х ф 99 франков. Рецензия
Пожалуй, это всё, что я могу предложить в качестве вступления для рецензии на этот фильм. Не густо, понимаю, но у некоторых может не быть даже запасного варианта, так что не всё так плохо. К тому же, я не пытаюсь продать вам рецензию. Никто не выдаёт мне задание, нет никаких желаний заказчика и дедлайнов. Мне будет достаточно вашего хорошего настроения во время чтения. В таком случае моя графомания хоть на что-то сгодится. Но что я действительно могу, так это провести анализ увиденного. К тому же, посмотреть есть на что. И так, дорогой читатель, что ты знаешь о рекламе?
Фильм начинается с демонстрации билборда, на котором изображены в объятиях на фоне пальм и моря мужчина, женщина и ребёнок. Идиллическая картина, прямо-таки. На билборде написано: «Добро пожаловать в лучший из миров». Это реклама нефтепродуктов Франции. Какая связь между нефтепродуктами и семьёй на фоне пальм, понять невозможно. Рекламу видит главный герой, который стоит на краю крыши высотного здания, и готовится прыгнуть. Мы слышим его закадровый голос:
"Все покупается: Любовь, искусство, планета Земля, вы, я. Я особенно. Человек - продукт, как и прочие, с ограниченным сроком годности. Я рекламщик. Я заставляю вас мечтать о том, чем вы не сможете обладать. У нас небо всегда голубое, девчонки всегда красивые. Совершенное счастье, подретушированное с помощью фотошопа. Думаете, я делаю мир прекраснее? Как же... Я его поганю. Все временно... Любовь, искусство, планета Земля, вы, я. Особенно я".
Пока мы слушаем закадр, ГГ не теряет времени и делает последний шаг. Практически долетев до места назначения, он замирает в воздухе, и у него перед глазами проносится вся жизнь. В итоге он приземляется на крышу автомобиля, успешно осуществив задуманное.
В следующей сцене наш герой просыпается у себя дома. В квартире творческий беспорядок. Кругом разбросаны пустые бутылки спиртного, а также обнажённые мужчины и женщины. Видимо, отдыхают после тяжёлого рабочего дня. Назально приняв белый порошок, по консистенции напоминающий муку, он отправляется на работу. Главного героя зовут Октав Паранго. Ему 33 года. Работает креативщиком в рекламном агентстве. Пишет сценарии к тридцатисекундным роликам и рекламные слоганы для плакатов. Работает с парнем по имени Шарли. Это художественный директор и друг Октава. Их тандем, это тот случай, когда твой друг – дебил, но это не проблема, потому что ты тоже дебил. Также важным персонажем является Марк Марронье. Это креативный директор и начальник Октава, который его всему научил. Второй человек во всём агентстве. Ах да! Чуть не забыл про Джефа. Джеф, он… хер его знает. Я так и не понял, кем он работает. Он ходит с беспроводной гарнитурой и говорит о важных делах. У него сложная работа и он работает на ней. Наши креативщики без дела не сидят. Смотрят порнуху, курят косяки и нюхают кокаин. В общем, работа кипит. Далее по сюжету главный герой вместе с Шарли отправляется на совещание с заказчиком, предварительно опоздав на сорок пять минут. По словам Октава, подобное поведение является для креативщиков признаком хорошего тона.
"Если подумать, сегодняшнее совещание, вне всякого сомнения, было важнее, чем встреча с главой государства. Ведь это оно изменило всю мою жизнь. Сдается мне, что я собирался сеять добро. Но этого не случилось по двум причинам. Потому что мне помешали и потому что я сам отрекся от этой идеи".
Всё это время Джефф развлекал заказчиков докладом на какую-то важную тему. Закадровый голос Октава даёт вводную о главном человеке на совещании:
"Чувака, который не реагирует на дурацкие шутки Джеффа, как раз и надо убедить. Альфред Дюлер, 51 год. Скорпион под влиянием Тельца. Директор по маркетингу отдела свежих продуктов в "Мадон". Костюм - "Хьюго Босс", одеколон - "Хьюго Босс". Любимый поэт - "Хьюго Босс". Не прикасается к жене с 93 года. Голосует за правых. Обожает картинг. Его боятся и в "Мадон", и в "Росс".
