Счёт

Уморительную историю из жизни Михаила Булгакова рассказывал его знакомый, Эмилий Миндлин.
Булгаков тогда был популярным журналистом, и ему заказали большую статью об открытии первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки.
Булгаков сказал, что выставка требует обстоятельного очерка, и ему потребуется неделя, чтобы изучить все экспонаты, подробно описать все павильоны. Размах! Редакция очень радовалась такой добросовестности своего сотрудника. Булгаков написал блестящий материал, не поскупившись на смачные описания «национальных напитков, блюд в открытых на выставке чайхане, духане, шашлычной, винном погребке, закусочных под флагами советских среднеазиатских и закавказских республик». Такой материал должен был показать зарубежному читателю, что советский человек не голодает.
В день выплаты гонорара, заведующий финансами редакции, Семён Николаевич, (человек необыкновенно скупой), поблагодарил Булгакова за отличный очерк и щедро предложил возместить ему ещё и расходы. Михаил Афанасьевич сказал, что и сам рассчитывал на это.
- Хорошо. Так сколько я вам должен за билеты?
- Билеты?
- Ну, вы же каждый день ездили на эту выставку на трамвае.
- За это я с вас ничего не возьму. Но вот расходы, которые необходимо мне возместить.
У Семёна Николаевича глаза полезли на лоб. Те, кто присутствовал при разговоре, потом вспоминали, что он покрылся потом, побледнел, посинел и его чуть не хватил инфаркт. Булгаков протянул заведующему редакционными финансами счет за десятки обедов и ужинов, за все эти шашлыки, шурпу, люля-кебабы, вина.
- Но…, - еле дыша сказал Семён Николаевич, - здесь… здесь…счёт за двоих… Вы что, употребляли везде двойную порцию?
- Помилуйте! Просто я по ресторанам без дамы не хожу.
- Без дамы?
- Ну да! Я полагался на её вкус, чтобы отметить в фельетоне самые лучшие блюда. У моей дамы хороший вкус. Так что возместите, пожалуйста, мне производственные расходы.
Семён Николаевич хрипел, задыхался, он с трудом стоял на ногах. А Михаил Афанасьевич терпеливо ждал, пока тот принесёт ему деньги.


Рецензии