Найти в себе силы жить

"Никогда не отчаивайся. Чтобы не случилось, как бы тяжело не было, помни - нужно сделать шаг и ещё раз шаг".

Я не помню, кто автор этой цитаты, но именно, так пришлось мне делать, когда я столкнулась вплотную с ситуацией, возникшей не по моей вине.

Это был 2022 год. СВО. Мариуполь, подвал, затем очень холодная квартира...и никакого просвета...

Связи нет ни с кем, запас продуктов ограничен. Готовим на костре. Нет лекарств ни от давления ни от боли в спине, ноге...вообще ни от чего.

Город разбитый, все горит, гарь повсюду, копоть. И беспросветный холод, темнота..
Мы не знали жива ли наша дочь. Что с внуком?!  Где он сейчас?! Ничего не знали, живём в неведении.
Одни вопросы, ответов не было.

У меня было впервые такое состояние, что я не живу и не умираю...
И чего бы мне хотелось?!
Вы не поверите - отмучиться и всё!
Никакого оптимизма, и это от меня?!
Да! Было такое!

Но рядом оказались люди, которые помогли измениться, поверить, что будущее есть и в нашем горьком состоянии.

Прежде всего, это стало возможным, когда в город пришла российская армия.
С ее приходом появилась возможность на лучшую жизнь.
И она более-менее начала действительно меняться в лучшую сторону.

Несмотря на бои жизнь продолжалась.
Лежать нельзя ни в коем случае, замёрзнешь, надо шевелиться.
И многие одинокие люди замерзали в холодных квартирах.

Некоторые соседи объединялись, так легче выжить.
И держаться гуртом, компанией, это прежде всего.
Около костра люди согреваясь немного, улыбались, делились шутками, новостями.
Жизнь налаживалась понемногу.

Мой муж мучился с подагрой.
И по ступеням ходить ему было тяжело, но он как-то себя пересилил, приспособился спускаться к костру.
Разжигал его, поддерживал огонь, пока другие не подойдут.

Пусть мы ели одно и тоже три раза в день, ежедневно, понемногу, но ели!
Я называла это блюдо - рагу.

Часть листа капустного, лук, часть моркови, картошка.
Добавляли макароны, заливали водой и ставили на костер.

И даже пили чай с пакетика на двоих, не выкидывая его, оставляли на всякий случай.
Воду берегли, это был дефицит.

Хлеба не было, откуда ему взяться.
Я очень пожалела, что не на сушила сухарей, они должны быть постоянно.

Некоторые пробовали на костре испечь оладьи, муж тоже пробовал, но получались не очень. Но если ничего нет, это тоже можно есть.

Место для костра обычное: кирпичи, на них лежит сетка из старого холодильника.
На нее ставили кастрюли, котелки, кружки.
Под сеткой пламя от дровишек, желательно сухих, чтобы не коптели и горели.
Жизнь продолжается.

Во время обхода российских солдат поквартирно, к нам зашли несколько солдат.
Прошлись по квартире, и в комнату где лежала я зашёл солдат лет 22 с автоматом и спросил:

- Бабушка, как себя чувствуете?
Ничуть его не испугавшись, я ответила:
- Уже чуточку лучше. Врач из госпиталя помог, дал таблетки, вот пью и благодарю.

- Еда у вас есть? Вы заглядывайте каждый день к госпиталю, там привозят еду раненым солдатам, когда остаётся, её раздают всем желающим. По порции в одни руки.

По его совету мой муж стал ходить утром к госпиталю, там действительно раздавали кашу и воду. Иногда нам выпадала одна порция на двоих.
Это, конечно  было мало, но лучше , чем ничего.
А главное выстоять очередь за водой.

 Солдат при обходе сказал, что он с Луганской области и скучает по своим родным.
Пришлось идти воевать за лучшую жизнь.
А дома ждут родные.

Я посмотрела на него и подумала, а разве ему легко?
Он с автоматом воюет, не на диване лежит. Воюет за свою семью, за себя, за лучшее будущее.

И никогда не забуду: стук в дверь, появляется моя соседка Света. У неё на тарелке жареная рыба - хек.

- Тетя Тоня, а я вам рыбу принесла!
С Леной удалось пожарить на костре! Попробуйте!
Её нам дали на всех мороженую, прямо насыпали в большой пакет! Это гуманитарная помощь от русских!

Я поблагодарила за рыбу, а от нее запахло дымком от костра! Вспомнила свои походы, горы, гитара, песни.
И мне захотелось есть! Я ничего не ела вкуснее, чем этот хек с костра!

И потом помаленьку как-то оживилась, после чая вообще жизнь показалась не такой уж и плохой!

С теплом, когда стало всё оживать, я тоже вместе с весной стала радоваться жизни!

И однажды, мне муж принёс одуванчики, которые стали появляться возле нашего дома!

Слава Богу, Весна, Тепло и Жизнь!

(Мои воспоминания о СВО в городе Мариуполе.)

24 февраля уже будет два года , как началась военная операция.

Она продолжается до сих пор.
Город Мариуполь восстанавливается из руин и его уже не узнать!

Это будет прекрасный светлый,  мирный город Мариуполь!


Рецензии