Польша

  (ст."Русофобия Польши объясняется тайной происхождения ее элитки",Сергей Примм,2024) "Никогда не задумывались о том, почему такая страна как Польша уже на протяжении многих столетий традиционно придерживается русофобской и антироссийской политики?  И ведь это при том, что сам польский народ имеет с русским единые корни и общее происхождение.Также современные исследования показали,что практически русский, белорусский,польский и украинские народы генетически идентичны и пред-ставляют собой единый в прошлом народ,который слуги тьмы искусственно разделили и старательно стравливают его различные части между собой уже на протяжении столе-тий.Естественно, тут логически сразу же возникает вопрос, кто же такие эти самые слуги тьмы?  И для его ответа нужно вернуться в глубину веков, когда Русь еще была единой, чтобы понять,кто именно на протяжении столетий отрывает от нее все новые части, устраивая братоубийственные распри и войны.И вернуться нам нужно к событиям X века по общепринятой ватиканской скалигеровской хронологии.А в то время существовало рабовладельческое государ-ство Хазария,которое не только грабило все окружа-ющие его народы,но и угоняло в полон их жителей,продавая их затем в качестве рабов по всему Востоку.Ради справедливости нужно сказать, что не всегда Хазария была именно таким бандитско-пиратским государством, а стала она такой только после того, как ее правящая элитка приняла иудаизм, причем в самой его нацистско-экстремистской форме, т.е. на основе вавилонского талмудизма.  И если вы почитаете Талмуд, где расписаны в том числе и правила обращения с «гоями», то вам станет понятно, откуда черпал свои идеи нацистского превосходства иудей-полукровка Гитлер-Шильгрубер,одура-чивший идеологией нацизма немецкий народ и заливший кровью всю Европу.Но конеч-но, без денег клана Ротшильдов, которые спонсировали свой проект «гитлеровский рейх»,поставив во главе его одного из своих незаконнорожденных отпрысков,ничего бы он не значил. И это прекрасно объясняет,каким образом истеричному алкоголику удалось не только увлечь своими «пламенными» речами немецкий народ,но и в корот-кий срок восстановить разрушенную и ослабленную в результате первой мировой войны страну,превратив ее в самую мощную военную машину Европы.А при чем же тут Польша?— спросите вы.Немного терпения и вам станет понятно.Во-первых, Ротшильды — это один из самых могущественных сионохазарских кланов, тех самых, чьи предки бежали из разгромленной князем.Светославом Хазарии.  И именно этот клан (вместе с остальными)стоит за развязыванием всех мировых войн и многих других конфлик-тов.  Он же уже 200 лет полностью контролирует Британию (после мошеннической операции на Лондонской бирже в 1816 году) и 100 лет США (после создания ФРС и организации «великой депрессии»).Потому нужно понимать,кто стоит за агрессивной внешней политикой этих стран,ведь их национальная элитка,исполняет волю сионо-хазарских банковских кланов.Другие такие же кланы полностью контролируют ведущие западные и мировые СМИ,которые очень хорошо узнаются по патологической русофобии и антироссийской направленности.Откуда же такая злоба ко всему русскому, которая проявляется уже на протяжения столетий?  А сокрыта она как раз в том, что когда чаша терпения окружающих народов переполнилась, то русский князь Светослав стал собирать войско для похода на Хазарию,и многие народы,пострадавшие от ее набегов и грабежей,его поддержали.К сожалению,из-за подкупленных хазарскими" кланами доносчиков, части правящей элитки этого бандитского государства удалось бежать и избегнуть справедливого возмездия.Однако,все окружающие народы гнали беженцев, помня их жестокость и все то зло,которое они причинили.И только Европа их прию-тила.  При этом прибежище они нашли на землях нынешней Германии (откуда вышли сионохазарские банковские кланы, включая Ротшильдов)и на землях нынешней Польши.  При этом все эти кланы поклялись уничтожить Русь за уничтожение Хазарии и именно этим они занимались и продолжают заниматься сейчас уже в отношении России.Так вот первую часть некогда единой Руси,которую им удалось оторвать и противопос-тавить всей остальной части — это и были Польша и Литва.  При этом немалую роль сыграл в этом и Ватикан — еще один центр слуг тьмы. Мало кто знает о том, что официальная религия Ватикана с самого своего образования уже была иудеохристиан-ской, т.е. признающей Тору в качестве «священного писания», чей вольный перевод назван «Ветхим заветом».  Таким же иудеохристианством является и протестанство.  И только русская версия христианства очень долгое время была обособленной благодаря реформам Сергия Радонежского и именно поэтому Ватикан столь упорно на протяжении нескольких столетий стремился окатоличить Русь.Ну а Польша легла под Ватикан первой из всех славянских народов.Обратите внимание, что Хазария была полностью разгромлена в 965 году, а уже в следующем году — 966  Польша приняла католицизм.  Скажете, «случайность»?  Но лично я так не думаю, ведь к тому времени у Ватикана на территории Польши появились серьезные союзники, обладающие к тому же, благодаря награбленным богатствам, влиянием на польскую элитку.  А постепенно они перемешавшись с ней, и стали той самой чванливой и заносчивой, русофобской шляхтой, которая, следуя своей клятве, разрушила Русь, и до сих пор пытается разрушить ее правопреемницу — Россию.  И конечно, чтобы оторвать от единого корня польский народ, эта его сионохазарская элитка и насадила вначале совершенно другую религию.  Постепенно то же самое произошло и с литовским народом, поскольку Литва вошла в состав Речи Посполитой, также как и Польша превращенная в главную русофобскую силу на западных рубежах России.  Вот так через навязывание другой религии и культуры, изменение языка, забвение общих исторических корней и оголтелую лживую русофобскую пропаганду, разделялся на части и стравливался между собой единый прежде народ.Именно поэтому слуги тьмы от русского народа отделили также белорусский и украинский.  И, хотя на это у них ушло не одно столетие, но в последние годы им все же удалось все то же самое, что они сделали с польским народом, проделать и с украинским.  И это вовсе не случайно.Если мы внимательно проследим родословную правящей украинской элитки и особенно тех сил, которые пришли к власти в 2014 г.путем проспонси-рованного Госдепом США антиконституционного вооруженного переворота,то обнаружим среди них просто огромное количество потомков тех самых сионохазарских кланов, пришедших в предыдущие столетия на эту территорию из Польши.  И, конечно же, не зря и сама Польша и Прибалтика были активными участниками этого переворота.  И все эти же самые силы стоят и за попыткой неудачного переворота в Белоруси.Таким образом,становится вполне понятно,почему оккупированные и порабощенные сионо-хазарскими кланами США, Британия и Польша, составляют главный костях русофобии и антироссийской истерии.И также понятно,кто превратил украинский народ в русофоб-ское «пушечное мясо» для защиты своих антироссийских интересов.И конечно, поги-бают на фронте именно простые украинцы,обманутые лживой русофобской пропагандой, а вовсе не представители этих кланов.Например,тот же сынок Вальцмана-Порошенко
