Ленина важно понимать

В этом году исполнилось 100 дней со смерти великого человека, революционера, мыслителя, государственного деятеля - Владимира Ильича Ленина. Об этом человеке знают очень многие, хотя бы даже поверхностно. Кто-то Ленина любит, кто-то ненавидит, кто-то уважает, кто-то презирает, а кто-то просто холоден и равнодушен. Впрочем, ко всем великим людям всегда складывается неоднозначное впечатление, да и любить мы их не обязаны. Но вот изучать и понимать! Вот этого как раз нам и не хватает, так как многие склонны видеть в исторических фигурах каких-то героев или злодеев, восхищаться ими или даже возводить в иконы, в кумиры. В другой крайности, не без помощи современной пропаганды, люди ненавидят и обвиняют таких деятелей во всех смертных грехах, даже в том, что они будто бы живут бедно и все у них не так только лишь потому, что когда-то давно такой-то правитель или революционер сбил с истинного пути их страну, а потому и сейчас все плохо у них самих. Все это, конечно же, звучит абсурдно и комментарии тут излишни, слишком уж это ребяческое, инфантильное и узколобое мировоззрение. Я же хочу, чтобы мы относились к фигурам масштаба Ленина аналитически, рационально, непредвзято, изучать таких личностей и их труды критически, переосмысляя и пытаться понять их логику действий в то время. Также, при изучении Ленина, следует учитывать изменившиеся условия, шагнувший вперед научно-технический прогресс и новые возможности для изменения мира. Итак, что именно можно выделить по пунктам, если рассматривать более-менее объективно Владимира Ильича как историческую фигуру, революционера и в чем-то даже философа:

1). Ленин как идеалист и революционер. Как ни странно, но несмотря на материалистическое мировоззрение Ильича, он был все-таки идеалистом. Но это не в смысле как идеализм в философии как Кант или Гегель. Под идеализмом я понимаю здесь именно веру в то, что мир можно и нужно изменить. Идеалисты имеют твердые убеждения и принципы, ненавидят мещанство и фальшь, не готовы ждать каких-то более благоприятных времен и хотят бороться за справедливость для всех, жертвуя свои силы и даже жизнь на благо человечества. Если бы Ленин был материалистом даже в мыслях и чувствах, то он бы сказал, что по Марксу революция будет не скоро и начнется в развитых странах, а потому нам коммунистам остается лишь ждать и надеяться, что наши потомки сумеют реализовать наши идеи. И плевать на тяжелое положение рабочих и крестьян, есть, мол, объективный исторический процесс и объективные экономические законы, а потому не стоит рыпаться и рисковать раньше времени, это глупо и неразумно. Да, если бы на месте Ленина был бы такой вот скептик и рационалист, то он так бы и рассуждал, да и доля истины тут есть. Многие интеллектуалы так и думали, в том числе и Плеханов, Мартов. Даже если и произошла революция, то что с того? Ведь это не наша, мол, революция, а народ сверг самодержавие и пойдет по тому же пути, что и западные страны, создавая похожие институты. А Ленин хотел, чтобы народ не просто освободился от царизма, дворянства и поповщины, но и творил свою историю сам, просвещался и ускорял наступление более социально справедливого общества не только в своей стране, но и во всем мире. Он увидел нечто особенное в спонтанно созданных советах рабочих и крестьянских депутатов, фабрично-заводских комитетах, кооперации и профсоюзах. Ленин хотел, чтобы народ сам учился управлять государством и экономикой, опираясь на свои созданные им низовые структуры самоорганизации. Советская власть в своем начале не только по форме, но и по содержанию, являлась именно самой прогрессивной демократией за всю историю человечества. Именно в такой вот демократии советов народ впервые стал способен участвовать в управлении политической системой, заводами и фабриками, сельскими работами. Буржуазная же демократия, как это и оказалось на самом деле по нынешнее время, не способна дать народу такие рычаги воздействия и причастность к управлению, а лишь дает раз в несколько лет избирать допущенных к выборам кандидатов разных партий, которые, будучи депутатами, не будут подотчетны народу и прозрачны для него. Ленин понимал коварство, интриганство и лоббизм финансовой олигархии, подкупность чиновников и отрыв когда-то избранных депутатов от самого народа в процессе их работы в той системе. Он был бескомпромиссен в жесткой критике буржуазной демократии и не понимал, почему вчерашние революционеры марксисты и социал-демократы вдруг уверовали в парламентаризм. Чтобы также, одев пиджачки и усевшись в кресла, заниматься демагогией и пустыми обещаниями? На кой черт народу обещания всех этих обуржуазившихся филистеров и горе-реформаторов, когда крестьянину нужна земля и освобождение от выкупных платежей, рабочим нужен 8 часовой трудовой день и свои профсоюзы, солдатам нужен мир вместо империалистической бессмысленной бойни ради интересов Антанты. Когда я ставлю себя на место Ильича, я по сути понимаю его решимость бороться с меньшевиками, буржуазными социалистами, кадетами, либералами. Временное правительство потерпело полное фиаско в решении вопроса земли и мира, а царь также легко разогнал Думу, когда ужаснулся, что в ней крестьяне пытаются протолкнуть решение своего наболевшего земельного вопроса, которого испугались помещики. Только одна партия в роковой для страны момент, когда уже распадалась России и начиналась интервенция могущественных держав, смогла рискнуть всем и пойти ва-банк, взяв власть в свои руки, опираясь на созданные рабочими, солдатами и крестьянами советы. Именно эта партия, возглавленная Лениным, выполнила все свои обещания перед народом – мир без аннексий и контрибуций, землю отдать крестьянам и рабочим трудовое законодательство. Партия большевиков смогла не просто взять власть и провести срочные наболевшие уже давно социальные реформы, но и собрать в ходе победы в Гражданской войне территории России, изгнав оккупационные войска интервентов на Кавказе, Севере, Сибири и Дальнем Востоке, а также создав качественно новое государство как союз равных республик разных наций, без великодержавного шовинизма и гнета «инородцев», малых народов.

