Макошь и Параскева-Пятница

 
Древнюю богиню Макошь или Мокошь (Мокуша, Могощь, Макешь, Макуша) сравнивают с Астартой, греческой богиней любви и власти. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует Иштар. Астарта почиталась финикийцами, как главное божество, «Божественная мать», дающая жизнь. У разных народов она была связана с плодородием, Луной и Венерой – «Утренней звездой», и рассматривалась, как вечерняя и утренняя путеводительница. Её представляли в виде женщины с рогами, символизирующими полумесяц во время осеннего равноденствия.
Григорий Богослов сравнил её с Гекатой, греческой богиней, прошедшей путь от повелительницы Вселенной до покровительницы человеческого благосостояния, душ умерших и богини заклинаний и гаданий.
Борис Рыбаков предложил правописание слова - «Макошь», с буквой «а», объясняя его производной от двух слов: «ма», то есть мать и «кошь» - плетёный возок для снопов, кошель – ёмкость для зерна, хлеба и продуктов,  корзина. Таким образом, Макошь – это «мать хорошего урожая», богиня счастья. 
Чехи почитали Мокошь как божество дождя и сырости и молились ей во время большой засухи. Отсюда объяснение происхождения Мокоши  от слова «мокнуть».
В комментариях к «Славянской и росийской мифологии» А.П. Кайсарова в сборнике «Мифы древних славян» Макошь названа не богиней плодородия, а богиней итогов хозяйственного года, богиней урожая, подательницей благ, а также богиней судьбы. А.Кайсаров первым обратил внимание на существование этого божества, но наделил его  мужским родом.
Федор Глинка, изучавший славянских богов, также посчитал «Могошъ» мужским божеством, богом скота и нарисовал его с козлиной бородой, бараньими рогами и бараньей шубой навыворот. Само же имя бога «Могошъ» или «Макошь», «Мокосл» истолковал словом «Могущь», то есть всемогущим божеством.
В.В.Иванов и В.Н.Топоров объяснили происхождение слова «Мокошь» от «mokos» - прядение.
Мокошь - единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других мужских божеств, её упоминает «Повесть временных лет» 980 года. В Украине память о Мокоши сохранялась до середины XIX в. На севере Мокошь представлялась в виде женщины с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе.
Существовало и божество среды - Середа, мифологическая женщина, которая помогала ткать и белить холсты и наказывала тех, кто работает в среду, что говорит о древнем календаре с неделей в три дня.
Мокошь была божеством женских работ, она обучала женщин правилам ведения хозяйства, шитью и прядению.
Мокошь, по словам К.Н.Гальковского «богиня, покровительница овцеводства, пряжи, шерсти – вообще бабьего хозяйства». Но он высказал предположение, что Мокошь – дух умершего, скорее обитавшего в воде, чем на земле, потому что она часто изображается с вилами-русалками, которые ей подчиняются.
В культе Макоши на Руси были включены идолы в храмах и под открытым небом, которые часто отражались в вышивках. Вместе с Макошью на полотне изображались рожаницы и птицы, а часто все вместе.
Прасковья-Пятница, христианская святая мученица, тоже подательница благ, покровительница плодородия и браков. Её образ заменил ведическую Макошь.  Прасковья-Пятница связана с целебными источниками и колодцами, известными как пятницкие родники. Ей ставились столбы с иконами на перекрёстках и распутицах дорог. Её изображали высокой худой с распущенными волосами, олицетворявшими длинные волокна льна. В некоторых местах даже прялки называли пятницами. Великой богине Пятнице жертвовались куски холста, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льнаная кудель, выпряденные нитки, овечья шерсть. Параскева в легендах сама становилась повивальной бабкой, принимая роды и крестя младенцев, чтобы черти не унесли.
Двенадцать почитаемых пятниц описал Борис Рыбаков в своём труде «Язычество древних славян», но их в старину могло  быть только  восемь по числу солнечных фаз в древнем сельскохозяйственном славянском календаре. Б.Рыбаков назвал срок 1-8 ноября «неделей Пятницы-Макоши», что говорит о значительной роли этого праздника. Празднование дней Макоши - богини плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы проводилось еженедельно, ежемесячно и особенное почитание богини проходило на рубеже осени и зимы.
Чичеров В.И. писал: «культ Параскевы Пятницы-Богородицы (а с ними и других женских святых), несомненно, являлся пережитком дохристианских славянских верований и был связан с культом великой богини, следы которого обнаруживаются и в памятниках изобразительного искусства, и в материалах археологических раскопок и во многом другом».


Рецензии