Берестяное письмо мальчика Онфима
Об удивительной находке берестяного письма новгородского мальчика Онфима, пролившего свет на культуру домонгольской Руси XII века.
1951 год, прошло шесть послевоенных лет. Уничтоженный фашистами когда-то цветущий Великий Новгород торопится подняться из руин, залечить раны, засыпать воронки и пожарища и выстроиться заново. Спешат и археологи – надо поднять из выжженной земли, из-под фундаментов кирпичных кладок и разрушенных домов артефакты древнерусской цивилизации. Вскрываются полуистлевшие мостовые. Каждую новую мостовую наши предки устилали прямо на старую. Слой за слоем учёные поднимают двадцать восемь ярусов настилов. А под ними - кладовая сокровищ культуры новгородской Руси! Раскопки проводились и до войны – тогда находили многочисленные предметы средневекового быта – металлические подковы, кожаные ремни, сбруи, черепки, глиняную посуду. Но на этот раз находки превзошли все ожидания!
Однажды попалась берестяная грамота монаха XII века, - в которой священнослужитель порицает новгородцев за то, что они выбрасывают свои берестяные письма в мусор. Дьякон спрашивает у начальства - не грешно ли небрежно обращаться с написанным словом? После такой уникальной находки в Новгород ринулись учёные. Первые десять грамот на березовой коре обнаружила экспедиция профессора Артемия Владимировича Арциховского. И каждый следующий год наполнен волнующими поисками и непременным успехом. Сейчас берестяных писем более тысячи.
И вдруг археологам невероятно повезло – между деревянными настилами обнаружилась целая кипа писем на бересте ХII века, написанных мальчиком лет семи - Онфимом. Почему записи новгородского школьника стали ценной исторической находкой домонгольской Руси? – Благодаря чему стало ясно, что не только монахи и знатные русичи владели счётом и письмом, но и простые люди, не только мужчины, но и женщины - дети знали письменность.
Дневник маленького Онфима, от церковного Анфимий, состоял из 12 писем. Свой берестяной клад юный новгородец хранил в тайнике, он-то и попался на глаза учёным.
О чём писал мальчик? – это были школьные прописи, на которых он учился писать цифры и буквы, его наблюдения за жизнью семьи и друзей.
Большую ценность представляют рисунки - мальчик изображает себя воином в кольчуге и шлеме с мечом в руках, или охотником, добывшим лося, и подписывает на кириллице – зверь, Онфим. На другом листе юный художник изображает маму – она купает ребёнка, а папа неводом добывает в речке рыбу, - мальчик подписывает – кто изображён на рисунке. Значит, семья небогатая, но мальчик учится в школе, осваивает грамоту и счёт. Выходит, - обучение детей разных сословий и образованность - обычное явление средневековой Руси. Первую школу в Новгороде при храме Святой Софии, а также первое книгохранилище – библиотеку, создал Ярослав Мудрый (XI век), помимо письма и счёта дети изучали богословие. В Новгороде были написаны знаменитое Остромирово Евангелие, молитвенные книги, краткий свод законов «Русская Правда». Мудрый князь собрал книгописцев, которые переводили с греческого на древнерусский язык. Письменность прочно вошла в жизнь людей. А вскоре на Руси появилась бумага, которую научились делать сами.
Берестяные письма учёные считают самым загадочным явлением в русской истории. Интересно, какой народный умелец придумал берестяное письмо? Вот так русский народ осваивал грамоту. Ну и чудеса! Дух замирает от созерцания послания из ХII века в век XXI!
Благодаря уникальным находкам стал понятен уровень средневековой культуры обычного русича X - XIII веков. До широкого распространения дорогостоящего пергамента и бумаги основным материалом оставалась береста, которая ничего не стоила. На пергаменте писали церковные книги, но кожаная книга была редкостью, её берегли, при необходимости старые записи соскребались и наносились новые. А бумага была привозная.
Почему за девять веков не истлела береста? Как дошли до наших времён древнейшие предметы культуры и быта новгородского княжества? - Это подарок природы - особенности климата в сочетании с влажным глинисто-песчаным составом почвы обеспечили их сохранность.
Раньше все сведения о становлении Руси черпались из официальных летописей,из составленных монахами записей о делах церковных. Все они затрагивали самые важные события - войны, строительство новых храмов, смерть князей, выборы епископов, солнечные затмения, эпидемии. И тут на помощь приходит берестяная память времён, позволившая расширить знания и уточнить первоисточники.
Кору берёзы без прожилок и трещин очищали от верхнего слоя и кипятили в щелочном растворе. Когда кора высыхала, на ней можно было писать, чернила не требовались, писали писалами - заостренными палочками. Скреплённые кожаными шнурками листы представляли собой тетрадку или книгу. Дошедшие до нас через 900 лет письмена далёких предков стали уникальными предметами материальной и духовной культуры.
Найдены записки горожан о покупках, торговых сделках, об урожаях, судебные иски, любовные письма, молитвенные книжки, жалобы крестьян на господ, дети упражнялись в письме и счёте. В берестяной грамоте, посланной приказчиком господину, говорится: «Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова».
В другой записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за нее, - муж привел в дом другую жену, и они, напившись, избили её и выгнали.