Совещание проходит не удачно. Их идею отбраковывают, а запасного варианта у них не было. Это говорит о том, что за всё время работы их идею отвергают в первый раз. Октав воспринимает отказ крайне болезненно. Даже устраивает перед Марком спектакль с увольнением. Однако Марк оказывается не промах, и довольно ловко нашего героя срезает:
"Что с тобой, Октав? Ты что, наркотик сменил? А! Понятно! Ты пишешь о типе, у которого депрессия. Я понял! А что, неплохо. Вот только немного... Нет, вообще-то смешно! В твоем духе. Но этот парень, мне кажется, может все потерять. Превратиться в дерьмо. Подумай".
И Октав подумал. Окончание первого акта сопровождается монтажом из наркотических трипов главного героя.
Второй акт начинается со знакомства с женщиной, в которую влюблён наш герой. Её зовут Софи. Её нанял Марк на должность медиапланёра. Нам демонстрируют завязку их отношений и довольно предсказуемую в таких отношениях развязку. Софи залетает, а наш герой поступает как настоящий мужчина, и предлагает остаться друзьями. В итоге она оказывается в объятиях Марка, и Октав сильно депрессует по этому поводу. Но магия нелинейного монтажа снова возвращает нас в их офис где они, как мы помним, работают в поте лица. К ним заходит Джефф и говорит, что всё очень плохо. В этот же момент к ним заходит Марк с президентом кампании (что намекает) и говорит, что с заказчиком проблемы и как вообще у них дела с проектом? Джефф говорит, что всё ОК. На том и разошлись. Октав начинает кормить хомяка кокаином (у них есть хомяк) и Шарли подмечает, что для животинки это не очень полезно. За работу приступать не торопятся. Джефф при виде такого «медвежьего» спокойствия теряет самообладание, и начинает умолять героев приступить к работе.
"Эй! Мы уже снимать должны! А вы играете! Мы покойники. Упустим "Мадон" - все вылетим. Тебе, конечно, по фигу, ты в любом случае работу найдешь. Но подумай о других, кто от тебя зависит! Я забочусь не о себе, знаю, что вы меня в упор не видите, я ведь всего лишь бумажная крыса. Подумай о тех, кто "обслуживает" ваше творчество. А? У Жаклин из бухгалтерии ребенок-инвалид, куда она устроится в 45 лет?! Можно и не надеяться. А Момо, убирающий ваше дерьмо, ваш кокс, вашу порнуху! Ему куда податься? Будьте людьми, сволочи!"
Сжалившись над несчастным, наши герои приступили к работе. За стол они сели на сорок третьей минуте и пятьдесят третьей секунде фильма. Новый вариант сценария рекламного ролика был отправлен заказчику на сорок пятой минуте и сорок третьей секунде. Итого – 110 секунд. Они работали меньше двух минут. Октав получает зарплату в размере 75000 франков. События фильма происходят в 2001 году. В 2002 году в оборот была введена евро. Во время обмена франков на новую валюту один евро стоил примерно 6,56 франков. Это значит, что наш ГГ получал в месяц приблизительно 11,5 тысяч евро. Сегодня, с учётом инфляции, эта сумма составляет около 17000 евро. Средняя зарплата во Франции в 2022 году – 3000 евро до уплаты налогов. После уплаты – 2400. По актуальному курсу на сентябрь 2022 года, 17 тысяч евро — это примерно 1 миллион рублей. Разумеется, это не корректно, просто провести пересчёт зарплаты по курсу. Необходимо учитывать паритет покупательной способности валют. Но один миллион – это один миллион, т.