Благоверный князь Ярослав Мудрый

Дни памяти
4 марта (переходящая)

Житие

Ярослав I, в Крещении Георгий (Юрий), Владимирович, Мудрый (ок. 978–989 – 1054), был благоверным великим князем Киевским. Его память отмечается 4 марта (20 февраля) в день его кончины.

По разным источникам, Ярослав родился между 978 и 989 годами. Он был вторым сыном равноапостольного Владимира от полоцкой княжны Рогнеды. В детстве Ярослав страдал от паралича ног, который исчез в 988 году, но оставил его с хромотой.

Еще при жизни святого Владимира был произведен первый раздел земель между его сыновьями, и девятилетний Ярослав был посажен в Ростове. В 1011 году, Ярослав, крестив Волгу, столкнулся с языческими жителями урочища Медвежий угол, которые выпустили на него «Святую Медведицу», но князь сумел одолеть зверя вооруженной секирой.

После смерти старшего сына Вышеслава в 1012 году, святой Владимир переключил свое внимание на Ярослава и установил его в Новгороде, обойдя предпочтение Святополка, который был в гневе отца. Как великий князь Новгородский, Ярослав стремился стать независимым правителем обширной Новгородской области и оторваться от Киева. В 1014 году он отказался платить своему отцу ежегодную дань в 2000 гривен, которую все новгородские посадники выплачивали. Его решение было поддержано населением Новгорода, которое также было обременено данью. Ярослав был также недоволен тем, что его отец показывал предпочтение его младшему брату, Борису. Разгневанный на Ярослава, Владимир готовился сражаться с ним лично, но вскоре заболел и скончался. В это время Ярослав нанял дружину варягов для будущей борьбы.

Великокняжеский трон был захвачен старшим в роде Святополком Окаянным, который стремился стать единоличным правителем всей Руси и убил трех братьев – Бориса, Глеба и Святослава. Ярославу грозила такая же опасность, но благодаря предупреждению сестры Предславы, он отправился в Киев. Ранее он находился в споре с новгородцами из-за его поддержки варягской дружины в кровавых схватках с населением города, но теперь новгородцы согласились идти вместе с ним против брата. Собрав около 40 тысяч новгородцев и несколько тысяч варягских наемников, Ярослав сразился с Святополком в яростной битве под Любечем, вошел в Киев и стал великим князем в 1016 году. После этого он щедро наградил новгородцев и отпустил их домой. Святополк бежал в Польшу и погиб по дороге, а в том же году Ярослав был окончательно утвержден в Киеве и справедливо обрел свою власть.
В течение своего правления Ярослав был вынужден провести множество военных походов против внешних врагов. Он успешно защитил Киев от нападения печенегов в 1017 году и сражался против них вместе со Святополком Окаянным. В 1036 году Ярослав вернулся в Киев, чтобы отразить осаду города со стороны печенегов. После этого поражения печенеги прекратили нападения на Русь. Ярослав также проводил походы против финнов на севере, укрепил свою власть на берегах Чудского озера, где основал город Юрьев и отправил своего сына Владимира в поход на ямь. Также известен его поход к Уральскому хребту под предводительством Улеба в 1032 году. В западных войнах Ярослав сражался с Литвой, ятвягами и Польшей. Он также осаждал Брест, взял Бельз и вернул червенские города в состав Руси. Ярослав несколько раз отправлялся в Польшу на помощь королю Казимиру. Он также столкнулся с греками, послав своего сына Владимира в поход против них. Русский флот был разбит бурей, но Владимир захватил греческий флот, а Вышата был взят в плен. Мир был заключен в 1046 году. Во внешней политике Ярослав полагался больше на дипломатические отношения, чем на войну. Он поддерживал родственные связи с норманнами и другими иностранными князьями, и их представители находили приют у него. Торговцы из Варяжской земли также пользовались его особым покровительством. Сестры Ярослава вступили в браки с польским, французским и венгерским правителями. Также существуют свидетельства о его родственных связях с английскими королями и пребывании двух английских принцев у него.
Главным фактором определения значения Ярослава в русской истории являются его усилия по развитию и организации земель Русской. Ярослав был князем, который активно заселял степные районы и строил новые города, включая Юрьев (ныне Тарту) и Ярославль. Он также продолжал политику защиты границ и торговых маршрутов от кочевников и защищал интересы русской торговли с Византией. Он укрепил южную границу Руси со степью, строя города, такие как Юрьев, Торческ, Корсунь и Треполь.

