Записки моряка. Сравнил

   Москва.
   Военная академия Генерального штаба.
   Двухтысячные годы …

   Заседание военно-научного общества слушателей (сокращенно ВНОС) было в самом разгаре.
   Слушатели первого курса академии ГШ собрались на первое заседание «научного кружка» на кафедре Военно-морского флота. И как это водится, всё началось со знакомства. Всего офицеров, принадлежности к ВМФ, поступило в тот год двенадцать. Надводники, подводники, лётчики морской авиации, морпехи – в общем, все рода были представлены за столами прославленного учебного заведения. Звания у всех равные, капитаны первого ранга и полковники, а потому «знакомство» проходило бурно ...

- Ну, ты сравнил! Наше водоизмещение больше всей вашей флотилии будет, - солидно возражал замкомандира дивизии подводных крейсеров Анатолий Леонидович Ковалёв.

- То-то и оно, что водоизмещение большое, офицеров навалом и проекты одинаковые, - кипятился комбриг Сергей Петров, - на одном корабле отработал, на остальных – просто повтори. А у меня двадцать пять проектов, каждый с особенностями и приключениями. И экипажи по двенадцать – двадцать человек.

   Капраз Сергей Петров поступил в академию с должности комбрига десантной бригады, но сейчас горячо доказывал «прелести» службы на бригаде ОВР (охраны водного района). Кронштадтской бригаде ОВР он посвятил без малого двадцать лет.

- Да что вы знаете об особенностях. У меня в батальонах техника с шестидесятых годов осталась, ни документации, ни запчастей, - присоединяется к спору комбриг - морпех с Дальнего востока Володя Кабисов.

   За происходящим, сидя за преподавательским столом, с улыбкой снисходительности наблюдает доцент кафедры ВМФ Игорь Яковлевич Ветров. Игорь Яковлевич, контр-адмирал в отставке, доктор наук, член множества комитетов и союзов. Многочисленные научные труды, выступления в Госдуме и Совете Федерации постоянно подтверждают «высокую планку» доцента Ветрова и всей академии.
Ни один десяток выпускников-слушателей помнит Игоря Яковлевича, и уже ни один год его выпускники командуют флотами и флотилиями.

   Легкое покашливание за преподавательским столом, и тишина воцарилась в аудитории. Все офицеры с интересом смотрят на руководителя ВНОС.

- Хорошо, … знакомство состоялось, - немного растягивая слова, говорит доцент, - будем заканчивать заседание. В заключении расскажу вам одну притчу по поводу «сравнил».

… - Дело было в эпоху создания атомного флота нашей страны, первые шаги давались очень трудно. Пришло время подписывать первый «штат» атомной подводной лодки. А подписывать штатное расписание первого «атомохода» предстояло у легендарного командарма Буденного Семена Михайловича. В послевоенные годы маршал занимал должности по развитию Вооруженных Сил СССР. Первая попытка подписания «штата» с треском провалилась. Узрев, что экипаж подлодки едва превышает сто человек Будённый со словами «это ж рота» категорично вычеркнул звание командира «капитан первого ранга» и собственноручно размашисто написал «капитан-лейтенант».

   В отделе управления Генерального штаба, которому была поручена разработка и утверждение «штата», вечером того же дня возникла «лёгкая паника». На совещание собрались все – «от мала до велика». Начальник с прискорбием сообщил офицерам о «провале» подписания штата.

   … Загвоздка заключалась в том, что командиры даже дизельных подводных лодок носят звание – «капитан второго ранга». И определяющим здесь было не количество экипажа, а необходимость получения опыта мореплавания, знаний заслуженного авторитета наконец. Даже в тяжёлое довоенное время на должность командира подводной лодки назначались опытные офицеры в возрасте тридцати пяти – сорока лет …

- Товарищ генерал, а когда в следующий раз прием у маршала Буденного? - поднялся старенький полковник с четвертого ряда.

- Что? Иван Евграфович! На следующей недели - в четверг пойду, - не сразу откликается начальник управления, - а что?

- Возьмите меня с собой, попробую убедить Семена Михайловича, - хитро прищурив глаз, отозвался полковник и сел на место.

   В управлении всем было известно, что Иван Евграфович служил в легендарной Первой конной. Поговаривали, что Будённый лично знает «ветерана – красногвардейца». Ни один раз в лихом бою рядом оказывались.

   Но как это поможет? ...

   Настал долгожданный четверг. Начальник, как и обещал, взял в помощники Ивана Евграфовича. Вначале, всё шло как «по маслу». Документы подписывались быстро, без лишних вопросов.
   Дошли до штатного расписания. Маршал в недоумении: «Я же сказал переделать, а ты опять? Личного состава на роту всего …»
   Начальник управления сгорбился и попятился от стола.

- Товарищ маршал Советского Союза, на этой подводной лодки две энергетические установки по семнадцать тысяч лошадиных сил каждая, - смело заявляет «ветеран – кавалерист», - я справку подготовил. И протягивает Иван Евграфович документ с подписями и печатями.

…- Так, это же – целая конная армия, - задумчиво тянет маршал, изучая бумагу, - здесь генерала во главе ставить надо. … А у вас «капитан первого ранга»? … А экипаж всего ничего! Вот силища-то, Иван Евграфович.

   Штатное расписание первой атомной подводной лодки подписано размашистым почерком маршала.

- И насколько я знаю, не оспаривалось после этого ни разу, - закончил свой рассказ доцент кафедры ВМФ Игорь Яковлевич Ветров и поднялся с места.


… Дружный смех офицеров – слушателей академии ГШ - завершил первое заседание ВНОС.

«18» августа 2022 года


Рецензии
Чудесная история, экскурс в историю, читается с огромным интересом на одном дыхании...
Спасибо и удачи автору!
Нельзя потерять такие эпизоды нашей действительности во времени!

Еквалпе Тимов-Маринушкин   02.03.2024 08:34     Заявить о нарушении
Благодарю Вас.

Сергей Петрович Екимов   02.03.2024 11:56   Заявить о нарушении