О мифодизайне
Ретроспективно психологизм мифологии можно увидеть в переходе к пост романтическим ориентациям. После романтизма, фокус смещается от пантеистического, центробежного, чувственного созерцания природы к символизму внутреннего.
В творчестве поэтов появляются сожаления об утрате романтического мировосприятия, железный век вступает в свои права. Грядут суггестия и время идеологий.
А. Рембо. «Солнце и плоть»:
***
«Но как мне жаль, Венера,
Что минула твоя ликующая эра,
Когда, предчувствуя любовную игру,
От вожделения кусал сатир кору
И нимфу целовал потом среди кувшинок;
Мне жаль, что прерван был их нежный поединок
И розовая кровь зеленокудрых рощ
Утратила для нас божественную мощь,
Вселенную свою вливая в жилы Пану,
Так что козлиными копытами поляну
Топтал он, звучную свирель поцеловав,
И почва, трепеща в зеленых космах трав,
Вздымалась, чуткая, и смертного качала,
Как море, где берет любовь свое начало,
И как на песнь в ответ немые дерева
Качают певчих птиц, пока любовь жива.
Мне жаль, что миновал Кибелин век бесследно,
Когда владычица на колеснице медной
Из града одного в другой держала путь
И, по преданиям, ее двойная грудь
Жизнь вечную лила, питая человека,
Который ликовал, вкусив святого млека,
И, как дитя, играл, обласканный с пелен,
Душой и телом чист, а стало быть, силен.
Я знаю суть вещей», — теперь твердит несчастный,
А сам он слеп и глух, бессильный и бесстрастный;
Нет более богов, стал богом человек,
Но без любви сей бог — калека из калек
Когда бы приникал к сосцам твоим, Кибела,
Как прежде, человек, чтоб кровь его кипела,
Когда бы до сих пор ему была мила
Астарта нежная, которая всплыла,
Свой розовый пупок явив средь пены белой,
Благоухая там, где море голубело,
И, черноокая, торжествовала впредь,
По-соловьиному сердца заставив петь.»
(перевод В. Макушевича)
У.Б. Йейтс. «Песня счастливого пастуха»:
***
«В лесах Аркадских — тишина,
Не водят нимфы круг веселый;
Мир выбросил игрушки сна,
Чтоб забавляться Правдой голой, —
Но и она теперь скучна.
Увы, пресыщенные дети!
Все быстротечно в этом свете:
Ужасным вихрем сметены,
Летят под дудку сатаны
Державы, скиптры, листья, лики…
Уносятся мелькнув едва;
Надежны лишь одни слова.
Где ныне древние владыки,
Бранелюбивые мужи,
Где грозные цари — скажи?
Их слава стала только словом,
О ней твердят учителя
Своим питомцам бестолковым…».
(перевод Григория Кружкова)
Океанские бездны разверзаются во внутреннем мире человека, начинается великая «Одиссея» духа на восток. Мифом становится та лоскутная МЕТАматерия, из которой сшивается власяница души.
Ш.Бодлер. «Плаванье»:
***
«На облако взгляни: вот облик их желаний!
Как отроку — любовь, как рекруту — картечь,
Так край желанен им, которому названья
Доселе не нашла ещё людская речь.»
(перевод М. Цветаевой)
Такой онтологической инверсией не могли не воспользоваться сначала недобросовестные игроки рынка, а после - безответственные мифодизайнеры начала 20-го века (учреждающие элитарность и, как принято говорить сегодня, тренд и моду на оккультные практики). Исступленная жестокость и сомнамбулизм наций в периоды Первой и Второй мировой войны являются прямым следствием этой безответственности.
ВЫВОДЫ: Миф, которым ранее была окружающая человека действительность, ПРИРОДА, оплодотворяется символом зарождая предчувствие шестого чувства, включаются эволюционные механизмы. Миф обретает психологическое измерение (реальную реальность - МЕТА). Психофизическая структура, тварная часть, выстраивается под содержание мифа.
Заглянуть за покровы Майи и родиться второй раз или, если зло все-таки победит, возродиться как Феникс.
Таким образом, мифом становится сам человек, человек преодолевается и одухотворяется мифом о человеке. Разворачиваются внутренняя природа и культура человека. Лотос и роза распускаются одномоментно.
Свидетельство о публикации №224021200119