Душа

  (ст."Что такое душа",Заметки Мордора,2024)
"С ответом на то, что такое душа,
Болотный священник идёт не спеша.
С.Леврант.Росар,Безаль и Пансобан       Я,конечно, не болотный священник, но на вопрос, что такое душа, ответить постараюсь.Вообще,конечно,баловство использовать в качестве эпиграфа к текущей заметке строчки из бродящего по Сети стихотворения, которое, в свою очередь, ранее послужило эпиграфом к одной крипи-истории, с которой я с интересом ознакомился не то в начале 2015, не то в начале 2016 года.
Возможно, следовало бы вместо мифического «Росар, Безаль и Пансобан» С. Левранта (мифического – потому что это образчик условно современного интернет-фольклора) процитировать Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:Душа(в этнологическом отношении).– Верование или убеждение,что наша мысль,чувство,воля,жизнь обуслов-ливается чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нём своё местопребывание, свойственно, по-видимому, всему человечеству и может быть констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых первобытных племён.Происхождение этого верования может быть сведено в конце концов к само-чувствию, к признанию своего «я», своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем,орудием,органом.Это «я»,это нечто духовное или,в более примитив-ном представлении, это движущее начало, эта «сила», находящаяся в нас, – и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о «душе». Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния, завывающий ветер, бегущее по небу облако, горящий огонь, низвергающийся с горы камень– точно так же, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход – всё это способно вызывать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает её производителя, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и движения можно тоже предполагать некоторое «я», некоторое движущее начало или «душу». И действительно, многие дикари пользуются одним и тем же словом, обозначающим у них «душу», для названия всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непонятного, как напр. механизма часов и т. п. В приложении к человеческой душе убеждение в её отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человек во сне недвижим; не видит, не слышит, но может чувствовать себя в различных положениях, посещать различные местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. После обморока человек «приходит в себя», т. e. душа его возвращается в тело. Наконец,в случае смерти душа покидает тело окончательно.Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представ-ляет себе как дыхание, дуновение, лёгкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman – дух, дыхание, душа: spiritus, ;;;;, ;;;;;; и т. д.). По вопросу, где именно имеет душа своё местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою.Полинезийцы считали местопребыванием её полость живота. Караибы, сиамцы помещали душу в сердце и жилах, папуасы и евреи – в крови (подобно тому, как и Цицерон полагал, что spiritus diffunditur per arterias, а Цельзий, что venae spiritui accommodatae sunt); другие – в груди, голове, печени. При смерти душа выходит из тела (через рот), но дальнейшая судьба её различными народами также понимается различно. Душа может оставаться поблизости тела, бродить около него, находиться в окрестностях, или она может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке, удаляться за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за облака, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, воплощаться, например,в различных животных.В конце концов,она может соединиться с телом, если последнее сохранилось или тело составляло для неё только бренную оболочку,покинув которую,душа достигает высшего,блаженного состояния,соединя-ется с общей мировой душой и т.д.Все подобные верования,усложняясь и развиваясь с ходом культуры,оказывают влияние на отношение к умершим,на погребальные обря-ды.Вообще не только дикари, но и народы, достигшие уже довольно значительной культуры,склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями,оружием, пищей, посудой, домашними животными, рабами и т. д.; помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру,землянку,шатёр; снабжение их лодкой,лошадью,оленями, собакой – для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевлённые предметы (напр., посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случае важны не они, а, так сказать, «души» их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение души на небо приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение души подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела – сохранение последнего путём мумифицирования. Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда основано на альтруизме,а во многих случаях скорее на эгоизме,на стремле-нии обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племён, напр., вынесение покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путём; связывание и пеленание умершего; очищение себя после похорон огнём и т. д. Некоторые кочевые дикари в случае смерти родича оставляют труп и перекочёвывают на другое место; другие, как только наступает