е. очень неплохо. Хотя до Сечина всё равно далеко. Безусловно, в данном эпизоде делается акцент на том, что они используют некую заготовку. «Запасное дерьмецо «Час Х», как они сами её назвали. Их опыт работы и профессиональные навыки позволяют им придумывать слоганы буквально на ходу и иметь в запасе подобного рода шаблоны. Но шаблон это, или нет – работа сделана. Сделана не так, как того хотел Октав. Из-за чего он ненавидит себя ещё больше. В этот самый момент от передоза умирает хомяк а главный герой стреляет себе в голову игрушечным пистолетом. Тем самым нам демонстрируют, что герой пережил серьёзный психологический надлом. «Умер» внутри, так сказать. Естественно, в момент серьёзного стресса наш герой принимает ударные дозы кокаина и проводит время с проституткой, которую зовут Тамара. В какой-то момент Октав получает VHS-кассету, на которой записано УЗИ с его ещё не родившимся ребёнком. Кассета сопровождалась запиской, которая сообщала, что он в первый и последний раз видит свою дочь. Запомним этот твит. Естественно, герой не сбавляет накала и во время очередной пьянки ловит передоз. Во время нарко-трипа ему мерещится реклама. Реклама – это всегда иллюзия, и наш герой пытается перестать себя с ней ассоциировать. Он считает, что вся его жизнь, это такая же фальшь, как и реклама, из которой он пытается выбраться. В итоге – скорая, реанимация, и ГГ попадает в реабилитационный центр для наркозависимых.
Откинувшись из санатория, наш герой узнаёт занятную весть. Оказывается, их начальник, Марк, покончил с собой из-за увольнения. При чём никто этому не удивился. В общем то, цитату самого Марка о превращении в дерьмо мы помним. Также ГГ интересуется судьбой Софи, но ему сказали, что она улетела в Канаду. Что касается их работы – всё замечательно. Их идея всем понравилась и проект утвердили. Более того, лицом бренда выбрали Тамару. Ту самую проститутку, которую порекомендовал Октав. После последнего совещания они отправляются в Майами для съёмок рекламы. Всё проходит хорошо. Октаву и Шарли предлагают должности креативных директоров с окладом 250000 франков. Но у Октава другие планы. Более «революционные». Он снимает свою версию рекламы, которую нам пока не демонстрируют. Далее Октав, Шарли и Тамара отправляются на автомобиле в город, где первым делом закидываются мескалином и, находясь в состоянии наркотического опьянения, сбивают несколько человек и уходят от погони полиции. В себя приходят уже в самолёте, летящем в Париж. Разумеется, их берут на должность директоров, но во время празднования повышения к ним наведывается местная полиция, и это были не жандармы из Сен-Тропе. В этот самый момент Октаву неожиданно звонит мать Софи и сообщает, что её дочь уехала с Марком в Сенегал и там покончила с собой. И сделала она это из-за Октава. При виде полицаев Октав убегает по лестнице на крышу, прыгает вниз и погибает.
"Все временно: Любовь, искусство, планета Земля, вы, я. Особенно я".
Это финальные слова фильма, после которых мы наблюдаем самый оригинальный слом четвёртой стены, который я когда-либо видел. Текст на экране сообщает:
"Пробный просмотр. Вы являетесь частью группы анкетирования. Далее: Финал номер 2. Просьба сообщить о вашем выборе при выходе из зала".
И нам в самом деле демонстрируют второй вариант финала. Наши почтенные месье снова приходят в себя в самолёте после нарко-трипа, все в блевоте, только в этой версии они никого не убили. ГГ всё-таки доводит начатое до конца, и его версию рекламного ролика пускают в эфир. Все собрались у экранов, но вместо ожидаемой рекламы мы видим Октава, который произносит следующее:
"Добрый день, это "Старлайт". Новый обезжиренный йогурт без всякого вкуса. Тогда вы спросите: Почему нам хотят его продать? Потому что поставлена задача получить годовую прибыль, а вы как думали? Мы тут в игрушки играем? Вам известно, сколько стоит 30-секундная атака на ваш мозг? 400 тысяч франков! Мы, по-вашему, платим за все это? А наши сотрудники? Сколько они получают? Зарплату президента можно сравнить с ВВП Буркина Фасо? А? Где находятся все эти бабки? А еще акционеры? Инвесторы? Что нам делать? Что нам делать?! Что нам делать?! Так что вот, выключайте телеки, хватайте кошелечки и бегом скупать все запасы йогуртов. Нужно слопать 12 тысяч тонн!"
