Театр в Подосинках

         В начале ХХ века в сосновом бору близ города Люберцы стали появляться первые дачи. Вскоре здесь возник уже целый поселок с названием Подосинки. Такое незамысловатое название любимо россиянами и нередко встречается на российских просторах. Это название получил и данный посёлок.Через несколько лет в поселке в духе того времени появился летний театр. Его организовала семья Шеффер, имевшая здесь дачу. Это была артистическая семья из этнических немцев, приехавших в Россию ещё при Екатерине II. Многие из семьи Шеффер работали в разных театрах  музыкантами или административными служащими. 
         Летний театр сразу стал центром, полюсом культурной жизни поселка. Выступали в театре, в основном, самодеятельные актёры. Однако приезжали также и профессионалы, знаменитости того времени. Так однажды здесь выступал известный в то время актер Малого театра Александр Ленский. Игрались обычно "легкие вещицы": комедии, водевили и пьесы-шутки. Но всё же и классика не забывалась.
         Ещё летние театры были примечательны тем, что здесь можно было увидеть начинающих актеров, которые потом становились весьма известными и популярными. Таким открытием для театра в Подосинках стала Алиса Коонен. Только начинающая актриса МХАТ, любимая ученица самого Станиславского, она выступала здесь в 1911 году. На этой сцене она училась владеть собою и поддерживать контакт со зрителем. Её выступления в Подосинках прошли с большим успехом. На всю жизнь актриса сохранила самые добрые воспоминания об этом театре.
         После спектакля в иллюмнированном парке, окружавшем театр, устраивались танцевальные вечера. Обычно здесь играл оркестр, но бывало, что танцевали даже просто под рояль.В качестве распорядителя вечеров приглашался кто-то из артистов московских театров. Перерывы между танцами заполнялись развлекательными играми, например,: "Битва конфетти и серпантин" и "Летучая почта". В дополнение к иллюминации сада иногда устраивались фейерверки. Продолжались танцы далеко за полночь - до последнего поезда. В Москву последний поезд тогда отбывал в 2 ч. 26 мин.Театр пользовался успехом не только в Подосинках. Его стали посещать и жители ближайших окрестностей. Кроме того, приезжали даже из Москвы и удаленного Подмосковья. О театре появилось несколько публикаций в прессе.
         Большой бедой летних театров того времени были пожары. Их деревянные конструкции. в значительной части из фанеры, легко воспламенялись. Произошло такое, к сожалению, и с театром в Подосинах. По воспоминаниям Алисы Коонен пожар произошел от падения одной из керосиновых ламп, которыми тогда освещали сцену в качестве рампы. Вот что она пишет в своей книге "Страницы жизни": "По окончании спектакля молодежь стала бросать на сцену цветы, один букет опрокинул керосиновую лампочку, моментально вспыхнул ситцевый занавес, и через несколько мгновений пылал уже весь театр. В маленьком закутке,где мы одевались, началась паника, все кинулись к двери, загородив узкий проход. Все мы погибли бы там, если бы не присутствовавший на спектакле мой дядя. Раздобыв где-то топор, он пробил фанерную стенку и через образовавшуюся дыру стал нас вытаскивать."
         В дальнейшем судьба актрисы сложилась достаточно успешно. Через несколько лет после   выступления  в  Подосинках  она  встретила  начинающего  режиссера-экспериментатора Александра Таирова и стала примой созданного им Камерного театра. Здесь Таиров стремился создать "синтетический театр", соединяющий в себе слово, музыку, танец и цирк.
         Именно Алиса Коонен смогла воплотить его замыслы, став универсальной актрисой. Её аквамариновые глаза, наполняясь то страстью, то весельем становились по-особенному прекрасны. Её голос критики сравнивали с раскаленной магмой, заполняющей зрительный зал. Её грациозная походка представлялась покорением всего окружающего пространства. И это неудивительно, т.к. она владела пластикой Айседоры Дункан, классическим танцем и даже фехтованием. У актрисы было много интересных ролей. Особенно среди них отмечались Федра, Мадам Бовари и Адриенна Лекуврер в одноименных пьесах.
         Зарубежные гастроли принесли Алисе Коонен успех и за границей. Ею восхищались, предлагали остаться, обещали интересные роли в театре и в кино. Но даже там актриса не забывала маленький театр в Подосинках. Вот что она пишет в своих воспоминаниях: "Много позднее, когда мы с Таировым смотрели в Лондоне "Двенадцатую ночь" Шекспира, я вспоминала этот театр. Разница была только в том, что  лондонские  зрители  пользовались куда  большим  комфортом, чем  дачники  в Подосинках... Но зато было другое - была  романтика. Вместо гладкой, постриженной травы вокруг нашей сцены цвели колокольчики и ромашки. Эта несравненная прелесть русской природы таила  для меня особое очарование."
         После пожара  театр в Подосинках так и не  был  восстановлен. Сейчас уже вряд ли  кто  из старожилов тех мест помнит о нём. Летние театры вообще ушли из нашей жизни - нам уже недоступна прелесть приобщения к искусству  Мельпомены  под сенью  деревьев, в окружении цветов и трав... А жаль!


Рецензии
Спасибо, Александр, за интересную и содержательную миниатюру,
очень хорошо написанную!

С уважением

Юрий Фукс   25.02.2024 14:26     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию.Положительная оценка читателя всегда радует и вдохновляет.
С уважением

Александр Першин-Принегин   25.02.2024 23:10   Заявить о нарушении