21. А как в глаза детям смотреть?..

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК

К Новогоднему утреннику группа «Дюймовочка» готовила простенькое представление, в котором девочки были снежинками, а мальчики зайчиками.

О костюмах родителям беспокоиться не нужно – в саду целая костюмерная, полная отличных костюмов на все случаи. Много лет её содержит в образцовом порядке музыкальный руководитель.

Как планировалось выступление группы по сценарию.

На заднем плане сцены хвойный лес. На пеньке сидит Дед Мороз с мешком подарков. Слева от сцены на скамейке сидят девочки-снежинки, справа - мальчики-зайчики.

Звучит музыка, зайчики поднимаются на сцену, немножко прыгают и скачут, потом собираются в кружок. Игорь, Алик, Тимур, Стасик, Семён читают поочерёдно коротенькие – по четыре-шесть строчек – стишки о том, что вот зайчики надели зимние белые шубки, а снега всё нет… Когда же пойдёт снег? Надо его позвать! И зайчики танцуют свой заячий танец и просят, чтобы в их лес пришёл снег. Потом зайчики спускаются со сцены и садятся на свою скамейку.

А на сцену под музыку выпархивают снежинки и танцуют свой танец. Потом Влада, Ия, Нина, Женя, Степанида читают коротенькие, как у мальчиков, стихи о том, что пришла зима, выпал снег, такой же белый и пушистый, как шубки у зайчиков, и теперь зайчики могут смело прыгать по лесу, и никакой волк их не заметит!

На сцену поднимаются зайчики, и вместе со снежинками они танцуют общий танец. Потом в центр выходит Дед Мороз, благодарит детей за стихи, за танец, хвалит их, поздравляет с праздником. Потом дети водят вокруг Деда Мороза хоровод, он раздаёт им подарки, после чего снежинки и зайчики покидают сцену, усаживаются на свои скамеечки и смотрят выступление параллельной группы.

Та часть праздника, когда дети водят хоровод вокруг большой наряженной ёлки и кричат «ёлочка, гори!», проводится в самом начале утренника обеими группами вместе. В другой группе мальчики наряжены в костюмы снеговиков, девочки в костюмы белочек.

После выступления второй группы – общий хоровод вокруг ёлки с родителями, Дедом Морозом, всеми взрослыми, разбрасывание серпантина, песенка «В лесу родилась ёлочка», весёлая суматоха, фотографирование всех со всеми в разных ракурсах.

Предвосхищая уличение автора в недостоверности рассказа:

- Какие совместные утренники? Какие родители на празднике? Какой Дед Мороз? Всё запретили! Утренники проводят в своих группах без родителей!.. -

уточняю, что описываемые события происходили несколько лет назад. Кстати, Дед Мороз в саду не заказанный со стороны, а «выращенный в своём коллективе» – муж музыкального руководителя, большой добродушный мужчина с тёплым раскатистым голосом, бессменный участник всех новогодних утренников.

Как происходило выступление группы в реальности.

За несколько дней мама Стасика сообщила, что её сын мечтал о костюме пирата, и вчера они его купили, так что Стасик на празднике будет пиратом. Ей объясняли, что постановка групповая, у всех мальчиков роль зайчиков, и пират в их компании будет смотреться по меньшей мере странно. И ещё более странно будет слышать от пирата сетования по поводу отсутствия в лесу снега, белого и пушистого, «как моя шубка». Вы ведь сами так хотели, чтобы Стасик выступал на празднике! И он хорошо выучил свою роль и предвкушает скорое выступление. Пусть он выступит в роли зайчика, а после утренника можно переодеть его в пирата, и пусть он ходит в нем в группе до самого вечера. Нет, Стасик хочет перед Дедом Морозом быть пиратом! Хорошо, тогда вы можете выучить сами стихотворение про пирата, и где-нибудь в конце представления мы выкроим для него время. Маме это предложение не очень понравилось, она не сказала ничего определённого, и вопрос о костюме Стасика и его выступлении остался в подвешенном состоянии.

Мама Влады смущённо сказала, что её дочка очень хотела быть в этот день Снегурочкой. Но она, мама, понимает, что у группы есть общий утверждённый сценарий, в котором Владочка тоже участвует, поэтому не будут ли воспитатели против, если Влада прямо с утра придёт в костюме Снегурочки, на выступление переоденется, как положено, в снежинку, а потом остаток дня побудет снова Снегурочкой? Они с папой уже почти уговорили дочку на этот вариант. Воспитатели, естественно, не были против.