Всё это сопровождается видеорядом различной степени мерзости, который должен вызвать неприязнь к способу производства и потребления в современном индустриальном обществе. А ещё в Африке дети голодают. На этом, собственно, всё. ГГ наслаждался своей «революцией», пока летел первым классом куда-то далеко в джунгли, чтобы начать жить заново. Видимо, в серьёз решил закосплеить Робинзона Крузо. Но Робинзон из него оказался такой же, как и революционер. В первый же день сожрал корень неведомого растения и чуть не помер от боевого поноса. Благо, местные жители пожалели и выходили дурака. Он даже смог приспособиться к местной жизни, и в один прекрасный день к нему возвращается Софи с их дочкой. Они обнимаются на фоне пальм и моря… И да! Это тот самый билборд, который Октав видит, падая с крыши, а весь второй финал – это его фантазия. Герой погибает. Занавес.
Последнее, что мы видим, это текст на экране:
"Каждый год мировой бюджет на рекламу составляет 500 миллиардов долларов.
Исследования ООН показали, что даже 10 процентов этой суммы было бы достаточно, чтобы вполовину сократить голод на земле".
Википедия даёт следующее определение рекламы:
Рекла;ма — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему. «Узкое определение рекламы — платное однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства». Основные функции рекламы — повышение дохода от реализации продукта либо услуги. Правильно организованная кампания по раскрутке в течение длительного времени удерживает заинтересованность общества к товару. Помимо этого, происходит продвижение определённой торговой марки и привлечение новой аудитории.
Реклама – это рыночный инструмент. Она призвана завлекать потребителя. Главного героя она завлекла настолько, что он решил посвятить ей всю жизнь. Одной из особо запомнившихся для него была реклама первого компьютера Macintosh.
Чёрно-белые тона, вкупе с девушкой, грациозно метающей молот в экран, заставили меня вспомнить клип группы Rammstein на песню «Stripped», вышедший в 1998 году. Он примечателен тем, что его видеоряд полностью смонтирован из отрывков документального фильма «Олимпия», снятого главным киноделом Третьего Рейха – Лени Рифеншталь. Как мы знаем, с оболваниванием населения в Третьем Рейхе был такой порядок, что Йозефа Геббельса и Лени Рифеншталь смело можно называть папой и мамой современной пропаганды. Так что кто знает, чем вдохновлялся Ридли Скотт, когда снимал рекламу для Apple. Но это всё, конечно, напускное, так как в художественном произведении главную роль всегда играет смысловое наполнение, и только потом форма подачи.
Октав ещё в 17 лет решил, кем хочет стать. Более того, занимаясь любимым делом, он хорошо зарабатывает. Это очень редкая удача. И как же своей удачей распоряжается главный герой? В основном, он упарывается кокаином и трахает шлюх, и кто бы его в этом винил, но он всё равно чем-то не доволен. Вопрос, чем?
"А ведь как хорошо все начиналось. Атмосфера была отличная, ди-джей отвязный, температура - самое то, девчонки - отпад, выпивки – хоть залейся, кокса - хоть обнюхайся. Бесспорно, первые 33 года жизни мне удались. Но я не буду искажать правду. Я вовсе не милый мальчик. Я настоящее дерьмо. Современный персонаж, в общем".