наслаждается жизнью в Европе.  Но готовы ли народы Польши, США и Британии стать таким же «пушечным мясом» своих хозяев?Теперь хотелось бы прояснить, почему я называю эти кланы «сионохазарскими».  Во-первых, потому что не все хазары, а только их правящая элитка являлись носителями вавилонского талмудизма, который они и принесли в иудаизм.  Так что речь идет не обо всех хазарах и не обо всех иудеях,а конкретно о потомках правящих кланов Хазарии ее последнего— «иудей-ского» периода.К тому же,эти потомки сионохазарских кланов давно уже используют иудаизм,как своего рода «ширму»,прикрывая им свою подлинную кровожадную сатанин-скую суть.Они же используют в качестве «щита» и простых иудеев,организуя и спонсируя по миру периодически «еврейские погромы».Делается это сразу с несколь-кими целями.  Например, чтобы народы «выпустили пар», сорвав зло на простых евреях и не добрались бы до подлинных виновников всех бед человечества.  Также подобные «погромы», служат потом причиной для обвинения в «антисемитизме», а самих евреев держат «в узде» своих хозяев, которые показывают им «коварство гоев», таким образом разжигая и их ненависть к другим народам.  И характерный пример — это то, что сионохазарские сатанинские кланы мировой элитки проделали с немецким народом.  Вначале оболванили его немецким вариантом вавилонского талмудизма, который является самой древней формой нацизма, затем превратили в «пушечное мясо» своего проекта «общеевропейский гитлеровский рейх», а затем повесили ответственность за все военные преступления на немецкий народ, заставив его до сих пор оплачивать в качестве компенсации за холокост содержание еще одного проекта Ротшильдов — «государства Израиль».Но если разобраться в этом холокосте,то в реальности все окажется не так,как нам описывают наемные болтуны сионохазарских кланов.  И Гитлер-Шилькгрубер, а также все его ближнее окружение (за исключением Геринга) также имело еврейские корни.  Кроме того, еврейские корни имели 170 тысяч солдат вермахта, воюющих против СССР.  Также, оказывается, что гитлеровцы безжалостно уничтожали только советских евреев и евреев-коммунис-тов.А вот у остальных европейских евреев судьба была совершенно иной.Так, те что побогаче, просто откупались и их под охраной СС в опечатанных вагонах перевозили в Швейцарию или переправляли по желанию в другие нейтральные страны.  Ну а те, у кого не было нужной суммы, перемещались в специальные гетто, где они работали на фабриках для нужд рейха.  При этом немцы охраняли только внешний периметр, а в самих этих гетто и администрация и полиция была своя.Также как и свои театры, кинотеатры и даже публичные дома.Все это было нужно для будущего проекта Ротши-льдов «государство Израиль»,чтобы обучить рассеянных на века евреев собственному самоуправлению.  И что удивительно, так это то, что примерно половина нынешних граждан Израиля— выходцы с территории СССР и живут они в государстве,созданном спонсорами убийц их же родственников, живших во время той войны на советской территории, которые были убиты и замучены гитлеровцами на деньги Ротшильдов.  И это — типичный пример, как на самом деле эти сионохазарские кланы относятся к простым евреям.  Потому любые «еврейские погромы» играют только на руку этим кланам, продолжая им помогать обманывать простых евреев концепцией национально-религиозного превосходства над «гоями», которая по сути является самым настоящим еврейским нацизмом.И не случайно,современный ЕС все больше напоминает собой гитлеровский рейх.  Вот, почему европейские правящие элитки, выполняя указания хозяев США и Британии, дружно поддерживают нацизм на Украине.Но зато теперь, надеюсь вам стало понятно происхождение многовековой русофобии Польши, а также традиционно антироссийских курс ее правящей элитки, которая полностью солидарна с аналогичной правящей элиткой США,Британии и других западных стран,для которых ее простые народы всего лишь рабы и «пушечное мясо», которое они готовы принести в жертву своей русофобской политике,основанной на мести за разгромленную Хазарию ,точно также как сейчас это делает правящая элитка Украины.Вот подлинная подоп-лека той войны, которую Запад ведет сейчас против России руками Украины и готов продолжать ее, использовав для этой цели и другие народы Европы, прежде всего, традиционно русофобские по вине своих элиток Прибалтику и Польшу.Вопрос состоит лишь в том, хотят ли себе все эти народы таких же бед, которые уже обрушились на головы простых украинцев или же у них, все же, хватит ума не поддаваться на лживую русофобскую пропаганду сионохазарских сатанинских кланов,уже на протяже-нии веков разделяющих и стравливающих славянские и другие народы мира между собой для упрочения своей власти над ними и все большего закабаления?"

  (ст."Кто сокрыт под образом трехголового Змея-Горыныча?",МК-синема,Альтер-нативные версии истории,2024) "Вот уж, поистине удивляешься тому, насколько много сокрыто сакральных знаний не только в сюжете, но и в образах древнерусских сказок.  Видимо, когда слуги античеловеческих сил осуществляли в нашем прошлом тотальный проект фальсификации истории и науки,хранители знания и решили сокрыть его кусочки в народных сказаниях и былинах.Одной из таких былин и является русская народная сказка «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч», суть которой состоит в том. что древнерусский богатырь из русского города Рязани вначале подвергается нападению Змея-Горыныча и побеждает его. Однако лживый Змей убеждает его не убивать и обещает больше не летать на Русь, не убивать и не забирать в полон ее жителей.  Поверив лживым обещаниям Змея, Добрыня отпускает его, взяв с него клятву.Однако, когда он приезжает в Киев к князю Владимиру, то узнает о том, что Змей, нарушив клятву, продолжает свое черное дело и вместе с другими пленниками похитил любимую племянницу князя– Забаву Путятичну.После этого русский богатырь едет к Змею в его логово и с помощью волшебных вещей, которые ему подарила мать, убивает чудище, отрубив все три его головы.А затем и выпускает на свободу всех его пленников, включая и любимую племянницу князя.Но кто же на самом деле сокрыт под образом этого трехголового чудища-дракона? А ведь этот образ из древнерус-ской сказки, очень хорошо подчеркивает нам внутреннюю суть той античеловеческой сатанинской силы, которая вмешалась в прошлом в человеческую историю, навязав человечеству самоубийственный путь безмерного-потребительства и технократической экспансии.  Навязать же такой путь могла только точно такая же паразитическая. но технократически развитая сила, которая и изображена под образом трехголовой рептилии.Но, конечно, все понимают, что реально в природе трехголовых рептилий не бывает. По крайней мере, не обнаружено ни одного скелета динозавров с тремя головами.  Но это сказочный образ, который позволяет нам понять, что у этой античеловеческой силы имеются на Земле три «центра сила». которые хотя и выглядят как совершенно независимые друг от друга структуры, но принадлежат к единому рептильному телу.А теперь давайте посмотрим каким реальным античелове-ческим структурам в нашем мире эти три «центра силы» могут соответствовать?  Ватикан, лондонское Сити и округ Колумбия.Что объединяет эти три якобы независ-имые друг от друга структуры?  Все три образования де факто являются совершенно независимыми «государствами в государстве».  На их территориях установлены как знак мировой власти огромные обелиски, технологии использования которых, ныне сокрыты от простых людей.  Но они использовались в единой ведической (античной) цивилизации «золотого века».  И все эти образования являются «центрами силы» так называемого тайного «мирового правительства»,которое создали гибридные сатанинс-кие кланы мировой «элитки», служащие инструментом управления человечеством для поработившей его силы захватчиков.Ватикан – это религиозно-идеологический «центр силы» глобалистов-сатанистов,который занимался уже на протяжении веков фальси-фикацией истории и науки.  А теперь занимается созданием экуменистской религии церкви Люцифера, которая должна объединить все религии «библейского проекта», а затем и все остальные. Кстати, эта же резиденция 12 верховных жрецов темного планетарного эгрегора занималась и созданием религий «библейского проекта» порабощения человечества. И нет ничего удивительного в том, что на территории Ватикана имеется самый настоящий храм Люцифера, замаскированный под музей, а римские папы в открытую на мессах обращаются к Люциферу, как к своему «богу».
