Берестяное письмо мальчика Онфима

БЕРЕСТЯНАЯ ПАМЯТЬ ВРЕМЁН.
Об удивительной находке берестяного письма новгородского мальчика Онфима, пролившего свет на культуру домонгольской Руси XII века.
                1951 год, прошло шесть послевоенных лет. Уничтоженный фашистами когда-то цветущий Великий Новгород торопится подняться из руин, залечить раны, засыпать воронки и пожарища и выстроиться заново. Спешат и археологи – надо поднять из выжженной земли, из-под фундаментов кирпичных кладок и разрушенных домов артефакты древнерусской цивилизации. Вскрываются полуистлевшие мостовые. Каждую новую мостовую наши предки устилали прямо на старую. Слой за слоем учёные поднимают двадцать восемь ярусов настилов. А под ними - кладовая сокровищ культуры новгородской Руси! Раскопки проводились и до войны – тогда находили многочисленные предметы средневекового быта – металлические подковы, кожаные ремни, сбруи, черепки, глиняную посуду. Но на этот раз находки превзошли все ожидания!
Однажды попалась берестяная грамота монаха XII века, - в которой священнослужитель порицает новгородцев за то, что они выбрасывают свои берестяные письма в мусор. Дьякон спрашивает у начальства - не грешно ли небрежно обращаться с написанным словом? После такой уникальной находки в Новгород ринулись учёные. Первые десять грамот на березовой коре обнаружила экспедиция профессора Артемия Владимировича Арциховского. И каждый следующий год наполнен волнующими поисками и непременным успехом. Сейчас берестяных писем более тысячи. 
И вдруг археологам невероятно повезло – между деревянными настилами обнаружилась целая кипа писем на бересте ХII века, написанных мальчиком лет семи - Онфимом. Почему записи новгородского школьника стали ценной исторической находкой домонгольской Руси? – Благодаря чему стало ясно, что не только монахи и знатные русичи владели счётом и письмом, но и простые люди, не только мужчины, но и женщины - дети знали письменность. 
Дневник маленького Онфима, от церковного Анфимий, состоял из 12 писем. Свой берестяной клад юный новгородец хранил в тайнике, он-то и попался на глаза учёным.

О чём писал мальчик? – это были школьные прописи, на которых он учился писать цифры и буквы, его наблюдения за жизнью семьи и друзей.   
Большую ценность представляют рисунки - мальчик изображает себя воином в кольчуге и шлеме с мечом в руках, или охотником, добывшим лося, и подписывает на кириллице – зверь, Онфим. На другом листе юный художник изображает маму – она купает ребёнка, а папа неводом добывает в речке рыбу, - мальчик подписывает – кто изображён на рисунке. Значит, семья небогатая, но мальчик учится в школе, осваивает грамоту и счёт. Выходит, - обучение детей разных сословий и образованность - обычное явление средневековой Руси. Первую школу в Новгороде при храме Святой Софии, а также первое книгохранилище – библиотеку, создал Ярослав Мудрый (XI век), помимо письма и счёта дети изучали богословие. В Новгороде были написаны знаменитое Остромирово Евангелие, молитвенные книги, краткий свод законов «Русская Правда». Мудрый князь собрал книгописцев, которые переводили с греческого на древнерусский язык. Письменность прочно вошла в жизнь людей. А вскоре на Руси появилась бумага, которую научились делать сами.
Берестяные письма учёные считают самым загадочным явлением в русской истории. Интересно, какой народный умелец придумал берестяное письмо? Вот так русский народ осваивал грамоту. Ну и чудеса! Дух замирает от созерцания послания из ХII века в век XXI!   
Благодаря уникальным находкам стал понятен уровень средневековой культуры обычного русича X - XIII веков. До широкого распространения дорогостоящего пергамента и бумаги основным материалом оставалась береста, которая ничего не стоила. На пергаменте писали церковные книги, но кожаная книга была редкостью, её берегли, при необходимости старые записи соскребались и наносились новые. А бумага была привозная.    
Почему за девять веков не истлела береста? Как дошли до наших времён древнейшие предметы культуры и быта новгородского княжества? - Это подарок природы - особенности климата в сочетании с влажным глинисто-песчаным составом почвы обеспечили их сохранность.

Раньше все сведения о становлении Руси черпались из официальных летописей,из составленных монахами записей о делах церковных. Все они затрагивали самые важные события - войны, строительство новых храмов, смерть князей, выборы епископов, солнечные затмения, эпидемии. И тут на помощь приходит берестяная память времён, позволившая расширить знания и уточнить первоисточники.
Кору берёзы без прожилок и трещин очищали от верхнего слоя и кипятили в щелочном растворе. Когда кора высыхала, на ней можно было писать, чернила не требовались, писали писалами -  заостренными палочками. Скреплённые кожаными шнурками листы представляли собой тетрадку или книгу. Дошедшие до нас через 900 лет письмена далёких предков стали уникальными предметами материальной и духовной культуры.
Найдены записки горожан о покупках, торговых сделках, об урожаях, судебные иски, любовные письма, молитвенные книжки, жалобы крестьян на господ, дети упражнялись в письме и счёте. В берестяной грамоте, посланной приказчиком господину, говорится: «Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова».

В другой записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за нее, - муж привел в дом другую жену, и они, напившись, избили её и выгнали.

