Король-рыбак. Рецензия
Главный герой – известный радиоведущий, по имени Джек Лукас, которого играет заслуженный Лебовски Советского Союза – Джефф Бриджес. Открывающая сцена сопровождается актуальной (как мы поймём далее) песней под названием «Hit The Road Jack». Это известная композиция, повествование которой ведётся от лица женщины, выгоняющей из дома своего мужчину за то, что у того нет денег и вообще мама была права. Классика, знать надо. Наш ведущий раздаёт советы людям на тему того, как им жить. Говорит со слушателями менторским тоном, будто знает всё обо всех. Важно понимать, что в доинтернетную эпоху радио- и телеведущие были инфлюенсерами своего времени и обладали гораздо большим медийным весом, чем их современные коллеги в силу сложности попадания в эфир. Сегодня по ту сторону экрана может оказаться буквально каждый, кто включит фронталку в телефоне. Тогда же люди на той стороне обладали едва ли не сакральным статусом. В общем, наш герой – успешный, богатый, самовлюблённый мудак. Всё в его жизни и так хорошо, но он преследует новую цель – попасть в кино. У него намечается проба на эпизодическую роль в ситкоме. Джек очень хочет её получить, но попасть на кинопробы ему не суждено, так как внезапно оказывается, что вербальная диарея может привести к непоправимым последствиям. Один из его слушателей, вдохновившись речами нашего ГГ, убивает несколько человек и застреливается сам.
Монтажная склейка переносит нас на три года вперёд, за которые наш «хозяин жизни» опустился на самое дно. По одному его виду сразу хочется сказать: «Всё ясно: алкоголь, марихуана, крэк!». Джек работает в видеопрокате (а вы знаете, кто ещё работал в видеопрокате?), принадлежащем женщине по имени Энн, на шее у которой устроился главный герой. Касательно неё мне нечего особо сказать. Довольно типичная женщина средних лет, которая подобрала себе мужика «с улицы». Если вас отталкивает подобное описание, должен добавить, что она – персонаж положительный. Только её задача в том, чтобы быть обычной женщиной. «Они не террористы, Джек. Они обычные люди, как ты и я» - эти слова принадлежат нашей героине. Но нашего ковбоя простота не устраивает. Он мнит себя кем-то большим. Люди для него – грязь под ногтями, и он не стесняется это демонстрировать. Только пребывание на социальном дне не бьётся с наполеоновскими замашками, от чего Джек серьёзно депрессирует. Финальным триггером для него становится просмотр того самого ситкома, в котором он должен был сниматься. Герой срывается и выбегает на улицу. Бредя по дороге, он видит, как бездомный просит у богача 25 центов. Тот, естественно, набрасывается на бедолагу с кулаками. Нужно указать быдлу на его место. В это время сынок богача, который пока не проникся высокими идеалами светской жизни, принимает главного героя за такого же бомжа и отдаёт ему свою игрушку – куклу Пиноккио (Буратино, по-нашему). В следующей сцене наш не бомж стоит у памятника и втирает Буратине за жизнь. Но что он говорит при этом?
"Ты когда-нибудь читал Ницше? Ницше говорил, что в мире существует два типа людей. Люди, которые обречены быть великими... как Уолт Дисней и Гитлер... и все остальные, то есть мы. Он назвал нас... "ошибкой природы, неудачной поделкой". Hac влечёт и манит высокое. Мы иногда лишь приближаемся к величию... но так никогда его и не получаем. Мы – широкие массы, материал одноразового использования. Hac толкают под поезда, мы глотаем смертельные дозы аспирина... нас подстреливают в закусочных".
Ребята, присядьте. Сейчас будет серьёзная телега. Сперва вернёмся к тому самому разговору в начале фильма. Я имею ввиду разговор Джека и Эдвина (того самого убийцы) на радио. Эдвин звонит далеко не в первый раз, и из репортажа об убийстве, который мы видели в квартире у Джека, мы знаем, что это был «закрытый» человек. Радио было его способом заполнить дефицит в общении, и он звонил известному и харизматичному ведущему, парню «по ту сторону», который точно знает толк в жизни. Но в чьи же руки он попал?!