агония, задушают умирающего,набрасывают на него кожи и крепко обвязывают ремнями и верёвками. Покинувшая тело душа становится,по воззрению многих народов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление душ предков, даже отождествление их со злыми духами. Впрочем, понятие о душе часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Душа подразделяется на несколько, напр. на две, одну– выхождение которой констатируется сном, и другую – оставляющую тело при смерти; у китайцев одна душа остаётся хранительницей дома,другая– могилы,третья невидимо принимает жертвенные дары; из тройной души римлян manes уходили в преисподнюю, anima или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице и т. д. Различные виды или части души считались иногда пребывающими в различных частях тела: вест-индские индейцы помещали души в сердце, голове и руке, как познавание, чувство и волю; Платон полагал,что познавание имеет пребывание в голове,чувство– в груди, желания– в животе.Как, наверное, уже догадались мои постоянные читатели и читательницы, отвечать на вопрос, что такое душа, я буду в контексте славянской мифологии.Засим позволю себе привести цитату из книги «Мифы русского народа» специалиста по традиционной славянской культуре Елены Евгеньевны Левкиевской:У славян,как и у всех других народов,уже в языческие времена существовало понятие души – некой субстанции, которая находится внутри человека и обеспечивает ему жизнь. Впоследствии под влиянием христианских воззрений представления о душе несколько изменились,но их основу доныне сохраняет народная традиция.В представ-лении наших пращуров-славян душа– двойник человека при его жизни,имеющий черты мифологического персонажа; самостоятельное живое существо.Душа появляется вместе с родившимся на свет человеком,происходит от его матери(по другим представлениям – берёт своё начало от бога, который вкладывает душу в человека ещё в утробе матери, и тот сразу же – и только после этого – начинает шевелиться), живёт вместе со «своим» человеком, в его теле, размещаясь в голове, в горле, в груди, в животе, в крови, в печени, в сердце, в ямке под шеей, под правой мышкой.Когда появившийся на этом свете человек получает душу – на небе загорается новая звезда.Как и «её» человек, душа растёт. Она способна чувствовать боль, радость, тепло и холод.Питается паром от пищи.В фольклоре русских и украинцев встречается противопоставление души человека-мужчины и пара,заменяющего душу животным(исклю-чение составляет медведь– его душа имеет вид щенка)и «нехристям»,а иногда и женщинам(известна русская пословица «у бабы не душа,а пар» или «голик»– истёртый веник).Под воздействием христианства сложилось представление, согласно которому «полноценной» душой обладает только мужчина, поскольку Адам получил душу от бога, а женщина – наполовину от бога, наполовину от Адама.Душа разделяется с телесной оболочкой человека во время сна или в случае его смерти, покидает её в образе бабочки,ветерка,дыма,мухи,пара,птицы.Иногда душу представляют бесплотным человеком,маленьким человечком с прозрачным телом,ребёнком с крылышками.Белорусы считают: душа умершего родственника ветром врывается в трубу,завывает там,прося её помянуть.В севернорусском причитании душа описывается как облако:Как душа да с белым телом расставалася,Быв, как облако, она да подымалася…Образ души в виде бабочки(особенно ночной)– достаточно распространённый и укоренившийся.До недав-них пор при виде бабочки или мотылька кто-нибудь мог сказать: «Вот чья-то душа летает».В некоторых русских говорах бабочку именуют душечкой.Зафиксированоследу-ющее украинское поверье: если не раздавать подаяний на помин усопших,души после-дних прилетят в дом ночными мотыльками и станут кружиться подле свечей. Поляки, увидев летающих у свечи ночных бабочек, вспоминают почивших родных, называя их по именам, считают, что во время смертной агонии душа умирающего вылетает из тела в виде бабочки,и придерживаются запрета убивать ночных бабочек из опасения, что среди данных насекомых может оказаться душа отца или деда. Болгары верят, что на сороковой день душа усопшего прилетает в дом бабочкой.Душа, принявшая образ мухи (иногда белой), вылетает изо рта человека во время агонии, является к родным умершего ночью после погребения. В Украине в ночь после похорон караулили душу: для этого собирались старухи, ставили на стол разведённый водою мёд (сыту) и ждали, что душа почившего прилетит отведать угощение мухой. Там же считали человеческой душою муху, зимующую в хате (иногда полагали, что такие мухи – души живых, и мух зимовать в доме должно столько же, сколько человек в семье). Кое-где верили, что душа в виде мухи обитает в доме за иконами двенадцать дней после смерти. Известен запрет отгонять или, тем более, убивать вьющуюся над покойником муху. Белорусы видели в мелких мушках, вьющихся роем высоко над землёй, души умерших, отпущенных с того света на время погулять и обсохнуть.Птица (чаще всего голубь или ласточка) – ещё один часто фигурирующий образ, в котором воплощается душа.«Покойник озяб,пичужкой погреться прилетел»– говорят о залетевшей в жилище птице.Души добрых людей являются белыми голубями, злых – чёрными воронами. Души детей навещают родителей ласточками. В Полесье ласточка, залетевшая в дом во время свадьбы,считалась душой кого-то из почивших родичей,пожелавших посмотреть на новобрачных. Там же о любой птице, летящей над полем, говорили: это «душа летит».Поверья о душе-птице служат источником обычая рассыпать для птиц зерно на могилах в сорок дней после похорон. В южнорусских областях в течение всё тех же сорока дней после смерти на окно стелили белое полотенце – так, чтобы одним концом оно свешивалось на улицу, – и клали на него хлеб. Ожидалось, что душа в виде птицы прилетит угоститься, а на полотенце и подоконнике останутся следы птичьих лапок. Также бытовал обычай рассыпать на подоконнике или на столе муку или пепел, чтобы увидеть следы прихода души. Один из древнерусских переводов «Слова Иоанна Златоуста» осуждает сие следующим образом:Поганские дела творят: пепел посредине сыплют… Бесы же злоумию их смеются, копошатся в пепле том и следы свои показывают на прельщение им…В Белоруссии мать в день похорон своего ребёнка выпекала особое печение в виде птиц,называвшееся жаворонки.