А еще в шляпе... Культурный человек!

Что стоит для вас за термином «культура» - вдохновенный полёт смычка Паганини, солнечная палитра художника Пластова или нежнейшие модуляции голоса Анны Каменковой? А может быть – умение держать спину на приеме, умело парировать острослову в разговоре или носить шляпку?

Вопросов можно задавать сколько угодно и утвердительные ответы – неизбежны, так как понятие это чрезвычайно емкое и многогранное, там сойдутся все виды искусства и (только не смейтесь!) гигиена, духовные искания и набор бытовых услуг. Нисколько не преувеличиваю, слышали такое выражение из археологического оборота, как «культурный слой»? Тогда вы знаете, что учеными копателями-исследователями так названы мусорные отложения вокруг старых городов, древних, давно исчезнувших, сохранивших после себя лишь вот этот самый слежавшийся, перегнивший слой отбросов. Скрупулезно разгребая их, потомки определяют по сохранившимся черепкам, обгрызенным костям, браслетам и бусам уровень развития общества в каком-то веке до нашей или нашей эры.
Поразительно, но наступит время, и по мусорным завалам вокруг современных городов потомки будут судить, какая была у нас посуда, что мы ели, какая техника нам служила и какие в наше время были носители информации.
Береста, папирус, выделанная кожа – пергамент, томики стихов в коленкоровом переплете, а потом черные квадратные дискеты, тонкие диски и флешки…
Найдут гитару и барабан, вспомнят скрипку и рояль, или уже не будет следа от музыкальных инструментов? А слой слежавшегося мусора по-прежнему будет называться «культурным».

В техническом университете студентам-физикам читают ознакомительный курс культурологии, но прежде опрашивают их, что стоит для них за этим понятием – культура. И те лихорадочно сваливают в одну кучу эрудицию, воспитанность, энергоемкость поколения, уровень информированности, растущий объем лексики в устной и письменной речи, техническую оснащенность новых видов искусства.

Занятие это – веселое, потому что вдруг выясняется, что наскальная живопись первобытного человека сродни современному уличному искусству, которое уже и важный термин имеет «Street art», и своих мастеров. Суть осталась прежней: обозначить себя и род своей деятельности, не мудрствуя лукаво, подручными средствами, «здесь был Вася» - и оставил след на века! В пещере или на бетонном заборе. И это тоже – культура.

А еще есть панк-культура, пришлепну прямо справку, чтобы не наврать лишнего:
«Панки — это молодежная субкультура конца 1970-х годов. Она характеризуется антиправительственными лозунгами, провокационным внешним видом и, конечно же, панк-роком. Идеология и мировоззрение панков в основном сводится к левым социальным идеологиям, анархизму, принципу DIY. Важно быть полностью независимым и не прогибаться под систему. Панки — это музыкальная и глубоко политизированная субкультура».
Заметили существенный нюанс? СУБкультура! – То есть некое субъективное отличие эпатирующей общество группы, и тут уж такое невероятное разнообразие во временах – по одежке, прическам, музыкальным воплям, отрицанию всяких традиционных установок, гендерным предпочтениям, что устанешь перечислять!

Вы готовы воскликнуть, что это - признак культурного развития человечества? А я из вредности вам возражу, что Человек этим сроду отличался, одни ели травку и зерна, другие – лягушек и рыбу, третьи вообще были каннибалами, четвертые – не оставили о себе никаких примет, потому что были …экспериментаторами и грызли всё подряд!
И потом разве нет здесь Божьего промысла? Помните из Библии, Вечной книги, упоминание о Вавилонской башне? Все люди говорили на одном языке и развивались стремительно, даже самого Господа хотели превзойти, построив башню до Неба! Тут Он их и осадил: башню повалил, а людей наделил множеством языков. С тех самых пор они и не могут понять друг друга, каждый гордится своей языковой и культурной идентичностью! Индивидуальностью!

Как всякий системный зануда, я решилась проблему разнести по этажам:
- Культура всей человеческой цивилизации в контексте времени;
- Национальная культура во всем своем многообразии и отличии от прочих наций;
- Культура социальных групп и слоев при невероятном различии благосостояния;
- Культура личности, как багаж знаний, умений, воспитания;

Но тут я остановилась, поняв, что перечню этому нет конца, как раньше писали в дамских альбомах: «Кто знает более меня, пусть пишет далее…»
Согласитесь, понятие неисчерпаемое! Однако, от человека всего можно ожидать, он вполне способен покончить не только с культурой во всех ее проявлениях, но и вообще с цивилизацией своей. Только от него и останется, что надписи на камнях и заборах: «Здесь был Вася».


Рецензии