"Они не люди. Их отталкивает совершенство, пугает банальность, всё, чем дорожит Америка и я сам. Их надо остановить, пока не поздно. Или они – или мы".
Сообщает с апломбом горе-ведущий парню, у которого и так не всё в порядке с головой. Об этом можно было заподозрить в силу количества звонков последнего. Говорит он это о людях, которых презрительно называет «яппи». Википедия подсказывает, что яппи — это «молодые состоятельные люди, ведущие построенный на увлечении профессиональной карьерой и материальном успехе, активный светский образ жизни. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль. Основной критерий принадлежности к «яппи» - успешность в бизнесе». Другими словами - судьи кто? Не отдавать себе отчёт о том, к какой социальной категории ты принадлежишь – это надо уметь. Но в нашем случае всё как раз-таки ясно. Перед нами типичный «сверхчеловек». Ницшеанская поебень не прошла даром. Я Ницше читал давно, но несмотря на это с уверенностью могу сказать, что читать его могут только люди с крепкими мозгами. Если вы податливы на инфо-цыганщину, вам такое чтиво противопоказано. К сожалению, наш «яппи» как раз из таких. Сегодня ты заработал денег. Завтра прочитал Ницше. Послезавтра сказал кукухе – пока. Приятно ощущать себя «сверхчеловеком», глядя на бездомных из окна лимузина. И очень неприятно оказаться по другую сторону этого окна. Проблема в том, что для трушного ницшеанца это не просто неприятность. Это фатальная ошибка. Ведь если ты – сверхчеловек, то остальные – это действительно «ошибка природы». Это действительно не люди, которых надо остановить. Они – препятствие на твоём пути. Существа, недостойные жизни и в этом нет никаких сомнений. Но стоит сделать один неверный шаг, и «карточный домик» в миг рассыпается. Жизнь приложила нашего героя как следует. И что остаётся в таком случае? Ведь ты больше не сверхчеловек. Ты теперь – такое же говно, как и все. Как теперь быть? Ведь такие люди не заслуживают право на существование. И раз ты стал одним из них, то теперь и ты не заслуживаешь это право. Видите, куда нас завела ницшеанская «мораль»? И всё это он задвигает несчастной кукле. Ещё хорошо, что Буратина деревянный, поэтому не проникнется «постмодернистскими» идеями и не наломает дров. К слову, происходит это всё у памятника Шерману. Это генерал времён гражданской войны, известный своей тактикой «выжженной земли». Такой себе Дирлевангер на минималках. Имеет ли памятник какой-то смысл? Однозначно сказать не могу, хотя в своей речи Джек упоминает двух «замечательных» людей, о которых стоит сказать пару слов. Это Гитлер, который был фашистом, и Дисней, который снял мультфильм про Пиноккио… и тоже был фашистом. Что же, заседание заслуженных уберменшей можно считать открытым. Жаль, что мы не в Нюрнберге 1945-го. Однако вердикт авторитетных судей неумолим, так что «падшему» жить не позволено. Джек идёт топиться. Привязав к ногам по шлакоблоку, наш «атлант» последний раз расправляет плечи и ему остаётся всего один шаг на пути в Вальгаллу, но его внезапно прерывают на самом интересном месте пара заезжих молодых людей, которые с бейсбольными битами гуляют у помойки на свежем воздухе. Они принимают главного героя за бомжа, избивают его, обливают бензином и собираются сжечь. Видимо авторы фильма решили, что нам социального подтекста и визуализации иронии недостаточно. Но я и не против. Думаю, все уже поняли, что молодые люди, которые пытаются «очистить» улицы от бомжей, являются последователями «правой» идеологии (как минимум, одной из её разновидностей). Да, они не выглядят как классические бонхеды, но это и не обязательно. Тут главное – идея. Вы знаете, кто многое сделал для развития «правых» идей? Правильно, Ницше! Кто бы мог подумать, что индустриализация, умноженная на классический европейский шовинизм, даст столь обильные всходы. До сих пор нарадоваться не можем. В итоге человек, придерживающийся идеологии фашизма, чуть не погиб от рук людей, придерживающихся идеологии фашизма. Чуть не погиб, потому что его в последний момент спасает сумасшедший бродяга. Даже группа бродяг, которые, судя по всему, на пол ставки подрабатывают в бродвейских мюзиклах… как минимум в массовке. Главный в их психоделическом хоре избивает малолетних дебилов и отводит Джека на open air к остальным бомжам. Джека набухивают и он отрубается. Просыпается уже в подвале, который является обителью его спасителя, бомжа по