Наши преподаватели. Цесарский И. Б

   
   На третьем курсе обучения, в 1976 году, у нас начался курс «Гидравлика».
Читал лекции и вел лабораторные Цесарский Иосиф Борисович. Хотя курс был всего один семестр, в отличие от фундаментальных Термеха или Сопромата, сам предмет и его преподаватель крепко отпечатались в памяти.

   Иосифу Борисовичу в те годы было под 50. Сказать, что он был привлекательным нельзя, не самое красивое лицо, оттопыренные уши. Однако, безупречный дресс-код, умные глаза – «буравчики», хорошая грамотная речь, чувство юмора, все это вызывало уважение к преподавателю. Цесарский прекрасно читал лекции, чувствовалось, что он любит свой предмет, и всеми силами старается посвятить нас в его таинства. Надо сказать, что ему это прекрасно удалось.

   На лекциях Иосиф Борисович успешно перемежал теоретические вопросы чисто практическими. Например, между делом, объяснил нам, что понятие «вантуз» относится в первую очередь к гидравлическому устройству в трубопроводах, и только потом к сантехническому инструменту, пробивающему засоры в кухнях и туалетах.
 
   Так же мимоходом рассказал, что в местах, где нет электричества, для подачи воды в дома и на участки применяется несложное, но хитроумное устройство - «гидротаран». Задал нам загадку, что хуже для потока жидкости, внезапное расширение или сужение трубопровода. Таких примеров гидравлических казусов наш преподаватель знал уйму и понемногу оделял нас ими, разумеется, не в ущерб основной тематике.
 
  На лекциях у него заскучать или уснуть было невозможно, всегда приходилось «крутить мозгами». Сюда еще следует добавить отличное чувство юмора Иосифа Борисовича, которое в лучшем виде оживляло занятия. Например, приводя случай неправильного применения законов гидравлики, он мог выдать тираду:

- Ребята захотели на кривой объехать известное правило гидравлики, и оказались сурово наказаны этим правилом…-

   При этом Цесарский подмигивал аудитории, и строил соответствующую мину. Это действовало на нас куда более эффективно, чем занудный разбор действий нарушителей. Впрочем, разбор в дальнейшем тоже имел место.

   Как-то раз преподаватель с ноткой грусти пожаловался на лекции:

- В космос запускаем ракеты, рассчитываем движения планет и светил, а создать законы прогнозирующие поведение океанов, морей, да, что там морей, рек и речушек не умеем. Вот где нива непаханая…-
 
   Лекции Иосифа Борисовича имели характер интерактивного диалога «преподаватель-студенты», и это при том, что мы успевали вести конспект, задавать вопросы, оперативно получать ответы. На лекции Цессарского мы ходили с удовольствием, не теряли при этом работоспособность, не особенно уставая за эти два часа.

   Уже в средине семестра Иосиф Борисович знал нас всех как «облупленных», и мог обращаться в процессе занятий к каждому из нас, зная, кто чем «дышит».
 
   Учился у нас студент К., который не особо утруждал себя изучением инженерных наук, зато искал подходы к преподавателям. (О нем уже упоминалось здесь http://proza.ru/2024/02/10/1612). Цесарский быстро его «раскусил», и держал на дистанции. А иногда, приводил персону К в качестве примера. Причем, не самого лучшего.

   Как то, выговаривая нам, за слабое проведение лабораторной работы, увы, редко, но случалось и такое, Цесарский саркастически изрек:

- Один у вас в группе умный человек, и тот К!-

  В другой раз, когда К начал вести «подготовку» к экзамену и на лекции «катнул пробный шар»:

-Иосиф Борисович, ну если я напрягу все свои силы, я же смогу заработать у Вас на экзамене «хорошо»?-

   Цесарский тут же, с усмешкой ответил:

- Вот мы с вами обо всем и договорились!-

   Аудитория, зная «способности» К рассмеялась. Естественно, на экзамене К такой ход не помог, он получил свой стандартный «уд», да и то, благодаря доброжелательному характеру Цесарского.

   Остальные сдали экзамен ожидаемо хорошо, преподаватель видел, что мы работаем, не ленимся и с интересом постигаем предмет.
 
   В итоге у нас остались в памяти самые добрые воспоминания и о курсе «Гидравлика», и об интересном, незаурядном преподавателе.   


Рецензии