Пожалуй, так-же стоит отметить обыкновение говорить детям, будто бы их принесли птицы (аист, гусь, журавль, кукушка, ястреб). Западные славяне рассказывали малышам, что аист вытаскивает новорожденных из болота или из моря, после чего сбрасывает в дом через печную трубу. Отметить – и подытожить: душа человека ещё не рождённого и душа человека умершего имела у славян одно воплощение – орнитоморфное, птичье.О душе,воплотившейся в ужа,рассказывает быличка:Была свадьба у одних людей. Пошли все танцевать, встали в круг, и откуда-то взялся уж. Лёг посредине круга, где танцевали, свернулся обручем и лежит. Все начали кричать и шуметь, потому что боялись, что он укусит, а он даже не шевельнулся. Тогда знающие люди сказали: «Не трогайте его, это отец молодого (он умер несколько лет назад) обернулся ужом».Верили, что души (особенно людей, умерших молодыми) прорастают на могилах деревьями, травами, цветами. Отсюда запрет рубить на кладбище деревья и срывать цветы. Известно старинное русское причитание, в котором к умершему обращаются с вопросом: «На травах ли ты вырастешь, на цветах ли ты выцветешь?» (имеется в виду, в каком растительном виде воплотится его душа). Незамужние девушки после смерти становятся тополями, проклятые матерью – крапивой. Если дерево скрипит – в нём мучается чья-то душа (чья именно, можно узнать во сне, уснув под таким деревом). У белорусов переплетение ствола берёзы с другим деревом означало, что на этом месте была загублена чья-то душа. Поляки считали: под одиноко растущими деревьями мучаются души убитых (причём девичьи души непременно воплощаются в берёзы), в них вместо древесного сока течёт кровь.Вот пример восточнославянской легенды о деревьях, выросших на крови убитых:Две сестры однажды пошли в лес, и их растерзали волки. Из их крови из одного корня выросли две липы, почитавшиеся священными. Некий помещик хотел срубить их и давал большие деньги тому, кто это сделает, но никто не соглашался. Тогда он решил сам срубить липы. Но когда он ударил по дереву, из-под топора брызнула кровь. Увидев это, помещик страшно испугался и больше не притрагивался к липам.Если сделать из дерева, выросшего из могилы убитого (или на месте убийства), музыкальный инструмент (дудку, свирель) – тот может рассказать об убийце.В балладах и легендах встречается сюжет о душах влюблённых,что находят своё воплощение в деревьях,переплетающихся ветвями.Приво-жу пример:В одном селе Филипп был богатый, а Арина бедная, но любил он её, потому что она была хорошая. А отец с матерью не хотели их брака и отправили его на Украину, чтобы разлучить. А он говорит своей милой:– Арина, моё сердце, что же нам делать? Отправляет меня мать на Украину другую себе искать.А она:– Езжай, Филипп, а меня брось.А он говорит:– Нет, нам лучше утопиться, чем разлучиться.
Они умерли, жизнь погубили. Его похоронили у одной стороны церкви, а её у другой. На её могиле посадили рябину, а на его явор. Ну они росли, росли, да и переплелись ветвями.Одна из популярных баллад такого толка носит название «Мать отравила сноху и сына». По сюжету мать затевает сгубить нелюбимую невестку, для чего подсыпает ей в еду отраву. Сын съедает часть отравленного блюда и умирает вместе с женой. Перед смертью они просят похоронить их вместе, в одной могиле. Мать хоронит в разных.
Хоронила сына при церкви,
А невестку на кладбище.
На могиле сына явор вырос,
На невестке – бела липа.
Явор стену пробивает,
Белу липу доставает.       Способность человека видеть сны объясняется тем, что душа покидает его тело: согласно данному представлению,сны– видения путешествий души в такие моменты.Быличка на эту тему:Как-то раз дядя с племянником ходили косить сено. В полдень дядька лёг отдохнуть, а племянник на костре варил обед. И тут он увидел, как из открытого рта спящего дяди вылетела муха. Она подлетела к миске с водой и села на краешек. Тогда племянник поперёк миски положил ложку. Муха по ней переползла на противоположную сторону миски. Племянник убрал ложку, и она долго ходила кругом по миске, а когда племянник вновь положил ложку, она перешла по ней, подлетела к спящему и влетела к нему в рот.Он сразу зашевелился. Племянник разбудил дядю и принялся расспрашивать,что ему снилось.Тот рассказал, что он гулял в лесу и подошёл к красивому озеру.Перешёл озеро по мосту,а обратно собрался идти – моста нет. Долго он ходил вокруг озера и вдруг опять увидел мост. Только перешёл по нему и проснулся. После этого племянник показал дяде его «озеро» и «мост».Если человек связан с нечистой силой, то душа его по выходе во сне из тела – злодействует.По украинским поверьям, душа ведьмы, проявляясь в различных обличьях, отбирает у коров молоко и крадёт с неба звёзды.При этом тело ведьмы остаётся бездыханным, а если изменить его положение, то душа, вернувшись, не сможет вернуться него обратно, станет летать вокруг, оборачиваясь то гусыней, то курицей, то мухой, то пчелой.Согласно польским и украинско-карпатским предс-тавлениям,люди,совмещающие в себе свойства человека и нечистой силы(вроде двое-душников,колдунов,ланетников),имеют две души.По христианизированным поверьям,
свою человеческую душу они продали дьяволу,заменив на некий нечистый дух.Когда душа покидает тело насовсем– человек умирает."

  (ст."Что происходит с душой после смерти",Заметки Мордора,2024)
 "Когда душа покидает тело насовсем(бывает и не насовсем– во время сна,напри-мер)– человек умирает.В русском духовном стихе смерть, собственно, и описана как расставание души с телом:
Как душа с телом расставалася,
Расставалася, не простилася,
Не простилася, воротилася:
«Ты прости-прощай, тело белое.
