Фильм Отец

Фильм "Отец" с Энтони Хопкинсом в главной роли.

Посмотрев и пересматривая этот фильм, я говорю себе:
Фильм-потрясение. Фильм-откровение. Фильм-напоминание...

Ничего подобного я не видел и сейчас не ожидал увидеть. Это не просто рассказ о днях человека, страдающего деменцией и все более отрывающегося от "реальности". Это не взгляд со стороны, не наблюдение врача или просто кого-то близкого. Здесь - весь кошмар происходящего, такой, каким он представляется самому больному. Больному, не сознающему своей болезни и мучительно пытающемуся понять, что же происходит с миром вокруг. С миром, в котором знакомые вещи и люди, даже родные люди, перестают быть самими собой, перестают быть привычными и понятными. Теряется связность времени, теряется логика событий. Ты начинаешь чувствовать себя потерявшим привычные опоры и уже не знаешь, где находишься, и зачем ты здесь.

Энтони Хопкинс гениально показал это. Показал так, как может показать человек, проникший в душу и сознание ближнего своего, буквально соединившийся с его страданием и беспомощностью... Подвиг актера передает это вИдение всем. Но с особенной, непереносимой болью почувствует это тот, кто сам, со своим близким, проходил в жизни сквозь ужас потери человеком рассудка. Сможет вновь пережить этот как бы застывающий, потерянный и в то же время отрешенный взгляд, как будто видящий  ИНОЕ - где-то внутри себя самого. Или напротив - стать свидетелем вспышек веселости и разговорчивости - как бывает со всеми нами, когда вдруг распутывается один из случайно завязавшихся "узлов земных". Или же - моментов неприятия человеком навязываемой ему его угасающим мозгом "реальности".

Я говорю о "подвиге актера". Да, это подвиг - пусть даже на какое-то время спуститься в этот ад и разделить с другим страдание оставленности и одиночества среди тех, кто тебя не понимает и часто даже не делает попыток понять... Показав при этом без ненужных слов, что душа человека остается столь же чуткой, страдающей, стремящейся к радости, даже будучи захвачена неизлечимой болезнью.

И другое - важное - я увидел на экране и самого себя - не понимающего своего заболевшего родного человека; себя нетерпеливого столь часто и столь часто раздражающегося, когда сил душевных порой не хватало; себя - торопящегося к своим делам и забирающего у родного такие нужные ему минуты общения. Пытающегося обмануть самого себя лицемерной надеждой, что родной человек после моего ухода еще какое-то время будет жить радостью нашего общения в стенах "пансионата". И я буду гнать от себя мысли, что моя мама уже забыла о моем приходе и возможно ходит по коридору в поисках меня и... не находит... Тогда как я предаюсь пусть не веселию, но каким-то своим, потребным мне занятиям. И спать я буду у себя дома, а не в "пансионате"...

И пусть никто не говорит, что больной деменцией не страдает, ибо не осознает, что с ним происходит. Нет, это не так. Ведь человек жив душой, а душа болит, тоскует, пытается соединиться с тем, кого любит, пытается достучаться... И только органическое поражение мозга не позволяет ей выразить себя. А окружающие как бы не видят души - только немощную телесную оболочку. Как это несправедливо, как неверно и как жестоко! И как больно осознавать, сколь слеп ты бывал сам, невольно ограждая себя самого от душевной боли за родного человека.

Все это надо увидеть как в зеркале и таким зеркалом явился для меня фильм "Отец". Здесь - не попытка пересказать этот фильм либо дать оценку талантливейшей работы сценариста и режиссера. Все это сделали и еще сделают профессионалы-кинематографисты. Но попытка передать хотя бы отдаленно ту боль, что охватила  меня во время фильма - когда на экране я увидел кусочек прожитого нами самими. Боль от сознания безвозвратно потерянного и уже никогда не смогущего повториться в этой жизни...

Картины из фильма и музыка в нем звучащая останутся в моей душе навсегда. Как память о самом главном в жизни.
Да, для меня - повторюсь - это фильм-потрясение, фильм-откровение и фильм-напоминание...
А его финальная сцена (кто посмотрит, тот, вероятно, поймет меня) - как добрая рука Бога, протянутая человеку в его безутешности.

Спасибо.


Фильм "Отец" (The Father) я посмотрел в очень хорошем русском переводе по этому адресу:
https://www.youtube.com/watch?v=FfcmyTm7JbA


Рецензии
🟢 Волнующая тема. Ситуация, от которой никто не застрахован. По- возможности, посмотрите, пожалуйста, у меня « Эмоциональное событие».

http://proza.ru/2023/06/24/425

Райя Снегирева   23.04.2024 16:51     Заявить о нарушении
Да, конечно, никто не застрахован...
Спасибо Вам за внимание и за Ваше "Эмоциональное событие". Вы очень хорошо и проникновенно написали о важном.
Всего самого хорошего Вам желаю.

Дмитрий Новиков Винивартана   24.04.2024 04:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.