имени Перри. Играет его Робин Вильямс, что конечно читерство, так как это бесконечно харизматичный и обаятельный актёр и не сопереживать его персонажу мы не сможем, как бы он не корчил из себя шиза. Он заявляет Джеку, что тот избранный, и поэтому должен достать святой Грааль, который находится в доме миллиардера, живущего в Ист-Сайде. Сам же Перри называет себя рыцарем, который служит Богу, но самостоятельно достать Грааль не может из-за мешающего ему рыцаря в красном. Джек говорит нечто вроде: «ты, Баклажан, точно псих! Тебе пора к врачу лечиться, и думаю русский врач здесь уже не поможет!» - и пытается уйти. Между делом ГГ называет своё имя, но Перри в свою очередь говорит, что знает, как его зовут. Запомним этот момент. Джек всё-таки выбирается «наружу» где натыкается, видимо, на местного управляющего, от которого узнаёт подноготную Перри. Оказывается, он сошёл с ума после того, как у него на глазах убили его жену. Убийцей же является тот самый парень, звонивший Джеку на радио. Подобная новость оказывает серьёзный эффект на нашего героя, и буквально на следующий день он возвращается в этот подвал. Перри он не застаёт, но снова сталкивается с управляющим, который открывает ему новые детали из прошлого нашего дорогого психа. Зовут его Генри Сэган. Работал учителем в колледже Хантера, что на Манхеттене (серьёзное заведение). После убийства жены год отлежал в дурке, а после выписки стал «свободным художником». Дома Джек плачется своей бабе: «хотелось бы, чтобы был какой-то способ просто заплатить штраф, и пойти домой». Только в жизни далеко не за всякий проступок можно откупиться штрафом. Тяжесть содеянного оказывает сильное моральное давление на героя, и на следующий день он снова отправляется на поиски Перри чтобы как-то загладить вину. Он находит его в городе в то самое время, когда он следит за девушкой, которая ему нравится. Джек пытается откупиться и отдаёт нашему бродяге все наличные деньги (70 долларов с копейками). Перри, конечно, рад, но отдаёт деньги первому встречному бомжу. Джек это видит и его это не устраивает, так как «помочь» он хочет именно Перри. На что тот отвечает, что знает, как ГГ может ему помочь, и ведёт его к дому Линдона Кармайкла. Того самого миллиардера, у которого находится Грааль. Надо сказать, что дом этот выглядит, как средневековый замок и максимально выделяется на фоне окружающих построек. ГГ говорит, что попытка похищения ничем хорошим не закончится. Перри принимает это за заботу и называет Джека другом и хорошим человеком, на что последний резонно замечает: «Я дрянь. Я эгоцентрист и слабак. У меня сила воли, как у мухи». Хотя бы наедине с сумасшедшим наш герой может быть откровенным. Далее Джек пытается вразумить нашего психа, но тот, естественно, правду принимать не желает и его от этого нехило триггерит. В моменты приступа он видит красного рыцаря, которого ужасно боится. Когда рыцарь начал уходить, Перри решил, что он боится Джека, и погнался за ним. Погоня не увенчалась успехом, но в парке, куда они забрели, им послышались крики о помощи. Потерпевшим оказывается очередной сумасшедший. Джек не желает ему помогать, но Перри настаивает: «Кто ему поможет? Мать Тереза давно на пенсии, здесь только мы». В итоге они доставляют шиза в больничку. После этого отправляются на вокзал, где ждут появления возлюбленной Перри. Там они встречают очередного бездомного, которого Перри знает. Прохожие бросают ему в стакан монетки. Когда очередной прохожий промахивается монеткой мимо стакана, Джек её подбирает, кладёт в стакан и говорит: «Даже не посмотрел на тебя». На что бездомный отвечает:
"Он платит, так что ему не обязательно смотреть. Мужик ходит на работу каждый день, восемь часов в день, семь дней в неделю. Его яйца напрягаются так, что он начинает задаваться вопросом о самой материи своего существования. В один прекрасный день прямо перед окончанием рабочего дня босс вызывает его в свой кабинет и говорит – Боб, иди-ка сюда и поцелуй мне задницу, давай же. И он говорит себе – к чертям это всё, плевать мне, что будет. Я просто хочу увидеть выражение его лица, когда я воткну эти ножницы в его руку. А потом он вспоминает меня, и говорит что-то вроде – погоди-ка, у меня есть обе руки, обе ноги. По крайней мере я не прошу милостыню. Конечно же, Боб отложит в сторону ножницы, поморщится… я – что-то вроде морального светофора. Я своим видом говорю – красный, остановитесь!"