Как тебе, земле, во землю идти,
А как вам, костям, во гробе лежать,
А как мне, душе, мне ответ держать».    По сей день в своей обыденной жизни мы можем услышать такие выражения об умершем как «душа вылетела»,«душу отдал/испус-тил»,«смерть вынула душу».Существовали поверья, согласно которым бог призывает душу человека при жизни, если тот является колдуном или страшным грешником – и тогда тело продолжает существовать, как живое, ибо в него вселяется злой дух и берёт под своё управление.Покинув тело с последним выдохом умирающего, душа сохраняет человеческие свойства: нуждается в питье и пище, одежде и омовении, может сидеть, передвигаться и дотрагиваться до различных предметов.После расста-вания с телом душу ожидает переход из мира людей в мир иной, «на вечное житьё» – там она будет «дома», здесь же – «в гостях».Данное представление нашло отражение в иносказательных выражениях «домой собрался», «пойдёт домой», «собирается до своей хаты» применительно умирающего,а также в том,что гроб называют ещё и домо-виной.В Полесье зафиксировано похоронное причитание, где дочь обращается к почившей матери:
Ох моя мамочка…
Ох куда же Вы собираетесь?
В такую хаточку тёмную да невзрачную,
Где нет ни оконца, не видно солнца.               А вот относительно современная севернорусская быличка– в ней усопшая называет гроб домиком:Хоронили мою сгорев-ую на пожаре мать с двумя детьми. Старшие мне не подсказали, что гроб надо делать по полному росту (т. е. в рост покойника). Схоронили мать, а потом она мне приснилась: лежит на боку с двумя детьми и говорит: «Все хорошо ты сделала, но домик мне мал».По поверью,душа ведьмы или колдуна обитает в своей собственной домовине,потому тела колдунов и ведьм не подвержены гниению и приобретают ужас-ную форму: делаются горбатыми, синеют, покрываются чешуёй; глаза вырастают до размера коровьих, волосы седеют,на ногах и руках отрастают длинные острые когти. Днём такие преображённые спят,по ночам поднимаются из могил,пугают припозднив-шихся путников,проникают в людские жилища и,чаще всего, со страшными проклятиями дерутся между собой.Прорезать на стороне головы покойника окошко, поставить в углу гроба украшенную вышитым рушником иконку, положить в гроб вещи, которые почившему были необходимы при жизни, – все эти обычаи связаны с восприятием гроба как дома.Умершему ребёнку клали в гроб нитку, которой измерили рост отца (чтобы знал, до каких размеров ему следует расти в загробной жизни), беременной женщине– пелёнки(чтобы было во что завернуть младенца на том свете), незамужнюю девушку и холостого парня одевали в венчальную одежду(похороны как бы станови-лись их свадьбой).Клали в гроб и недоделанную при жизни работу(например,недовя-занные носки),полагая,что покойник доделает её уже «там»,и деньги– дабы усопший, если его станут гнать прочь старые мертвецы,мог сказать,что место своё купил, или чтобы душа оплатила переправу через море или реку на тот свет.Археологиче-ские исследования показали: в языческие времена славяне клали вместе с телом умершего принадлежавшее ему оружие, сосуды с едой, хоронили вместе с человеком его коня и останки жертвенных животных,что свидетельствует о древности представ-лений, согласно которым человек после смерти продолжает вести обычную жизнь, сохраняя свои привычки.Период между смертью человека и часом, когда его душа найдёт себе пристанище в ином мире, называется переходом и длится сорок дней.
Вообще человек, по народным представлениям, всего переживает три переходных периода: рождение(появляется на свет сам,а его душа получает телесное воплоще-ние), свадьба (становится для общества «полноценным» и получает возможность выполнить главное предназначение – произвести потомство) и смерть (умирает сам, а его душа возвращается в потусторонний мир). Каждый из этих периодов длится сорок дней и сопровождается специальными обрядами(родинным,свадебным, похорон-ным),чья цель состоит в обеспечении правильного и как можно более мягкого пере-хода человека из одного состояния в другое.Каждый из таких переходов опасен как для самого человека,так и для окружающих,поскольку человек как бы находится на границе двух миров и потому уязвим для нечистой силы,да и вообще ещё не человек (только появился на свет), не совсем человек (не стал «полноценным» для социума) или уже не человек (умер), представляя собой существо, соприкасающееся с тем светом и способное поневоле навредить окружающим.Все сорок дней после смерти душа не принадлежит ни одному из двух миров, иногда говорят, будто бы она до сорокового дня «мечется», после чего пристаёт к другому берегу.Переход на тот свет представлялся нелёгким путём, который должна преодолеть каждая душа, дабы достигнуть загробного мира. Представления о трудностях перехода нашли отражения в народных названиях агонии.Об умирающем говорили, что он – на «раздорожье», «стоит на смертной (или Божьей) дороге», «в дорогу собирается», «себе дорогу выбирает», ему «дорога открыта». В Полесье плачущих во время чьей-либо кончины одёргивали:«Не плачь,а то собьёшь его с дороги».