Перехватчик

Неделя отдыха промелькнула, как её и не было. Арвидас едва успел съездить с детьми, жутко обрадовавшимися поводу на пару дней пропустить школу, в знаменитый московский «Парк птиц». Жили в арендованном домике, питались в местном ресторанчике, постройки начала века, а ребята были  в восхищении от возможности посмотреть на невиданных птиц и узнать новое о, казалось, всем отлично известных. Чего стоили одни «мясные» голуби, или полторы сотни пород кур! Но всё хорошее быстро заканчивается, закончилась и эта неделя.

Добравшись к семи утра до базы третьего отряда космонавтов, располагавшейся в подмосковном местечке Катуар, и придавив ещё часик, оставшийся до работы, прямо в машине, пилот достаточно бодро зашагал по лесочку, скрывавшему под собой основные подземные строения базы. Предстояло рутинное суточное дежурство с отработкой пары часов на виртуальных тренажёрах, и посвящением всего остального времени аналитической работе.

В курилке, как обычно в это время, толпились рабочие эксплуатационно-технической службы, нещадно дымя вошедшей в моду махоркой, от одного запаха которой у проходящего мимо лётчика перехватывало дыхание, так что Арвидас, поравнявшись с неизменным местом притяжения пролетариата, незаметно перестал дышать. Как назло, среди рабочих уже кучковалась и группа штатных аналитиков из нелётного состава, приветливо замахавших знакомому руками, так что пришлось свернуть с тропинки и направить стопы прямо в густые клубы вонючего дыма: не поздороваться с коллегами было бы крайне невежливо.

Курилка обсуждала новость, к которой был причастен и Арвидас: в тундре, чуть в стороне от взлётки Африканды, нашли замаскированное кладбище самолётов. Обнаружили его случайно, когда возвращались на базу на ТБ-3. Видимость полярной ночью была отвратительной, так что персонал попросили укрыться в убежище, и задействовали при посадке картографический локатор. Он то и показал аномальное отражение от одного из участков тундры чуть в стороне от ВПП. Техники не поленились съездить к загадочному объекту на тяжёлом бульдозере, и обнаружили  три арочных укрытия, в каждом из которых, в нарушение всех правил, стояли по два перехватчика СУ-15. Происхождение машин, да и самих укрытий было загадочным, и информацию направили «по инстанции».

Вот что успели откопать за неделю аналитики. В 1974 году на Африканду стал базироваться 431 истребительный авиаполк ПВО на самолётах СУ-15ТМ. Полк был не из числа «любимцев» командования, которым подбрасывали новинки авиационной техники, да и базировались далеко не в столице. До Сушек в полку летали на совсем уже стареньких МиГ-19, и относительно современный перехватчик был воспринят личным составом с энтузиазмом. И техника отплатила  добром: на этих самолётах в части не случилось ни одной катастрофы.

Наиболее ярким эпизодом в истории полка в Африканде стала атака в ночь с 20 на 21 апреля 1978 года на корейский Боинг 707 , залетевший на многие сотни километров в воздушное пространство СССР и игнорировавший все приказы на смену курса и посадку, пока по нему не выпустили ракету. В этом эпизоде пилотировавший Сушку капитан Босов показал себя настоящим воздушным снайпером. Получив приказ на поражение, он настолько виртуозно всадил ракету в крыло Боинга, что тот не разбился. Нарушитель был вынужден совершить аварийную посадку на лёд замёрзшего озера. Итог: всего двое погибших от случайных осколков. В аналогичной ситуации с таким же СУ-15 ТМ, и более современным Боингом 747, «заблудившимся» два года спустя на 600км над районом расположения стратегических ядерных сил на Дальнем Востоке, жертв было куда как больше. Там попадание двух ракет с перехватчика развалило лайнер на мелкие куски, которые потом долго искали на дне японского моря.

Служба шла своим чередом вплоть до рокового для полка 1993 года, когда его расформировали, а самолёты списали на металлолом.
Вот тут то и начинается самое интересное: по сохранившимся в архивах Минобороны актах на утилизацию истребителей были выделены достаточно большие средства из специального фонда, финансируемого США, который как раз и обеспечивал уничтожение советской авиации. Могилизация самолётов  в те годы была поставлена на поток, так что в Америке даже изготовили специальные гильотины, для разрубания фюзеляжей на куски.

По иронии судьбы, от разделки на металлолом истребители спас тот самый давным-давно сбитый Боинг. Заполучить в свою коллекцию ставший знаменитым перехватчик стремились очень обеспеченные люди на западе, и они были готовы платить много более, нежели стоимость цветмета. За дело взялся ни много ни мало, заместитель командующего авиацией по инженерно-авиационной службе управления командующею авиации противовоздушной обороны Владимир Данилович Ишутко.

Генерал придумал гениальную схему. В 1993 году 431 ИАП был расформирован с оставлением техники на аэродроме базирования, переходящем в ведение 641 гвардейского полка, заступающего на боевое дежурство. Лётный состав по приказу покинул место расположения немедленно, но новый полк прибыл на Африканду с «Лагом» в полгода, причём прибыл со своей техникой. О «затерявшихся» перехватчиках так никто бы и не вспомнил, если бы в 1995 году генерал Ишутко не был пойман на продаже «частным коллекционерам» партии из шести истребителей СУ-15 ТМ из числа самолётов бывшего 431 ИАП в Африканде.

По приговору, вынесенному Военной коллегией Верховного Суда РФ 13 июня 1995 года Ишутко В. Д. был признан виновным в неоднократном получении взятки, а также в злоупотреблении служебным положением. Генерала приговорили к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима. Кроме того, было решено конфисковать половину принадлежащего ему имущества. Однако, на суд в день вынесения приговора генерал не явился, и ушел из госпиталя, где он лежал в тот момент, а 21 июня 1995 года Владимир Ишутко пересёк по поддельному паспорту границу с  Украиной и запросил политического убежища, которое и получил.

Что и сколько успел распродать предприимчивый генерал, выяснить не удалось, но сейчас, много лет спустя, в далёкой северной тундре обнаружили  схрон с шестью самолётами, подготовленными этим «коммерсантом» к вывозу за рубеж, но так и оставшимися невостребованными.



Рецензии