Лондонское Сити,которое одновременно является финансовой империей сионо-хазар-ского клана Ротшильдов, является финансовым «центром силы», который вместе со своим филиалом на Уолл-стрит осуществляет финансирование кровавых мятежей и вооруженных переворотов, военных конфликтов, включая и мировые войны, а также всех прочих проектов по сокращению численности населения Земли.Именно Ротшильды вместе с другими сионо-хазарскими кланами обирают человечество и все страны с помощью созданной ими финансовой системы талмудического «ссудного процента», основанной на гегемонии доллара ФРС.Округ Колумбия, в состав которого входит и Вашингтон, это тоже отдельное территориальное образование, не входящее ни в один из американских штатов.Это– военно-политический «центр силы»,который обеспечи-вает с помощью военных вторжений,организации переворотов,финансирования нарко-мании и терроризма, нацистских государств и наемников гегемонию долларовой системы ФРС и идеологии безмерного потребительства,а также идеологии содомии и извращений.И именно эти «три головы» Змея, с помощью которых он держит в полоне все человечество и предстоит отрубить в личном поединке русскому богатырю, чтобы спасти не только киевскую красавицу, но и всех остальных пленников трехглавого дракона.  Но сегодня ситуация усугубляется тем, что и сам киевский «князь» (а на деле хазарский каган) Владимир вместе со своей дружиной ушел в услужение к Змею и грозит разорением русской земле.  Вот поэтому, русскому богатырю и приходится сражаться вначале с его дружиной, предавшей свои русские корни и одурманенной лживыми речами Змея.Змей же этот,не будь дурак,нанял за иудушкины «30 серебряни-ков» жадного до богатства киевского кагана, который согласился стать его слугой и пойти войной на независимую от власти Змея часть русской земли.Но однажды, сражающиеся против своих братьев киевские воины проснутся от наведенного на их сознание лживого хазарского русофобского морока или же погибнут за Змея, по воле своего продажного кагана, который решил за них, что все они должны умереть за Змея и за обогащение своего кагана на крови киевского народа.При этом русский богатырь прекрасно понимает, что настоящий его смертельный враг – это трехглавый западный дракон, успокоить который можно только отсеча все его три поганые «головы», которые и породили все современные проблемы человечества, а теперь пытаются навязать ему свой сатанинский «новый мировой порядок».   Потому и не бьется русский богатырь с дружиной киевского кагана в полную силу, надеясь на пробуждение замороченных лживой змеино-хазарской пропагандой киевских воинов. Но в любом случае античеловеческая сила дракона будет побеждена вместе с предателя-ми , которые пошли к ней услужение.  А вот тем, кто оказался вовлеченным в эти события не по своей воле, пора уже задуматься о том, чьим интересам они служат и за кого пытаются положить свои жизни, превращая свою страну в выжженное пепели-ще, пока их продажный каган вместе с трехглавым Змеем подсчитывают свои барыши."

  (ст."Хорс и Симаргл: чужеродный след в славянском пантеоне",Языковедьма,2023)
"Изучать славянских богов - дело, на самом деле, не очень благодарное, потому что скудность источников по их вопросу неизменно вгоняет в отчаяние. В связи с этой скудностью любая реконструированная мифология будет иметь сильное и уязв-ляющее напыление кабинетной.Тем не менее,когда какие-то кусочки мозаики склады-ваются,удовольствие с лихвой перекрывает все затраченные усилия(правда,я вовсе не обещаю,что в случае с Хорсом и Симарглом что-то у нас однозначно сложится).
"Повесть временных лет" под 980 годом пишет, что князь Владимир: "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса Дажьбога и Стрибога и Симарьгла и Мокошь".Здесь сразу можно сделать вывод, что раз Владимир, который незадолго до перехода к христианству, пытался собрать разрозненные славянские верования в единую политеистическую религию, избрал Хорса и Симаргла наравне с Перуном и другими, то это значит, что они были далеко не последними и совсем не маргинальными божествами.Отметила бы я и то, что все боги перечислены через союз "и", который отсутствует между именами "Хорс" и "Дажьбог". Может ли быть так, что это два имени одного и того же божества?В "Слове об идолах" (XII век) сказано, что "…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай".Тут выясняется, что Хорсу молились даже спустя два века после перехода на христианство, причем здесь он попал в ещё более ограниченную команию "избранных" - с Перуном и Мокошью.И уже ни слова про Дажьбога.Немец Иоганн Давид Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола «Корса» близ Пскова: "Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч".Однако вовсе не обязательно, что Корс - это то же, что и Хорс, да и в образе змееборца, на самом деле, привычнее видеть Перуна. Обычно предполагается, что мы давным-давно заимствовали Хорса у индо-иранцев (скифов или их потомков...?). Сравните, по-осетински "солнце" будет "х;р", по-таджикски есть вариант "хуршед", а по-персидски- ;;;;;; [xor;id].Несмотря на то,что эта версия остаётся самой попу-лярной,её признают далеко не все.Например,Фасмер высказывается о ней критически, да и другие предполагают, что имя Хорс может оказаться исконно-славянским, либо заимствованным, но не у индо-иранцев.А ведь если отложить индо-иранскую версию в сторону, то и расхожее предположение о солнечной природе Хорса оказывается весьма слабо обоснованным.Например, в XII веке болгарский переводчик "Хроники Иоанна Малалы" отождествил Гелиоса (греческого бога солнца) не с Хорсом, а с Дажьбогом.То есть либо Хорс- это всё-таки не солнце,либо здесь можно вспомнить о том,что мы видели в "Повести временных лет",где между именами "Хорс" и "Дажьбог" не стоит союз "и" (а может, автор его пропустил случайно?).А вот то,что Дажьбог - это солнце, - факт бесспорный, об этом в 1114 году прямо говорит Ипатьевская летопись: "Солнце же царь, сын Сварога, он же Дажьбог". Имя "Дажьбог" происходит от слова "дать", то есть это дающий бог (вероятно, дающий жизнь).Кстати,это имя пересекается со словом "бог" вообще, которое имеет семантику "податель благ" (подробно об этом мы говорили в этой статье).О том, что имя Хорса было непонятно самим славянам говорит то, что в письменных источниках его позднее называли то Гурсом, то Гурком, то Гусом (в то время как имена других богов не искажались).
Симаргла чуть проще уличить в иранском происхождении,потому что у иранцев суще-ствовал некий персонаж Симург- божественная птица(изначально Сенмурв- крылатая собака,но разбирать этого персонажа в его значении для иранцев мы сейчас не будем).В наших источниках его имя тоже периодически искажалось,вплоть до того, что его разбивали на два,превращая в "Сима и Регла".Если эти боги - Хорс и Симаргл - действительно не славянские, то нужно выяснить, как они попали к нам.
