Прыжок в высоту. Картина 1

ПРЫЖОК В ВЫСОТУ
(по мотивам воспоминаний Валентина  Гагарина)

К 90-летию Юрия Алексеевича Гагарина
Одноактная пьеса (10+)
3 мужские роли, 1- женская, 1 роль подростка (1-2 актера, могут исполнять учащиеся театральной студии, студенты).
Массовые сцены (учебный класс в школе): 3-5 актеров (могут исполнять учащиеся театральной студии, студенты).
Время действия: 1943-1961 гг.

Героями, как известно, не рождаются. А кто же из мальчишек не мечтает им стать? Юрка по прозвищу Гагара не был исключением. Тяжелые испытания во время войны и противостояние фашистским захватчикам в родной деревне закалили его характер, а случайная встреча с военным летчиком определила дальнейшую судьбу. Стремление быть первым везде и во всем становится его юношеским девизом в мирное время. Он не ищет простых путей и неутомимо идет к достижению поставленной цели. Учеба, упорные тренировки, преодоление самого себя и прыжок в высоту - к непокоренным вершинам, навстречу неизведанным мирам.

Действующие лица:
 ЮРКА – подросток 9-12 лет (невысокого роста, смелый, отчаянный, Мальчиш-Кибальчиш» с добрым сердцем)
АННА ТИМОФЕЕВНА, мать
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ, отец
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ, учитель физики в школе 
ПИЛОТ, раненый летчик, командир экипажа сбитого советского самолета
 