Бабушка Игната сказала, что ей всё равно, какую роль будет исполнять Игнат, главное, чтобы он не падал на коленки. И пусть ему тоже дадут стишок. Им дали, как и всем, заламинированную карточку с коротким стихотворением и велели учить дома. Бабушка безмерно удивилась и возмутилась: она должна дома ещё и стихи с ним учить? А воспитатели что будут делать? Ей объяснили, что подготовка к празднику будет долгой, все стихи со всеми детьми будут постоянно повторять и репетировать. Бабушку это не убедило, и через несколько дней она вернула изжёванную карточку, сказав, что Гнашка отказывается учить стихи. Пришлось учить с ним в группе. Похоже, это было первое стихотворение, которое с ним учили. Ничего, выучили.

Мамы Влады, Жени и Нины сказали, что их дочки выучили новогодние стихи для Деда Мороза и хотели бы их прочитать на празднике. Здорово, конечно, но надо договариваться с музыкальным руководителем, время утренника расписано по минутам.

Родители долго обсуждали подарки. Никак не могли прийти к общему решению. Одни хотели сладкие подарки, другие были категорически против. Одни за то, чтобы подарки всем одинаковые, другие – чтобы разные. Одни предлагали купить всем сразу, другие каждый своему ребёнку, подписать и сдать Деду Морозу. Одни хотели подарки подороже, другие подешевле.

Родители Тимура, Игната, Степаниды, Прохора сразу сказали, что они в этом не участвуют, им никакие подарки не нужны.

Воспитатели в этом вопросе не участвовали.

В результате родители сошлись на устроившем всех оставшихся варианте – мальчикам синяя машинка-трансформер, герой какого-то популярного мультика, девочкам розовая героиня того же мультика и всем одинаковые интерактивные книжки.

Родительский комитет в лице мам Игоря, Нины и Влады беспокоился о детях, чьи родители не сдали деньги на подарок. Хорошо, если они принесут и подсунут в мешок свой подарок, а если нет? Ничего конкретного они не сказали.

Как будут чувствовать себя их дети, когда увидят, что другим раздают подарки, а им нет?

Кто и как должен им объяснять, почему они остались без подарка?

Что делать Деду Морозу, когда ребёнок подойдёт к нему вместе со всеми за подарком?

Хорошие мамы и добрые женщины заранее испытывали стыд и чувство вины перед этими детьми. Поделились с другими родителями. Некоторые их поддержали.

Конечно, трудно понять родителей, которые решили оставить своих детей в такой праздник без подарка. И даже не попытались как-то поучаствовать в обсуждении, найти какой-то приемлемый и для них вариант. Но, может быть, у них, действительно, какие-то непредвиденные трудности? Хотя они вообще никогда ни на что денег не сдают.

Но дети-то не виноваты! А как им в глаза смотреть?

И родители решили разделить стоимость ещё четырёх подарков на тех, кто согласен скинуться. Среди согласившихся была и Вероника Эдуардовна. Игрушки и книжки покупал папа Влады по оптовой цене, и всё равно цена подарка получилась больше полутора тысяч. Четыре подарка – больше шести. Накладно.

А как в глаза детям смотреть?..

Ладно. Собрали недостающую сумму, обеспечили всем детям одинаковые подарки. Втайне надеялись и урок нерадивым родителям преподать, может, им стыдно станет, в другой раз сами деньги для своих детей сдадут.

Утром в день праздника, как всегда, первыми привели Игната и Прохора – в затрапезной будничной одежде. А что? День как день. А на утренник их воспитатели переоденут в праздничные костюмы.

Привели Степаниду – в летнем ситцевом беленьком платьице.

Егор пришёл в коричневом бархатном костюме медведя, который ему очень шёл.

Нина и Зина явились в красивых нарядных платьях и с замысловатыми причёсками.

Ия была одета Красной шапочкой – светлое платье с рукавчиком-фонариком, белые гольфы с бомбошками, туфельки, красные фартучек и шапочка, из-под которой задорно выбиваются мелкие белые кудряшки. И даже корзинка висела на руке. И не пустая, а доверху наполненная сделанными в технике оригами игрушками из цветной бумаги. Ия раздала их всем ребятам, и досталось даже воспитателям.

Влада вплыла в группу в роскошном костюме Снегурочки. У неё был с собой голубой, весь расшитый серебром мешочек, из которого она доставала маленькие милые игрушечки и с большим чувством дарила всем детям.