Есть и такое письмо: - Поклон к брату. Дай, хотя бы, ради Бога, гривен пять и пришли сюда, - прошу тебя, а если есть человек, то пришли с ним. А я хочу продать. Я обеднел, пока сидел в темнице. Теперь иду к святым (в паломничество)».
Из берестяной грамоты мы узнали, что за один рубль в XIV веке можно было купить коня. А из другой узнаём, что «Литва пошла войной на карел».
В послании от Жировита к Стояну говорится: - С тех пор, как ты поклялся мне на кресте и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром. (гривны-деньги на Руси, слиток золота или серебра, весом в 200 граммов).
А вот обвинительная записка: … обвиняет этого человека в ущербе на 40 резан. А замок цел и двери целы, и хозяин иска не предъявляет. Так что накажи штрафом того обвинителя. А у этого смерда епископу надлежит взять …сумму. Могут ведь> смерды избить обвинителя…(резаны – деньги из серебра, часть разрезанной гривны. Смерды – свободные земледельцы, зависимые только от князя).
В письме От Братяты к Нежилу: - Иди, сын, домой — ты свободен. Если же не пойдешь, я пошлю за тобой судебного исполнителя. Я заплатил 20 гривен, и ты свободен.
В послании от Ремши с поклоном Климяте и Павлу говорится: - Ради Бога, пусть кто-нибудь из вас двоих доберется до архиепископа; скажите архиепископу о моей обиде - о том, как я был бит и закован в кандалы. А я ему <обидчику> ничего не должен. Прошу же вас.
В послании от Бориса к Настасье высказана просьба: - «Как придёт эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку – рубашку забыл».
Обучению детей на Руси придавалось большое значение. Юных новгородцев – «детей знатных, средних и убогих, - пишет русский историк Василий Никитич Татищев (1686-1750), - обучали чтению, письму, пению, игре на гуслях - с 7 лет, а в аристократических семьях - с 5 лет».
В старинной былине о Василии Буслаеве есть такие слова: «Будет Васенька семи годов Отдавала матушка родимая, Матера вдова Амела Тимофеевна Учить его во грамоте И грамота ему в наук пошла».
В 2019 году в Новгороде увековечили берестяную грамоту. На месте первой находки поставили памятник мальчику, - в одной руке он держит бересту, в другой — стилос - писало. Это тот самый Онфим, в берестяных тетрадках рассказавший о средневековой культуре и быте Руси.
Берестяные грамоты находят не только в Великом Новгороде, но и в других старинных городах - Смоленске, Торжке, Переславле. Так в 2007 году в Тайницком саду Московского Кремля обнаружена опись имущества, выполненная на бересте. Но не всё удаётся расшифровать.
В России, которую наши «партнёры» называют агрессивной, немытой, невежественной, уже в средние века многие владели письменностью, в то время, как в Европе многие оставалась неграмотными - даже короли и влиятельные аристократы затруднялись составить письмо, - это поручалось специально подготовленным людям, среди военного сословия едва умели поставить свою подпись, а городские обыватели и тем более. В США, например, в ХХI веке 40% населения – неграмотные. (Это они нас учат жить!) А в древнем Новгороде семилетний мальчик из небогатой семьи обучается в школе. Это свидетельствует о высоком уровне культуры Древней Руси.
Великий Новгород, Псков, Киев Х- XIII веков были крупными торговыми центрами. И потому полчища иноземной нечисти рвались на Русь, грабили её, сжигали, уводили мастеровых людей в плен. Непреложный факт – многие княжества имели черты демократических республик, примером тому – народное вече, на котором решали главные вопросы жизни людей - торговля, налоги, оборона, споры, выборы посадника, тысяцкого, архиепископа, для защиты земель – князя.
Не зря новгородское княжество историки называют «Великая русская республика средневековья». Так в 1236 году народным вече на княжение был избран Александр Ярославич (Невский), - оборону северных рубежей поручили юноше шестнадцати лет.
Почему молодому отроку горожане доверили ответственное военное дело? Новгородский князь Ярослав Всеволодович в это время перебрался в Киев, стал Великим киевским князем. Его старшего сына Александра вече приняло на княжение, и было за что: Александр с раннего детства приучен к чтению и письму, к историческим знаниям, хорошо владел оружием, изучал описания крупных баталий, понимал греческий, латынь, тюркские языки, собирался стать вторым Александром Македонским. К битве на реке Неве с шведскими войсками в 1240 году и к Ледовому побоищу на Чудском озере с немецкими крестоносцами (1242 год) юноша тщательно готовился, хорошо владея знаниями стратегии и тактики боя. И победил! И было ему тогда 18- 20 лет... Русь в это время была окружена неприятелем со всех сторон – с одной стороны крестоносцы копьями и мечами насаждали католичество, агрессивное по отношению к русскому генетическому коду, с другой стороны – монголо-татарское нашествие кочевников. Александр Невский сделал правильный выбор, не пошёл на сделку с европейскими крестителями, тем самым сохранив и Русь, и православие.
В те героические времена жил мальчик Онфим, проливший свет на культуру домонгольской Руси. Ах, какая удивительная история!
А запад всё хочет представить нас дикарями. Запад, ладно, главное, чтобы у нас в стране понимали значимость России, как одну из древнейших цивилизаций на земле, достойную уважения, чтобы мы сами ценили и берегли своё просвещённое Отечество!
Свидетельство о публикации №224021201531