Насчет этого существует основное предположение: Владимир, чтобы укрепить свою не совсем законную с точки зрения некоторых власть, включил в пантеон богов не только славянских, чтобы задобрить людей, имевших происхождение хазарское, скифо-сарматское, тюркское, которое присутствовало тогда в Киеве и окрестностях. К тому же в "беседе трех святителей" хорс называется "жидовином". Правда, там и Перун оказывается "эллинским". Может, и он не совсем наш?Если эта идея верна, то Владимиру пришлось взять в новый пантеон двух богов солнца, либо соединить их в одного - славянского Дажьбога и юго-восточного Хорса, который, возможно, был нужен тюркскому, хазарскому, аланскому населению Руси. Находились в Киеве и люди родом из Хорезма, где культ солнца был государственной религией.Если верно, что до Владимира каждый славянский город или каждое племя имело свой собственный, в большей или меньшей степени отличный от других пантеон, то логично предположить, что князь, желающий объединить земли и народы, выбрал несколько основных богов, отвечающих интересам разных местных племен- и славянских,и не славянских.Впро-чем,как мы знаем,эта его первая идея не прижилась,зато прижилась и до сих пор живет вторая,где Бог один,и так далее,но это уже совсем другая история."

  (ст."Становление славянской государственности",Языковедьма,2023)
 "Я тут читала книгу о западных славянах и наткнулась на интересную главу об устройстве славянских племён. Держа в уме, что западные славяне это не то же самое, что южные и восточные, я всё же считаю, что это довольно интересно, и может дать примерное представление о том, как были устроены и как развивались наши восточнославянские племена тоже,ведь чем дальше в прошлое,тем менее чёткая между нами граница.Начало государственности в славянском мире было положено во время борьбы с аварами,народом,ворвавшимся в славянский мир ещё в VI веке,и захватившим Дакию и Паннонию.Авары, пользуясь славянской помощью (добровольной или не очень) принялись тормошить Византию. Франкский летописец Фредегар (VII в.) писал о гуннах, но считается, что и к аварам такой метод в равной степени имел отношение, тем более, что гуннов он не застал, а авар очень даже:Венды были работниками гуннам издревле, так что, когда гунны шли ратью против какого-нибудь народа,они ставили впереди своего лагеря их соединенное войско,венды сражались; если они одерживали верх, тогда гунны подходили, чтобы забрать добычу; а если венды начинали поддаваться, то, получив подмогу со стороны гуннов, они снова набирались силы. Каждый год гунны приходили к славянам на зимовку, брали в наложницы жен славян и дочерей.Зато про авар и их отношение к дулебам (западные славяне) сохранила запись славянская хроника:Аще поехати будяше обрииу, не дадяше вггрячи ни коня, ни вола, но веляте впрячи три ли, четыре ли, пять ли жен в телегу и повести обрина: такому чеху дулебы. Быша бо обри телом велици и умом горды, и Бог потреби я, помроша вси и не остася ни один обрин; есть притча на Руси и до сего дне: погибоша аки обре,их же несть племени,ни наследника.До сих пор в чешском слово "obr" означает "великан, гигант, исполин".Тот же Фредеrар рассказывает, что в 623 г., один человек по имени Само, родом франк, объединил группу торговцев, пошёл с ними к славянам ("винедам"), чтобы торговать. Как раз тогда славяне подняли восстание против аваров, Само к восстанию присоединился и показал себя настолько хорошо,что славяне выбрали его главным,организовав новое государство.Сбросив с себя авар, все эти товарищи вместе стали бороться против франков, победили войско франкского короля Дагобера и вступили в союз с сербским князем Дерваном. Однако, судя по всему, это государство держалось на личности конкретного человека, и после его смерти, то есть через 35 лет после появления, распалось.Однако, вероятно, именно эта необходимость противостоять внешним врагам стала для славянских племен мотивацией к объединению в племенные союзы. Союзы продолжали состоять, впрочем, из отдельных племен, а каждое племя само по себе состояло из ещё более мелких образований - вероятно, родов или кланов.Было, например, среди полабских славян (тех, что нынче уже давно слились с немцами) племя стодорян(гавелян).Это,кстати,те самые,которые жили в Браниборе (который стал Бранденбургом), Спудове (Шпандау), Ратенове. А ещё их княгиня Драгомира в 907 году вышла замуж за чешского князя, а их князь Тугомир принял христианство на полвека раньше, чем наш Владимир.Эти стодоряне входили в славянский племенной союз лютичей, а когда германцы покорили их, то выяснили, что стодорянские земли были поделены на округа,в каждом округе был главный город,и немцы убили тридцать князей,которые правили в этих городах.То же говорилось и о западносла-вянском племени вагров,входившем в племенной союз ободритов(бодричей).Можно предполо-жить,что нечто подобное было и у нас.Вероятно,эти мелкие кланы изначально строи-лись на кровных связах, о чем говорят даже их названия, похожие на современные отчества - земчичи, лешичи, нелетичи, морничи и так далее.У западных и южных славян такие общины когда-то назывались жупами, а предводители - жупанами, а если мы изучим значение этого слова в разных славянских языках, то найдём и "община", и "семья", и "челядь", и "округ", что говорит о том, что это понятие действительно выросло из родоплеменного строя. Собственно, польское слово "пан" есть ни что иное, как сократившееся "жупан".Таким образом, из семей и родов складывались племена, из племён - племенные союзы, и постепенно вопросы личного родства отходили в прошлое, уступая главенство месту рождения, соседству, и названия тоже отражают географический приоритет - черезпеняне, укряне, полабы, гаволяне,ополяне.Форма устройства племени оставалась старой,но суть менялась. Далее в обществе стали происходить изменения из-за имущественной дифференциации. У кого-то случалась беда, а у кого-то успех, и первый мог пойти в рабство ко второму в обмен на материальную помощь его семье. У кого-то рождалось больше сыновей, что позволяло занять и обрабатывать больше земли. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему увеличению богатства.Конечно, первыми на очереди к успеху и процветанию стояли как раз родовые и племенные старейшины и вожди, которые имели доступ к большему количеству добычи и рабов в случае военных столкновений,а также возможность пользоваться услугами других людей.С дальнейшим развитием торговли и земледелия расслоение только усиливалось,постепенно созда-вая разделение общества на высшее сословие, воинов,а также купцов, ремесленников и простых земледельцев, чернь. Так о славянских племенах и пишут в немецких источниках: есть у них "бароны" ,"старейшины","знать" и "народ").И если поначалу, как сообщали древнегреческие писатели, у славян власть принадлежала всему народу, а решения принимались на вече под надзором старейшин,избранных по мудрости,опыту и храбрости,то постепен-но руководство стало переходить в руки знати,а вече стало включать только высшее сословие.Например,в IX в.бодричи пришли к сыну Карла Великого,Людовику Благоче-стивому, и попросили сместить их князя Чедрага. Людовик спросил, общее ли это желание всего племенного союза, на что ему сказали, что нет, это желание народа, а знать хочет оставить Чедрага,после чего Людовик принял решение Чедрага оста-вить.В общем,такой процесс,скорее всего сопутствовал не только славянскому,а всеобщему становлению государственности:семьи объединяются в кланы,кланы страда-ют под ударом внешнего врага;кланы объединяются в племена,где уже не все между собой родственники и начинается расслоение племена тоже страдают под ударом внешнего врага;племена объединяются в племенные союзы,где окончательно закрепля-ются сословия.Ну а дальше мы знаем- у кого княжества,у кого феодальная раздроб-ленность,- и в итоге национальные государства.В конце XIX- начале XX века карта Европы очень красиво раскладывалась на несколько империй,а теперь мы опять рас-кололись,хотя это,скорее,внешний рисунок,а по сути противоборствующие части мира продолжают становиться всё более и более крупными и монолитными.Ведь в одиночку у нас на Земле не выжить.Источники: Любавский "История западных славян" + кое-какие факты из Википедии."

