Липа - как память

На днях моя жена, возвратясь с прогулки и едва открыв дверь квартиры, решительно заявила: весной посадим у дома дерево, желательно липу. Неожиданность предложения удивила меня и я решил отшутиться: «Это метель так на тебя подействовала?» «Нет! Если и метель, то совсем немножко. Дело в другом!»

Оказалось… Вот что оказалось…

Мимо этого старого добротного  деревянного дома Лена ходила и ходит ровно столько, сколько мы живём в этом микрорайоне. И всегда обращала на него внимание, прикидывая, сколько же строению лет: наверное, не меньше ста. Вот и на этот раз бросила на дом восхищённый взгляд, но тут заметила около него женщину, расчищающую снежные заносы у калитки. А приглядевшись, узнала в ней бывшую классную руководительницу своей дочери.

«Здравствуйте, Вера Александровна!» -  громко обратилась Лена к ней. Женщина выпрямилась, пристально вгляделась и ответила на приветствие: «Здравствуйте, извините меня, не могу вас разглядеть из-за снега».

 «Я - мама вашей бывшей ученицы Оли Настиной», - представилась Елена. «А, Елена Михайловна! Извините, не признала вас сразу. Молодеете!» - пошутила учительница.

Лену удивило присутствие Веры Александровны именно здесь, у этого дома. И она попыталась как можно тактичнее выяснить, в чём дело.

- Раньше здесь жила моя мама, а ещё прежде  - мои дедушка с бабушкой. Недавно мамы не стало, и я решила перебраться сюда, так сказать, в родовое гнездо, - немного грустно пояснила женщина.

- Часто хожу мимо вашего дома и задаюсь вопросом, сколько ему лет, пожалуй, не менее ста.
 
- Вы не ошиблись. Сто и есть. Строили дед с бабушкой и прожили в нём почти пятьдесят лет. Затем мама с папой до и после войны. Теперь вот  я его заняла. Правда, соседи поменялись, построив новый кирпичный дом.

- Подружились с ними? – без всякой задней мысли и чтобы как-то поддержать разговор, спросила Елена.

- Да какая из меня подруга!? Слишком большая разница в возрасте, да и интересы у нас разные - при этом  Вера Александровна показала на прогал между домами, указывая на ствол перепиленного дерева, толщиной почти в два обхвата, - понимаете, эту липу посадили мои дедушка с бабушкой, когда строили дом и сами были ещё молодыми. Сколько себя помню, столько  помню и эту липу. Мне всегда казалось, что она сроднилась с нашим домом и нашей семьёй. Мне  мама рассказывала, как она пережила голод в войну. Папа был на фронте, а она с двумя маленькими детьми: со мной и моим братом осталась одна. Весна 1943 года выдалась особенно голодной. Мы – дети, мало что помним. А вот мама вспоминала, как они эту липу обдирали до последнего цветка и листочка, затем всё это измельчали и подмешивали в муку. Пекли лепёшки, ими и спасались. А какие соловьиные трели весной звучали! Как в концертном зале! Вот эти самые мои новые соседи дерево и укоротили. Видите ли, тень на их дом падает. Вера Александровна, отвернувшись, смахнула слезу.

Елена попыталась успокоить женщину: «Может, на это они решились из-за того, что дерево состарилось и представляло опасность?»

 - Что вы, липа - долгожитель! Это я вам, как учитель биологии говорю. Некоторые экземпляры доживают до тысячи лет! Это дерево могли бы лицезреть внуки наших внуков! А вы говорите, подружились. Разные мы люди.
 
Отряхнув снег с лопаты, Вера Александровна засобиралась в дом. Елена же, попрощавшись, двинулась к себе. Получилось так, что, встреча и состоявшийся разговор омрачили прогулку.

Выслушав рассказ супруги, я тоже опечалился. Стало жалко старую учительницу и старое дерево, хранившее память о светлых и грустных временах. И я сказал жене: «Согласен, весной обязательно посадим липу! – И задумчиво добавил, - на память нашим детям и внукам!»


 


Рецензии
Мне понравился ваш рассказ, спасибо, с уважением,

Антон Нижегородский   03.05.2024 14:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.