Дневник

     Мама уходила медленно,но верно. Слабела физически, память цепко держала ее молодость, но не задерживалась на сиюминутном.
     Надо бы забрать маму в Москву, но своего жилья еще не было. А, мотать по съемным квартирам не хотелось.
     Приходилось чаще навещать, привозить лекарства или забирать в столицу на время обследования и отвозить обратно.
     Во время пребывания дочки женщина оживала.Они вместе гуляли, налаживался хоть какой-то режим дня. И говорили, говорили... Больше всего говорила мама. Ее воспоминания составляли главный интерес жизни теперь. Воспоминания были живыми, насыщенными точными подробностями ушедшей эпохи.

     - Тебе надо писать. Записывай все, что мне рассказываешь.

     - Да, а кому это надо?

     - Мне. Я столько не запомню. Внукам твоим и, возможно,правнукам.
 
     Я тогда не догадывалась о счастливой возможности поделиться ее впечатлениями и таким образом, опубликовав в Прозе.ру. Тогда у меня даже компьютера не было.

      - Мамочка, моя! Обещай, что к моему следующему приезду ты напишешь хоть немного из твоих рассказов.

      - Обещаю.

      Тетрадь была куплена и к ней несколько шариковых ручек.

     Мама сдержала слово.

     " Итак, я решилась. Но, не знаю, смогу ли вспомнить и донести так, как это было, но попробую.
     Я себя помню хорошо, когда меня отвели в первый класс, и в эту осень умер мой дедушка, который меня очень любил.
     Училась я на "5". Дома любила бывать в огороде, где росли огурцы, помидоры и др. А, вечером брала бабушкино пальто-салоп, укутывала себя в него с ногами и сидела под ракитами с соседями, слушала рассказы про старину и новости нашей деревенской жизни.
     Наша область, Курская, граничила с Украиной и много слов было общих:хата (дом), ракита ( ива), рушник ( полотенце) и т.д."

      Так мама повествовала. Она успела записать воспоминания  с 8 и до 20 лет.

      Что было примечательного в них?  Абсолютное счастье бытия, несмотря на лишения 30-х, 40-х, абсолютная вера в будущее, в справедливость руководства страны  ( это даже не бралось под сомнение), большое чувство общности, монолитность.
      То ли людей сплачивали общие трудности, а в последствии - общий враг?. Конечно, безусловно.
      Но, и та среда, в которой приходилось расти, способствовала этому. Не было боязни и закрытости, потому что отнять у них было нечего, а бояться некого.
      Они не входили в зону раздражения вождя, поэтому и не чувствовали его нрав. Жестокий и мстительный.
      Кто они, собственно говоря? Бывшие холопы, чуть приподнявшие голову.
      А большего им и не надо.


                Продолжение   следует.


Рецензии