  (ст."Варяги и русь: исследование лингвиста",Языковедьма,2023)
 "О том, какую роль сыграли скандинавы в становлении русской государственности, спорят уже не первый век. Кто-то считает, что мы были самыми самостоятельными и развитыми во всём полушарии, если не мире, и никто-то нам не был нужен, это мы всем подарили и колесо, и огонь, и технологию борща. Другие уверены, что мы не были способны сами вообще ни на что и призвали людей со стороны как последнюю надежду на спасение.Чем больше об этом читаю лично я, тем больше мне кажется, что истина где-то посередине, что всё было значительно проще и приземлённее, и никакие громкие заявления тут не уместны.Первое официальное упоминание о Руси относится к 839 году,когда в Бертинских анналах(это летопись Франкского королев-ства) вдруг пошла речь о некоем "народе рос", чьи послы прибыли к Людовику I по пути из Константинополя вместе с греческими послами:С ними(то есть с греческими послами) он прислал еще неких, утверждавших, что они, то есть народ ("gens"/люди/) их, называются рос ("Rhos") и что король ("rex") их, именуемый хаканом ("chacanus"), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он(то есть император Византии Феофил)просил,чтобы по милости императора (Людовика) и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых наро-дов,и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа свеев ("Sueones"), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет. Об этом он через упомянутых послов, а также через послание не замедлил сообщить Феофилу,равно как и о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия,он отпустит их,предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его очи,дабы тот сам решил,как с ними следует поступить.Удивля-ет то, что послы назвали своего "короля" словом "хакан" ("каган"), но этот тюркский титул применялся к киевским князьям вплоть до XI века, вероятно, в связи с соперничеством с хазарами (что-то типа "это я тут каган, а не ваши там какие-то непонятные, так и знайте").В общем, по такому же принципу у германцев мы заимствовали титул "князь",потом из латыни- "царь",ещё позже- "император", и, наконец, "президент".Принцип этот- принцип престижа и иерархии на политической арене. И даже "генеральный секретарь" состоит из двух заимствованных слов,хотя в годы СССР была попытка вернуться с исконному "вождь",что не может не радовать. Ладно, мы отвлеклись.То, что касается нашей темы, это национальность (или то, чем она была в IX веке) у послов "народа рос", которую назвали в анналах словом свеи, то есть, в некотором роде, шведы, то есть,скандинавы.Варяги.Кстати, слово "варяг" родственно греческому ;;;;;;;; [B;rangos], как называли скандинавских наёмников в Византии, а происходят оба слова от древнескандинавского "v;ringi", где в корне слово "v;rr"("клятва").То есть изначально это воин,скрепивший свои обязательства клятвой.В русско-византийском договоре следующего века (911 год) мы читаем, что "от рода рускаго" были послы:Карл, Инегелд, Фарлоф, Вельмуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид... иже послани от Олга, великого князя рускаго.Да и имя Олег происходит от сканди-навского Helgi (от слова "heilagr", что значило "святой, священный" и родственно современному английскому "holy"). И следующий Игорь - тоже оттуда. А дальше уже пошли Владимиры и Ярославы.Ответ на вопрос, что понадобилось скандинавам на наших землях, довольно банален - они, как обычно, гнались за богатствами, и их было у нас.Дело в том, что ещё в VII веке на юге Европы начались арабские завоевания, и Праведный Халифат перекрыл все существовавшие ранее удобные и проторенные торговые пути через Средиземное море. Свободный от арабов север наоборот стал расцветать, в особенности франки.Карл Великий создал свою империю, разогнал,наконец,авар,чем так поразил славян,что они сделали его имя нарицатель-ным (слово "король" происходит от имени Карла).И вот, торговля пошла с севера на юг и обратно по гостеприимным славянским рекам,оставляя на радость археологам огромное количество кладов VIII-IX веков, полных арабских серебряных монет. По подсчетам археолога Глеба Сергеевича Лебедева за VIII-X века через будущую Русь было прокачано 4 миллиарда долларов,если переводить вес серебра на его стоимость в 1990 году.Естественно, плыли и по Балтийскому, и по Северному морям, и это не могло ускользнуть от любопытного взгляда скандинавов:- Эй, Хельга, кто это там плывёт за нашим фьордом?- Не знаю, Бьорн, но он плавает тут уже не первый раз!
- Ну-ка, положи мне в судочек сюрстрёмминга, да браги ячменной пару бутылей в драккар, пойду разведаю, чего там дают.- Шапку не забудь надеть с рогами.- Знаю я.В общем-то по одной из версий само слово "русь" было принесено викингами. В конце концов, финны называют шведов словом Ruotsi (а Россию - Ven;j;), так же и эстонцев: шведы это Rootsi, а русские - Venemaa. Вепсы тоже называют Швецию похожим словом Ro;inma. То есть могло быть так, что шведское "ro" (древне-скандинавское "r;a", родственные английскому "row", то есть "грести")дало слово "r;;sm;n", где первая часть как раз связана с ним, а вторая - "человек".А может, все эти гребцы только созвучны слову "Русь". Тем более, что первое время русской землёй назывались только окрестности Киева. Хотя если бы это слово шло от скандинавских гребцов,было бы логичнее,если бы оно закрепилось за Новгородскими землями(что тоже не факт,может,они действительно сразу ехали в Киев,где было комфортнее).В Повести временных лет сказано:И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью.То есть были отдельно славяне, отдельно варяги (до сих пор понятно), и ещё и прочие (допустим), и все они стали..русью. Приехали.А если копнуть в сам текст про призвание варягов, там ещё более запутанно:Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью,как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик,в Новгороде,а другой,Синеус,— на Белоозере,а третий,Трувор,— в Изборске.И от тех варягов прозвалась Русская земля.Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне.То есть до того, как варягов призвать, их изгнали. Потом вернули взад. Варяги назывались русью. Славяне, причем отдельно кривичи, а ещё финно-угры, обратились к руси (которые варяги). И от тех варягов стала русская земля, а новгородцы - варяжского рода, а прежде были славяне.Хочется взять Нестора за воротник и заставить объяснить всё,что он хотел этим сказать. Был ли вообще этот Рюрик, или это история, которую сочинили, чтобы было "как у всех" (так же, как использовали чужие титулы "каган" или "князь")? На самом деле, я смирилась с тем, что этого мы, возможно, никогда не узнаем, но мне всё же кажется, что если не зацикливаться на историчности именно Рюрика и момента призвания, то можно увидеть, что всё указывает на весьма тесное в то время сотрудничество славян и скандинавов.Считается, что этот полулегендарный Рюрик приехал изначально в Ладогу,а после жил в Новгороде.В скандинавских сагах эти города(под именами Альдейгьюборг и Хольмгард) как раз постоянно выступают как места их, скандинавского, пребывания:Магнус Олавссон начал после йоля свою поездку с востока из Хольмгарда вниз в Альдейгьюборг. Стали они снаряжать свои корабли, когда весной сошел лед.Или:А весной собрался Харальд Сигурдарсон в путь свой из Хольмгарда и отправился весной в Альдейгьюборг, взял себе там корабль и поплыл летом с востока.Или:Кальв и его люди пробыли в Хольмгарде, пока не прошел йоль. Отправились они тогда вниз в Альдейгьюборг и приобрели там себе корабли; отправились с востока, как только весной сошел лед.Прослеживается традиция, где скандинавы в Новгороде отмечают Новый Год, потом едут в Ладогу, и оттуда весной плывут дальше уже на кораблях. Наверное, всё могло быть очень просто: торговые пути привлекли жадных до наживы скандинавов, а богатство товаров заставило их сотрудничать.Но почему викинги кошмарили Европу, а со славянами решили работать в союзе- на этот вопрос,видимо,отвечает география.Основной метод скандинавских набегов заключался в морских атаках на драккарах и быстром исчезновении после грабежа. У нас же до всего ценного нужно добираться по рекам, где драккары малоэффективны, а пересаживаясь на более мелкие суда, команда викингов теряла как в количестве, так и в воинственном запале.Более того,им было бы значительно сложнее исчезнуть после грабежа.Поэтому,получается,что подсчитав все за и против , они решили, что тут выгоднее примкнуть, а не ссориться. В итоге скандинавы могли научить нас плавать по морям, а мы их - по рекам (взаимное проникновение слов тут явно прослеживается (от нас к ним попали такие слова как "ладья" или "паром", а от них к нам "райна" или "дрог").И ведь они скоро переставали быть скандинавами. Если какой-нибудь Бьорн шёл "работать" на пути из варяг в греки вместе со славянами, то скоро он перевозил к себе свою Хельгу, их детей могли ещё звать Карлом и Фарлофом, а их детей уже звали Ярославом и Богданом. Так же как и с именами князей- Рюрик,Олег,Игорь..и всё,вот и растворился скандинавский след в русском народе."

