Псалом 8. Песнь Давида

Поэтическое переложение 8 Псалма Давида


Как чудно Имя Божье, Адонаи,
Небес превыше Слава вознеслась!
Хвалу из уст младенцев принимаешь,
Лукавого ниспровергаешь власть.

Мир, сотворенный Божьими перстами,
Краса неизъяснимая земли,
Луна и солнце, звездный хор над нами,
Все  - дивный дар Отеческой Любви.

Что человек - песчинка Мирозданья?
Чуть умалил пред Ангелом Своим,
Но оживил Божественным дыханьем,
Бессмертною душою наделил.

Правителем поставлен Волей Божьей
Морей бескрайних, чистых рек, равнин.
Скоты и птицы у его подножья
И рыбы - обитатели глубин.

Как чудно Имя Божье, Адонаи
В сияньи вечной Славы на земле!
И гимны воспоют сыны Адама,
И Ангелы в небесной вышине


Адонай   Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Адонай («Господь мой») — слово, встречающееся в масоретском тексте Библии 315 раз. Будучи первоначально обозначением Бога, слово А. явилось заместителем имени Ягве, когда последнее было признано слишком священным для обычного употребления.
Тогда-то установилось правило снабжать слово «Ягве» пунктуацией слова А. и читать его «Адонай». Итак, подставное имя «Адонай» вошло в употребление не из «суеверного страха», или от неправильного понимания третьей заповеди Декалога, или же сказанного в кн. Лев., 24, 11, — но вследствие того убеждения, что святое Имя Господне может быт ь произносимо лишь священными устами и пред священными ушами. Такой простой прием, как замена имени, при помощи которого священное Имя Божие было бы ограждено от профанации, составляет одно из могущественнейших средств к утверждению за библейским Богом того универсального характера, который Ему присущ как Владыке людей и народов. Ягве как Бог Израиля может быть рассматриваем как божество племенное; Адонай же является Богом не одного только народа: Он — Бог всего мира, абсолютно Единый.




Библия » Синодальный перевод Псалом 8

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил,
5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!




Библия » Новый русский перевод Псалом 8
1 Дирижеру хора. Под гиттит[12]. Псалом Давида.
2 Господи, наш Владыка, как величественно имя Твое на всей земле!
Слава Твоя превыше небес.
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты вызовешь Себе хвалу[13] из-за Твоих врагов, чтобы сделать безмолвными противника и мстителя.
4 Когда я смотрю на Твои небеса, работу Твоих рук, на луну и на звезды, которые Ты поставил,
5 то думаю: «Кто такой человек, что Ты переживаешь о нём? Кто такой сын человеческий, что Ты заботишься о нём?»
6 Ты немногим умалил его перед Богом[14]; Ты увенчал его славой и честью.
7 Ты поставил его владыкой над делами Своих рук, Ты всё подчинил под ноги его:
8 всех овец и волов, а также диких зверей,
9 птиц в небесах и рыбу в морях, всё, что наполняет стремнины моря.
10 Господи, наш Владыка, как величественно имя Твое на всей земле!




 Тегилим /Перевод Б. Хаскелевича/
8
(1) Руководителю [музыкантов], на гитит[23]. Песнь Давида. (2) Бог, Господь наш! Как могущественно имя Твое по всей земле! Ты, Который славу Свою простер над небесами! (3) Из уст младенцев и грудных детей Ты утвердил крепость перед врагами Твоими, чтобы остановить врага и мстителя. (4) Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих – на луну и звезды, которые Ты установил, -(5) что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? (6) Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его, (7) сделал его владыкой над творениями рук Твоих, все положил Ты под ноги его: (8) овец и волов всех, также и животных полевых, (9) птиц небесных и рыб морских, – проходит он стезями морскими. (10) Бог, Господь наш! Как могущественно имя Твое по всей земле!




Толкования

Библия » Новой Женевской Библии Псалом 8

Пс 8 Данный псалом посвящен сотворению Богом вселенной и человека. Божественный миропорядок вообще является одной из центральных тем раздумий израильских мудрецов, и, таким образом, Пс 8 справедливо было бы отнести к разряду псалмов мудрости. В его словах звучит глубокое почтение к Богу и ко всему сотворенному Им. Основное внимание уделено тому, как Бог возвысил человека, даровав ему власть над Своим творением.
8:2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое. «Господь» — заветное имя Бога, возвещенное Им Моисею из горящего куста (Исх, гл. 3). Древнееврейское слово, переданное здесь как «Боже наш», может также быть переведено как «правитель» или «господин». Богом «нашим» евреи называли Господа потому, что Он избрал их Своим народом и заключил с ними завет.
Слава Твоя простирается превыше небес! Выражение, соответствующее переводу «слава ... простирается», по-древнееврейски может означать также «облаченный в славу». Данные слова допустимо переводить и как «облаченный в славу небесную».
8:3 младенцев ... врагов. Этот стих построен на противопоставлении слабых сильным. Воспевая хвалу Господу, слабые заставляют умолкнуть тех, кто несравненно сильнее их (см. Мф 21:16).
8:4 дело Твоих перстов. Этот стих представляет собой своего рода размышление над Быт, гл. 1. Главная его тема — всемогущество Господа, сотворившего безграничную вселенную.
8:5 что есть человек... что Ты посещаешь его? Ср. Пс 143:3; Иов 7:17; Иов 25:6. Восхищенное удивление псалмопевца вызвано тем, что Бог не оставляет Своим вниманием человека — тварь крайне незначительную на фоне беспредельности вселенной и величия ее Творца.
8:6 пред Ангелами. Соответствующее древнееврейское слово («елохим») обычно означает Бога, но иногда может переводиться и как «ангел», поскольку ему присуще значение божественности. Именно как «ангел» оно переведено в Септуагинте, здесь и в Евр 2:7. Такой перевод представляется наиболее правильным и в данном случае, ибо иначе рассматриваемый стих звучал бы несколько странно: «Не много Ты умалил его пред Собою». Смысл стиха заключается в том, что человек создан так, чтобы пребывать ближе к небу, чем к земле.
8:7 поставил его владыкою над делами рук Твоих. Таково богоданное достоинство человека, в которое его возвело благословение, дарованное Господом новосотворенным мужчине и женщине (Быт 1:28). Первым людям Он обещал господство над всеми тварями, в какой бы стихии те ни обитали: на суше («над всяким животным, пресмыкающимся по земле»), в воздухе («над птицами небесными») или в воде («над рыбами морскими»).




