Бессмертный полк. Борзаков Н. С

Борзаков Николай Спиридонович,
1914 года рождения.  Капитан. Летчик. Преподаватель Арзамасского  стрелково-минометного училища.
 
Когда-то Николай Спиридонович  Борзаков на встрече с учащимися Красноармейской  школы  сказал, что его сокровенная мечта юности  стать летчиком исполнилась, но быть летчиком  долго не  случилось – грянула война и вскоре - тяжелое ранение. А начиналось все в далеком 1933 году. В совхозе «Красноармейский»  в первые годы его создания  образовалась комсомольская организация, в которую входило более 50 юношей и девушек. Николай был ее  секретарем.
     Николай 15-летним юношей еще в 1928 году работал в слесарной  мастерской, сначала учеником, потом самостоятельным рабочим. Любовь к технике жила в нем с юных лет. В 1930 году окончил  курсы трактористов.
     В эти годы по всей стране  активно работали аэроклубы, был такой и в Воронеже. Комсомольцы собрались и решили  создать свой аэроклуб. Задора и настойчивости молодым не занимать! И они добились, конечно, не без помощи директора совхоза, парторганизации.  Аэроклуб начал свою работу. Зимой 1935 года проводились теоретические занятия, которые проводили три  инструктора, а руководил курсами Лошкарев - запомнил его фамилию Николай Спиридонович.
  Будущие пилоты  усердно занимались теорией и с нетерпением ожидали прилет самолета. В центральном отделении совхоза, недалеко от склада ГСМ в сторону МТФ («Восход»), располагалась взлетная полоса. Комсомольцы-курсанты выровняли ее и построили ангар для самолета.
       И вот в один из весенних дней прилетел долгожданный двукрылый  учебный самолет. Рядом с ним собрались  и стар и млад. Кто-то подходил близко, гладил ладонью по фюзеляжу, по крыльям, а кому-то хотелось покрутить пропеллер. Да что говорить! Трактор в ту пору был  в диковинку, старики иногда, встречаясь с ним, крестились. А девчата! У них сердце замирало от мысли, что и они смогут летать. Летать курсанты учились рано по утрам с восходом солнца, днем работали. Лучших курсантов отобрали для дальнейшей учебы в Воронеж и в Борисо-глебск. Николай Борзаков прошел обучение  в Борисоглебске, и  в 1936 году стал старшим летчиком.
    Первый день войны, 22 июня 1941 года, он встретил под городом Львовом   командиром  звена в 164 авиационном полку 12 авиадивизии. Рано утром в этот день летчики были на аэродроме, они еще не знали, что началась война. Над аэродромом появились немецкие бомбардировщики и стали бомбить аэродром,  его сооружения  и самолеты. Николаю удалось быстро сесть в самолет, и истребитель набрал высоту. Тут он увидел, что под ним – немецкий бомбардировщик. Атака  – и самолет фашистов горящим факелом пошел вниз. Присоеденились наши самолеты, скоротечный бой закончился, уцелевшие немецкие самолеты спешно ушли за горизонт.
    22 успешных боя провел летчик Николай Борзаков. В одном из них он был тежело ранен, и летная  судьба его закончилась. После госпиталя он работал преподавателем в Арзамасском стрелково-минометном полку , обучал воинскому делу курсантов. Ниже представлена выписка из наградного листа на капитана Борзакова Н.С

 

  Командир училища полковник Мартанус представил Н.С. Борзакова к на-граждению медалью «За отвагу», но высшее командование наградит его орденом Отечественной войны II степени. А в 1985 году Николай Спиридонович  получит орден Отечественной войны 1 степени, в честь 40-летнего юбилея Победы.


Рецензии