  (ст."Баба-Яга: фольклор и история",Языковедьма,2024)
"Про Бабу-Ягу говорят очень глупо:
Нога костяная, метелка да ступа.
И руки кривые, и зубы торчком,
И нос очень длинный и загнут крючком.
Я облик сложившийся быстро разрушу:
Прошу заглянуть в мою чистую душу.
И там вы такие откроете дали,
Каких никогда и нигде не видали.
Эдуард Успенский     Мы с вами обычно целиком разбираем сюжеты сказок, в которых отразились обряды и нравы наших далёких предков, но сегодня будем говорить не о сюжете, а об отдельном персонаже - но, конечно, тоже по В. Я. Проппу (если вы знакомы с его творчеством, то ничего нового здесь не узнаете).Персонаж этот, Баба-Яга,как мне кажется,уже по частоте появления в наших сказках может считать-ся центральным для всего русского фольклора,а её происхождение и роль покажут, что вовсе не только для русского, и не только для фольклора.От родителей к детям и внукам тысячелетиями передавались истории об этой пугающей лесной женщине, кто-то добавлял в сказки новые элементы, кто-то искажал старые, но и из того, что осталось, ещё вполне можно попробовать извлечь корень.Итак,сказки,в которых присутствует Баба-Яга, всегда имеют в завязке ситуацию, где герою приходится выйти из дома и отправиться в путь(победить змея,спасти жениха или невесту,найти что-нибудь).Мы уже знаем, что, скорее всего, такой сюжет отражает свойственный родовому строю обряд инициации,который заключался в том,что подростков,достигших определённого возраста, забирали из родительских домов, уводили в священное место, там обучали и\или испытывали разными более или менее трудными и жестокими способами. После прохождения испытаний подростки, ритуально умерев и родившись заново с новым именем, считались полноправными членами племени, получали право участвовать во взрослых мероприятиях и вступать в брак (этнографам конца XIX - начала XX века ещё повезло застать племена,которые находились на соответствующем этапе развития,и оставить нам описания этих обрядов).Не думаю, что есть какие-то основания предполагать, что у народов типа нас, которые находятся сейчас на современном этапе развития - с интернетом и квитанциями, - такого обряда не было в том или ином виде. Скорее всего, он был, но исчез где-то на этапе перехода к земледелию,то есть его не было уже даже у праиндоевропейцев,но народная традиция всё равно сохранила истории о нём.В принципе, всё это и представлено в сказках, связанных с Бабой-Ягой: герой покидает родной дом,проходит испытания,возвра-щается победителем и вступает в брак. Похоже, что такие сказки развивались из историй об обряде инициации, которые рассказывали старейшины у костра. Скорее всего, сказки сложились позже, когда самого обряда уже не существовало, и именно поэтому рассказы эти приобретали всё больше художественных черт(как после рыбал-ки: я воооот такого сома выловил,нет,воооооот такого!).Тем не менее,много в них сохранилось и буквального.олго ли, коротко ли идёт наш персонаж прочь от дома, он встречает Бабу-Ягу, которая в итоге помогает ему (например, дарит волшебного коня). В других типах сказок она похищает детей, чтобы съесть их, либо сама прилетает, нападает и калечит (например, вырезает из спин людей кожаные ремни). Очевидно, что чтобы понять природу Бабы-Яги, нужно собрать из этих лоскутов все её функции в единое полотно.Как уже было сказано, обряд инициации понимался как временная, ритуальная смерть. В сказке это нашло отражение в месте назначения героя, - условно "тридесятое царство". В этом царстве легко разглядеть черты потустороннего мира: это и наличие волшебства (там совершаются полеты, там можно быть невидимым), и чудесное изобилие (молочные реки, кисельные берега, скатерть-самобранка) и, что не так сильно бросается в глаза, близость солнца (в описаниях очень часто встречаются золотые предметы, а золото - это классический символ солнца).Чтобы попасть в это царство, герой обычно идёт через дремучий лес, там выходит на избушку на курьих ножках,и в ней встречает Ягу.Напрашивается логиче-ский вывод о связи Яги с потусторонним миром, со смертью (ну, вообще, было бы странно, если бы это было не так).По описаниям этнографов обряд инициации как раз проводился скрытно, в лесу (у жителей саванн или прерий - хотя бы в кустах), причем в хижине, часто выполненной в форме чудища, внутри которой совершалось основное действо- например,обрезание,отрубание пальца,выбивание зубов, нанесение клейма и прочая дичь, на которую способно человеческое воображение (может быть, в будущем прокалывание ушей маленьким девочкам тоже покажется дичью,всё относи-тельно). Помимо реального увечья, подростков истязали символически - как бы варили, жарили, разрубали на куски, а в конце как бы воскрешали. Кроме того, в это время они проходили школу охоты,школу песен и плясок,им сообщали религиозные сведения и так далее (спасибо, что в наше время из этого всего осталась только школа).Так вот, в сказках герой обычно приходит в избушку через лес,что отражает реальное место проведения обряда. Почему попасть в иной мир можно именно через лес, остаётся только гадать. Например, представляя древних людей,сидящих у своих жилищ возле костра.Их мир был очень мал и опасен,а знания о нём ничтожны,и если днём ещё можно было рассуждать спокойно,то ночью,когда в непроглядной тьме стеной со всех сторон наступали деревья, а из чащи доносились пугающие звуки, можно было сколько угодно говорить себе, что это просто птицы. Может и птицы. Но птицы из иного мира..У американских индейцев, например, распространен сюжет, где человек отправляется на поиски своей умершей жены, приходит в лес и оказывается в стране мертвецов. В Микронезии также за лесом начинается страна солнца, то есть опять же иной мир. Это потом уже мертвецы "переехали" под землю,а сказки ещё сохраняют их лесное место жительства.Но даже в античности,когда мир мёртвых уже был подробно проработан как царство Аида,вход туда был скрыт в лесу:
Свод был высокий пещеры, зевом широким безмерной,
Каменной, озером черным и сумраком леса хранимой.
