Два дня из жизни Сашеньки

ДВА ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ САШЕНЬКИ

Глава первая. Утро.

Предисловие к этой главе.

Вы уже начали читать первую страницу. На ней я хочу задержать ваше внимание этим предисловием. Почему ? Мне думается, что у многих из вас нет личного опыта и знаний о времени и пространстве, в которых будут развиваться события двух дней жизни мальчика по имени Сашенька .
То время называется сейчас в учебниках истории как хрущевская оттепель, для меня это – события моей жизни, и я использую их как свидетельские показания очевидца. Они подкреплены и моим личным дневником, который сейчас раскрыт передо мной и я использую его как дорожную карту по двум дням , наполненным событиями, которые стали личной историей в мировой истории человечества. Замечу, что каждый из нас проживает свою личную жизнь как строку или страницу в мировой истории.
Вы , надеюсь, отметили для себя специфическое название этого времени. Оно требует пояснения. Я не буду уделять ему много места, ограничусь только ссылкой на цифры и поясню их. Примерное время измеряется десятью годами -  с середины 1950 по середину 1960. Закончилась Вторая мировая война . сменилось руководство КПСС – коммунистической партии СССР- изменилась политика партии. Вы уже поняли, что я буду рассказывать о мальчике, жившем в СССР именно в это время.
СССР или Союз Советских Социалистических республик объединял пятнадцать различных республик, самая большая из них называлась Российская Советская Федеративная  Социалистическая Республика. В ней и происходили события моей истории.
 
Здесь предисловие завершается и начинается первая глава.
Мы можем себе представить как мальчик десяти лет просыпается от звонка будильника в 7.00 часов в четверг. Это- сигнал к началу  не времени каникул, а  настоящего рабочего  дня ученика четвертого  А класса начальной школы лесного посёлка Медвежка. Замечу, что в посёлке есть и средняя школа,
  ее здание стоит отдельно от школы начальных классов , это будет важной деталью в моём
повествовании.
Сейчас же звонит будильник. Он даже подпрыгивает на своих тонких, коротких ножках , требует внимания, повторяя весьма выразительно. строгим голосом и очень громко одну и ту же мелодию. Мальчик натягивает одеяло на голову и бормочет, ещё сонным голосом :
- Встаю, сейчас встаю, уже встал, а сам тянет и тянет теплое одеяло на голову.
Не долго пришлось одеялу прятать её под своим покровом, оно уже аккуратно сложено на краю кровати. Это сделала Анна Ивановна. Она осторожно стянула одеяло с головы Сашеньки, поцеловала его в макушку:
- Доброе утро, дорогой работничек, школа ждёт и не только она, - в голосе её слышалась таинственная интонация.
Мальчик проснулся, пока он потягивался, Анна Николаевна успела свернуть одеяло и положить его на угол кровати. Сашенька уже тянулся к радио, вот – вот должна начаться Утренняя гимнастика. Так называлась радиопередача для детей. Уже давно знакомый бодрый голос  диктора приглашал зарядиться бодростью на весь рабочий день
Сашенька и не заметил, что начал подпевать песенке, звучавшей перед началом физических упражнений:
- На зарядку, на зарядку на зарядку, становись
Думаю, что многие современные дети, услышав эти слова, решили бы, что речь идёт гаджетах, которые нуждаются в подзарядке или зарядке батарей.
Так меняется значение слова от контекста . в этом случае можно сказать даже об историческом контексте. У Сашеньки не было гаджетов, их ещё просто не придумали. Кстати, один из тех людей, кто придумает смартфон, будет его одноклассник, но об этом будет знать только история, и сейчас – вы, мои читатели. Сашенька же старательно выполняет упражнения. Ему нравится это чувство просыпающегося тела и нарастающее чувство энергии во всех мышцах. Он любит и  обтирание холодной водой , которая после зарядки  добавляет радости в каждую мышцу .Для него в этой радости скрыта и большая надежда на избавление от начинающегося  в его теле заболевания. У Сашеньки была обнаружена положительная реакция на туберкулёз , и мама привезла его из Москвы в этот лесной посёлок подышать чистым воздухом . Так Сашенька встретился с Анной Николаевной  и многими другими людьми. Сейчас же он чутко слушает новости для детей – их передают в передаче « Пионерская зорька», она начинается в 7.40 , как раз к этому времени утренняя зарядка уже сделана, обтирание и прочие премудрости личной гигиены преодолены и Сашенька сидит за столом.  Диктор бодрым детским голосом рассказывает о новостях в жизни большой страны – СССР. о самых важных новостях в мире. О самых новых научных открытиях,  о художественных выставках, спуске на воду новых кораблей,  о выходе в свет новых кинофильмов и книг, о жизни детской пионерской организации  – обо всем этом рассказывается в Пионерской зорьке.
Вполне можно сказать, что вместе с новостями он проглатывает свой завтрак и выпивает обязательный  стакан козьего молока. Так наказывала мама, так советовал московский доктор.   
Сегодня он одевается не в обыкновенную школьную форму, а в необычную рабочую одежду. Она выглядит как черный халат на пуговицах, из карманов этого халата торчат черные же рабочие рукавицы. Сегодня школьный день начинается с уроков труда. Они будут длиться целый день – все четыре урока. Халат Сашенька надевает поверх школьной рубашки и школьных брюк. Он выглядит как настоящий мастер – в таком виде их часто изображают в журнале, который сейчас держит в руках Анна Ивановна. Журнал называется Семья и школа.  Анна Ивановна просит Сашеньку передать журнал его учительнице. Она – подруга Анны Ивановны , они часто обмениваются журналами. Сейчас Сашенька идёт в школу, в руках у него – портфель, но там тоже не обычные школьные принадлежности, а бруски дерева разных размеров. Сегодня они будут работать с деревом. Работать! Он думал об этом с нарастающим чувством нетерпения и уже рождающейся  надежды на то, что он обязательно научится . Он любил уроки труда и уже многому научился. Ему нравилось всё – учитель труда, его немногословность и та особая манера произношения  названия инструментов, от которой у него даже замирало сердце:
- Шерхебель! Рубанок ! – звучит . Ещё как звучит.
Кроме обработки дерева они будут ещё работать с металлом и обязательно научатся читать и собирать электрические цепи. Это будет, а пока Сашенька идёт к школе, я расскажу об Анне Николаевне. Она не называет Сашеньку сыном, и он не называет её мамой. Сашенька обращается к ней по имени отчеству, а Анна Николаевна зовет его самыми ласковыми именами – варьируя его имя. Можно услышать от неё и Сашок, и Санька, и Санечка и даже Александр, но она никогда не говорит Сашенька. Так может сказать только мама, а мама – далеко и приедет только через месяц. Сашенька живёт у чужих людей , ходит в школу в чужой для него класс, где он – кудрявый новичок, приезжий из большого города.
Дорога в школу занимает всего 20 минут.
В маленьком посёлке за такое время можно встретить прохожих – соседей и  через эти встречи люди  также узнают друг друга  как это может произойти на работе или в школе , поэтому они и не проходят равнодушно мимо друг друга. Они здороваются наклоном головы и произносят « Здравствуйте» или « Приветствую Вас « или « Доброе утро «Здороваются взрослые со взрослыми и дети друг другом.


Рецензии