потом, весь букет пылает,
Ярко-красным горячим огнём,
Сверху, золотом обрамляет...
Что-то есть живое в огне!
Словно сердце горячее греет,
И тепло и прекрасный свет,
Без огня, человек тускнеет...
Сердце пламенным быть должно!
Согревать и гореть любовью!
А иначе, оно, для чего?!
Наше сердце с горячей кровью?!
Люди не понимают, что сердце может так гореть! Поэзия Людмилы Иоффе пылает как сердце Данко! Только при этом это сердце женственное и нежное! И всем своим читателям это горячее сердце желает гореть так же ярко!
Никогда не станьте равнодушны,
Творчество ведь это Божий дар!
Пусть у вас всегда пылает сердце!
Сердце Данко! Творческий пожар!
(12 августа - мой День рождения)
Поэзия Людмилы Иоффе это моё самое удивительное открытие в мире современной литературы, которым я поделился здесь со всеми, кто любит искренние пламенные стихи!
25. Поэзия Людмилы Иоффе в сравнии с другими искусствами
Если сравнивать поэзию Людмилы Иоффе с другими искусствами, то на мой взгляд она ближе всего музыке Шуберта, Шопена и Вивальди, картинам импрессионистов и Ван Гога, и скульптурам Родена!
* * *
О стихах Людмилы Иоффе хочется сказать по-пушкински ярко и восторженно:
Творения "души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,"
Любви, Добра и Красоты!
От этой романтической поэзии исходит целительная энергия радости и счастья. Этим она отличается от поэзии Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. Такого светлого и жизнерадостного поэта не хватало русской литературе и он явился! Поэтому не случайно, обращаясь к родственной душе в своём стихотворении " Не зря!", она пишет о себе:
Не зря пришла я в этот мир, где ты,
Не зря на этом свете появилась...
Не привожу его здесь полностью для того, чтобы вы сами смогли отыскать его на Прозе.ру... И не только его но и другие восхитительные произведения этого поэта.
Мне кажется, что стихотворения Людмилы Иоффе возникают из очень светлых чувств, которые чудесным образом остаются внутри стихотворений и властно воздействуют на читателя, радуя его и делая счастливым. Тайну этого феномена невозможно объяснить, ею можно только наслаждаться, как улыбкой Джоконды.
На этом я не заканчиваю свою статью. Потому что то, о чём я упомянул здесь, только капля в Океане поэзии имя которому Людмила Иоффе*.
(Проодолжение следует.)
------------------
*Стихи Людмилы Иоффе находятся на «прозе.ру».
Свидетельство о публикации №224021100946
Геннадий Леликов 01.03.2025 17:41 Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за Ваш отзыв.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 02.03.2025 10:31 Заявить о нарушении