(Вергилий, "Энеида" - описание спуска Энея в Аид)    Попав в лес, герой находит избушку на курьих ножках. И откуда-то уже точно знает, что с ней делать - нужно не обойти с другой стороны и войти, а произнести формулу "стань к лесу задом, ко мне передом", чтобы избушка повернулась сама. Видимо, избушка стоит на какой-то невидимой границе, которую живой человек просто так пересечь не может, может только пройти через избушку, как через КПП.У американских индейцев, кстати, роль такого КПП играет дерево:Тогда он попытался обойти его. Это было невозможно. Ему нужно было пройти сквозь дерево.Получается, избушка - это вход в царство смерти, в иной мир, Баба-Яга - страж, привратник, а курьи ножки - воспоминание о том, что во времена актуальности обряда инициации реальная хижина изготовлялась в животной форме.По описанию одного из племён неподалеку от Суматры "на уединенном месте делается своего рода загон посредством забора из тростника, два конца которого нависают и образуют вход. Это называется пастью акулы", в других местах речь идёт о "пасти крокодила,и о посвящаемых говорят,что животное их разорвало", кроме того,бывает и "клюв орла",который должен проглотить входящих.Отголоски истории о ритуальном пожирании в этой хижине есть и в наших сказках, где Баба-Яга нередко выступает людоедкой: "никого она к себе не подпускала, и ела людей, как цыплят", "забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо верей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами".Приближаясь ко входу в избушку, наш герой обычно слышит что-то вроде: "Фу-фу-фу, русским духом пахнет!" И есть основания утверждать, что речь изначально не о каком-то специфическом русском запахе, а о запахе живого человека,который пахнет,в отличие от мертвеца или любого предста-вителя иного мира. Тот самый индейский персонаж, который искал свою мёртвую жену, тоже сталкивается с тем, что про него говорят: "Он очень воняет! Он не мертв!" А в африканском сюжете, где у девочки умирает мать и приглашает её к себе в загробный мир, мёртвые друзья матери определяют присутствие живой дочери так: ,,Что здесь в хижине? Чем это тут пахнет? Здесь так пахнет жизнью. Что у тебя здесь спрятано?"Скорее всего, здесь мы имеем дело с зеркальным принципом: раз живым людям противен запах мертвечины,значит и мертвецам должен быть проти-вен запах живых.Дальше от Бабы-Яги следует вопрос о целях путешествия (что-то вроде "Дело пытаешь или от дела летаешь?"),и герой опять точно знает,что делать. Прежде, чем раскрывать информацию о себе, он требует напоить и накормить его, а то и в баньке попарить. И наша людоедка кормит героя!Кстати, в западных сказках этот мотив кормления в лесной избушке местами превратился в историю о пряничном домике.Это казалось бы нелогичным,если бы мы рассматривали сказку как самосто-ятельный сюжет.Но в качестве рассказа про обряд этот элемент приобретает смысл: перед проникновением в иной мир подросткам давали ритуальную трапезу.Ритуальная еда- настолько важное и общее место,что,наверное,и не требует разъяснений.Такие мотивы сохранились даже в развитых религиозных культах.Вот,например,отрывок из древнеегипетской Книги Мёртвых:"Пусть мне будут даны сосуды молока с лепешками, хлебами... и кусками мяса... Пусть эти вещи мне даны будут полностью... Пусть мне будет сделано так, чтобы я мог продвигаться дальше подобно птице Бенну..."
То есть это точно такая же история, где сначала герой должен что-то съесть, а потом куда-то дальше отправиться, причём не просто так, а "подобно птице".И в Вавилонском эпосе о Гильгамеше героя перед спуском в мир мёртвых тоже кормят: "предлагают ему жареное мясо.Лепешки они предлагают,дают холодный напиток,воду из мехов".В древнеиранской религии и вовсе почти повторяется диалог с Бабой-Ягой:..душу,прибывшую в небо,осыпают вопросами,как она сюда попала.Но Ахурамазда запрещает спрашивать о страшном и ужасном пути,по которому она пришла,и прика-зывает дать ей небесной пищи.Ну и,конечно,классические древнегреческие примеры: "Калипсо хочет,чтобы Одиссей взял у нее нектара и амврозии: только тот,кто поел пищи эльбов и испил их питья,навсегда остается в их власти»","Так же Персефона принадлежит Аиду,поев гранатовое яблоко".А у нас ещё недавно во время Святок полагалось есть кутью(она же "сочиво")- как ритуальную пищу,связанную с загроб-ным миром,и в этот период люди могли гадать,наряжаться, играть,то есть действи-тельно сближаться с потусторонним. Кстати, само слово "сочельник" происходит от "сочива", то есть вот насколько это было важно. Может быть, даже то, насколько людям важно сейчас съесть хотя бы тарелку оливье на Новый Год, каким бы ни был остальной стол,это тоже как-то исходит из тех обрядов.Оливье мог заменить кутью в роли обязательной ритуальной еды.Ну,это я так,для обсуждения,не настаиваю.Итак ,Баба-Яга охраняет вход в мир мёртвых,принимает нашего героя и угощает его риту-альной едой,которая нужна для входа в этот мир.Кто же она сама?Во-первых,в боль-шинстве описаний она в своей избушке не стоит,не сидит,а лежит.Во-вторых, она при этом занимает всё пространство ("впереди голова, в одном углу нога, в другом другая", "на печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос").Про то, что Баба-Яга какая-то гигантская, речи нигде нет, следовательно, это избушка такая маленькая.И вот уже получается,что Баба-Яга- труп,который лежит в гробу.Можно начинать проводить параллели.Например,немецкий индоевропеист Герман Гюнтерт писал:Если Хель (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп.В нашем случае на это, конечно, указывает не цвет кожи, а наличие костяной ноги.Кроме того,тот факт,что Яга узнаёт героя по запаху,может косвенно указывать на её слепоту.А слепота свойственна мертвецам в фольклоре по уже упо-мянутому зеркальному принципу: если живые обычно не видят мёртвых, то и мёртвые обычно не видят живых.В сюжетах охотничьих народов о слепоте подобных персонажей говорится открыто:"Он подошел к шалашу,который стоял совсем один,в нем была слепая женщина".Получается,Баба-Яга- мертвец,который охраняет мир мёртвых.Здесь бы мы и остановились, если бы не вторая её яркая черта - гипертрофированная женственность. Например, часто её описывают так: "титки через грядку" (грядка здесь- палка,на которую вешали полотенца),"Яга Ягишна,Овдотья Кузьминишна,нос в потолок,титьки через порог,сопли через грядку,языком сажу загребает","на печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга,костяная нога,нос в потолок врос,сопли через порог висят,титьки на крюку замотаны,сама зубы точит","из избушки выскочила баба-яга,костяна нога,ж...а жилена,м...а мылена".Огромная грудь- атрибут даже не просто женский,а скорее материнский. Однако мужа у Бабы-Яги никогда нет и не было.Его отсутствие может намекать на то,что образ этот идёт из тех далёких вре-мён,когда плодородие мыслилось исключительно женской прерогативой.Об этом этапе нам говорят знаменитые фигурки палеолитических венер,с такими гипертрофирован-ными формами,которые,согласитесь,вполне можно было бы описать как "титьки через порог висят".Фигурок мужчин археологи не обнаружили.Некая изначальная мать,у которой не было мужа- довольно распространённый сюжет в мифологии.Например,гре-че-ская Гея,мать-земля,сначала родила Урана-небо,а потом стала его женой.То есть первоначально она мать, причем без всякого мужского участия.О муже другой богини ,связанной с плодородием,Деметры,вообще почти никто ничего не слыхал.Дева Мария, в общем-то,тоже похожа на такую богиню-мать.Вероятно,реальная женщина постепенно приобрела её черты в процессе становления христианства.Потому что каким бы новым ни был Новый Завет,а древние представления не уходят,только трансформируются.