Дорога упоминается в причитаниях по умершему: «Ох, куда же ты собираешься, в такую дороженьку смутну-невесёлу»; «Во страну иду чужую, откуда никто не придёт». Представление о дороге, которую преодолевает душа,расставшись с телом,встречается в «Поучении» Владимира Монома-ха(1096 год).Млечный путь и считался такой дорогой,зримо её воплощал.По некото-рым поверьям, посередине он разделяется на две ветви: одна ведёт в рай, другая – в ад.Переход умирающего, его души на тот свет старались облегчить: открывали в доме двери, заслонки в печной трубе, окна, снимали крышки с посуды и обручи с бочек. Во время агонии ведьмы или колдуна, считавшейся особо тяжёлым случаем, выламывали доски в крыше или делали подкоп под порогом. С христианизированной точки зрения это объяснялось тем, что ведьмовская или колдовская душа якобы сможет выйти только через такое отверстие,которое никогда не перекрещивали (окна и двери на ночь обычно крестили).По мнению профессиональных исследователей сла-вянской старины,первоначально всех покойников выносили через специально сделан-ный пролом в стене или через окно. В крепостных стенах средневековых городов для этой цели часто прорубали специальные ворота.И даже тело князя Владимира-крест-ителя,завернув в ковёр,через пролом в стене на верёвках спустили на улицу,после чего повезли в церковь.Всё это делалось для того,чтобы мертвец не смог найти дорогу назад и не вернулся обратно.Путь на тот свет не должен совпадать с доро-гами живых.Вплоть до начала XX века у восточных славян бытовал древний обычай везти покойника на кладбище или в церковь для отпевания на санях – независимо от времени года (так, труп всё того же князя Владимира доставили на санях в церковь Пресвятой Богородицы в середине лета). Ведь сани (одна из первых повозок) имели не только бытовое назначение, но и использовались в сакральных случаях,к которым относились и похороны.Существование данного обычая нашло своё отражение в древ-нерусском выражении «сидеть в санях»,означавшем «быть одной ногой в могиле», «ожидать смерти».Славяне верили, что загробный мир отделён от мира живых морем или рекой (отголоски этой веры сохранились в толковании снов: переходить реку по мосту– к скорой смерти).Отсюда ещё один обычай из области похоронной обрядности – строить символические мосты,чтобы душе было по чему перейти на тот свет.Так, в Белоруссии ещё в конце XIX века на следующий день после поминок по умершей женщине делали мостик через какое-нибудь мокрое и топкое место, ров или ручей – «кладку», для чего рубили сосну, обтёсывали и вырезали на бревне год смерти и изображение человеческой ступни (если умер младенец – сапожка), затем все присутствующие садились на это бревно и ещё раз поминали усопшую. В дальнейшем каждый, проходя по такому мостику и видя знак ступни (сапожка), читал молитву за упокой души той, в чью память положена «кладка».Также с поверьем о мосте, по которому душе предстоит пройти, расставшись с телом, связан обычай класть в гроб стружки и щепки,оставшиеся после его изготовления.Предполагалось,эти «стройма-териалы» душа использует (подстелит себе под ноги), если мост кое-где окажется непрочным.Известны русские причитания,в которых живые,призывая усопших вернуться в семью,обещают намостить «мосты дубовые»,дабы облегчить мёртвым возвращение из-за «тёмных лесов» и «быстрых рек».Мостом, соединяющим два мира – живых и мёртвых – могла считаться радуга(один конец– в одном мире,второй– в другом).В северорус-ских сказаниях река, разделяющая тот и этот свет, называется Забыть-река: каждая душа пересекает её на сороковой день после расставания с телом,после чего забы-вает всё происходившее с ней в мире живых.Представление о переправе души на тот свет через водную преграду отражено в древнерусском похоронном обряде: умершего несли к месту погребения в ладье,в ладье сжигали на погребальном костре.Истори-ческие примеры: княгиня Ольга велела нести прибывших к ней древлянских послов к месту казни в ладье, тело князя Глеба (одного из первых русских святых) было положено сначала «между двумя колодами под ладьёй»,а после перевезено в Выше-город,к месту захоронения,в ладье же.Позже на языческие представления о водной преграде,разделяющей миры живых и мёртвых,повлияла книжная традиция– и «появи-лась» огненная река,обтекающая землю со всех сторон.Исток этой огненной реки, этого образа, по мнению некоторых исследователей, восходит к легендам о борьбе бога и дьявола.Привожу пример:Когда Бог согнал с неба Сатану вместе с примкнув-шими к нему ангелами, тот упал на землю, и в этом месте потекла огненная река. Затем эта река,по Божьему повелению,с поверхности земли провалилась в преиспод-нюю, где и течёт теперь. Огненная река отделяет мир живых от мира мёртвых. Или, ещё говорят, ад помещается в самой реке, и там грешники мучаются после смерти. Через огненную реку переброшена тоненькая жёрдочка,а то и вовсе натянут волосок. Перейти по ним на другой берег, где находится рай, могут только безгрешные души, грешники же обязательно срываются вниз.Ещё более поздние представления – о том, что огненная река разделяет ад и рай.Цитирую русский духовный стих:
Тогда грешные со праведными будут разлучаться:
Праведные души будут взяты на восточную сторону,
А грешные души будут взяты на западную сторону.