Есть и такое письмо: - Поклон к брату. Дай, хотя бы, ради Бога, гривен пять и пришли сюда, - прошу тебя, а если есть человек, то пришли с ним. А я хочу продать. Я обеднел, пока сидел в темнице. Теперь иду к святым (в паломничество)». 

Из берестяной грамоты мы узнали, что за один рубль в XIV веке можно было купить коня. А из другой узнаём, что «Литва пошла войной на карел».

В послании от Жировита к Стояну говорится: - С тех пор, как ты поклялся мне на кресте и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром. (гривны-деньги на Руси, слиток золота или серебра, весом в 200 граммов). 

А вот обвинительная записка: … обвиняет этого человека в ущербе на 40 резан. А замок цел и двери целы, и хозяин иска не предъявляет. Так что накажи штрафом того обвинителя. А у этого смерда епископу надлежит взять …сумму. Могут ведь> смерды избить обвинителя…(резаны –  деньги из серебра, часть разрезанной гривны. Смерды – свободные земледельцы, зависимые только от князя).

В письме От Братяты к Нежилу: - Иди, сын, домой — ты свободен. Если же не пойдешь, я пошлю за тобой судебного исполнителя. Я заплатил 20 гривен, и ты свободен.
В послании от Ремши с поклоном Климяте и Павлу говорится: - Ради Бога, пусть кто-нибудь из вас двоих доберется до архиепископа; скажите архиепископу о моей обиде - о том, как я был бит и закован в кандалы. А я ему <обидчику> ничего не должен. Прошу же вас.
В послании от Бориса к Настасье высказана просьба: - «Как придёт эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку – рубашку забыл».

Обучению детей на Руси придавалось большое значение. Юных новгородцев – «детей знатных, средних и убогих, - пишет русский историк Василий Никитич Татищев (1686-1750), - обучали чтению, письму, пению, игре на гуслях - с 7 лет, а в аристократических семьях - с 5 лет».
В старинной былине о Василии Буслаеве есть такие слова: «Будет Васенька семи годов Отдавала матушка родимая, Матера вдова Амела Тимофеевна Учить его во грамоте И грамота ему в наук пошла».

В 2019 году в Новгороде увековечили берестяную грамоту. На месте первой находки поставили памятник мальчику, - в одной руке он держит бересту, в другой — стилос - писало. Это тот самый Онфим, в берестяных тетрадках рассказавший о средневековой культуре и быте Руси.

Берестяные грамоты находят не только в Великом Новгороде, но и в других старинных городах - Смоленске, Торжке, Переславле. Так в 2007 году в Тайницком саду Московского Кремля обнаружена опись имущества, выполненная на бересте. Но не всё удаётся расшифровать. 
В России, которую наши «партнёры» называют агрессивной, немытой, невежественной, уже в средние века многие владели письменностью, в то время, как в Европе многие  оставалась неграмотными - даже короли и влиятельные аристократы затруднялись составить письмо, - это поручалось специально подготовленным людям, среди военного сословия едва умели поставить свою подпись, а городские обыватели и тем более. В США, например, в ХХI веке 40% населения – неграмотные. (Это они нас учат жить!) А в древнем Новгороде семилетний мальчик из небогатой семьи обучается в школе. Это свидетельствует о высоком уровне культуры Древней Руси.
Великий Новгород, Псков, Киев Х- XIII веков были крупными торговыми центрами. И потому полчища иноземной нечисти рвались на Русь, грабили её, сжигали, уводили мастеровых людей в плен. Непреложный факт – многие княжества имели черты демократических республик, примером тому – народное вече, на котором решали главные вопросы жизни людей -  торговля, налоги, оборона, споры, выборы посадника, тысяцкого, архиепископа, для защиты земель – князя.

Не зря новгородское княжество историки называют «Великая русская республика средневековья». Так в 1236 году народным вече на княжение был избран Александр Ярославич (Невский), - оборону северных рубежей поручили юноше шестнадцати лет.
Почему молодому отроку горожане доверили ответственное военное дело? Новгородский князь Ярослав Всеволодович в это время перебрался в Киев, стал Великим киевским князем. Его старшего сына Александра вече приняло на княжение, и было за что: Александр с раннего детства приучен к чтению и письму, к историческим знаниям, хорошо владел оружием, изучал описания крупных баталий, понимал греческий, латынь, тюркские языки, собирался стать вторым Александром Македонским. К битве на реке Неве с шведскими войсками в 1240 году и к Ледовому побоищу на Чудском озере с немецкими крестоносцами (1242 год) юноша тщательно готовился, хорошо владея знаниями стратегии и тактики боя. И победил! И было ему тогда 18- 20 лет... Русь в это время была окружена неприятелем со всех сторон – с одной стороны крестоносцы копьями и мечами насаждали католичество, агрессивное по отношению к русскому генетическому коду, с другой стороны – монголо-татарское нашествие кочевников. Александр Невский сделал правильный выбор, не пошёл на сделку с европейскими крестителями, тем самым сохранив и Русь, и православие. 
В те героические времена жил мальчик Онфим, проливший свет на культуру домонгольской Руси. Ах, какая удивительная история!
А запад всё хочет представить нас дикарями. Запад, ладно, главное, чтобы у нас в стране понимали значимость России, как одну из древнейших цивилизаций на земле, достойную уважения, чтобы мы сами ценили и берегли своё просвещённое Отечество!               

 
               
               


Рецензии