Стасик ворвался в группу в пиратском костюме, с чёрной повязкой на глазу и саблей наголо. Вместо одной руки у него была чёрная крага и большой устрашающий крюк, который привёл в неописуемый восторг мальчишек. Они оккупировали игрушечный дом, набились в него, превратив в пиратский корабль, и поплыли в далёкие моря искать сокровища.

Игорь пришёл в тёмно-сером костюме-тройке, с бабочкой и чёрных туфлях. И был очень красив и импозантен.

Алика привели в синих бархатных брюках и белой рубашке с кружевным воротником, он был похож на юного изысканного инфанта.

Семён и Тимур были в джинсах и красивых рубашках, чистенькие, наглаженные.

Ещё несколько детей, с которыми мы не успели познакомиться, пришли нарядные, праздничные.

Как всегда, в последнюю минуту ворвался папа Жени. Дочка его была одета в очень красивый костюм – юбка и джемпер, белые колготки, туфельки, длинные белые волосы подвиты и собраны в «мальвинку». Но вид у девочки опять невыспавшийся, в уголках глаз засохшие корочки. Папа завёл дочь в группу, торопливо поцеловал на прощание и сунул стоявшей в дверях Веронике Эдуардовне бутылку шампанского.

- Вот! Откроете после утренника!

- Да вы что??. – обомлела воспитательница, - заберите немедленно! Здесь детское учреждение, а вы алкоголь!

- Да оно же детское, - удивлённый её реакцией, объяснил папа, - без градусов. После праздника детям по стаканчикам разольёте, праздник же!

- Заберите! – испуганно озираясь, отбивалась Вероника Эдуардовна и совала злосчастную бутылку ему в руки, - что вы делаете! Унесите это! Спрячьте! Пока никто не видел! Вы что??.

Папа забрал бутылку и ушёл в полном недоумении.

После завтрака воспитатели успели поиграть с детьми, выстраивая сюжет в соответствии с их костюмами и нарядами. Было очень весело, каждый получил свою долю внимания.

Стали готовиться к утреннику.

Несколько мам и две бабушки остались, чтобы помочь переодеть детей в праздничные костюмы.

Егор неожиданно упёрся и наотрез оказался снимать свой костюм медведя и надевать костюм зайца. Он уже покраснел, тяжело дышал, его начинало трясти. Зная, что за этим последует, оставили его медведем. Он сразу успокоился. Анна Яковлевна придумала ввести в спектакль нового героя – медведя, который бродит по бесснежному лесу, а после танца снежинок наконец-то укладывается спать под ёлку, за неимением берлоги. Послали Нину Ивановну в актовый зал рассказать об изменениях в сюжете музыкальному руководителю. Объяснили Егору его роль. Он обрадовался, старательно всё запоминал и кивал, что не подведёт.

Наконец, построились. Вероника Эдуардовна держала за руку Прохора, Анна Яковлевна Игната, Нина Ивановна Стасика. В конце колонны шли мамы, которые уже успели занять себе места в актовом зале. Вдруг заметили, что у Прохора во рту что-то белое. Оказалось, круглый пушистый заячий хвост. Стали искать, от какого зайца он его оторвал. Нашли. Быстро прицепили на место. Двинулись.

И вот началось выступление.

Мальчики-зайчики очень хорошо вышли, поскакали, попрыгали, без запинки прочитали свои стишки.

Даже Стаська, хоть и прыгал, вертясь во все стороны, однако от группы своих ушастых сородичей не отбился и последовательность выступлений не нарушил.

В это время за спинами выступающих зайчиков бродил медведь-шатун, блестяще сыгранный толстеньким увальнем Егором, и беспорядочно скакали и бегали менее дисциплинированные зайцы.

Одного из них, Игната, ловко изловил Игорь и вытолкал вперёд. Игнат протараторил свой стишок неразборчивой скороговоркой, но громко и радостно. После чего в порыве чувств плюхнулся на колени и закрутился на полу, отталкиваясь по кругу руками. Его бабушка, не вставая с места, кричала что-то про коленочки. Вероника Эдуардовна быстро подхватила исполняющего брейк-данс Игната и помогла всем зайчикам спуститься со сцены.

Затем пришла очередь снежинок. Девочки очень хорошо танцевали, кружились, без запинок и с выражением прочитали свои стишки.

Только Зина отделилась от всех и пошла бродить в глубине сцены по одной ей ведомой траектории. Потом на сцену снова поднялись зайчики, Зину взяли с двух сторон за руки и вовлекли в общий танец и хоровод.