Между их протечёт Сион-река огненная.     Иногда в качестве перевозчиков на тот свет упоминаются персонажи христианской мифологии: святой Николай или архангел Михаил.Ещё одно древнее, языческое представление о переправе души на тот свет связано с деревом, считавшимся временным (до погребения тела) пристанищем души (птица, сидевшая на вершине дерева, воображалась направлявшейся на небо душой). След данного представления угадывается в обычаях вешать на могильные деревья верёвки (дабы помочь душе взойти на небо) и приносить на Троицу в дом зелёные ветки, чтобы было где удобно разместиться душам умерших, явившимся в гости к живым родичам.Вернёмся к теме первых сорока дней после смерти..Первые три, пока тело ещё находится в доме, душа летает подле него в виде мухи или птицы. По ночам душа выпивает и съедает оставленное для неё, а если это душа хозяина или хозяйки дома – она обходит все помещения (комору, погреб, сарай, хлев, чулан и т. д.), в последний раз осматривает своё хозяйство. По одним поверьям, в эти дни умерший видит и слышит всё происходящее вокруг,зрения и слуха его лишает отпева-ния, по другим – чувствует всё, пока на опущенный в могилу гроб не кинут первую горсть земли. Потому всё это время старались вести себя осторожно, опасаясь ненароком обидеть душу, соблюдали следующие запреты: не подметали в доме, пока там находится покойник (чтобы не испачкать душу пылью или не вымести её за порок), не белили печь или хату (чтобы не замазать душу, не забрызгать её глиной).Начало посмертного странствия души обозначал главный момент погребаль-ного обряда – перенесение тела через порог, после чего возвращение покойника в дом не просто не желательно, а откровенно опасно для домочадцев (только лишь в специальные поминальные дни в году почившие родичи приглашались к столу). Чтобы мертвец не вернулся, едва гроб выносили из дома, двери и окна незамедлительно закрывали, мыли пол («дорожку замывали»), связанные с усопшим вещи (например, постель, на которой он умирал, посуду, из которой обмывали тело) выбрасывали на улицу, самого покойника выносили из жилища вперёд ногами, переворачивали в доме все лавки,стулья,табуретки– особенно те,на которых стоял гроб(чтобы покойник не смог на них сесть),сани или иную повозку,на которой почившего везли на кладбище, опрокидывали и поворачивали оглоблями по направлению в сторону кладбища(ибо покойник,по поверью,до сорокового дня каждую ночь приходит к саням с намерением поехать домой, но так как оглобли смотрят на кладбище, то ему не остаётся ничего иного кроме как вернуться в могилу).Стоит отметить, что обычай переворачивания предметов с целью предотвращения возвращения мёртвого встречается практически во всех славянских традициях.К примеру,черногорцы снимали с петель и переворачивали входную дверь,если почил молодой мужчины(полагалось,этим предотвращали вымирание мужского потомства),а у сербов, если умирал ребёнок, его люльку оставляли на могиле перевёрнутой.Украинцы считали, что душа сопровождает тело до кладбища, плача и спрашивая: «Йой, а я де буду?»После похорон (по разным поверьям) душа до сорокового дня может находиться дома, может летать днём по миру, а на ночь возвращаться домой, а может окончательно его оставить и улететь.Потому в момент агонии умирающего на подоконник ставили воду, мёд, хлеб и соль для его души, чтобы она могла попить и поесть, и держали все сорок дней. По другим воззрениям, ставить следовало только воду.В течение сорока дней душа облетала все места, где человек бывал при жизни.Часто верили, что после погребения и до сорокового дня душа ходит по мытарствам (то есть, по мукам): высшие силы водят её по горам, оврагам, пропастям, истязая её, показывая ей все совершённые при жизни дурные
поступки и прегрешения.Мытарства души также нередко представляли как восхождение по лестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней, где каждая ступень (на ней стояли изобличающие душу толпы бесов) олицетворяла один грех. Если в этом грехе человек при жизни замешан не был (или же душа смогла оправдаться), её поднимали на следующую ступень. Чем выше ступень – тем больше на ней бесов. На ночь душу отпускают домой – и прилетает она туда измученная, усталая (потому-то и важно держать на подоконнику для неё воду, еду и полотенце). При этом народная фантазия выделяла для души защитника – некого светлого духа, сопровождавшего её в мытарствах и показывающего добрые дела, совершённые почившим.С целью облегчить хождение души по мытарствам родственники пекли особую пшеничную или ржаную лепё-шку в виде лестницы с двенадцатью или двадцатью четырьмя ступенями(по числу мытарств)и клали её в воротах.Когда священник с причтом приходил для совершения панихиды,эта лепёшку-лестницу разделяли между всеми присутствующими: съедая полученный кусок,каждый как бы принимал часть мытарств на себя.Также зафиксиро-вано поверье, по которому на девятый день после смерти душе показывают рай, где она ходит до двадцатого дня,а на двадцатый– ад,где она находится до сорокового дня.На сороковой день решается,куда её отправить на постоянное место пребывания. На том свете душу встречают души ранее умерших родственников и соседей.Причём душу повивальной бабки встречали души умерших детей, которых она принимала на свет, набрасывались на неё с пинками и тумаками, считая, что повитуха должна держать ответ за их земные мучения. Потому в гроб повивальной бабки клали узелок с маком: бросит на том свете горсть мака – и души детей станут его собирать, оставят бабку в покое.Любопытно представление о том, что душа, достигшая ворот загробного мира,охраняет их,пока её не сменит другая душа,душа другого усопшего (иногда вместо ворот того света покойник сторожит кладбищенские ворота,пока не привезут следующего– тот его и сменит,а сам он сможет упокоиться в могиле).Душа остаётся на том свете, в то время как тело истлевает в могиле.Есть также поверья  что души обитают в могилах.Известны как причитания, согласно которым душа отправляется в неведомый мир,где
Ветры не провевывают,
Лютое зверьё не прорыскивает,
Малая птичка не пролётывает...