Далее появляется наша особа, и пока Перри идёт за ней, люди в зале ожидания начинают танцевать. Зачем нужна эта сцена? Во-первых, это красиво! Во-вторых, это демонстрирует нам состояние влюблённости нашего дорогого психопата. После этого наши герои отправляются ночью в Центральный парк, где Перри раздевается и ложится на газон «разгонять» облака. Джеку деваться особо некуда, раз уж связался с психом, и он присоединяется (раздеваться не стал). В этот момент Перри рассказывает Джеку историю о Короле-рыбаке.
"Oнa нaчинaeтcя c тoгo, кaк кopoль, бyдyчи eщё мaльчикoм, пpoвoдит oднy нoчь в лecy в пoлнoм oдинoчecтвe... чтoбы дoкaзaть cвoю cмeлocть и cтaть нacтoящим кopoлём. И вoт кoгдa oн, в нoчнoм лecy oдин... eгo пoceщaeт cвящeннoe видeниe. Из oгня и плaмeни пoявляeтcя Cвятoй Гpaaль... cимвoл милocepдия Гocпoдня. И гoлoc мoлвит мaльчикy: "Tы cтaнeшь xpaнитeлeм Гpaaля, кoтopый cмoжeт излeчивaть cepдцa чeлoвeчecкиe." Ho мaльчикa ocлeпили бoлee мacштaбныe видeния жизни... нaпoлнeннoй влacтью, cлaвoй и кpacoтoй. И в тaкoм cocтoянии paдикaльнoгo изyмлeния... oн нa кaкoe-тo мгнoвeниe чyвcтвyeт ceбя нe пpocтo мaльчикoм... a нeпoбeдимым... кaк caм Гocпoдь. И oн пpoтягивaeт pyкy в oгoнь, чтoбы взять Гpaaль... нo Гpaaль иcчeзaeт... в pyкy мaльчикa впивaeтcя плaмя, ocтaвляя глyбoкий oжoг. Пpoxoдят гoды, мaльчик пoдpacтaeт... eгo paнa cтaнoвитcя вcё глyбжe и глyбжe... пoкa в oдин пpeкpacный дeнь... жизнь coвceм нe тepяeт для нeгo cмыcлa. Oн никoмy нe вepит, дaжe ceбe. Oн нe мoжeт любить или чyвcтвoвaть чью-тo любoвь. Oн бoлeн пpoшлым пeчaльным oпытoм. И нaчинaeт yмиpaть. Oднaжды, Глyпeц cлyчaйнo зaбpeдaeт в зaмoк... и нaxoдит кopoля в oдинoчecтвe. Бyдyчи глyпцoм, oн ecтecтвeннo cлaбoyмeн. Глyпeц нe видит пepeд coбoй кopoля. Oн видит тoлькo чeлoвeкa, пpeбывaющeгo в oдинoчecтвe и бoли. Oн cпpaшивaeт кopoля: "Чтo тpeвoжит тeбя, дpyг?" Кopoль oтвeчaeт: "Я xoчy пить. Mнe нужнo нeмнoгo вoды, чтoбы ocвeжить глoткy." Глyпeц взял кyбoк, cтoявший oкoлo кopoлeвcкoй кpoвaти и нaпoлнив eгo вoдoй, пepeдaeт кopoлю. Кaк тoлькo кopoль oтпил нeмнoгo... oн пoнимaeт, чтo paнa eгo иcцeлилacь. Oн cмoтpит нa чaшy, и oнa oкaзывaeтcя Cвятым Гpaaлeм... кoтopый oн иcкaл вcю cвoю жизнь. Oн oбpaщaeтcя к глyпцy и гoвopит в изyмлeнии: "Кaк ты нaшeл тo, чтo нe cмoгли нaйти мoи caмыe yмныe и cмeлыe?" И глyпeц oтвeчaeт: "Я нe знaю... Bcё чтo я знaл тaк этo тo, чтo Bы xoтeли пить".
