Поэты врут?

Премьера — это всегда очень и очень волнующее событие.
 И не только для артистов. Мы, зрители, тоже волнуемся – что-то придумали для нас новенького!
Ансамбль Дмитрия Покровского 14 декабря в Московском доме композиторов представил своё видение фольклорно-сказочного творчества Фёдора Сологуба – «Ночные пляски».
Фёдор Сологуб – яркий представитель «Серебряного века». Его литературными наставниками были Д.Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт. Они и придумали Фёдору псевдоним – Сологуб, который не одобрил О. Мандельштам.
В 1907—1912 гг. драматургии в творчестве Сологуба было отведено преобладающее место. Первым драматическим опытом стала мистерия «Литургия Мне» (1906). Любовь, объединённая со смертью, творит чудо и в другой пьесе Сологуба «Дар мудрых пчёл» (1906), написанной по мотивам античного мифа. В трагедии «Победа Смерти» (1907) любовь используется как инструмент «волшебной» воли. В черновом варианте трагедия носила название «Победа Любви», — в изменении полюсов противоположностей Сологуб видел внутреннюю тождественность, и «Любовь и Смерть — одно», — звучат финальные слова в пьесе. Эта тождественность противоположностей была в полной мере воспроизведена в гротескной пьесе «Ванька-ключник и паж Жеан» (1908; премьера в Театре Комиссаржевской в постановке Н. Н. Евреинова). Схожим образом для сцены была переработана другая русская народная сказка — «Ночные пляски». Премьера пьесы в постановке Евреинова состоялась 9 марта 1909 года в Литейном театре Санкт-Петербурга; роли исполнили не профессиональные актёры, а поэты, писатели и художники: С. М. Городецкий, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. Волошин, Б. М. Кустодиев, А. М. Ремизов, Н. Гумилёв, М. Кузмин и др.   Но драмы Сологуба шли в театрах редко, и в большинстве своём это были малоуспешные постановки.
Современники Сологуба «Ночные пляски» считали ярким событием культурной жизни Санкт-Петербурга и, безусловно, посмотреть «пляски» ансамбля Покровского было весьма заманчиво.
14 декабря синоптики предупреждали о надвигающемся циклоне «Ваня», и да, несколько зрителей не смогли добраться до дома композиторов. Но зато те, кто - не смотря и не взирая - были в восхищении.
Представление идёт полтора часа. Смешение стилей – фольклорного и книжного, смешение театральных жанров и народного «балагана» – держит зрительское внимание неослабевающим все полтора часа.
Вот и видео – в подтверждение. Зрители все как один аплодировали пока артисты не покинули сцену.
Все цветы раскрыли глазки.
   Рейте, вейте в легкой пляске,
   Зачинайте ласки-сказки,
   Забывайте сон дневной.
   Там, под солнцем, только маски,
   Здесь развязаны завязки,
   Святы лики, сняты маски,
   Все святое предо мной.
   Рейте, сестры, в легкой пляске,
   С нами вместе пляшут сказки
   Под волшебницей луной.

После спектакля зрители обсуждали представление. Кто-то слегка в эйфории от известного стихотворения Лермонтова, прозвучавшего, а капелла настолько сердечно и проникновенно, что хотелось подпевать и плакать.
Кто-то бренчал ключами, подражая колокольчикам на сцене.
Кто-то светло улыбался и тихонько напевал – Ой, лёли, лёли…

Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Пьер де Ронсар
А-а, да про то, все ли поэты врут – узнаете, посмотрев музыкальную фантазию по мотивам произведений Фёдора Сологуба в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского.


Рецензии