Переломным моментом, инициирующим конфликт фильма, становится совещание с Дюлером. Ох уж этот Дюлер. Самовлюблённый болван. Ещё и за правых голосует. Естественно, прогрессивная общественность, к которой и я отношусь, при виде Дюлера неодобрительно закатывает глаза. Но всё-таки, что конкретно пошло не так? Наши герои предложили сценарий дурацкого шутливого ролика с девушками модельной внешности, что Дюлера не впечатлило. На уместный вопрос: «к чему нам тут юмор?», Октав ответил нечто вроде – чтобы было смешно, лол. Далее состоялся следующий диалог:
Альфред Дюлер - Черт подери, мы кому продаем йогурты?
Джефф - Домохозяйкам?
Альфред Дюлер - А кто это – домохозяйка? Светская дама, что ли? Домохозяйка - это... уставшая бедолага. Вот она ходит по супермаркету. По тележкам рассованы орущие дети. Руки в дерьме, сердце в крови. У нее куча проблем. Еще муж пьянствует... И ей совсем не хочется забивать голову какими-то словами, которых никто не знает, к моему сожалению! Так что думайте не о смешливых друзьях в Париже, к которым и я отношусь, да, меня тоже иногда веселят ваши глупости. Прежде всего... подумайте, чего хочет эта самая домохозяйка? Чего она хочет услышать? Что нужно ей сказать? Вот и все. И вся сложность. Так что хватит врать, ладно?
Октав (мысленно/саркастически) - Милое представление о мире.
Дюлер, конечно, мудак и всё такое, но! В чём он не прав? Спорить с ним не стали не только потому, что его все боятся, но и потому, что спорить здесь не о чем. Он, в отличие от наших специалистов по рекламе, хорошо знает своего целевого покупателя. Он точно знает, кому будет продавать йогурт. А что Октав? У него истерика. Почему? Его гениальную идею, о ужас, не приняли. Нанесли творцу непоправимый удар и он, как побитая сучка, побежал увольняться. Но его и здесь приземлили. Вот и всё. Вся трагедия. Его просто прогнули. Указали на его место, что с его собственным самомнением никак не билось. Ведь он, по его собственным словам, самый могущественный человек. Но как только на горизонте появился тот, кто заказывает музыку (представитель огромной компании), тут-же нашего аса с небес и спустили. Но наш бунтарь решил пойти против системы. Решил бороться с корпоратами, аки Джонни Сильверхенд… Почти. Джонни был алкоголиком, наркоманом и анархистом. Два совпадения из трёх. Не так уж и плохо. Только Джонни, при всей ошибочности его подхода, умудрился атомной бомбой взорвать главное здание Арасаки, предварительно попытавшись внедрить вирус в систему корпорации. Разумеется, взрыв здания ни к чему не привёл, что по ходу игры понимает и сам Джонни. А что наш герой? Он также действовал в рамках собственной парадигмы, и его поступок также можно рассматривать, как резонансное заявление (хоть оно также ни на что глобально не влияет). И можно сказать, что между ними есть что-то общее, но! Октав ничего не сделал. Он согласился на новую должность. Нести ответственность за содеянное герой всё также не планировал, и в побеге от правосудия покончил с собой. Этим закончился фильм. Демонстрация альтернативного финала, который показывают фокус-группе, чтобы понять предпочтения зрителей (делается это для того, чтобы заработать больше денег в прокате, естественно) – ход неожиданный и своего рода уникальный. Но это всего лишь обман ожидания, который выдали за последнюю фантазию главного героя. Что ещё было в фильме? Разумеется, аллюзии на Иисуса. Герою 33 года и в самом фильме достаточно характерных отсылок.
"Мы все одержимы желанием изменить мир, и участие в подобных мероприятиях – шаг в том направлении. А сидение за этим столом – вклад в глобальное оболванивание. Чтоб преуспеть... надо принести себя в жертву. Не думал, что однажды буду способен на это".
Так это он в жертву себя принёс? Иисус, значит? Давайте сравним. Что мы вообще знаем про Иисуса?