так и причитания, где душа обитает в могиле:

Укатается скаченная жемчужинка
На иное безвестное живленьице,
Во матушку мой свет во сыру землю.
И здесь живёт около тела."

  (ст."Сходство этрусского и русского",Диндирр,диндирра,2024) "Недавно на канале вышла статья родство китайского и русского,где были подробно разобраны общеев-разийские корни двух языков. Как мы увидели сходство двух языков проглядывается очень отдаленно.Сегодня хотелось бы разобрать более простую тему-сходство этрус-ского и русского языков. Недаром языки называются похожим образом. Ну что же посмотрим на них повнимательнее.Начнем мы с этрусской мифологии. Вспомним имена некоторых богов. Тин-верховный бог в этрусской мифологии. Давайте рассмотрим.
Тин-Диво.Где Тин это этрусский бог, а диво происходит от праиндоевропейского *Diwus, где us окончание. И того корни слов Тин-Див весьма схожи для отдаленных семей.Уни-юная.Уни верховная богиня этрусков, имя переводится как юная, что имеет связь с индоевропейским корнем *yun, который используется во многих языках
Туран-дар.Туран богиня любви в этрусской мифологии,имя переводится как дарующая, славянское слов дар восходит к праиндоевропейскому *dor.Теперь пройдемся по числительным, раз боги у нас закончились.semph-семь.Семь в русском происходит от праиндоевропейского *septm, в этрусском semph.nurph-девять.Русское слово от праиндоевропейского *nowem, а оно уже похоже на этрусское nurph.Вот такие параллели удалось найти при беглом взгляде на этрусский язык."

  (ст."Как наши предки, оказались именно на этой планете?",Илья Зимин,2024)
 "Кто и откуда прилетел 600 000 лет назад? Почему у людей разные глаза? Наверное придётся когда-нибудь снова, переписывать историю.Может разные глаза, потому что у одних звезда, как наше солнце, была одна, а у других другая? Спектр разный.
Почему скрывали всё это? Где хранится эта секретная история и знания? Как прои-зошла утечка этой инфы? Скрытая история, приоткрывает завесу тайн.Люди всё сме-лей рассказывают очень интересные вещи.Приветствую Друзья!Представляю вашему вниманию, очень интересную информацию. Источник тоже будет, но немного позже. В следующей статье, я опубликую полный рассказ одного, очень интересного человека и дам ссылку на источник.Оказывается 600 000 лет назад,на нашу планету припёр-лись переселенцы с других миров. С Сириуса зеленоглазые и с Ориона голубоглазые.
Их корабли были размером: 5 000 метров в длину и 500 метров в высоту.Один такой корабль находится на обратной стороне Луны.А какой из кораблей,расцарапал повер-хность красной планеты,при аварийной посадке? Ну естественно само так образова-лось..у нас всегда всё само.Наверное это был корабль поболе,чем описанный выше..
Продолжу:Предполагается,что это и были те самые две воинствующие расы пришельцев - Дити и А Дити. Похоже на слово - дети. Наверное не спроста. Скорей всего они произошли от общих предков. Об этом рассказывает Григорий Сидоров. Но об этом подробней потом.Так вот, я специально сделал ошибку.Не к нам они припёрлись,а это наши предки,припёрлись на эту грешную Землю.Не зря же наши внутренние часо-вые сутки,не совпадают на один час,с Земными сутками.Доказано.Тогда зачем нам врали? Зачем говорили нам, что мы рабы божьи? Если мы, так получается, что мы, ЕГО дети..Есть ли здесь злой умысел? Если есть, то какой? Что бы власть легче было удерживать? Продолжу:Источник очень серьёзный. Если не случится никаких форс мажоров,то скоро всё расскажу.Всё же,что бы не быть голословным,про источ-ник намекну:Инфа из подземных хранилищ, самого центра, самой известной и большой религии на Земле.Вы уже наверное заметили, что я избегаю конкретики и не называю вещи своими именами. Так удобней всем. И им и мне..Итак про источник.Как была допущена утечка.? Дело в том, что центр этой религии,находится в стране, которая была в союзе с другой страной,которая в свою очередь,развязала две самые большие войнушки,в прошлом веке.И после поражения этой коалиции,победители имели доступ к очень большому количеству тайных,секретных документов,в том числе и к докумен-там,из которых следует эта информация,о которой я собираюсь вам поведать.Сегодня я написать об этой беседе,из видео,не успеваю.Пусть эта короткая статья, станет как бы анонсом.Подходящие планеты засеивались стандартно. Схожий набор животных и растений. Как семечко Творца, как бы.. Бросили в Земельку и выросло всё по заданной программе. Это условно конечно же. Этому ещё свидетельствует тот факт, что Земля находится на точно выверенном расстоянии и от солнца и как противовес, от Юпитера и других планет. Это точная математика. Почему большие планеты дальше от солнца,чем маленькие? Это же не логично.это же нарушение законов физики.Тем-нокожие двуногие,уже обитали на Земле,в южной части планеты.Наши предки,посели-лись ближе к северу.Но до заселения Земли,нашими предками,произошло столкновение с краснокожими, вечными врагами наших. Это уже произошло в Солнечной системе. Нашла коса на камень.Красные сначала одержали победу и повредили почти все кора-бли,наших предков.Но был реванш.Про отцы выдали нашим предкам супер дубину и наши победили. При этом погиб Фаэтон. Погиб Марс и сама Земля потеряла Фату.В сказке об этом говориться так: Перун выдал свой молот. У Тора, в мифологии, тоже почему-то был молот. Совпадение? Остальное потом.С динозаврами посложней. Я всё расскажу в статье, которая выйдет на днях."