Помимо самой истории Перри также вспоминает Колледж Хантера, и в этот момент снова видит красного рыцаря. Но тут снова вмешивается Джек спрашивая, почему бы ему не пригласить понравившуюся девушку на свидание. Из-за нестихающего чувства вины наш герой решает помоч Перри и с помощью ловких манипуляций устраивает ему свидание с его дамой сердца, которую зовут Лидия. Пара слов о ней. Рафинированная серая мышь. Образ максимально однобокий, так что говорить о ней нечто большее не имею ни желания, ни фантазии. Свидание проходит удачно. Перри провожает Линду и у её дома разворачивается трогателная сцена признания в любли, после которой героиня уходит оставив нашего бродягу на едине, что для его психического здоровья всегда сказывается нехорошо. Он снова видит красного рыцаря и «вьетнамские» флешбэки. Бросившись бежать Перри вновь оказывается на знакомой нам свалке под мостом. И там снова оказываются непримиримые борцы с уличной «грязью». Нам крупным планом показывают, как на героя надвигается фантомный рыцарь и пара очень даже реальных маргиналов. Подобная постановка кадра, разумеется, не случайна. Об этом чуть позже. Дегенераты избивают Перри. В следующей сцене мы видим Джека, который звонит своему агенту. Он скинул с себя груз ответственности и снова готов штурмовать новые вершины. Получив работу он тут-же бросает Энн чтобы разорвать все связи со своей теперь уже прошлой жизнью. В этот самый момент Джек также узнаёт, что после избиения Перри впал в состояние кататонического шока. Можно сказать, что разрыв с прошлой жизнью удался на полную.
Джек возвращается на радио. Он снова на своём месте. Только риторика несколько поменялась. Теперь с аудиторий он говорит следующим образом:
"Taк чтo вoт вaм нaпутcтвиe, нaпутcтвиe oт "oшибки пpиpoды" вceм ocтaльным "нeyдaчным пoдeлкaм"... Я люблю вac, и oбязaтeльнo вepнycь".
Некоторое преображение с персонажем однозначно произошло, но на сколько? Джек снова отправляется на встречу с продюсером, который предложил ему роль. В этот раз это даже не проба. Его судьба в его руках, и он идёт на встречу к своей цели, к которой был так близок несколько лет назад. Но перед зданием офиса, где должна пройти встреча, он сталкивается со старым знакомым – сумасшедшим, которого он однажды доставил в больницу и который помог ему с организацией встречи Перри и Лидии. Джек делает вид, что не знает его. Уже в кабинете продюсер говорит:
"Это еженедельное кoмeдийнoe шoy o бeздoмныx, нo oнo нe дoлжнo быть дeпpeccиpyющим. Mы xoтим нaйти cмeшнoй пpикoльный cпocoб... ocвящeния тeмы бeздoмныx нa тeлeвидeнии. Итaк, y нac ecть тpoe экcцeнтpичныx бeздoмныx пepcoнaжa. Ho oни мyдpы. Oни экcцeнтpичны и мyдpы. И вcя фишкa в тoм, чтo им нpaвитcя быть бeздoмными. Oни любят cвoбoдy и пpиключeния. Этo иcтopия o paдocти бытия, a нe o тoм дepьмe, в кoтopoм мы вce вoзимcя... дeньги, пoлитикa. A caмoe лyчшee зaключaeтcя в тoм, кaк мы нaзвaли шoy: "Бeз дoмa".
