Эссе для конкурса

Предисловие

Несколько лет назад я участвовал в конкурсе профессионального мастерства. Одним из заданий было написать эссе на тему: "Личность воспитывает личность". Я написал свое видение ответа на данную тему, однако, подготовка и участие в конкурсе - дело коллективное. Поэтому мое эссе выдержало несколько редактур. Здесь я хочу поделиться первоначальным вариантом, который, к слову, я считал утраченным. Приятного чтения.


История – это не наука о прошлом, а педагог – это не представитель услуг образования. Истину нельзя преподать в школе или институте, ее нельзя подать, как готовое блюдо. Тысячелетия истории человеческих цивилизаций показывают нам, чего может достичь человек: с одной стороны наш прогресс связан с военными достижениями, а с другой – достижения философии и науки подарили нам высокую продолжительность жизни, подарила высокий уровень жизни и доступность материальных благ, наличие досуга для творчества. Всего этого не было бы без образования, без воспитания личности, созидающей, творческой, нравственно ориентированной на добродетель милосердия, помощи, сочувствия. История состоит из атомов – человеческих личностей, занятых своим делом, ремеслом, помогающим жить и развиваться. Всю историю человечества сопровождает ценность труда, ценность созидания, ценность коллектива. Но эта ценность не витает в воздухе, она создается в семье, в школе, в ремесленной мастерской, в техникуме, в секции дополнительного образования, среди друзей. Все, чем мы пользуемся сегодня: от водопровода до смартфона – результат труда, результат развития человечества. Человечество – это не абстракция, это вуаль, за которой скрывается жизнь индивида: его мысли, чувства, его поступки, его творчество. Осколки культуры предшествующих эпох, материальные фрагменты духовного, мы находим, изучаем и делимся с неравнодушными к истории людьми.
   Педагог подобен священнику. У него нет ничего своего. Все уже было даровано свыше или изучено кем-то до него. Педагог только проводник, посредник между учеником, посетителем курса и миром науки. Педагог может дать душевную теплоту, оказать помощь и поддержку, дать совет, но он не сможет передать истину. Он может только указать путь и помочь идти, предостерегая от ошибок, помогая в трудностях. Скромность – важное качество педагога, рождающееся от понимания величия и могущества человеческого разума. Такое ощущение возникает при посещении музея, при созерцании предметов культуры и быта, мастерства, с которым эти предметы сделаны. Это сродни священному трепету слабого человека перед могущественным божеством.
   Не титул красит человека, а человек – титул. Личность, воспитанная в духе любви к Отечеству, любви к мировой культуре, к книге, к прекрасному слову способна воспитать личность, еще неокрепшую, не познавшую свой жизненный путь. Личность – это не аттестат, не диплом об образовании. О личности не свидетельствует паспорт. Личность рождается в человеке деятельном, в созидателе, благодарно и с почтением, относящимся к достижениям науки и искусства. Личность узнается по делам, как дерево узнается по плодам. Дурной человек не может создать прекрасного, не может считаться личностью.
  Моя работа в должности педагога-организатора школьного музея направлена на воспитание подрастающего поколения, развитию их личностных качеств. Воспитываю не только словом, но и примером. История Отечества, история Малой Родины полны примеров выдающихся личностей. О них необходимо знать, им необходимо подражать, на их примерах стоит учиться. За каждой исторической личностью стоят члены семьи, друзья и товарищи. Я не стану судить: личность я или нет. Пусть это решает те, кто умнее и опытнее меня. Могу сказать, что не мыслю себе жизни без семьи, без чтения или прослушивания музыки по вечерам после работы, без семейного времяпрепровождения, выходного досуга. Я не пониманию жизни без поэзии, без философии, без шедевров классической литературы. Мне важно, чтобы человек опирался на прошлое, дабы познавать настоящее и не вредил будущему. Этого невозможно осуществить без исторического образования, без знания и любви к культуре и истории Отечества и всего мира.
   Личность формируется в коллективе. Первый коллектив – семья, второй – работа, третий – друзья. На каждом жизненном этапе человек испытывает влияние коллектива. семья закладывает основные ценности и жизненные приоритеты. Родители создают фундамент будущей личности. Работа или школа помогает социализации человека, возможности реализации своих способностей и талантов. Друзья помогают не чувствовать себя одиноким, развивать способность к эмпатии, получать жизненный опыт на своих ошибках. Педагог, сохраняя субординацию, может выступить в качестве старшего товарища, в качестве наставника. Самое важное, о чем говорил и Лев Николаевич Толстой, мысли не должны расходиться с делами. Нельзя превращать педагогику в набор практик по воспитанию моральных людей аморальными. Главный метод педагогики должен заключаться в примере, а не технике. Человек в других людях и есть душа человека. Этому я стараюсь следовать сам, и это кредо я передаю своим воспитанникам во время занятий и во время встреч в свободное время. Только личность способна воспитать личность.

14.01.2020


Рецензии