Куда идёшь ты - странник русский?

Куда идёшь ты –странник русский?
Образ странника-богомольца в русской живописи

«Не дай мне, Бог, сойти с ума, уж лучше посох и сума», - гласит народная присказка. Или: «Бродяга, судьбу проклиная, тащится с сумой на плечах», - поётся в старинной песне. Душа русского народа – мытаря, стонет в песне и на века врезалась в память людскую. В ней отголоски особого явления в русской жизни – странничество, бродяжничество по городам и весям, которое, порой, заканчивалось ссылкой, каторгой. Ходить по святым местам с сумой и посохом издавна распространено в России, в основном среди крестьянского люда, уставшего от тягот жизни, ищущего лучшей доли в чудесной стране правды и справедливости – райской обители на земле нашей грешной. Шли неутомимые паломники долго, иногда лишь к празднику, иногда годами, иногда всю жизнь, от одного храма к другому, за словом Господним, заступничеством, чтобы пожаловаться на судьбу свою горемычную, рассказать о житье – бытье, утолить жажду духовную, исповедаться, причаститься, получить благословение - защиту от бед земных. Жили они милостыней, просились на постой, философствовали. Слушали рассказчиков этих со вниманием, - пилигримы вольные много знали, каждый из них - очевидец и свидетель другой жизни, - пророков видели в них, - и каждый Библию толковал по-своему. (один Григорий Распутин чего стоит, а таких на Руси немало).
Что побуждало человека бездомным бродягой скитаться по миру? «Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?» – спросил бы Михаил Юрьевич Лермонтов бродячих паломников. Причины были веские. Кабальное, беспросветное крепостничество в России носило отвратительные формы, непомерные налоги, безземелье, рекрутские наборы. Не нашедшие для себя полезное дело тоже спасались бегством, стремились исчезнуть, затеряться на пыльных дорогах Руси.
Но было и другие, духовные причины, прежде всего, раскол русской православной церкви в результате реформ патриарха Никона во времена   царя Алексея Михайловича. Старообрядцы, не желающие следовать новым церковным правилам, уходили с насиженных мест в поисках истинного Бога, протестовали самосожжением против новых книг и церковных правил, возбуждали смуты народные, пополняли ряды божьих странников. Реформы Петра I нанесли не менее глубокие раны русской православной церкви, оторвали верующих от исконных религиозных традиций, сделали просвещённый люд скитальцами без корней, словно перекати-поле на вольном ветру.
Русского человека непрестанно волнует вопрос: как жить свято? Каким   путём идти к праведной жизни? Страшно, когда Бог покидает человека, тогда бесы поселяются в душе. Хождение по мукам «за тридевять земель», в святые места, которое носит характер покаяния, считалось прямым путём к святости. Грешник должен перетерпеть страдания и лишения, победить препятствия; за это ему, свободному от земных привязанностей и страстей, даровалось царство небесное, одежды белые и венец золотой. 
Есть в христианском мире и другой скиталец - вечный странник Агасфер, бредёт он по миру, не зная отдыха и смерти, согласно легенде, не по своей воле, а по завету Христа. История его близка бессмертию Каина, наказанного вечными мытарствами за братоубийство. Чем провинился проклятый сапожник Агасфер? Оскорбил он Христа, несшего свой крест на Голгофу.  Остановился Иисус передохнуть возле дома, а хозяин прогнал несчастного - осужденного на страшную смерть, ударил больно сапожной колодкой, считая его лжепророком, возмутителем спокойствия, достойного казни. И сказал тогда Христос: «Я уйду, но ты будешь ждать моего возвращения». С тех пор Агасфер обречён скитаться по миру. Заходит бродяга в церковь, худой, босой, длинноволосый, в изодранной одежде, с благоговением слушает проповедь, неистово молится с именем Иисуса на устах, низко кланяется и горестно вздыхает. А потом опять бредёт по пыльным дорогам, заснеженным полям, вот уже две тысячи лет мыкается, гонимый совестью. Избавить от физических и душевных страданий наказанного вечной жизнью может только второе пришествие Спасителя. Вот вам прелести жизни вечной …Но ведь и Христос воскрешённый две тысячи лет ходит по земле, где – двое - трое – там Христос, - только по своей воле он незримо среди нас, - несёт Слово Господне. Мыкается? Нет. Страдает? Да, -не за себя, за людей, берёт на себя грехи наши. В том и разница вечно живого заступника Христа от вечного мытаря Агасфера.

