Рецензия на книгу Заххок Владимира Медведева

Роман «Заххок» Владимира Медведева вышел в серии «Современный роман» Московского издательства ArsisBooks в 2017 году. Для меня завораживающе и интригуеще звучало даже название. Непривычное для произношения русскоязычного читателя. Заххок  ; персонаж из книги сказок или скорее персидского эпоса «Шах-наме» или «Книга царей». Мне эта книга не попадала в руки ни в пересказе для детей, ни в зрелом возрасте. По названию трудно определить, что  можно ожидать от романа. Ясно было одно ; речь пойдёт о мире мне не знакомом. О Таджикистане. До сих пор, хотя прошло уже четверть века после развала Советского Союза, понятны причины этого развала, но незнакомы последствия. Как жили, или даже выживали жители многих братских республик, став отдельными государствами. О событиях в  одной из пятнадцати и рассказывает в книге Заххок Владимир Медведев в 90-е годы прошлого столетия.
 
В одной из рецензий на этот роман я прочла, что он является образцом постколониального романа. Как читателю (не филологу) хочется возразить против подобного определения, основываясь на чисто логическом восприятии термина постколониальный. Считаю, что республики, входившие в состав СССР, не являлись колониями. Колония это та страна или территория, из которой «выкачивают» всё что можно. А в СССР очень много вкладывалось в развитие братских республик. С этой точки зрения роман Заххок воспринимается несколько иначе. Я бы назвала роман социальным, культурно-историческим и психологическим одновременно. Социальным, потому что  автор показывает, как вели себя различные представители общества и Таджикистане во время гражданской войны вспыхнувшей в начале 90-х. При этом знакомит с  ценностями, присущими народу, его обычаями. И поэтому культурно-историческим тоже. И хотя события, описанные в романе, вымышленные, герои тоже ; там отображены и действительно существовавшие исторические личности и факты. А ещё очень ярко и глубоко показаны «корни» общества, прораставшие веками и переданные от дедов и отцов; жизнь в советский период, оставшаяся в памяти героев; состояние общества в конкретный исторический  период. В тоже время «Заххок» роман психологический. В нём раскрывается внутренний мир героев, их отношение к происходящим событиям, даже при отсутствии возможности повлиять на их ход, через мысли, переживания и внутренние монологи.

Всю последовательность событий нам показывает автор в рассказах от имени семи персонажей. Названия каждой главы ; имя того, кто описывает события. А соответственно передаёт читателю собственные переживания за происходящее, переплетающиеся с воспоминаниями. Можно сказать, что у романа семь авторов или, что В. Медведев смотрел на события, перевоплощаясь из одного персонажа в другого, среди которых одна девчонка. Автор смотрит на события и людей то глазами заезжего русского журналиста, то глазами жителей кишлака Талхака, то военного, вынужденного сотрудничать с бандитами, то таджикских юноши и девушки, детей русской женщины, то глазами святого эшона Ваххоба. Это даёт возможность понять читающему, что вынуждало этих людей поступать так или иначе. Приём, позволяющий и нам, читателям,  посмотреть на события с разных точек зрения. Автор, оставаясь человеком-невидимкой, постоянно  держит в напряжении, заставляет ощущать у себя, как и у героев  Достоевского, раздвоенность.
Одних осуждаешь за жестокость и ужасаешься, других осуждаешь за смирение, покорность и хочется передать им вспыхнувшую внутри злость, чтобы они проявили жестокость.  В книге очень реалистично показано что, когда начинает «штормить», вся грязь поднимается со дна.

Один из бандитов выбрал себе образ из «Книги царей» Заххока ; неправедного тирана и угнетателя, убившего своего отца и завладевшего его троном. В поэме из его плеч выросли огромные змеи. Он терпит поражение. Его свергает чернь и затем убивает царевич. Так яркий персонаж книги, бандит Зухуршо, который для устрашения людей таскает на плечах удава, погибает от руки наивного и доброго юноши, за то зло, которое он творил. Значит ли это, что зло всегда погибает? Согласно цитате из Библии «Да воздастся каждому по делам его», это вопрос риторический. Почему книга названа именем недостойного героя эпоса? Может потому, что оптимистического конца в книге нет? Конечно, хочется увидеть happy end, как в голливудских мелодрамах, но книга правдива и реалистична. Несмотря на то, что автор своим повествованием практически в первых страниц захватил все мои мысли, заставил страница за страницей переживать, ожидать спасения для героев, торжества какой-то справедливости, мои ожидания не оправдались.

Вообще книга полна национальным таджикским колоритом. Стихами, пословицами, обычаями, не всегда понятными и принимаемыми даже рождёнными в Таджикистане. Со знанием описан жизненный уклад и тяжёлый труд жителей горных районов. Дороги и тропы, которые позволяли защищаться, но  в тоже время являлись непреодолимым препятствием для спасения от бандитов.

Святой Эшон Ваххоб, с очень необычной биографией для святого (не берусь пересказывать, т.к. лучше прочесть),  «… после и тягостных раздумий о событиях в Талхаке вспомнил он эпизод из книги «Избранные цветы из букета наставлений Салахаддина ал-Хисори в саду мудрости» который до того перечитывал много раз, не в силах разгадать смысл.

… человек спросил у ал-Хисори: «Как следует поступить тому, кто оказался заперт на верхнем этаже высокой башни, охваченной пожаром? Должен ли он остаться в заточении и погибнуть в пламени, или же, спасаясь от огня, броситься вниз, чтобы неминуемо разбиться о камни у подножия?»

«Однако именно в горах он (эшон Ваххоб) наконец постиг истинный смысл древнего диалога и осознал, что ответ заключён в самом вопросе. И он весьма прост ; из безвыходных ситуаций выхода нет!»

Этот древний диалог В. Медведев приводит в середине романа, когда читающий ещё не может понять, что это и есть его окончание. Книга заканчивается, но  дальнейших судеб героев мы не знаем. Может именно поэтому, дочитав последнюю страницу, я долгое время прокручиваю в мозгу описанные события, снова и снова возвращаюсь к мыслям о разнице в менталитете и обычаях. И не могу отделаться от вызванного книгой воспоминания о  сказке Е. Шварца «Дракон».


Рецензии