2). Ленин как мыслитель и критик. Отмечу, что Ленин довольно хорошо изучал экономику и полит.экономию, часто работал с цифрами и фактами. Многие его работы, будь то «Развитие капитализма в России» или «Империализм как высшая стадия капитализма», опираются на статистику. Он проанализировал сам факт превращения классического капитализма свободной конкуренции в олигархический, монополистический, где крупный капитал создает мощные корпорации, конгломераты, концерны, тресты. Также он отмечал, что мелкая буржуазия сама страдает от гнета империализма и финансовой диктатуры, а в кризисы буржуазные правительства спасают именно крупные банки и предприятия, бросая на произвол судьбы мелких предпринимателей и фермеров. События Великой Депрессии  в США 30-х,  мировой кризис 2008 года или 2020 года из-за пандемии – все это наглядно подтверждает, что все разговоры правительства о поддержке малого бизнеса и антимонопольными мерами не более чем пустой треп, а спасают всегда в первую очередь именно олигархов и банкиров. Также империализм стремится к экспансии и захватам новых рынков, поэтому войны просто неизбежны в таких условиях. И это не обязательно будут войны в классическом их понимании, но также экономические войны с их санкциями, блокадами, эмбарго. Или же это могут быть информационные войны, когда под действием нагнетаемого страха и паники обрушаются биржи, закрываются границы, нарушаются права граждан на свободу передвижения и из-за абсурдных мер люди теряют работу, разоряются мелкие владельцы бизнеса. Но во всех случаях крупный капитал как минимум практически ничего не теряет, а часто даже приобретает и растет социальный разрыв в обществе, а «средний класс» уходит в низы. Если же говорить о социально-политических трудах Ильича, то «Государство и революция» является весьма ярким его творением. В нем он выдвинул идею такого устройства общественного самоуправления на переходном этапе от капитализма к коммунизму, при котором каждый рабочий участвует в управлении предприятием или же государством, становясь на время легко сменяемым управленцем или депутатом. Как писал Ленин, «чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились "бюрократами" и чтобы поэтому никто не мог стать "бюрократом», то есть все могут управлять и быть управляемыми, исполнять как учет и контроль, так и трудится на самом производстве. Ленин также писал, что сразу отменить государство с дня на день, как этого хотели анархисты и эсеры-максималисты, никак не получится. И это не от нежелания жить в свободном обществе. Как раз наоборот, Ленин подчеркивал в своем труде, что всякое государство несвободно и не народно, даже самое демократическое. Поэтому, он давал четкий рецепт, как предотвращать бюрократизм и наращивать общественное самоуправление, в процессе развития которого и по мере роста производительных сил, свободных от растрат олигархов, будет происходить растворение государства в обществе, его постепенное отмирание.