КАРТИНА 1
 (Апрель 1943 г., деревня Клушино Гжатского района Смоленской области)
Ночь. Лесная поляна близ деревни. За кулисами слышится взрыв. Сцена на мгновенье освещается вспышкой света. Откуда-то доносится лай собаки. 
В темноте появляется Юрка в куртке и резиновых сапогах, с фонариком в руке, шарит светом по сцене.
ЮРКА (громко). Тобик! Тобик! Малыш, родной мой! Ты где? Куда же ты убежал со страху, дурашка! Тобик!
В ответ слышится стон раненого. Сцена начинает слегка подсвечиваться. Юрка различает в полумраке человека в шлеме и летной форме. Пилот, сидит на пеньке согнувшись в три погибели. Вокруг пенька валяются стропы от парашюта.
 ЮРКА (в изумлении, приглушенно). Ой..., товарищ летчик… Вы живы?!
 ПИЛОТ (шепотом, постанывая). Эй, пацан, тихо. Не кричи. Фонарик погаси и иди сюда.
 ЮРКА (заторможенно, в ступоре). А-аа Вы…? Вы ранены? Вы весь в крови!
 ПИЛОТ (с трудом выговаривая слова). На су-ук напоролся… В-второй пилот п-погиб. Не успел с-спрыгнуть, рухнул вместе с самолетом. (После паузы). До д-деревни д-далеко?
 ЮРКА. Там немцы. Автоколонна у нас стоит. Вам туда нельзя. Я Вас на заброшенную мельню сведу. Там не найдут.
ПИЛОТ (пытаясь приподняться, со стоном). Ухх… Нога… Не дойти мне.
ЮРКА (строго). Сидите. Сидите. Вытяните ногу и покажите рану. (Снимает с себя куртку, бросает на землю. Отрывает рукава от белой рубашки, снова надевает рубашку без рукавов). – Так…  Нужно остановить кровотечение. Рубаха чистая, не сомневайтесь - только сегодня утром надел. Сейчас промокну и наложу повязку на рану, а из второго рукава сделаю жгут.  (Перевязывает раненого).
ПИЛОТ (со стоном, стиснув зубы). Ухх…Охх. Ловко у тебя получается, малец.
ЮРКА. А как же, товарищ командир. Потерпите чуток, скоро закончу. И никакой я не малец. Мне уже девять исполнилось. А с шести лет я маме на ферме помогал – поросят выхаживал, и даже у коровы нашей, у Белухи, теленка принимал. Вот!
ПИЛОТ (со смешком).  Да ну…? Да ты, брат, деревенский ветеринар-акушер, значит?  Куртку набрось – озябнешь, простудишься.
ЮРКА (обиженно). Чево? Какой еще акуш…? Просто я животных очень люблю. Мама раньше…, ну…, до войны, на ферме работала. Когда еще скотина какая-то была…А теперь я в семье, почитай, самый главный.
ПИЛОТ. Сирота?
ЮРКА. Не. Старшего брата Вальку и сеструху Зойку на днях фашисты в Германию угнали… Чуют, гады, что наши уже на подходе. Мама чуть из разума не вышла, за машиной бежала – в крик кричала… Бедная… До сих пор в себя не придет.   
ПИЛОТ. Беда…Беда страшная…А отец?
ЮРКА. Батя – хворый. После тифа. Еле ходит. Ногу волочит. Хотел в Красную Армию, как война началась, - не взяли. Плотничает в соседней деревне за харчи. Я ему тоже помаленьку помогаю, а по вечерам - повязки с лечебными травами делаю. Трошки помогает… (Пауза). Потерпите, потерпите… Вот и все.
ПИЛОТ.  Ой!  Фуу, вроде, как и легче стало, медбрат.
ЮРКА. Вот, возьмите картоху - поешьте. Остыла, правда. Мама мне с утра сварила, а я про нее и забыл... (Вытаскивает из карманов штанов две картофелины.)  Передохнем чуток и помаленьку пойдем.
ПИЛОТ. Спасибо. А ты? Давай по-братски.
ЮРКА. Не. Я ж - не раненый. Домой вернусь – че-нить перехвачу. Ешьте, ешьте. У нас – и морковка, и картоха, и капуста есть. Во какая! (разводит руки в стороны) Огород - на мне… с младшим братухой Бориской.
ПИЛОТ. Молодчина! Да ты, оказывается, на все руки… Как тебя хоть звать, спаситель?
ЮРКА.  Юрка… Юрка Гагара…
ПИЛОТ. Ухты… Фамилия-то у тебя что ни на есть «летная»...
ЮРКА. Не. Это кликуха. Ребята прозвали. Я, товарищ командир, летчиком-испытателем стать мечтаю, как Чкалов. Он целый Океан перелетел… Через Северный Полюс… и в самой Америке приземлился… Во как! Знаете такого?
ПИЛОТ (со смехом). А ты, как думал, герой? Хотя лично знаком, конечно, не был. Погиб он, парень, в 38-м…, погиб при испытании нового самолета. Рисковая эта профессия, брат, рисковая...
ЮРКА (со вздохом). Знаю… (Убежденно). А я все равно стану. Вот война закончится, и стану. Хоть расшибись, а стану. И самолетом управлять научусь, и с парашютом прыгать. Не верите? И героем, как Чкалов… и как вы…тоже обязательно стану!
ПИЛОТ. Героем? Ну, тогда держи, Юрка Гагара, звездочку от меня на память (снимает с погона звездочку). Спрячь. А когда героем-летчиком станешь - вторую получишь. Я тебя найду. Обязательно найду. Веришь?
ЮРКА. Верю. Спасибо. (Вытянувшись в струнку). Служу Советскому Союзу! А как вас зовут, товарищ командир?
ПИЛОТ. Это, брат, военная тайна. И отцу с матерью, что меня здесь встретил, не говори.  Никому! Слышишь? Ну…, пошли?
ЮРКА.  Есть – военная тайна! (Помогает летчику встать). Обопритесь на меня, товарищ командир (подставляет плечо). Я жилистый, сдюжу. А парашют ваш схороню - ветошью прикрою и землей присыплю, как вернусь.
(Юрка и пилот, прихрамывая, слегка опираясь на плечико юного спасителя, уходят. За кулисами слышатся голоса).
ГОЛОС ЮРКИ. А наши скоро деревню освободят?
ГОЛОС ПИЛОТА. Скоро. Скоро выбьем фашиста. Обязательно выбьем! Только это военная тайна. Понял?
ГОЛОС ЮРКИ. А с парашютом прыгать страшно, поди?
ГОЛОС ПИЛОТА. Страшно… В первый раз – очень страшно…


Рецензии
Я с большим одобрением встретила Вашу пьесу, Лидия, о первом космонавте планеты. Мне было весьма интересно узнать детали жизни нашего любимого героя, о которых Вы рассказали в первой части, к примеру то, что он ловко перевязал раненого лётчика, выхаживал поросят, принимал роды у коровы, работал в огороде и что им с детства владела мечта стать таким же, как прославленный Чкалов.
Юрий Гагарин достоин того, чтобы о нём писали романы и пьесы и не только потому, что он был Первый, но и потому, что он явил миру великое мужество.

Алла Валько   15.02.2024 07:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла. Очень тронута вашим отзывом. И абсолютно согласна - Ю.А. достоин
того. Человек необыкновенного мужества, ума и доброты. Именно поэтому ему суждено было быть Первым. Мне посчастливилось знать его маленькой девочкой, но погрузившись в материалы о его детстве при написании пьесы, была потрясена.

Лидия Гладышевская   15.02.2024 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.