Согласно библейской мифологии, Иисус родился в Вифлееме и был сыном самого Бога. С раннего детства проявлял магические способности. Также трудился вместе с приёмным отцом Иосифом, который был плотником. В тридцать лет занялся чтением проповедей. Учил людей милосердию, покаянию и любви. Естественно, подобное не могло понравиться иудеям из конкурирующей организации, из-за чего у Иисуса возникали проблемы с правящей и религиозной верхушками Иудеи. До добра их разборки не довели, и Иисус был приговорён к распятию на кресте. На третий день после смерти он воскрес, сделал последние наставления своим ученикам и на сороковой день отправился к отцу на ПМЖ. История Иисуса являет собой сюжет классического мономифа, истоки которого берут своё начало в глубокой древности. Это, с одной стороны. С другой стороны Октав, который… Пожертвовал собой? Давайте ещё раз. Герой всю жизнь проработал в рекламе. Хотел сеять светлое, доброе, вечное, пока работал на крупные компании, трахал проституток и потреблял наркотики конскими дозами. И его всё это более чем устраивало, ровно до тех пор, пока его не прогнули. Ему популярно объяснили, что он не самый влиятельный человек за последние 2000 лет. Это не он определяет вкусы и предпочтения поколений. Он всего лишь является инструментом в руках огромной кампании и в сущности ничем не отличается от токаря у станка. Ничем, кроме зарплаты, естественно. Он, как и токарь, обладает специфическими навыками, которые применяет с помощью средств производства, предоставляемых ему нанимателем для того, чтобы извлечь из его труда прибавочную стоимость. Так работает капиталистическое производство. Так получается прибыль. Но от политэкономии предлагаю вернуться к философии. Одним из главных пороков современного производства является отчуждение труда. Работа по найму подразумевает, что результат вашего труда принадлежит вашему нанимателю, но не вам. Вам предназначается незначительный процент прибыли от реализации результатов вашего труда в виде зарплаты. Большую часть прибыли от произведённого вами наниматель присваивает себе. Это и есть отчуждение труда. Во многом, именно ему мы обязаны выгоранием на рабочем месте, задержкам зарплат, отсутствием необходимой материальной базы и несоблюдению условий охраны труда. Человек часто не понимает этих закономерностей, но непосредственно ощущает их на своей шкуре. Умножьте это на несправедливо низкий уровень заработной платы, и вы поймёте, кого мы можем благодарить за текущую социальную деградацию. Но Октав – это другой случай. Несмотря на то, что он также является наёмным рабочим, зарабатывает он при этом заметно больше среднего. Принадлежит к так называемой рабочей аристократии. И хочет к себе соответствующего отношения. Но нанимателю на желания героя плевать. Однако оказывается, что подобное унижение Октав готов пережить. Вот тюремное заключение за убийство – это уже слишком. Единственное хорошее, что было в его жизни – это Софи. Но он и её умудрился потерять. Возвращаясь к сравнению с Иисусом, хочется спросить – после всего пережитого главным героем, что за ним остаётся? Иисус своим учением менял общественный порядок в лучшую сторону. Октав встроился в действующую общественную модель и, в целом, особо ей не противился. В итоге эта самая «модель» его прожевала и выплюнула. На этом его жизнь закончилась. И как после этого я должен трактовать параллели с Иисусом? Ах да! Как же я сразу не понял. Сломы четвёртой стены, обман ожидай, критика общества потребления – это же постмодерн. Октав, вероятно, хотел делать мир лучше. Но не делал. А когда попытался, у него ничего не вышло. Здесь можно сказать, что это Иисус эпохи постмодерна, но я не согласен с подобным сравнением. Или достаточно сделать что-то со знаком минус, и объявить это постмодерном? Не думаю. Главного героя отличает действие. Вот упомянутый ранее Джонни Сильверхенд сделал намного больше. Он был популярным музыкантом, и в своих песнях транслировал свои анархистские идеи, что можно интерпретировать, как проповедь. Он объединял вокруг себя людей и смог осуществить теракт против корпорации, при этом погибнув при исполнении. В дальнейшем он даже «воскрес» в виде голограммы в голове Ви. Разумеется, подобные деяния ни к чему не привели, так как сами по себе не несут никакого конструктива, как и идеи анархизма, в целом. Но сколько параллелей с Иисусом мы, при желании, смогли провести. Сколько при этом было лет Сильверхенду, не представляется важным (ему было 35 лет на момент смерти). В моём понимании его смело можно считать Иисусом постмодерна. Октав же на эту роль явно не тянет.