Столица Ярослава, Киев, была рассматривалась западными иностранцами как соперник Константинополя. Уровень активности и торговых дел в городе удивлял писателей-иностранцев XI века. Например, сын Ярослава, Всеволод, выучил пять языков, не покидая Киева. Ярослав украсил Киев новыми постройками, включая каменные стены, Золотые ворота и церковь Благовещения. Он основал храм святой Софии, святого Георгия и святой Ирины, используя архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима как образцы. Вместе с завершением этих строительств началась деятельность по созданию великого памятника древнерусской литературы, "Слова о Законе и Благодати", которое было представлено святителем Иларионом в 1038 году. Это также совпало с написанием первой русской летописи, известной как "Древнейший свод".

Одним из основных вкладов святого князя была его поддержка распространения христианства на Руси, развития образования и подготовки русских священнослужителей. Ярослав щедро вкладывался в церковные постройки в Киеве и других городах, приглашая греческих мастеров. Он пригласил на Русь церковных певцов из Византии, которые научили русских осмогласному пению. Летописец Нестор заметил, что при Ярославе христианская вера "плодилась и расширялась", и монастыри стали появляться. Когда на Киевскую митрополию было необходимо назначить нового митрополита, Ярослав отдал предпочтение святителю Илариону, первому архипастырю русского происхождения.

Для пропаганды христианства среди народа Ярослав велел переводить греческие рукописи на славянский язык и активно покупал книги. Он собрал книгописцев и переводчиков, чтобы увеличить количество книг на Руси и внедрить их в повседневную жизнь. Созданные им рукописи были собраны в библиотеку Софийского собора для широкого использования. Чтобы распространять грамотность, Ярослав обучал детей и организовал училище на 300 мальчиков в Новгороде, по данным позднейших летописных записей.

Наиболее известным вкладом Ярослава стало его законодательство. Еще будучи наместником в Новгороде, его называли Правосуд, именно здесь началась разработка писаных законов для Руси. Ярославу приписывается создание древнейшего русского правового памятника - "Русская Правда" или "Устав Ярославля", который являлся сборником действующих законов и обычаев, также он упоминался в договорах Руси с Византией. "Русская Правда" была передана в Новгород в 1016 году и стала первым письменным кодексом законов - уголовным, гражданским и административным. Его основной темой были вопросы поддержания общественного порядка. Под руководством Ярослава был также создан Церковный Устав или Кормчая книга, основанный на византийском Номоканоне. Впервые в нем были различены понятия греха и преступления: все преступления являются грехом, но не все грехи - преступлениями.
Согласно отзыву летописи, великий князь Ярослав Мудрый был физически хромоног, но обладал добрым умом и проявлял храбрость на поле боя. Он был описан летописцем как человек с высоким интеллектом, разумными поступками и состраданием к малоимущим. В отличие от своего отца, который предпочитал веселые пиры, Ярослав жил скромной жизнью и его нрав был строгим. Он был известен своими знаниями богослужебных книг и имел большую личную библиотеку. Он считал книги источником мудрости. Кроме того, Ярослав был преданным в вере и осуществил похорону своих предшественников, Ярополка и Олега, с целью спасти их души. Он скончался 20 февраля 1054 года и был похоронен в Киевском Софийском соборе. Ярослав Мудрый произвел значительный вклад в процветание Киевской Руси и его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Он был супругом преподобной Ингигерды Олафовны и их семья включала их сыновей Илью, Владимира, Изяслава, Святослава, Всеволода, Вячеслава и Игоря, а также дочерей Анну, Анастасию и Елизавету.


Рецензии