Иоасаф Игнатович Железнов, писатель, исследователь

Иоасаф Игнатович Железнов, будущий писатель и исследователь истории и быта Уральских казаков, был рожден 12 ноября 1824 года в городе Гурьеве. Его отец Игнат Денисович, урядник, пропал без вести, оставив семью без средств к существованию. Его дед Денис Федорович, участвовавший в войне 1812 года и заграничных походах, также умер в экспедиции.
В детстве Железнов был отправлен в училище и после его окончания поступил на службу в Гурьев. Позже он был переведен в канцелярию уральского наказного атамана и затем стал начальником в красноярском форпосте. В это время он углубился в изучение быта казаков.
В 1848 году Железнов стал волонтером в казачий полк и принял участие в походе в Москву. После этого полк был направлен к Киеву, где пробыл два года без дела. В 1851 году Железнов вернулся в Гурьев и написал свою первую статью.
В 1852 году Железнов был повышен в офицерский чин и отправился на службу в Москву. Там он познакомился с литераторами, такими как Погодин, Аксаков и Островский, и развил свой литературный талант. Его первые работы были опубликованы в журнале "Московитянин". Впоследствии его работы появлялись в других изданиях.
Начиная с 1855 года, Железнов начал литературную полемику с Небольсиным в "Московитянине" и оспаривал мнение Пушкина о Пугачевском бунте. Он утверждал, что казаки из Яйки не создали Пугачева и что Пугачев был марионеткой в руках партии Петра III.
Во время отпуска Железнова его сочинения были печатаемы в Москве, хотя ранее они уже появлялись в различных периодических изданиях. Типографские расходы и сам процесс издания были приняты на себя его другом Н. И. Шаповаловым. В 1858 году сочинения Иоасафа Игнатьевича были опубликованы в двух томах под общим названием "Уральцы - очерки быта уральских казаков". Первый том включал следующие работы: "Картины казацкой жизни", "Сайгачники", "Башкирцы", "Картины Аханного рыболовства"; второй том включал: "Василий Стругоящев", критическую статью о "Истории Пугачевского бунта" Пушкина и "Мысли казака о казачестве".

Статья "Мысли казака о казачестве", которая была опубликована во втором томе, ранее была напечатана в "Парусе" и привлекла к Железнову внимание цензуры, что привело к его включению в число писателей, подлежащих надзору. Особенно подозрительной для цензуры стала статья "Что такое казацкий офицер?", в которой он высказывал недовольство казачьим офицерством и дворянством в целом, отдавая предпочтение традиционному казачьему самоуправлению. Военная цензура запретила ее публикацию, и она так и не увидела свет при жизни автора.

Тем не менее, после выхода "Уральцев" Железнов стал известен широкому кругу читателей не только как казачий писатель, но и как представитель казачьей идеологии XIX века. Это принесло ему большую известность в общественных кругах России. Он идеализировал "казачью старину" с ее патриархальным образом жизни. В то время "казакоманство" считалось частью славянофильства.

Как историк Урала и писатель, Железнов выступал в защиту старых казачьих обычаев и против ограничений, налагаемых на них официальными властями. Он писал: "Вы хотите, чтобы казак был смирен как овечка и силен как лев. Эти два качества несовместимы. Стало быть, хотение останется хотением...". Он также отстаивал право казаков на свободу от ограничений, которые считал полезными только для военных казарм и лагерей.

После выпуска "Уральцев" Железнов имел возможность представить один экземпляр своего произведения наследнику Николаю Александровичу. Его сочинения были благоприятно приняты, и автор был награжден золотыми часами. В письме от генерал-адъютанта Николая Васильевича Зиновьева было указано, что его сочинение описывающее быт уральских казаков было представлено императорскому наследнику Николаю Александровичу, который благосклонно принял его сочинение и подарил ему золотые часы.


Рецензии