И так, у нас имеется пассивный персонаж, которому, по большому счёту, нравилась его жизнь. По-настоящему он хотел лишь вернуть Софи. Но она решила выпилиться вместе с Марком. Остановимся на этом подробнее. Креативный директор известного агентства с опытом работы на руководящей должности, не последний человек в профессии убивает себя после увольнения. Казалось бы, поступок довольно опрометчивый. Но что люди, подобные нашим героям, представляют вне профессии? Ты можешь быть высокооплачиваемым специалистом с безупречным послужным списком, но стоит совершить один прокол, и ты тут же окажешься за бортом. Сбитые лётчики никому не нужны и вся твоя креативность понадобится для того, чтобы выбрать, каким именно образом покончить с собой. А что ещё остаётся, ведь за пределами профессии, за пределами делового круга подавляющее большинство людей являются никем и не представляют из себя ничего. Ты человек, пока ты в строю. Выбыв из строя, ты выбываешь из жизни. Зачем тогда жить? Но об обществе мы ещё поговорим. Что касается Софи… я хз. Подумаешь, залетела от какого-то обмудка, с кем не бывает. Да, брошенка с прицепом! Но всё ещё молодая и красивая. В общем, для неё жизнь не совсем кончилась. В сюжете это, скорее, ради большего драматизма. Чтобы главный герой точно не мог её вернуть. Почему? Октав, как персонаж, не должен был получить главный приз в конце фильма, так как он не просто не изменился к финалу. Он вообще ничего не сделал. Это хоть и не Иисус, но типичный персонаж эпохи постмодерна. И поскольку у нас персонаж без действия и история без финала (его мы увидели в самом начале), то что же представляет из себя фильм? Учитывая подтекст, которым фильм наполнен изрядно, становится очевидным, что главное здесь не история, а высказывание. Мысль, которую авторы хотели до нас донести. Ещё раз обратим внимание на последние слова в фильме.
"Каждый год мировой бюджет на рекламу составляет 500 миллиардов долларов.
Исследования ООН показали, что даже 10 процентов этой суммы было бы достаточно, чтобы вполовину сократить голод на земле".
На сегодняшний день мировой бюджет на рекламу составляет 745 миллиардов долларов. Крупнейшие кампании мира не жалеют средств на продвижение своего товара, и реклама серьёзно способствует этому. И в условиях, когда реклама отбивает каждый вложенный доллар, принося всё больше прибыли людям, которым не нужно ничего, кроме прибыли, кто-то рассчитывает, что эти люди потратят часть этих денег на то, что им денег не принесёт? Капитал – это самовозрастающая стоимость. Проще говоря, капитал – это процесс производства прибыли. Каким образом она производится – для собственника не имеет никакого значения. Здесь же предлагается часть средств из оборотного капитала изъять. Чтобы что? Чтобы побороть голод на Земле? Похвально, конечно, только социально ответственным бизнесменам это зачем? По данным ООН для того, чтобы побороть голод на Земле, необходимо всего лишь 100 миллиардов долларов. Смешная, в общем то, сумма, только у меня таких денег нет. Может у вас есть? Тоже нет? В таком случае у меня для вас плохие новости. Так мы голод не победим, потому что люди, которые располагают подобными средствами, не собираются их на нас тратить. Да, это не справедливо, ведь это именно мы, трудящиеся, производим прибавочный продукт, из которого извлекается прибыль. Но согласно нынешним законам, собственность на средства производства может находиться в частных руках. Это значит, что владелец этой собственности может распоряжаться и прибылью, и самой собственностью так, как ему заблагорассудится.
