Тайна Черного принца

14 ноября 1854 года у берегов Крыма разыгрался невиданной силы ураган, погибли 39 английских, французских и турецких кораблей. Среди них был и британский железный парусно-винтовой транспорт «Принс» (HMS Prince), непонятным образом в России превратившийся в «Черного принца» (“Black Prince”).
В это время между Российской империей и коалицией в составе Британской империи, Франции, Османской империи и Сардинского королевства разразился глобальный военный конфликт (1853-1856 гг.), получивший в России наименование «Восточная», а позднее «Крымская война». Хотя военные действия велись на многих театрах, наибольший размах они приобрели в Крыму.
Приближалась зима и британские войска в Крыму остро нуждались в теплой одежде, поэтому на приобретенном Британским Адмиралтейством у одной из судоходных компаний транспорте «Принс» 1853 года постройки долгожданный груз отправили в крымский порт Балаклава.
8 ноября 1854 года «Принс» прибыл в Балаклавскую бухту. Ураган 14 ноября сорвал судно с двух якорей и выбросил на прибрежные скалы, где оно разломилось на несколько частей, которые затонули на глубине в несколько десятков метров. Из находившихся на борту 150 человек спаслось только шесть. Британская армия в Крыму осталась без теплой одежды.
Вскоре начали распространяться слухи, что на борту «Принса» находилось огромное количество серебряных монет и 200 000 фунтов стерлингов золотом, предназначенных для выплаты жалования британским войскам.
Официальное подтверждение этому так никогда и не появилось. А вот по данным газеты «Иллюстрейтид Лондон Ньюс» от 16 декабря 1854 года на «Принсе» отправили 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16 000 простынь, 3750 одеял, спальных мешков — 150 000 штук, шерстяных рубашек — 100 000, фланелевых кальсон — 90 000 пар, около 40 000 одеял и 40 000 непромокаемых шапок, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог. Кроме того, на борту находились медикаменты и другое имущество. Как видите, никакого упоминания о золоте нет.
Как это часто случается, отсутствие официальных подтверждений только добавило уверенности всякого рода искателям сокровищ: «если молчат, значит есть, что скрывать». Потому, начиная с 1870-х годов, а по некоторым сведениям и раньше, сокровища «Черного Принца» искали немецкие, французские, норвежские и итальянские экспедиции. Подводные работы осложнялись значительными глубинами и несовершенством водолазного оборудования тех времен. Были обнаружены несколько затонувших судов, но убедительных доказательств, что среди них находился и так называемый «Черный принц» не было, как не было и признаков сокровищ. Интересно отметить, что в поисках золота никогда не участвовали англичане, что косвенным образом свидетельствует о том, что на борту судна ценностей не было.
В конце-концов, Министерство торговли и промышленности России стало отказывать всякого рода «золотоискателям» в выдаче разрешений на проведение работ, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты стесняют деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя.
Интерес к «Черному принцу» возродился в первой половине 1920-х годов, когда разрушенная чередой войн и революций экономика Страны Советов искала любые возможности укрепить свои финансы, иногда попадая на удочку всякого рода прожектеров и аферистов.
Еще с 1908 года поиском сокровищ Балаклавской бухты пытался заняться инженер B.C. Языков. В начале 1923 года ему удалось заинтересовать своими идеями ОГПУ и для поиска «Принца» при этой структуре была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Поиски погибшего транспорта продолжались несколько лет и обошлись в 70 000 рублей золотом. При этом применялась специально построенная на одном из заводов Москвы глубоководная камера, оборудованная прожектором, иллюминаторами и манипулятором. Были обнаружены обломки железного корпуса и паровой котел судна, предположительно «Принца», хотя абсолютной уверенности в этом не было.
Пароход был раздавлен обломками скал и погребен под ними и слоем грунта. Чтобы получить доступ к останкам судна и приступить к поискам золота, потребовалось бы удалить тысячи кубометров грунта и скальных пород. Это требовало огромных затрат.
В это время на сцену вышла японская фирма «Синкай Когиоесио лимитед», предложившая сдать ей в концессию поиск золота «Принца». Фирма обязывалась возместить все затраты, понесенные Советской Республикой при розыске «Принца», ознакомить советских специалистов со своей водолазным снаряжением и после окончания подводных работ оборудование, использовавшееся фирмой, передать ЭПРОНу. Поднятое золото предлагалось разделить между ЭПРОНом и фирмой в соотношении 60 и 40 процентов.
Получив согласие советских властей, летом 1926 года японцы выполнили огромный объем подводных работ - подорвали и удалили обломки скал, промыли и просеяли через специальное сито тысячи тонн песка. Достигнутый результат был ничтожным - было найдено только 7 английских, французских и турецких монет. Затратив на поиски сумму, эквивалентную 300 тыс. рублей, японцы прекратили работы. При закрытии концессии они честно выполнили условия договора, передав ЭПРОНу оборудование и четыре из семи найденных монет. На этом поиски золота «Принца» закончились.
Обломки настоящего HMS Prince были найдены лишь в 2010 году экспедицией Национальной академии наук Украины.
А вот ЭПРОН превратилась в мощную аварийно-спасательную и судоподъемную организацию. Ее прямой наследницей является современная Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России (СПАСР ВМФ России).


Рецензии