3) Ленин как государственный деятель и социальный реформатор, историческая фигура в истории России и мира. Создав первое в мире социальное государство, дав впервые в истории равные избирательные права женщинам, самое прогрессивное рабочее законодательство того времени, сплотив разные нации как крепкий союз в духе интернационализма без насильственного имперства  и вдохновив другие народы мира на антиколониальную борьбу – всем этим Ленин вписал себя в историю как один из величайших людей в истории человечества. Не жалея себя и свое здоровье, он самоотверженно работал в тяжелых условиях хаоса в стране, пытаясь создать порядок и сплотить трудящиеся слои общества в целях сохранения завоевания революции, отпора реакционерам монархистам и интервентам империалистам. Крестьяне не хотели терять землю, которую уже давно самовольно стали захватывать и отнимать у помещиков, а рабочие не хотели снова пахать на фабрикантов вместе с детьми и женами по 12-14 часов в сутки. Солдаты же, уставшие от кровавой бойни 1-й мировой империалистической войны, совсем не хотели погибать за интересы царского двора, помещиков, банкиров и иностранных кредитодателей царя. Я всецело понимаю народ, уставший от многовекового гнета самодержавия, самоуправства помещиков и эксплуатации на фабриках, рудниках (многими из которых владели и иностранные олигархи). Ленин не хотел полу-мер, он твердо решил дать народу то, что он так хотел и закрепить это. Более того, он хотел двигаться дальше и развивать кооперацию, увидев в ней зачатки социалистического развития. При этом он не был утопистом и понимал, что «военный коммунизм» с его тяжелым бременем на крестьян был лишь не до конца продуманной и временной вынужденной мерой в условиях тотальной нехватки хлеба, угрозы голода в крупных городах вроде Москвы и Петрограда. И он желал, чтобы крестьяне, особенно состоятельные, преодолели свой мещанский эгоизм и пожертвовали часть продуктов в помощь голодающим солдатам и рабочим в городах, так как нужно было не только восстанавливать работу предприятий, но и вооружать уже созданную РККА в целях обороны от белогвардейцев и интервентов. При этом после окончания Гражданской Войны на большей части страны тут же был введен НЭП, продналог заменил продразверстку. Именно в период НЭПа страна смогла быстро восстановить экономику, крестьяне стали жить лучше и лучше, даже несмотря на дифференциацию кулаков и бедноты. Грандиозные планы по электрификации страны (лампочка Ильича пришла в крестьянский дом), строительстве ГЭС, железных дорог и новых городов – все это началось при Ленине, а продолжалось уже и после него, был дан толчок развитию на десятилетия вперед. Создание системы массового обязательного школьного образования, родильных домов, детских садов, яслей и прививок – все это улучшало жизнь и здоровье подрастающим поколениям граждан, давало им возможности продвижения по хорошо работающим социальным лифтам. Будущие директора предприятий, председатели колхозов, маршалы и генералы, ученые и инженеры-изобретатели – все они зачастую выходили уже из простого народа, из самых низов, принося пользу своей стране. С культурным и научным элитаризмом было покончено, теперь каждый мог вносить свой вклад по мере своих способностей, без различия национальности или уровня доходов. С поставленными задачами советская власть успешно справлялась, даже несмотря на условия враждебного окружения и экономической блокады со стороны многих государств. Многие правительства и элиты испугались угрозы революции в их странах, поэтому стали проводить социальные реформы, тем самым в них трудящиеся также выиграли от эффекта, произведенного Великой Октябрьской революцией. Многие народы Азии, Африки и Латинской Америки так вдохновились примером Советской России, что стали бороться против колониального гнета и в конце концов получили свободу. 


Рецензии