Но странник русский – не Агасфер - явление совсем иное – это не легенда, не миф, а реальная жизнь, он добровольно уходит из родного дома, осознаёт свою оторванность от корней семейного дерева, одинок, легко уязвим, - его всякий обидеть может, не защищён от природных стихий. Что движет им? Вера чистая – живая, свобода духа, желание изменить жизнь к лучшему, вырваться из тесного мира убожества и скудости; в поисках Божьей правды держит он путь в «Святую Русь». Такие духовные подвижники становятся непреклонными правдолюбами и тяготеют к общественной справедливости.

Странник. Народный стих. Дореволюционный автор неизвестен.   

-Ты куда идешь, скажи мне.
Странник с посохом в руке? -
Дивной милостью Господней
К лучшей я иду стране.
     Через горы и долины,
      Через степи и поля,
      Чрез леса и чрез равнины
      Я иду домой, друзья.
- Странник, в чем твоя надежда
Во стране твоей родной?
- Белоснежная одежда
И венец весь золотой.
     Там источники живые
     И небесные цветы.
     Я иду за Иисусом
     Через жгучие пески.
- Страх и ужас незнакомы
Разве на пути тебе?
- Ах, Господни легионы
Охранят меня везде.
      Иисус Христос со мною.
      Он направит Сам меня
      Неуклонною тропою
      Прямо, прямо в небеса.
- Так возьми ж меня с собою
Где чудесная страна.
- Да, мой друг, пойдем со мною -
Вот тебе моя рука.
     Недалёко уж родная
     И желанная страна.
     Вера чистая, живая
     Нас ведет с тобой туда.      
               
Русские художники часто обращались к образу паломника, идущего на богомолье к святым местам, бодрствующего в скорби и надежде. Социальная тема особенно интересовала передвижников, которые чутко реагировали на житейскую несправедливость.

 В святые места. Попов Л.В. 1911 г. 
      
Украинские паломницы в Палестине. Соколов Петр Петрович.
               
Василий Григорьевич Перов. 1859 г.

Паломники. На богомолье. Василий Григорьевич Перов. 1867 г. 

Путник. Перов Василий Григорьевич.1873 г.   Странник. В. Г. Перов. 1869 г.
               
Прием странника. Перов В. Г. 1874.        Странник. Перов В.Г. 1870 г.               

Путник. Бронников Федор Андреевич. 1869 г.

Дорога во ржи. Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 г.

Созерцатель. Иван Николаевич Крамской. 1876 г.

Будущий инок. Николай Петрович Богданов-Бельский 1889 г.

Какая замечательная история создания картины «Будущий инок»! В 1889 году молодой автор получил за неё большую серебряную медаль и звание классного художника. А дело было так: после окончания иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры юношу Николеньку Богданова-Бельского наставник Рачинский определил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества по классу пейзажа на бесплатное обучение. Педагоги там были славные – известные художники В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И.М. Прянишников. И вот подошёл момент написания выпускной работы.  Молодой человек отправился в родные места в деревню Татево, чтобы писать пейзаж, но учитель Рачинский натолкнул юношу на тему «Будущий инок». Начинающий художник был так увлечен картиной, что с окончанием работы упал в обморок. На ней изображена встреча странника с мальчиком, идёт евангельская беседа, душа подростка трепещет от волнительного разговора о невидимых горизонтах бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленным в будущее, -таким предстаёт мальчик, а с ним и сам художник, как - будто писал с себя. И вот наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в повозку, лошадь тронулась, заскрипели полозья на морозе, понеслись сани по заснеженным дорогам. От волнения и страха бросало в жар, и вдруг юноша подумал: - вот бы хорошо, если бы картина потерялась. А картина и в самом деле потерялась - выпала из повозки; извозчик повернул обратно, картину нашёл и доставил по назначению. «Будущий инок» был высоко оценен комиссией и прямо с выставки куплен Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, - собирателем произведений искусства, а затем уступлен им императрице Марии Федоровне. Художнику заказали повторения полотна. Отныне молодой живописец стал жить – поживать, да добра наживать. А было ему в ту пору всего 19 лет! 

Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы» вспомнил о картине Крамского «Созерцатель» при создании образа Смердякова: «…изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, конечно, и тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно».

Странник. В.А.Тропинин. 1840-е гг.
Отдых в пути. Бурхардт Федор Карлович 1889 г.
Странники на отдыхе. Виноградов Сергей Арсеньевич.1895 г.

А тут путники сидят на бревнах: седовласые, бородатые с котомками за плечами, с ними женщины, рано состарившиеся, давно идут, устали. Куда идут, что ищут? Тоскливо. А за спиной пейзаж такой же тоскливый, как сама их жизнь, - пахари там землю будят, пора страдная начинается – некогда пахарям по дорогам ходить, глину месить, - работать надо. 

Путник. Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г.
Путник. Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г.
Странники на берегу реки. Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г.
Путники. За Волгой. М.В. Нестеров. 1922 г. Продано в 2013 году на аукционе MacDougall's  за 3 млн.долл.

Запечатлеть своего, русского Христа в образе скитальца хотели многие, но не все решались. В дореволюционных работах Михаил Нестеров один из немногих несёт христианскую тему, робко, с оглядкой, пытается примирить всех заблудших в разбушевавшейся России начала ХХ века словами Нагорной проповеди Христа: - «Придите ко Мне все страждущие и обремененные, и Аз успокою вы». На что Лев Толстой эти работы назвал «панихидой русского православия». И это близко к истине, - время было непонятное, тревожное, безбожное. В послереволюционных работах художник совсем растерялся, он ощущает духовное опустошение и пытается найти в людях остатки христианских помыслов.
Получилось так, что вернувшись из странствий в 1920 в голодную Москву, Нестеров оказался без квартиры и мастерской, его картины, библиотека, архив и имущество были разграблены. Приютил его товарищ по учебе В.А.Бакшеев: в течение трех сезонов Нестеров жил в Дубках, работал в мастерской Бакшеева и преодолевал ужас свершившейся катастрофы 1917 года. Михаил Нестеров представил бредущего по российским дорогам Спасителя, ещё не отмененного советской властью, дающего утешение людям. Всё в его облике благолепно и скорбно. Притихшая природа наполнена глубоким смыслом. Художник как будто сам удивляется: неужели в расхристанной России ещё живут люди с верой чистой и святой?

Странник. Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)
Богомольцы. М.М. Гермашев
Странник. Из серии «Русь. Русские типы». Кустодиев Борис Михайлович.
К Троице. Коровин Сергей Алексеевич.1902 г.
Паломник. Репин И.Е. Этюды для картины «Крестный ход в Курской губернии». 
                (1881-1883).
Странник. Эскизы костюма к опере "Рогнеда". Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г.

Русские писатели, художники и по сей день обращаются к теме скитальцев - богомольцев, огранивают они сокровища - мечты наши о грядущем, заставляют задуматься о смысле человеческого бытия.

Андрей Шишкин. Разговор с деревом.   
Андрей Шишкин. Рыбалка.
Павел Рыженко. Святая Русь.

А народ русский, надеждами устремлённый в светлую даль, не унывает, ищет затерянные благодатные миры, невидимую в пространстве и времени землю обетованную, жизнь райскую. Для благоденствия своего уходят православные на поиски дивного Китеж – града, что на святом озере Светлояр, который Господь прикрыл своею дланью – и сделал город и его защитников невидимыми, - но не исчезла земля священная, не потерялась в вечности, а только сокрылась; войдут в эту землю праведники и откроются им на Светлом яру отражённые в воде церкви, монастыри, терема княжецкие, хоромы боярские, дворы посадские, поплывут звоны колокольные, услышат их правоверные и причастятся святостью.
Веками ищем спасение, Божье заступничество - защиту легионов Господних,            чтобы восстать из убожества и бедности в духовном своём великолепии, в полной уверенности, что времена жестоких испытаний скоро кончатся, а те, кто выстояли, будут вознаграждены силой духа, который непременно исправит всякую несправедливость на святой Руси. Кто сказал, что мечтать вредно? В мечтах этих слезы и боль наша, терпение и надежда на благодать небесную. Попробуй, отбери у нас веру в долю лучшую, в жизнь чистую, светлую, в живоносные источники райские и цветы небесные, и не будет духа русского, души православной, и жизнь кончится. И потому будем защищать мечту сокровенную до последнего. 
          


Рецензии