В этот момент Джек срывается с места и бежит на улицу в поисках знакомого сумасшедшего. Мать Тереза ведь на пенсии, как мы помним. Естественно, в низу уже никого нет. Далее Джек отправляется в подвал, в котором жил Перри. Находит план здания и место нахождения Грааля. Затем отправляется к Перри в больницу. Обращаясь к нему, он пытается убедить себя, как у него всё хорошо, и вообще он не чувствует своей вины. Чем уверенней он это делает, тем лучше мы понимаем, что Джек чувствует свою вину. В итоге, он соглашается достать Грааль, но не из чувства долга или ответственности. Он хочет сделать это ради Перри. И уже в следующей сцене ГГ проникает в замок, вооружившись рогаткой, стрелой с ниткой а также якорем, к которому привязана верёвка… Великолепный план. Просто ахуенный, если я правильно понял. Надёжный, ****ь, как швейцарские часы. И знаете что? Ему это удаётся. Он похищает Грааль и просто уходит. Ещё он натыкается на хозяина дома, но тот как раз решил выпилиться, наглотавшись таблеток. Джек возвращается в больницу к Перри и отдаёт ему чашу. Тот, естественно, просыпается и говорит:
"У мeня был coн, Джeк. Mнe cнилocь, чтo я был жeнaт нa кpacивeйшeй жeнщинe. И ты тoжe был тaм. Я пpaвдa пo нeй cкyчaю, Джeк. Этo нopмaльнo. Teпepь я мoгy пo нeй cкyчaть. Cпacибo".
Утром к нему в больницу приходит Лидия. К этому времени Перри как раз сколотил себе очеридной хор из местного контингента. Они с Лидией целуются, хор поёт и все счастливы. Милота, что и сказать. Джек, в свою очередь, возвращается к Энн и признаётся ей в любви. Хеппи-энд по всем фронтам. В финальной сцене Джек и Перри лежат голые посреди Центрального парка и поют песню Синатры «How About You?». Конец.
Давайте от простого к сложному. Почему именно Пиноккио, думаю, все поняли. Это история о деревянной кукле, которая ведёт себя непотребно и заставляет нас думать, что лучше бы из него всё-таки сделали ножку для стола, как и собирались. Но по ходу повествования Пиноккио исправляется и в итоге становится человеком (его превращает фея). Параллель очевидная. Теперь к не самому очевидному. Прежде чем я перейду к попытке разбора, нужно ознакомить вас с пересказом поэмы Кретьена де Труа «Персеваль». На её основании в какой-то степени строился сценарий. В начале поэмы Персеваль живёт в валлийских ****ях с матерью. Отец и братья погибли, а младшенький сычевал дома. Но однажды он повстречал рыцарей, которых принял за ангелов (из-за доспехов). Видимо, с головой у мальца тоже не всё окей. Под впечатлением от увиденного Персеваль такой: «бля, буду гангстером», и пошёл к королю Артуру наниматься в ЧОП. По дороге натыкается на шатёр с бабой, и недолго думая, придаётся разврату. Тут становится очевидно, что паренёк перспективный и стать рыцарем у него есть все шансы. Вытерев детородный орган скатертью, Персеваль пошёл дальше. Когда хозяин шатра вернулся, то неиронично пообещал горе-рыцаря зарезать. При дворе Артура Персеваль увидел Красного рыцаря. Тот ураганил со страшной силой, непрерывно хамил всем подряд, играл в орлянку и всячески морально разлагался. Персеваль такой: «О, клёвые доспехи! Хочу». При дворе все такие: «Ну дурак!». Но дурак не унялся. Пошёл драться с Красным рыцарем, и случайно его убил. И тут же залутал его одёжу. В итоге все решили, что раз так, то деваться некуда, и научили его рыцарским премудростям. Он какое-то время послужил, потом заскучал по дому и ушёл в самоволку. По дороге он натыкается на Короля-Рыбака и попадает в замок, где видит церемонию подношения Грааля и копья. От комментариев он удержался, и это привело к нехорошим последствиям. Там дальше Санта-Барбара началась, так что продолжу совсем коротко. В общем, он должен был спросить, кому подносят Грааль, и это исцелило