Потом объявили выступления девочек.

Влада рассказывает стихотворение Афанасия Фета: «Мама, глянь-ка из окошка…».

Нина – Маршака: «Дети спать пораньше лягут».

Женя – Пушкина: «Вот север, тучи нагоняя…».

Девочки читают стихи громко, чётко, с выражением. Им все аплодируют. Дед Мороз хвалит каждую в отдельности. Девочки гордые, счастливые, раскрасневшиеся! Такие же гордые, счастливые, раскрасневшиеся сидят в зале их родители.

И вот наступает черёд подарков! Дети облепили Деда Мороза, с любопытством смотрят на его мешок. Дед Мороз запускает руку в мешок и вручает всем по очереди подарки. В это время бабушка Игната громко кричит:

- Гнашка!.. Гнашка!.. Иди сюда! Не стой там! Сюда иди! Иди, я тебе чего-то дам! Гнашка!..

Но он не обращает никакого внимания на её призывы. Как это он уйдёт от Деда Мороза?

Тогда бабушка встаёт и пробирается к сцене. Игнат как раз получил из рук Деда Мороза вожделенный подарок, и тут подоспевшая бабушка вручает ему картонную коробочку со сладким подарком. Игнат стоит на краю сцены, держа в руках этакое богатство, его огромные чёрные глаза горят от счастья, ноги разъезжаются, и он плюхается на колени, пятки в стороны. Бабушка рывком стаскивает его со сцены и ведёт к своему месту, хотя праздник ещё не кончился, и все зайчики возвращаются на свою скамейку.

После выступления второй группы - общий хоровод. Тут все перемешались – родители, сотрудники сада, дети обеих групп…

От большого хоровода отделяются маленькие хороводики, танцующие, прыгающие, кружащиеся группки, кучки, парочки...

Кружатся, взявшись за руки, Игорь, Нина, их родители, невесть как затесавшийся к ним Стаська. Он скачет в центре их круга, потом видит маму, подныривает под сомкнутые руки и бежит к ней. Взлетает, лёгкий, как комарик, к ней на руки, обнимает за шею и счастливо смотрит на всех с высоты. Мама пританцовывает с ним возле ёлки.

Рядом склонился к своей дочке высокий Женин папа. Держась за руки, они танцуют что-то вроде полечки.

Папа Алика весело отплясывает у ёлки с сыном. Неуклюжий Алик размахивает руками, трясёт попой, притопывает, ему очень весело! Его нарядная высокомерная мама стоит в сторонке и смотрит снисходительно.

Все дети со своими родителями, бабушками, братьями, сёстрами. За руки, на ручках, у папы на плечах.

Прохор с Анной Яковлевной.

Ему, видимо, плохо среди шумной толпы, от громкой музыки, цветного мерцания и общего возбуждения. Он подвывает и норовит упасть на пол и заползти под стулья. За одну руку его держит воспитательница, а другой рукой он боязливо прикрывает голову, хотя никто здесь ни на кого не замахивается. Его мамы и бабушки, как всегда, нет.

Вернувшись в группу, решают не тратить время на переодевание и походить до обеда зайчиками и снежинками.

Некоторых детей сразу забирают домой. Несколько мам остаются в группе, побыть немножко с детьми и помочь воспитателям.

Нина, Влада, Ия продолжают кружиться, Женя рассматривает новую книжку, многие дети занимаются своими новыми трансформерами. Анна Яковлевна достала лист с маленькими наклейками и предлагает детям выбрать и наклеить на свои игрушки разные наклеечки, чтобы не перепутать. Дети увлечённо выбирают и наклеивают.

Игнат сидит на ковре в своей излюбленной, но запрещённой позе и с упоением потрошит сладкий подарок. Постепенно к нему подтягиваются другие дети. Они с завистью смотрят, как Игнат одну за другой жуёт карамельки и конфеты из простенького набора, купленного в самом дешёвом сетевом магазине. В основном это дети из благополучных обеспеченных семей, привыкшие к обилию хороших сладостей. Но это дома. Дома у них есть такие угощения, о которых Игнат наверняка и не подозревает. Но здесь и сейчас сладкий подарок есть только у Игната. И им тоже хочется. И им непонятно – почему книжки и трансформеры у всех, одинаково, поровну, а сладости у одного Игната? Это же нечестно?.. Счастливый Игнат, который вообще-то мальчик не жадный, протягивает стоящему рядом Стасику печенье. Тот радостно запихивает его в рот. Тут же взвивается увидевшая это мама:

- Стасик! Брось! Выплюни, я сказала! Тебе нельзя! Мальчик, зачем ты ему дал печенье? Ему нельзя! Почему вообще в группе сладости? Это запрещено! Уберите!