Много тратится на рекламу? Что на счёт военных бюджетов? На сегодняшний день мировой военный бюджет превышает 2 триллиона долларов. Денежки не плохие и поверьте, они не пропадут даром. Политики, представляющие интересы крупного бизнеса, могут сколько угодно строить из себя дурачков-пацифистов, но вместо них очень скоро заговорят ружья. Хотя, если брать во внимание все локальные конфликты, то ружья, в общем то, никогда не замолкали. Сегодня же мы приблизились к возможной ядерной войне так близко, как никогда до этого. И теперь общество потребления и голод в Африке не кажутся нам такой уж проблемой, потому что крупный бизнес может намного больше! Возможно впереди нас ждёт самое эффектное «остекление», которое только может быть, в ходе которого, скорее всего, погибните вы и все, кого вы знаете. Те же немногие, что останутся в живых, будут завидовать мёртвым. Это неприятно слышать, понимаю, но ни вы, ни я на это повлиять не можем никак. Да и потом, вы же не собираетесь жить вечно, правда?
Кстати, раз уж французы сами подняли тему голода в Африке. Вы знаете, что такое Франк КФА? Это денежная единица французских владений в Западной и Экваториальной Африке. Франк КФА в качестве денежной единицы введён декретом французского правительства от 26 декабря 1945 года. При введении франка КФА в 1945 году аббревиатура КФА (lang-fr|CFA) складывалась из начальных букв французских слов colonies fran;aises d’Afrique (французские африканские колонии). С завоеванием бывшими колониями независимости во второй половине 60-х годов XX века она стала расшифровываться как la Communaut; financi;re africaine (Африканское финансовое сообщество) для 8 стран Западной Африки: Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того — и la Coop;ration financi;re en Afrique Centrale (Финансовое сотрудничество в Центральной Африке) для 6 стран: Габон, Камерун, Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Чад и с 1984 года Экваториальная Гвинея, — то есть аббревиатура сохранилась неизменной. В чём прикол? Франция гарантирует конвертацию франка КФА на евро по курсу: 1 евро = 655,957 франка КФА (курс – моё почтение!), взамен требуя всего-то размещения 65% валютных резервов на счёте Казначейства Франции. Как вы могли догадаться, именно Франция распоряжается этими деньгами. Можно сказать, что отношения Франции с «бывшими» колониями представляют собой открытый грабёж.
Реклама для героя представляла собой обман, так как предназначена для одурачивания потенциального покупателя. Под обёрткой товара ему пытаются продать привлекательный образ, но уже не товара, а самой жизни. Той жизни, которой покупатель не живёт и никогда жить не будет. Но это та жизнь, которую можно купить. Это, в свою очередь, означает, что Октав не вполне обманывает своего зрителя. Он даёт ему ложную надежду. Всё можно купить, в том числе беззаботную жизнь, но покупательная способность подавляющего большинства граждан существенно ограничена и им не остаётся ничего, кроме ложной надежды. Однако в это же время есть граждане, обладающие средствами, превышающими бюджеты некоторых стран. Разве для них есть что-то невозможное в материальном плане? Ведь именно их образ жизни чаще всего нам продаёт реклама. Правда, для поддержания такой жизни они и дальше будут продолжать эксплуатацию миллионов людей и именно благодаря этому появляются бедолаги-домохозяйки и голодающие африканские дети. Эксплуатирующее меньшинство смогло построить свой Эдем... на костях эксплуатируемого большинства, разумеется.
Счастливая жизнь одних порождена несчастьями других. Именно в таком виде существует наше общество. Я не сгущаю краски, лишь пытаюсь быть предельно честным, так как планета у нас одна и с этой «подводной лодки» нам и вправду никуда не деться. Если вам не нравится прочитанное, это всего лишь значит, что вы пытаетесь сохранить рассудок. Постарайтесь усвоить полученную информацию и в дальнейшем ваше понимание будет становиться всё более устойчивым и осмысленным. На этом моё повествование окончено. Добро пожаловать в лучший из миров.
Свидетельство о публикации №224021201459