бы короля. Персеваль клянётся узнать тайну Грааля. Но не получилось, не фартануло. В итоге он встречает отшельника, который сливает инфу. Грааль подносился отцу Короля-Рыбака, а Король-Рыбак – кузен Парсеваля. Ещё сказал, что нужно любить Бога, помогать обездоленным, благородных дам насиловать только в презервативе и мыть руки перед едой. В принципе, на этом всё. Из этой истории нам становится понятно, откуда в сюжете появляется Грааль и замок, а также почему Генри Сэган стал называть себя именно Перри. Преподаватель колледжа, на глазах у которого убили жену, поехал от увиденного кукухой и стал называть себя рыцарем, цель которого – поиск Грааля. Когда его сознание соприкасается с реальностью, он начинает видеть Красного рыцаря. Как мы знаем из последнего флэшбэка, который видит Перри (по-умному это называется – посттравматическое стрессовое расстройство), Красный рыцарь, это никто иной, как убийца его жены. Он мешает Перри обрести «Грааль». Поэтому «Грааль» должен достать Джек. Почему именно он? Думаю, потому что Перри его узнал. Он, скорее всего, знал, кто надоумил Эдвина устроить стрельбу. Об этом был целый репортаж на ТВ. Когда ему это удаётся, Перри приходит в себя и обретает рассудок. Судя по его словам, он принял произошедшее и смирился с ним. Но что же наш главный герой? Какие цели он преследовал? В начале фильма Джек – успешный радиоведущий, который хочет получить роль. Но не судьба. Следующей его целью становится попытка помочь Перри, так как Джек чувствует вину за гибель его жены. Он помогает Перри сойтись с Лидией. Только его сюжетная миссия состояла не в этом, так что помочь Перри не удаётся и от добычи Грааля не отвертеться. И прежде чем я раскрою все карты, хочу обратить ваше внимание на следующее. В сюжет вплетено так много социального подтекста, что не заметить этого практически невозможно. Весь фильм нам демонстрируют деление на богатых и бедных. Наиболее примечательным мне видится эпизод, в котором Джеку дарят куклу. Мы видим дом со швейцаром, из которого выходит состоятельный гражданин, а напротив него фонтан, облепленный бездомными. Эти люди живут в одном городе, на одной улице, буквально через дорогу друг от друга. Талантливый автор в своих произведениях всегда точно, словно зеркало, отражает нашу действительность. Здесь же действительность даже не пытались украшать. Нам без прикрас демонстрируют нас самих. Демонстрируют общество, которое глубоко больно внутри себя. Возвращаемся к сцене избиения Перри. Нам демонстрируют Красного призрака, который, по сути, является тем самым убийцей, и двух маргиналов, которые наступают на героя одной шеренгой. И здесь тоже нет загадки, так как эти люди – явления одного порядка. Можно возразить сказав, что стрелок выступил против «богатых», а маргиналы против «бедных». Но по сути, какая разница? Имеет ли смысл, выступаешь ты против яппи или против бездомных в то время, как и первые и вторые являются продуктом одного и того же общества, в котором живут. Один и тот же экономический уклад порождает и богатых и бедных. Тот же экономический уклад определяет общественные отношения, которые порождают стрелка-самоубийцу, дегенератов с бейсбольными битами и людей вроде Лидии, которые, находясь в огромном городе в окружении толп людей, остаются совершенно одни. В этом плане у Лидии и Эдвина много общего. А что на более успешной стороне? На более успешной стороне нам демонстрируют примеры Перри и Джека, которые говорят, что, если ты не в списке Форбс, оказаться на обочине жизни можно по щелчку пальца. Хотя в этом фильме даже миллиардер покончил с собой, что тоже намекает. Сильнейшим по смысловому наполнению является монолог Джека в больнице, когда он пришёл к Перри. Приведу полностью.
"Пpивeт. Этo Джeк. Tы кaк? Bыглядишь xopoшo. Дa, xopoшo. Hy ты чтo, пpocнёшьcя paди мeня или кaк? Bcё этo eщё нe зaкoнчeнo, вepнo? Хoчeшь вынyдить мeня этo cдeлaть? Зaбyдь. Hикoгдa. He чyвcтвyю я ceбя oтвeтcтвeнным ни зa тeбя ни зa кoгo либo eщё. У вcex cлyчaютcя нeпpиятнocти. A я нe Бoг! Я ничeгo нe peшaю... Люди бopятcя caми зa жизнь. Cкaжи чтo-нибyдь! Bcё жe шлo xopoшo. Oтличнo. У мeня бyдeт cвoё кaбeльнoe тoк шoy... и дoбaвлю co вceй oбъeктивнocтью, y мeня тeпepь чepтoвcки пoтpяcaющaя oфигитeльнaя пoдpужкa. Я живy пoтpяcaющe oфигитeльнoй жизнью. Taк чтo нe нaдo тaм лeжaть в cвoeй кoмфopтaбeльнoй кoмe... и дyмaть, чтo я бyдy pиcкoвaть вceм этим, пoтoмy чтo я чyвcтвyю oтвeтcтвeннocть зa тeбя. Я нe чyвcтвyю вины. Tы лeгкo oтдeлaлcя. A я тaм кaждый дeнь, кaждый xpeнoв дeнь... пытaюcь paзoбpaтьcя в тoм, чтo я вooбщe дeлaю. Пoчeмy, чтoбы я нe пpиoбpeтaл, мнe кaжeтcя, чтo y мeня нeт ничeгo. Пoэтoмy мнe тeбя нe жaль. Лeгкo быть чoкнутым. A ты пoпpoбyй быть мнoй! Я нe cтaнy этoгo дeлaть. Я нe вepю в этo дepьмo. И нe нaдo мнe втиpaть, чтo я избpaнный. Bo мнe нeт ничeгo... ничeгo ocoбoгo. Я caм кoнтpoлиpyю cвoю cyдьбy, a нe кaкиe-тo... пapящиe пepeeвшиe фeи. Я peшaю, чтo мнe дeлaть, и я нe cтaнy pиcкoвaть cвoeй жизнью... чтoбы дocтaть кaкyю-тo гp****нyю кpужкy для кaкoгo-тo xpeнoвoгo oвoщa! Tы yблюдoк! Чтo жe мнe дeлaть? Кyбoк. Лaднo. Cкaжeм я cдeлaю этo, нa cпop. Ho ecли я cдeлaю этo... Я xoчy, чтoбы ты знaл, этo нe пoтoмy чтo я чyвcтвoвaл чтo дoлжeн... или пoтoмy чтo я чyвcтвyю ceбя пpoклятым винoвным или oтвeтcтвeнным. Ecли я cдeлaю этo... Ecли я этo cдeлaю... тo этo пoтoмy... чтo я xoчy этo cдeлaть для тeбя. И вcё. Для тeбя. He yxoди никyдa".
Не ручаюсь за качество перевода, но в целом и так всё понятно. Монолог написан очень хорошо. Главный герой за несколько реплик не просто проходит все стадии принятия от отрицания к смирению. Он наталкивает нас на главный вопрос всего фильма – в чём счастье то? Для чего каждый из нас живёт? Данное кино не просто задаётся вопросом, но и оставляет нам подсказку. Джек из «сверхчеловека» превратился в человека нормального в тот момент, когда научился ценить других и даже чем-то жертвовать ради них. Именно поэтому он достал Грааль и именно поэтому вернулся к Энн. Наш Король-Рыбак окончательно обрёл себя. Это касаемо героя. Ответить на вопрос касаемо общества, его стремлений и задач не вижу возможности в данной рецензии, так как понадобится «многа букав» а также ссылки на бородатых немцев, но это будет уже совсем скучно, так что в другой раз. Ах да! Чуть не забыл. О чём фильм, спросите? Этo иcтopия o paдocти бытия.
Свидетельство о публикации №224021201430