  (ст."О страницах вырванных из Радзивилловской летописи",Цитадель адеквата, 2024) "Есть мнение,что при Петре из Радзивилловской летописи были удалены «неко-торые страницы».Чтобы скрыть подлинную историю.Это ужасное мнение,часто бывающее у людей не понимающих,что словом «летопись» называется.Называется же слово«лето-пись»,к сожалению,три разных сущности.Что и создаёт путницу.Во-первых,летопись это некое произведение, в котором описываются исторические события.Как правило, в хронологической, – по годам, – последовательности.Так «летопись» все,обычно, и понимают…Но,во-вторых,«летопись» это ещё сборник подобных произведений,в кото-рый,обычно,включена масса сопутствующих материалов,– более подробных рассказов, разных времён и разных авторов,описывающих отдельные события.Наконец,в третьих, «летопись» это каждый отдельный экземпляр– «список»– какого-то из вышеупомянутых сборников.До изобретения книгопечатания,книги тиражировались с помощью работаю-щих при библиотеках переписчиков. «Купить книгу» почти всегда означало заказать список переписчику, переплётчику и художнику-иллюстратору.И что такое,например, вышеупомянутая «Радзивилловская летопись» в свете вышеизложенного?«Во-вторых» Радзивилловская летопись– сборник текстов с описанием истории Руси,составленный неизвестным редактором в Смоленске(это следует из подборки материалов,связанных именно с западной Русью), предположительно, в начале XIII века (события после 1206 года не упоминаются). При этом, основная часть Радзивилловской летописи– всё та же «Повесть Временных Лет». Как следствие, перечисление и началось сразу с «во-вторых». «Во-первых» – то есть, составляющей «оригинального произведения», – у Радзивилловской летописи почти нет.С другой стороны,«в-третьих»,Радзивил-ловская летопись– два списка.Оба изготовлены в конце XV века.Один,собственно, Радзивилловский(в XVII веке принадлежавший Яношу Радзивиллу).При Петре он копи-ровался,но в Россию попал при Екатерине,видимо,как военный трофей.После взятия Кёнингсберга,где хранился.Ещё один список,«Академический»– московской работы сборник 1419 г.,включающий,в том числе и целиком «летопись Радзивилла».Таким образом, из Радзивилловской летописи не могли ни при Петре, ни при Екатерине «вырвать» какие-то страницы… То есть, физически могли, но – смысл, если и так все знают, что на этих страницах было? А был там текст ПВЛ, известный (считая лишь списки физически старшие радзивилловских) из Лаврентьевской и Ипатьевской летописей – изготовленных в конце XIV и начале XV веков соответственно, и списков других сборников,включающих текст ПВЛ.А могли тогда текст ПВЛ переврать… допустим,литовцы(тогда православные,считающие что это их история,но– допустим) в XIV в.,– до изготовления Лаврентьевского списка,чтобы обман попал туда?Нет,и не попытались бы. Фальсификация летописи даже тогда не была выполнима технически.Из того,что к XXI столетию сохранился один список ПВЛ XIV в.не следует,что тогда он тоже был один.Текст ПВЛ создаётся в начале XII столетия,а значит,в XIII-XIV веках летопись уже существовала в виде сотен списков.И все они находились не в руках школьников.Книгочтей,– никто другой список бы не купил,– очень скоро узнал бы,что его экземпляр отличается от прочих,а значит фальсифицирован.Главное в этой истории не вредно подчеркнуть ещё раз.Из того,что уцелел один, выполненный в XIV в.список некой летописи,можно с уверенностью заключить,что тогда-то– XIV веке– пергаменты с записями такого содержания не могли представлять редкости.В противном случае сохранение данного артефакта было бы просто невероятно.Важно также, что вышеизложенное не означает обесценивания Радзивилловской летописи. Хотя, да. Это всё та же ПВЛ, известная и из множества других сборников (включая более древние) и сохранившаяся на массе других списков (включая более древние). Однако, каждая из летописей – в любом из трёх смыслов – уникальна. Список почти всегда создавался под заказ, с включением дополнительных материалов – по желанию заказчика.В каждом есть материалы,не встречающиеся в других– уцелевших– свитках. Так же,произведения полностью переданные в одних списках,могут быть представлены в других с сокращениями.Наиболее же,может быть,ценной особенностью Радзивиллов-ской летописи (причём, только Радзивилловского списка) являются иллюстрации. Выполнял их художник XV столетия. И в соответствующей данному времени технике. Однако,часть деталей на миниатюрах для XV века– анахроничны.В то время художник не мог представлять себе так персонажей,одежду,предметы.Следовательно,миниатюры срисованы с более древнего источника.Скорее всего, иллюстрированным было уже издание XIII века. И художник перерисовал картинки, как мог. Однако, ещё более глубокий анализ привёл историков к мысли, что миниатюры утраченного оригинала срисовывались с намного более древних,– возможно XII века изображений.А в таком случае,можно предположить,что уже Нестор дополнят текст миниатюрами.И это даже не самая смелая гипотеза.Самая смелая– иллюстрации аутентичной ПВЛ также срисо-вывались,– с какой-то книги XI века."


Рецензии