Библия » Толковая Библия Лопухина Псалом 8
Надписание в славянской Библии указывает или на способ музыкального исполнения псалма на инструменте с отверстиями, похожими на отверстия в точиле, или на время употребления псалма при выжимке винограда, каковая работа сопровождалась обыкновенно песнями (Суд 9:27; Иер 48:33) С евр. языка — «на гефском орудии» (гиттит), т. е. на инструменте, заимствованном евреями из филистимского города Гефа, который мог походить на точило. Все надписание можно понимать, как указание на то, что означенный псалом исполняется на гефском инструменте при уборке винограда, как народная песнь. Указанным обстоятельствам употребления псалма отвечает и все его содержание, представляющее хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку в разумно и прекрасно устроенной Вселенной.
Так как главным предметом содержания псалма является изображение величия Божия в природе, предполагающее в писателе псалма — Давиде продолжительное наблюдение и созерцание ее, а этому последнему Давид мог отдаваться только до своего выступления на общественное служение, когда сначала преследования от Саула, а потом — войны и дела управления государством отвлекали его внимание в другую сторону, то написание означенного псалма нужно относить ко времени жизни Давида в доме своего отца, после первого помазания его Самуилом. Тогда он еще пас стада, был среди природы и мог отдаваться созерцанию ее.
Пс 8:2. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
«Земля» и «небеса» можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их. О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами — мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога. Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма.
Пс 8:3. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Это Божественное величие в такой степени сильно разлито в мире и проявляется настолько ясно, что оно чувствуется и грудными младенцами, которые «воздавали хвалу Богу». Этой способностью чувствовать и видеть Бога в явлениях мира, они ненамеренно и бессознательно, а потому и особенно сильно, обличают и отвергают суждения тех, кто намеренно не замечает этого величия, являясь, таким образом, врагом Бога, своими односторонними и ошибочными суждениями об устройстве Вселенной как бы мстящим Ему за свою духовную слепоту. Под младенцами здесь разумеются грудные дети. В кн. Прем 10 говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста «немых и язык... младенцев сделались ясными». Это указывает не только на то, что евреи, прежде безмолвные и придавленные рабы в Египте, теперь смело говорят и воспевают Бога, но и на то, что дети грудные принимали участие в общей радости, непосредственно и инстинктивно чувствуя необыкновенность и чудесность этого события. Под младенцами можно понимать не только грудных детей, но и взрослых, с неиспорченным и чистым чувством нравственным, приближающим их к детям. Указанный книгою Премудрости факт сближает данное место с Мф 21:15;16, где говорится о еврейских детях, воспевавших в лице Христа, сына Давидова, т. е. обетованного Потомка, Сына Божия, которого фарисеи не хотели признать за такового. Таким образом, тот факт, что «Премудрость отверзла уста... младенцев» по переходе евреев через Чермное море, указывает отцам этих детей, что Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея.
Пс 8:4. Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
Пс 8:5. то что; есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Писатель псалма, поражаясь величием Бога, когда рассматривает Его творения, благоговеет пред Ним. Это благоговение еще более усиливается сознанием, что человек поставлен Богом главою мира, в чем видно необыкновенное благоволение Бога.
Пс 8:6. Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
Пс 8:7. поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
Пс 8:8. овец и волов всех, и также полевых зверей,
Пс 8:9. птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
Пс 8:10. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
Возвышение Богом человека проявляется как в особенностях его духовной природы, так и в его царственном положении в мире. В первом случае Бог человека «не много... умалил... пред Ангелами», т. е. человек по своей духовной природе стоит немного ниже ангелов и, как и они, способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его «слава и честь...» пред всем остальным миром. Выражение «не много» в святоотеческой литературе понимается еще в смысле указания на время состояния падшего человека в грехе до восстановления его страданиями Мессии, когда человек, непосредственно в себя воспринимая Христа в таинстве Евхаристии, становится через это даже выше ангелов, так как последние не вкушают Евхаристии. Согласно последнему пониманию выражение «не много» равносильно «на некоторое время», т. е. от падения Адама до страданий и воскресения Спасителя человек стоял ниже ангелов, а со времени Христа он близко стал к последним.
Царственное положение человека в мире обнаруживается в его господстве над всеми остальными видами всего растительного и животного царств: ему подчиняются как домашние и дикие животные, так и хищные птицы, и рыбы в морях. Своим разумом, открытиями и изобретениями человек не только обезопасил себя от всех хищных животных, но и подчинил их себе, сделавшись сам предметом страха для них. Примеры такого господства человека у всех на глазах. 3 стих, заключающей в себе пророчество о временах Мессии, содержащееся в самом историческом факте, показывает, что означенный псалом — прообразовательно мессианский.


Рецензии