Получается,Баба-Яга имеет черты и мертвеца,и богини-матери.И тут нет никакого противоречия.Потому что изначально любая такая богиня плодородия- и богиня смер-ти.Потому что,во-первых,откуда люди приходят(рождаются),туда они и уходят(уми-рают),и логично,что за это должен отвечать один и тот же персонаж.Во-вторых, если вспомнить процент детской и женской смертности в родах, то становится ещё логичнее. Когда роды были процессом, из которого могла получиться новая жизнь, а могла и новая смерть, то с чего вдруг за это бы отвечали разные сущности?Такие дела.В сказках у Бабы-Яги,как у мифологического персонажа,давно нет целостности, только обрывки и лоскутки,из которых мы можем восстановить,предположить то, кем она была много тысяч лет назад.С этим можно соглашаться,можно не соглашаться, но,полагаю,раз вы оказались здесь,да ещё и дочитали до конца,вам это,как минимум ,интересно."
  (ст."Если православной инквизиции не было, то зачем тогда РПЦ столько монас-тырей-тюрем",Лев Валерич,2024) "в плане инквизиции РПЦ мало чем отличается от католической церкви. Да, такого обилия костров,на которых изгонялись неугодные, на Руси не было,но были тюрьмы"..Хочу сегодня поговорить с вами на тему, которую поднял один из читателей канала, утверждая в своем комментарии, что в отличие от католической церкви, в Русской православной церкви не было института инквизиции.
И знаете,общаясь с огромным количеством людей,я пришел к выводу,что подавляющее большинство моих собеседников действительно считают, они практически на 100% уверены,что на Руси инквизиции не существовало.На самом деле,и сейчас не удив-ляйтесь,  этом плане РПЦ мало чем отличается от католической церкви.Конечно, такого обилия костров на площадях,как в католических странах,на которых изгоня-лись неугодные церкви люди, на Руси не было, но кое-кого сожгли и у нас.Первое имя, которое тут же приходит на ум, это протопоп Аввакум, которого казнили на костре,так же поступили и с лейтенантом Возницыным в 1738 г.,его сожгли прилюд-но,на Адмиралтейском острове в Петербурге.Так что,да,жгли и у нас,но..Надо приз-нать,что в России прилюдная казнь на кострах,это были единичные,громкие случаи, не ставшие повсеместной практикой. А вот чем славилась РПЦ, так это своей лютой тюремной системой, которая перемалывала несогласных.Как минимум один тюремный монастырь известен каждому из вас,это Соловецкий,куда ссылали неугодных с сер. XVI века.Еще одним известным местом тюремного заключения, не менее страшным, является Суздальский Спасо-Ефимиев монастырь,но это те церковные тюрьмы,которые известны всем,а ведь таких было великое множество.Наиболее крупные тюремные комплексы РПЦ:а) Мужские монастыриНиколаевский Карельский(Архангельская губ);
Сийский (на Северной Двине);Спасо-Прилуцкий (под Вологдой);Новгород-Северский;
Кирилло-Белозерский;Валаам;Спасо-Преображенский (Старая Русса);Юрьевский (под Новгородом);Псковский;Свияжский (Казанская губерния);Далматовский Успенский (Пермская губерния);Троицкий-Селенгинский (озеро Байкал);Вознесенский (Иркутск);
Успенский Нерчинский.По памяти я привел вам полтора десятка самых крупных монас-тырских тюрем,на деле же их было намного больше.А ведь в казематах православных монастырей содержались не только мужчины,женщин эта участь не миновала.Для них такие же,ничем не отличающиеся от мужских,тюремные камеры были заготовлены, соответственно,в женских монастырях.б) Женские монастыри:Покровский (Суздаль);
Ризоположенский (Суздаль);Далматовский Введенский (Пермская губерния);Кашинский (под Тверью);Енисейский Рождественский;Иркутский Знаменский.Условия содержания заключенных в этих тюрьмах были, как и на Соловках или в Спасо-Ефимиевском монастыре - лютые. Причем зачастую люди помещались сюда без указания их имен, не говоря уже об их вине и судебном приговоре.Смертность в монастырских тюрьмах была величайшей, понятно, что никакой медицины тут и рядом не стояло, все хвори заключенных лечились молитвами настоятелей монастырей.Т.е. если больного не получалось излечить чтением псалтыри,то следовала отписка вышестоящему началь-ству о его смерти. Такова была судьба большинства заключенных в монастырских тюрьмах.Часть заключенных не имели никакого отношения к религии, это были откровенно "политические" преступники, офицеры, дворяне, чиновники, по тем или иным причинам попавшие под пресс государственной машины,помещенные в монастыр-ские казематы,зачастую без суда и следствия.Вторая часть заключенных монастыр-ских тюрем,это как раз те,с кем боролась православная инквизиция,которой,как бы, не существовало.А.С.Пругавинъ,"Монастырские тюрьмы".Я приведу вам несколько ярких примеров из статьи историка, этнографа Сергея Васильевича Фарфоровского, изданной в далеком 1926 г.,почти век назад.И вот такие примеры, когда люди попадали в монастырские застенки даже не за то, что они состояли в какой-либо секте, а просто отрицали существование любых потусторонних сил, очень много.
Что там говорить, в застенки монастыря запросто мог попасть человек. который просто жил отшельником и вел праведный, по христианским понятиям, образ жизни. Но к которому шли люди, конкуренцию РПЦ не терпела..Конечно, к инквизиции эпизод с ребенком дела не имеет, тут другое, да и хотелось бы знать детали, но такой возможности нет. Впрочем, какая разница, заточение в каменный мешок 10-летнего мальчишки, это нормально?Ну что, я думаю, что того, что я уже привел в качестве примера, достаточно, чтобы понять, насколько велика и могуча была репрессивная машина РПЦ до революции 1917 г.Желающие могут ознакомиться со статьей Фарфоров-ского в оригинале, ссылку оставил выше, а я на этом свою работу заканчиваю. Думаю, что умным людям далее ничего объяснять уже не нужно.И знаете, друзья мои, что я вам скажу, мне очень бы не хотелось, чтобы РПЦ получила подобную власть над людьми в наше время. Надеюсь, что это невозможно, иначе репрессии тридцатых годов,о которых так любят истерить люди в рясах,покажутся всем нам увеселитель-ной прогулкой.."


Рецензии