Шустрый Стасик успел-таки зажевать печенье и очень доволен. Мама продолжает:

- Стасик! Не делай так больше! Не бери ни у кого печенье, хорошо? А смотри, что тебе ещё принёс Дед Мороз! – и вручает Стаське большую нарядную коробку.

Прямо при всех детях.

У Стаськи загораются глаза, он рассматривает коробку, нетерпеливо пытается открыть, мама помогает, и – та-да-а-ам! – извлекает большой пиратский корабль! Дети окружают теперь уже Стасика.

- А мне? – растерянно говорит кто-то, - я тоже такой хочу!..

- И я!

- И я!..

- Дай посмотреть!

Нежадный Стасик инстинктивно прижимает корабль к себе. Он ещё не готов им делиться. Он ещё сам им не налюбовался, не насладился. Он сначала сам в него поиграет, наиграется, а потом даст поиграть другим.

- Папа! – говорит Алик, - а у меня есть такой подарок? Он дома? – и глаза у него набухают слезами.

- Есть, сынок, - говорит папа, - только не дома, а в магазине. Сейчас поедем и купим.

Алик успокаивается.

Влада нервно спрашивает у мамы:

- Мама! А у меня есть второй подарок? Видишь, у Стасика два!

- Есть. – Отвечает мама, - он ждёт тебя дома.

- Хорошо, - успокаивается и Влада.

Кто-то из детей, чьи мамы уже ушли, начинают плакать от обиды. Они не ожидали, что кому-то дадут ещё один подарок. Почему не им?..

- Зачем же вы при всех детях? – укоризненно говорит чья-то бабушка, - им же завидно. Подарили бы дома. Зачем других дразнить?

- Стасик очень хотел такой корабль. Тем более, он после сна опять наденет пиратский костюм и будет играть пиратским кораблём. Он так об этом мечтал! И другим деткам даст поиграть, да, Стасик?

Но Стасик перевозбуждён и не в состоянии планировать так далеко: после сна, надеть пиратский костюм, делиться… Он хочет прямо сейчас рассмотреть свою новую игрушку и чтобы никто не мешал! И, продолжая прижимать к себе корабль, он упрямо опускает голову.

- Какой жадный мальчик – укоризненно говорит бабушка Игната, уже собравшаяся уходить, - надо делиться. Гнашка же тебя угостил!

- Лучше бы не угощал! – снова взвивается мама Стасика, - зачем вы сладости в сад притащили? Не всем детям можно сладкое, тем более, плохого качества! Дали бы ему свой сладкий подарок дома!

Тимур, с жадностью смотревший на поедавшего сладости Игната, вдруг протянул руку, выхватил у него конфету и отбежал в сторону. Гнашка, не догадавшийся его угостить, но и не готовый к тому, что у него отнимут, заревел и стал неловко подниматься, чтобы броситься вдогонку и отнять своё. Тимур быстро развернул конфету и сунул в рот. Всё. Нету.

Нина Ивановна с сожалением смотрела, как, поднимаясь, Игнат наступил ладонью на выпавшую из упаковки «Ягодную» вафлю и, раскрошенную, вдавливает её в густой ворс тщательно вычищенного к праздничному дню ковра.

Тут по группе потянуло отнюдь не кондитерским «ароматом». Источник обнаружился быстро. Даже два. Почти одновременно обкакались Прохор и Зина, хотя сразу после возвращения из актового зала всех детей первым делом высадили на горшок. Причём, Прохор промочил и испачкал диванчик, на котором лежал, а Зина – многострадальный ковёр, по кромке которого она, как всегда, ходила. Нина Ивановна, накрывавшая столы к обеду, прервала своё занятие и понесла обоих в туалетную комнату - мыть и переодевать. Все родители быстро покинули группу, забрав с собой часть детей.

И про подарки. Четверо родителей, не сдавшие деньги, но забравшие своих детей с подарками, восприняли это как должное. Не то, чтобы от них ждали какой-то благодарности, но хотя бы какой-то радости на лицах, что их дети не с пустыми руками среди других… Нет, никаких слов, никаких эмоций, как будто так и надо.

Хотя нет, были слова. Мама Тимура высказала неизвестно кому адресованную претензию:

- Что за подарок – ни конфетки, ни мандаринчика!..

                05.01.2021


Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии